Образ ученика и учителя инновационной школы

Многие образовательные учреждения в той или иной степени работают в инновационном режиме. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что педагоги недостаточно готовы к при­нятию и реализации нововведений — это значительно снижает результативность вводимых в образовательный процесс новшеств.

Проведенные исследования (Н. Ю. Посталюк) показали, что феномен готовности к нововведениям представляет такое лично­стное проявление творческого стиля деятельности педагога, в ко­тором своеобразно сочетаются антиконформизм интеллекта, лич­ностная направленность (стремление, потребность реализовать новые педагогические идеи), практические умения осуществлять новые способы и формы профессиональной деятельности. Этот аспект творческой педагогической деятельности можно условно назвать «вторичным творчеством», без которого, конечно, не может быть в полной мере реализовано творчество «первичное» (идея, проект, теоретическое решение проблемы).

Обобщенные планируемые образовательные результаты обуче­ния обозначим в виде образа ученика школы личностной ориен­тации — инновационной по отношению к массовой школе. Такой ученик характеризуется следующими параметрами:

- знает свои индивидуальные особенности, черты характера, наиболее оптимальные темпы и формы занятий каждым из учеб­ных предметов;

- имеет опыт реализации своих наиболее творческих способно­стей в форме выполнения и защиты творческих работ, проведе­ния конкурсов, праздников, олимпиад и т.д.;

- осознает и умеет пояснить свои цели занятий тем или иным предметом, отчетливо понимая, зачем он ходит в школу и в чем себя реализует;

- умеет поставить учебную цель в заданной области знаний или деятельности; составить план ее достижения; выполнить план, ис­ходя из своих индивидуальных особенностей; получить и осознать свой результат; сравнить его с аналогичными результатами одно­классников; произвести рефлексию и самооценку своей деятель­ности;

- имеет личностное понимание смысла каждого из изучаемых предметов; владеет базовыми знаниями, умениями и навыками; ориентируется в основных учебных предметах, проблемах соот­ветствующих наук и искусств;

- имеет личностные результаты образования, отличающиеся от федеральных и региональных образовательных стандартов глуби­ной, тематикой, наличием мнения, отличного от общепринятого;

- способен обозначить свое понимание (или непонимание) по любым возникающим вопросам; умеет понять и оценить иную точку зрения, вести диалог или спор;

- является носителем культурных норм и традиций, прожитых и усвоенных им; умеет аргументировать свои знания и получен­ные результаты;

- умеет определять свои действия в ситуациях выбора; обладает раскованностью мыслей, чувств и движений, одновременно уме­ет выдерживать нормы поведения, которые задаются в школе и (или) семье;

- имеет достойную цель в жизни, умеет выстроить свои даль­нейшие планы обучения на перспективу.

Из приведенного выше образа ученика следуют требования к профессиональным качествам учителя-инноватора личностно ориентированной школы, который:

1)диагностирует индивидуальный личностный потенциал уче­ников;

2)выявляет личностные особенности учеников в каждой кон­кретной образовательной области;

3)уточняет фундаментальные образовательные объекты, свя­занные с ними проблемы и другие элементы образовательной программы личностно ориентированного типа;

4)отбирает культурные аналоги предполагаемым и уже проде­монстрированным продуктам ученической образовательной дея­тельности;

5)обеспечивает реализацию индивидуального набора личност­ных качеств и ролей каждого ученика в обучении;

6) организует и отслеживает технологию движения учеников по их индивидуальным образовательным траекториям;

7) фиксирует изменения в личностных качествах учеников и степень реализации их внутреннего потенциала, а также внешнюю образовательную продукцию учащихся (портфолио).

Чтобы обладать необходимыми личностно-профессиональными качествами, требуется специальная подготовка. По мнению В.А.Сластёнина[88], формирование готовности учителя к иннова­ционной деятельности предусматривает:

- сознательный анализ на основе мотивов и диспозиций педа­гогической деятельности;

- критическое отношение к педагогическим нормативам;

- рефлексию и построение системы смыслов (смыслотворчество);

- открытость среде и профессиональным новшествам;

- творчески преобразующее отношение к миру, выход за пре­делы нормативной заданное™;

- стремление к самореализации, воплощению в профессио­нальной деятельности своих намерений и образа жизни;

- субъективирование элементов содержания в личностно-смысловое содержание, т. е. наделение личностным смыслом.

Как видим, для участия в педагогических нововведениях учи­тель должен приобрести опыт выявления и формирования субъект­ного опыта организации инновационной педагогической деятель­ности. По мнению И. И. Цыркуна, максимальную креативность пе­дагог приобретает в позиции инноватора при реализации иннова­ционной модели предписания, предполагающей следующие пра­вила: самодиагностику; изучение реального процесса обучения; описание и объяснение явлений; выявление инновационной про­блемы; проектирование нового курса обучения; конструирование нового курса обучения; составление программы и сценария по его осуществлению; экспериментирование и оценку эффективно­сти нововведения; защиту и распространение нововведения[89].

Подготовка будущего учителя к инновационной деятельности

Одним из недостатков педагогики высшей школы является то, что процесс становления будущего учителя не моделирует струк­туру инновационной деятельности. Целенаправленного изучения педагогической инноватики в действующих образовательных стан­дартах высшего профессионального образования не предусмотре­но. Студентов педвузов в лучшем случае ориентируют на творче­ский подход к передовому педагогическому опыту, что позволяет им понимать его идею, а не технику, выделять признаки всеоб­щего, особенного и единичного[90]. Такое положение дел не способ­ствует развитию инновационного образования. Поэтому возникла необходимость в специальной системе подготовки будущих учи­телей к работе в школе через их ориентацию на инновационную деятельность уже на стадии вузовской подготовки.

С целью подготовки будущих педагогов к инновационной дея­тельности ведется много исследований[91], разрабатываются специ­альные курсы педагогики[92], методика решения инновационных задач[93].

В.А.Сластёнин и Л.С.Подымова предлагают следующую по­следовательность подготовки будущего учителя к инновационной деятельности.

I этап — развитие творческой индивидуальности учителя, формирование у студентов способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи, а так­же развитие общей технологии творческого поиска: самостоятель­ный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуа­цию, видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта, определение структуры объекта, видение альтернативы решения или его способа, комбинирование ранее усвоенных спо­собов деятельности с новыми применительно к возникшей про­блеме, развитие критичности мышления.

II этап — овладение основами методологии научного позна­ния, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику. Студенты знакомятся с социальными и научными пред­посылками возникновения инновационной педагогики, ее основ­ными понятиями, творчески интерпретируют альтернативные подходы к организации школы, изучают основные источники развития альтернативной школы, знакомятся с различными ти­пами инновационных учебных заведений и т.д.

III этап — освоение технологии инновационной деятельно­сти. Студенты знакомятся с методикой составления авторской про­граммы, этапами экспериментальной работы в школе, участвуют в создании авторской программы, анализируют и прогнозируют дальнейшее развитие новшества, трудности внедрения.

IV этап — практическая работа на экспериментальной пло­щадке по введению новшества в педагогический процесс, осуще­ствление коррекции, отслеживание результатов эксперимента, са­моанализ профессиональной деятельности. На этом этапе форми­руется инновационная позиция учителя как система его взглядов и установок в отношении новшества.

Таким образом, данное построение учебного процесса способ­ствует разрешению проблемы подготовки будущего учителя к ин­новационной педагогической деятельности.

Для обеспечения инновационных процессов необходима под­готовка учителей в рамках самой школы. Эту задачу ставят почти все инновационные школы. Например, в школе-гимназии № 121 г. Казани разработана схема профессионального роста учителя для опытно-экспериментальной работы, в основе которой лежит идея личностно ориентированного преподавания.

Схема профессионального роста учителя в этой школе включа­ет следующие этапы:

- научно-педагогическую подготовку;

- анализ собственного методического опыта;

- выдвижение идей по совершенствованию;

- конструирование нового опыта;

- апробацию;

- внедрение в практику.

В течение учебного года учитель работает над индивидуальной методической темой, находит ее решение на дидактическом уров­не, приобретает навыки переконструирования программного ма­териала в соответствии с выбранной технологией обучения, овла­девает различными диагностиками.

Для учителя в современной школе есть две альтернативы: быть инновационно-ориентированным педагогом или консерватором. Если учитель привыкает без раздумий принимать к буквальному исполнению все, что ему рекомендуют и предлагают, его иннова­ционные способности постепенно угасают. Стандартизация пове­дения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные пред­писания. В сознании накапливается все больше готовых образцов педагогической деятельности. Это помогает ему адаптироваться в педагогическом сообществе, но при этом снижается его твор­ческий уровень и инновационный потенциал. В каком направле­нии будут развиваться учителя, во многом зависит от их руково­дителя.


Наши рекомендации