Прогноз пожароопасной обстановки на текущий год

Долгосрочный прогноз циклических чрезвычайных ситуаций, обусловленных природными пожарами на территории Свердловской области, готовится на основе прогноза аномалии средней месячной температуры воздуха и осадков на территории Свердловской области на вегетационный период. На основании приказа МЧС России от 31.12.2002 г №632 и методическими рекомендациями по организации взаимодействия центров мониторинга и прогнозирования ЧС регионального и территориального уровня, утвержденными Первым заместителем министра МЧС России 31.12.2004 г., прогноз на пожароопасный период представляется в ЦУКС УРЦ МЧС России до 25 марта каждого года.

На территории Свердловской области в 2015 году было зарегистрировано 274 лесных пожара на общей площади 1994,89 га. За аналогичный период 2014 года возникло 557 очагов природных пожаров на площади 3933,37 га.

Распределение показателей лесопожарной обстановки по категориям земель Свердловской области представлено в Таблице 1.

Таблица 1

Распределение показателей лесопожарной обстановки по категориям земель Свердловской области

№ п/п Наименование категории земель Количество пожаров Площадь пожаров, га
Земли населенных пунктов 184,53
Земли лесного фонда 1036,59
Земли иных категорий 773,77

В 2015 году показатели лесопожарной обстановки были ниже среднемноголетних значений на 76% по количеству пожаров и 95% по площади (среднемноголетние значения - 1141 возгорание, 39 440 га).

Крупные пожары на территории Свердловской области в 2015 году не зарегистрированы.

Наибольшее количество лесных пожаров зарегистрировано в лесах Каменского городского округа - 27 пожаров, Тавдинского городского округа - 23 пожара, Режевского городского округа - 17 пожаров, муниципального образования город Алапаевск - 17 пожаров.

По площади, пройденной пожарами, наиболее горимыми были леса Сосьвинского городского округа - 324,62 га, Тавдинского городского округа – 254,6 га, Каменского городского округа - 217,1 га.

Прогноз пожароопасной обстановки на текущий год - student2.ru Рисунок 1. Количество пожаров по годам.

Прогноз пожароопасной обстановки на текущий год - student2.ru Рисунок 2. Площадь пожаров по годам.

По управленческим округам наибольшее количество пожаров зарегистрировано в Восточном управленческом округе – 128 возгораний на площади 888,79 га, наименьшее - в Западном управленческом округе - 11 возгораний на площади 27,72 га.

Крупные и торфяные пожары на территории Свердловской области в 2015 году не зарегистрированы.

Причинами возникновения лесных пожаров 2015 года явились:

- в 94 случаях - по вине населения;

- в 4 случаях - по вине лесозаготовителей;

- в 4 случаях - от грозовой деятельности;

- в 13 случаях – от выжигания травы;

- в 1 случае - от возгорания вдоль железной дороги;

- в 146 случаях - по неустановленной причине;

- в 12 случаях - от иных категорий.

Ущерб, причиненный лесам от пожаров, в 2015 году составил 7766,5 тыс. рублей. В течение пожароопасного периода сгорело и повреждено 1774,5 м3 лесных насаждений, погибло 42,8 га молодых деревьев.

В течение всего пожароопасного периода крупных пожаров не зарегистрировано.

В 2014 году первый лесной пожар зарегистрирован 20 апреля (Сысертский ГО).Увеличение количества пожаров началось с 10 мая 2014 года до 10 пожаров в сутки. В 2014 году пик пожарной активности наблюдался 13 мая 2014 года, когда за сутки возникло 49 природных пожаров. С 20 мая 2014 года было понижение количества пожаров до 5 пожаров в сутки. С 3 июня 2014 года было увеличение количества пожаров до 25 пожаров в сутки. С 11 июня 2014 года началось уменьшение количества пожаров от 1 до 0 пожаров в сутки.

В 2015 году первый лесной пожар зарегистрирован 16 апреля (ГО Первоуральск).Увеличение количества пожаров началось с 29 апреля, когда за сутки зарегистрировано 16 пожаров.В 2015 году пик пожарной опасности наблюдался 30 апреля, когда за сутки возникло 24 природных пожара.С 15 мая начался спад природных пожаров с 11 до 6.

Количество лесных пожаров ликвидированных в день обнаружения составляет 89%, что выше уровня прошлого года на 9%.

1.3. Организация планирования и проведения мероприятий пожарной безопасности в пожароопасный период на территории Свердловской области

На территории Свердловской области при подготовке к пожароопасному сезону 2016 года спланировано проведение превентивных мероприятий по предупреждению распространения природных пожаров и возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в Свердловской области создана областная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности (постановление Правительства Свердловской области от 25.03.2004 года №201-ПП).

На 25 февраля 2016 года спланировано заседание КЧС и ОПБ Правительства Свердловской области с рассмотрением о ходе подготовки к пожароопасному периоду 2016 года. Заседания КЧС и ОПБ муниципальных образований будет осуществлено до начала пожароопасного периода.

В целях организации мероприятий по уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами, своевременного принятия мер по предупреждению, ликвидации и сокращению последствий чрезвычайных ситуаций, организации защиты населенных пунктов и объектов экономики от природных пожаров, обеспечения безопасности населения и территорий подготовлен проект приказа Главного управления МЧС России по Свердловской области «Об организации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами на территории Свердловской области в 2016 году», регламентирующий работу структурных и подчиненных подразделений Главного управления МЧС России по Свердловской области по подготовке к пожароопасному периоду 2016 года.

Распоряжением Правительства Свердловской области от 12.11.2015 г. №1200-РП «Об обеспечении пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории Свердловской области, в 2015 году» определены задачи исполнительным органам государственной власти Свердловской области, территориальными органами федеральных органов государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления Свердловской области, а также руководителям федеральных государственных учреждений особо охраняемых природных территорий.

Разработаны и утверждены в соответствии с действующим законодательством 31 план тушения лесных пожаров на землях лесного фонда (по количеству лесничеств), предусматривающих привлечение арендаторов лесных участков, а также сторонних организаций и подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению лесных пожаров в случае возникновения чрезвычайной ситуации и недостатке штатных сил специализированного государственного учреждения Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов».

На основании указанных планов, а также 3 планов тушения лесных пожаров на особоохраняемых природных территориях федерального значения и 4 планов тушения лесных пожаров на землях обороны разработан Сводный план тушения лесных пожаров Свердловской области на 2016 год (планируемая дата утверждения 20.03.2016 года).

На текущий момент Сводный план прошел согласование в Департаменте лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, в федеральном бюджетном учреждении «Авиалесоохрана».

Кроме того, подготовлены и приняты следующие нормативно-правовые акты:

- Органами местного самоуправления Свердловской области оформлены паспорта пожарной безопасности населенных пунктов подверженных угрозе лесных пожаров.

- Положение о территориальной системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций разработано и утверждено.

- Организация работы функциональной подсистемы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера на территории Свердловской области осуществляется отделом мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций ФГКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Свердловской области» посредством информационного взаимодействия с органами повседневного управления территориальных звеньев функциональных подсистем РСЧС в соответствии с заключёнными соглашениями об обмене информацией.

Распоряжением (перечнем поручений) Председателя Правительства Свердловской области будет создан межведомственный оперативный штаб Правительства Свердловской области по реагированию на предпосылки и возникновение чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами, в который войдут представители следующих организаций:

- Главное управление МЧС России по Свердловской области;

- Департамент лесного хозяйства Свердловской области;

- Департамент общественной безопасности Свердловской области;

- Главное управление МВД России по Свердловской области;

- Министерство транспорта и связи Свердловской области;

- ФГБУ «Уральское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»;

- СОГУ «Автохозяйство Правительства Свердловской области»;

- Свердловская железная дорога – филиал ОАО «РЖД»;

- ГКУ СО «ТЦМ»;

- Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УрФО;

- Филиал «Свердловэнерго» ОАО «МРСК-Урала»;

- ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург»;

- ГКУ СО «Управление автомобильных дорог»;

- ГУФСИН России по СО;

- Департамент лесного хозяйства по УрФО;

- Военная прокуратура Екатеринбургского гарнизона;

- Военная прокуратура Еланского гарнизона.

Межведомственные комиссии на уровне муниципальных образований будут созданы на основе КЧС и ОПБ муниципальных образований.

Спланированы предупредительные инженерно-технические мероприятия, меры защиты и другие профилактические работы, организовано их выполнение.

В соответствии с распоряжением Правительства Свердловской области от 12.11.2015 года №1200-РП «Об обеспечении пожарной безопасности в лесах, расположенных на территории Свердловской области, в 2015 году» Департаментом лесного хозяйства разработан и утвержден План мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в лесах. В рамках указанного плана проводится всесторонняя подготовка к пожароопасному периоду текущего года.

Актуализация паспортов населенных пунктов, а также садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, детских оздоровительных лагерей, критически важных объектов и объектов экономики, граничащих с лесными насаждениями будет осуществлена до 01.05.2016 года.

Проверки противопожарного состояния населенных пунктов, а также садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, детских оздоровительных лагерей, критически важных объектов и объектов экономики, граничащих с лесными насаждениями, проводятся на территории Свердловской области ежегодно, до наступления пожароопасного периода. Данная работа организуется при поступлении в Главное управление соответствующих приказов (распоряжений) министерства или Правительства Российской Федерации.

Так, в 2015 году данная работа была организована на основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 09 февраля 2015 года №АХ-П4-733 , а также указания №43-610-19 от 16.02.2015 года. Главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору генерал-лейтенанта внутренней службы Б.А. Борзова. По итогам проведенной работы все объекты и населенные пункты были подвергнуты проверкам.

В соответствии с планом плановых проверок на 2016 год предусмотрено проведение проверок 16 муниципальных образований в Свердловской области, а в случае поручения Правительства РФ будут организованы внеплановые проверки.

Одновременно с проверками за соблюдением требований пожарной безопасности в 2016 году будет организована работа по подготовке органами местного самоуправления, председателями садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан паспортов пожарной безопасности, в ходе которой Главным управлением МЧС России по Свердловской области будет осуществляться контроль за результатами проводимой работы, а также анализ подготовленных и представленных паспортов пожарной безопасности.

При проведении проверок населенных пунктов соответствию требованиям пожарной безопасности территориальными органами надзорной деятельности ГУ МЧС России по Свердловской области будут учитываться следующие показатели:

1. Противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяжённости участка (ов) границы населённого пункта с лесным участком;

2. Минерализованная полоса установленной ширины на всей протяжённости участка (ов) границы населённого пункта с лесным участком;

3. Организация своевременной очистки территории населенного пункта и минерализованной полосы от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.;

4. Исправная звуковая система оповещения населения о чрезвычайной ситуации;

5. Исправная телефонная или радиосвязь для сообщения о пожаре;

6. Естественные и искусственные водоемы, используемые для целей наружного пожаротушения, отвечающие установленным требованиям пожарной безопасности;

7. Источники наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, реки, озера, пруды, бассейны, градирни и т.п.), отвечающие установленным требованиям пожарной безопасности, расположенные в пределах 500 м от любого строения населенного пункта;

8. Подъезды по дорогам с твердым покрытием к источникам противопожарного водоснабжения, жилым зданиям и прочим строениям;

9. Площадки (пирсы) у всех источников противопожарного водоснабжения, отвечающие требованиям по установке на них пожарных автомобилей для забора воды для целей пожаротушения;

10. Пожарные гидранты, отвечающие установленным требованиям пожарной безопасности и прошедшие проверку работоспособности к климатическому сроку начала пожароопасного сезона;

11. Указатели пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним;

12. Исправное наружное освещение в темное время суток территории населенного пункта;

13. Добровольное пожарное формирование;

14. Первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь (ранцевые огнетушители, мотопомпы, спецмаски, краги, топоры, лопаты багры и т.п.) для привлекаемых к тушению пожаров добровольных формирований;

15. Муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок подготовки населенного пункта к пожароопасному сезону и привлечения населения (работников организаций) для тушения лесных пожаров;

16. Включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий населенного пункта;

17. Подъездная автомобильная дорога, соответствующая установленным требованиям;

ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Свердловской области» в рамках подготовки к пожароопасному периоду 2016 года запланировано провести 34 тренировки с ЕДДС муниципальных образований Свердловской области:

1. ЕДДС Артемовского ГО;

2. ЕДДС Белоярского ГО;

3. ЕДДС Березовского ГО;

4. ЕДДС ГО Верхняя Пышма;

5. ЕДДС Горноуральского ГО;

6. ЕДДС Камышловского ГО;

7. ЕДДС Камышловского МР;

8. ЕДДС Кировградского ГО;

9. ЕДДС ГО Верхний Тагил;

10. ЕДДС ГО Краснотурьинск;

11. ЕДДС ГО Красноуральск;

12. ЕДДС ГО Красноуфимск;

13. ЕДДС Каменского ГО;

14. ЕДДС МО «Город Каменск-Уральский»;

15. ЕДДС Кушвинского ГО;

16. ЕДДС ГО г. Лесной;

17. ЕДДС Нижнесергинского МР;

18. ЕДДС МО г. Нижний Тагил;

19. ЕДДС Нижнетуринского ГО;

20. ЕДДС ГО Первоуральск;

21. ЕДДС Полевского ГО;

22. ЕДДС Пышминского ГО;

23. ЕДДС ГО Ревда;

24. ЕДДС ГО Дегтярск;

25. ЕДДС Сосьвинского ГО;

26. ЕДДС ГО Среднеуральск;

27. ЕДДС ГО Сухой Лог;

28. ЕДДС Сысертского ГО;

29. ЕДДС Таборинского МР;

30. ЕДДС Тавдинского ГО;;

31. ЕДДС Талицкого ГО;

32. ЕДДС Тугулымского ГО;

33. ЕДДС Туринского ГО;

34. ЕДДС МО «город Екатеринбург».

Природные пожары относятся к циклическим природным явлениям, характерным для всей территории Свердловской области, ежегодно согласно анализа оправдываемости «Прогноза чрезвычайных ситуаций, природными пожарами на территории Свердловской области», статистических данных за последние 9 лет, анализа данных ФГБУ «УРАЛЬСКОЕ УГМС», Департамента лесного хозяйства Свердловской области, составляется прогноз чрезвычайных ситуаций, обусловленных природными пожарами на территории Свердловской области.

В ежесуточном режиме специалистами по мониторингу и прогнозированию ЧС ОДС ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Свердловской области» осуществляется взаимодействие с ЕДДС муниципальных районов в целях доведения до органов местного самоуправления методических, планирующих, организационных документов, Ежедневных оперативных и Циклических прогнозов.

Организовано взаимодействие с подразделениями министерств и ведомств, другими организациями и учреждениями (Департамент лесного хозяйства Свердловской области, ГБУ СО «Уральская база авиационной охраны лесов», ФГБУ «Уральский УГМС», в том числе Главного управления МЧС России по Свердловской области) по вопросам мониторинга и прогнозирования природной пожарной опасности. Взаимодействие территориальных и функциональных подсистем РСЧС по вопросам предупреждения и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами осуществляется согласно:

- сводного плана тушения лесных пожаров Свердловской области на 2016 год;

- распоряжения Правительства РФ от 21.04.2011 года №697-р «Об утверждении Соглашения между Министерством Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ЛПСБ и правительством Свердловской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасения людей на водных объектах»;

- заключаемых соглашений и договоров;

- действующего законодательства;

На территории Свердловской области организован:

а) мониторинг выполнения мероприятий по подготовке к пожароопасному периоду 2016 года муниципальными образованиями, расположенных на территории Свердловской области (Департамент общественной безопасности Свердловской области);

б) мониторинг за фактическим показателем класса пожарной опасности - ФГБУ «Уральское УГМС»;

в) информационный обмен между всеми заинтересованными структурами и службами пожаротушения по вопросам взаимодействия, предупреждения и ликвидации лесных и торфяных пожаров на территории Свердловской области - государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов»;

г) сбор и обобщение сведений об оперативной обстановке с лесными и торфяными пожарами - ГУ МЧС России по Свердловской области;

д) прогнозирование лесопожарной обстановки – ФГБУ «Уральское УГМС», отдел мониторинга и прогнозирования ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Свердловской области»;

е) прогнозирование комплексного показателя горимости по условиям погоды на 3 суток - ФГБУ «Уральское УГМС»;

ж) прогнозирование развитие лесного пожара – отдел мониторинга и прогнозирования ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Свердловской области»;

и) работа по реагированию на термоточки.

Региональный пункт диспетчерского управления обобщенную информацию о лесных и торфяных пожарах за прошедшие сутки ежедневно до 21-00 часов местного времени представляет в государственное казенное учреждение Свердловской области «Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области».

В целях своевременного реагирования и принятия решений по лесопожарной обстановке осуществляется мониторинг и прогнозирование обстановки. Мониторинг и прогнозирование ЧС природного и техногенного характера - одна из главных и приоритетных задач ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Свердловской области» по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и осуществляется во взаимодействии с ГКУ СО «Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области».

Работа по организации мониторинга лесопожарной обстановки, а так же сбор, обработка и анализ мониторинговой информации о лесопожарной обстановке, поступающей от организаций, входящих в ТСМП, осуществляется согласно постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2011 года №351 ПП СО «О мерах по обеспечению готовности Свердловской областной подсистемы РСЧС к пожароопасному периоду 2011 года» и постановления Правительства Свердловской области от 02.02.2006 года №14-ПП «О порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Свердловской области» (в редакции 1-п от 12.01.2012 года).

На основании Постановления Правительства Свердловской области к пожароопасному периоду в муниципальных образованиях проводится ряд мероприятий по подготовке к пожароопасному периоду с привлечением глав муниципальных образований и организаций, министерств и ведомств, входящих в состав РСЧС.

В ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Свердловской области» мониторинг лесопожарной обстановки осуществляется с помощью 2 систем видеонаблюдения 60 камер расположенных в лесах Свердловской области, 54 камеры системы – «Свердловск Лесохранитель», 6 камер – системы «Лесной Дозор». А также с помощью космического зондирования земли – термоточки.

Мониторинг обстановки по природным пожарам осуществляется не только с помощью геоинформационных порталов и на основе сводок получаемых ежедневно от Авиалесоохраны, а так же от ГКУ СО «Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области», который в свою очередь получает информацию от Регионального пункта диспетчерского управления за прошедшие сутки ежедневно до 21-00 (московского) времени.

На основании представленных сведений производится обработка и мониторинг лесопожарной обстановки в лесах Свердловской области.

Создана база данных по мониторингу лесных и торфяных пожаров:

- количество и площадь лесных пожаров по муниципальным образованиям;

- количество и площадь лесных пожаров по лесничествам;

- лесопожарная обстановка на территории области (заполняется ежедневно в пожароопасный период).

На основе имеющихся баз данных и метеорологических прогнозов, согласно приказу МЧС России от 31.12.2002 года №632 «Об утверждении порядка подготовки, представления прогнозной информации и организации реагирования на прогнозы чрезвычайных ситуаций» осуществляется разработка прогнозов различной заблаговременности:

- долгосрочный прогноз циклических ЧС, обусловленных природными пожарами;

- на месяц (среднесрочный прогноз ЧС);

- на неделю (краткосрочный недельный прогноз ЧС);

- на сутки (оперативный ежедневный прогноз ЧС);

- на период менее 24 часов (экстренное предупреждение).

Каждый вид прогнозов содержит информацию о прохождении и прогнозе лесопожарной обстановки. Прогнозы предоставляются в ГУ МЧС России по Свердловской области, Центр управления в кризисных ситуациях Уральского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

В ходе мониторинга лесопожарной обстановки проводятся так же следующие мероприятия:

- работа по отработке карточек пожаротушения на населенные пункты и объекты надзора, подверженных угрозе природных пожаров, работа проводится согласно установленного графика;

- проводится корректировка информационно-справочной базы по лесным и торфяным пожарам;

- подготавливается предварительный прогноз прохождения весенне-летнего пожароопасного периода на территории Свердловской области в 2016 году;

- организован контроль за разработкой планов тушения лесных пожаров лесничествами;

В подготовительный период (до начала пожароопасного периода):

- проводится анализ на основе полученных материалов, и составляются прогнозы возможных лесных и торфяных пожаров на территории области, которые в свою очередь представляются вышестоящему руководству в ГУ МЧС России по Свердловской области;

- организуется взаимодействие с системой контроля за пожарной обстановкой Департамента лесного хозяйства Свердловской области, системой наблюдения и контроля за загрязнением окружающей среды стихийными гидрометеорологическими и геофизическими явлениями Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

- производится уточнение долгосрочного прогноза и разрабатывается прогноз циклических чрезвычайных ситуаций, обусловленных лесными и торфяными пожарами

В пожароопасный период:

- обобщаются поступающие ежедневные сведения по пожарной обстановке в лесных массивах области;

- усиливается контроль за пожарной обстановкой в лесах Свердловской области;

- организовывается обмен информацией с отделами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций соседних областей.

При возникновении лесного пожара, чрезвычайной ситуации (угрозе лесного пожара населенному пункту):

- органы управления исполнительной власти Свердловской области переводятся в режим чрезвычайной ситуации:

- организуется круглосуточное дежурство;

ведется в постоянном режиме сбор и обобщение данных по изменению лесопожарной обстановки, угрозе населенным пунктам, находящимся в зоне лесного пожара, попадания в эту зону промышленных объектов;

- разрабатываются на основании полученных данных прогнозы возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными, торфяными пожарами, а так же прогнозы развития возникших чрезвычайных ситуаций.

В пожароопасный период также:

Дважды в сутки обобщенная информация по изменению лесопожарной обстановки в области представляется руководству Главного управления МЧС России по Свердловской области, ГБУ «ТЦМ», ЦУКС регионального центра.

В ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Свердловской области» организована работа по космомониторингу с целью выявления фактов возникновения ЧС, оценки масштабов и параметров ЧС, контроля за динамикой изменения обстановки в районах ЧС, а также для контроля за состоянием объектов и территорий, находящихся в районах повышенного риска возникновения ЧС.

Система космического мониторинга ЧС предназначена для оперативного выявления чрезвычайных ситуаций, мониторинга потенциально опасных территорий и объектов, находящихся в зонах повышенного риска возникновения ЧС, а также обеспечение целевой информацией органов управления МЧС России.

Работа с космической съемкой проводится с целью выявления фактов возникновения ЧС, оценки масштабов и параметров ЧС, контроля за динамикой изменения обстановки в районах ЧС, а также для контроля за состоянием объектов и территорий, находящихся в районах повышенного риска возникновения ЧС.

ГУ МЧС России по Свердловской области организуют взаимодействие по обмену космической информацией в рамках территориальных подсистем РСЧС.

Для непосредственной работы с космической информацией (визуализация космической съемки, получение целевой информации потребителями и др.) используются геоинформационные порталы «Каскад» и «Космоплан», а также информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз) с использованием данных спутника MODIS.

Специалисты ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Свердловской области» организуют размещение ее в рабочие электронные папки оперативной базы данных и в течении 20 минут информируют специалистов ЕДДС по телефону.

Специалисты ЕДДС информируют специалиста ПЧ (ПГ) и главу администрации по телефону в течении 30 минут, а так же отправляют данные о термоточках по факсу. На муниципальном и объектовом уровнях целевая космическая информация используется в соответствии с указаниями ФКУ «НЦУКС» для проверки полученных данных, выявленных по результатам космического мониторинга (местоположение очагов природных пожаров, находящихся в опасной близости от населенных пунктов и объектов инфраструктуры).

Специалисты ПЧ (ПГ) и главы администраций н.п. принимают меры по реагированию на термоточку и в течение 4 часов докладывают специалисту ЕДДС по телефону о реагировании и предоставляют отчет по факсу.

Специалист ЕДДС в течение 2 часов формирует отчет о термоточках и выкладывает его на FTP. О сформированном отчете он докладывает специалисту ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Свердловской области» по телефону.

Специалисты ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Свердловской области» в течение 2 часов формирует отчетные документы и выкладывает их на FTP и докладывает по телефону специалисту ЦУКС УрРЦ.

Уточнены планы действий (взаимодействия) органов управления и сил РСЧС при возникновении чрезвычайных ситуациях, вызванных природными пожарами. Планы действий муниципальных образований в случае возникновения ЧС территориальной подсистемы РСЧС Свердловской области по предупреждению и ликвидации ЧС разработаны, согласованы с Главным управлением МЧС России по Свердловской области и утверждены главами Муниципальных образований области. Планы уточнены по состоянию на январь 2016 года.

Организация комплекса мероприятий по выявлению и контролю обстановки с природными пожарами, реагированию на вновь выявленные очаги пожаров (термические точки), организация ликвидации очагов горения осуществляется:

- на областном уровне – ОДС ЦУКС Главного управления МЧС России по Свердловской области, ТЦМП, РДС Свердловской области, органами исполнительной власти в области лесных отношений Свердловской области (Департамент Лесного хозяйства Свердловской области);

- на муниципальном уровне – ЕДДС муниципальных образований области, органами исполнительной власти муниципального уровня (главы администраций, председатели КЧС и ОПБ и др.), собственниками территорий (участков) на которых обнаружены очаги природных пожаров (термические точки).

На основе полученных данных по термическим точкам, находящимся в 5-ти км зоне от населенных пунктов (потенциально-опасных объектов) и представляющих реальную угрозу населенным пунктам (потенциально опасным объектам), а также данных паспортов территорий, информационного слоя кадастрового деления территории РФ в геоинформационном портале «Космоплан» и других документов, определяют собственников территорий, на которых обнаружены термические точки.

Исходя из имеющейся информации данные по термическим точкам доводятся до диспетчера ЕДДС муниципального образования. Диспетчер ЕДДС муниципального образования, получив данные по термическим точкам, находящимся в 5-ти км зоне от населенных пунктов, доводит информацию до подразделений ФПС местных гарнизонов пожарной охраны, председателей КЧС и ОПБ муниципальных образований, глав администраций, а также заинтересованных подразделений ФОИВ, находящихся на территории муниципального образования области. Остальные термические точки проверяются диспетчером ЕДДС муниципального образования через организованный на территории обмен информацией с лесничествами.

ЕДДС муниципального образования осуществляет:

- доведение информации о местонахождении очагов природных пожаров (термических точках) до глав администраций (председателей КЧС и ОПБ), собственников территорий (участков), на которых обнаружены очаги природных пожаров (термические точки), подразделений ФПС местных гарнизонов пожарной охраны и других заинтересованных должностных лиц;

- сбор и обобщение информации о складывающейся обстановке по природным пожарам на территории муниципального образования от ОГ по контролю за очагами природных пожаров (подтверждению термических точек), дежурных служб органов исполнительной власти (руководителей), находящихся на подконтрольной территории муниципального образования, собственников территорий (участков), на которых обнаружены очаги природных пожаров (термические точки), подразделений ФПС местных гарнизонов пожарной охраны;

- доведение информации о результатах подтверждения термических точек и принимаемых мерах до ОДС ЦУКС Главного управления МЧС России по Свердловской области;

- привлечение сил и средств, находящихся в ведении муниципального образования, для контроля за выявлением очагов природных пожаров (подтверждения термических точек) и их ликвидации;

- контроль за убытием сил и средств на ликвидацию очагов природных пожаров.

Привлечение группировки сил и запасов материальных средств будет осуществляться в соответствии с настоящим планом, Сводным планом тушения лесных пожаров на территории Свердловской области на 2016 год, планами тушения лесных пожаров лесничеств.

При установлении Правительством Свердловской области или органами местного самоуправления особого противопожарного режима или режима чрезвычайной ситуации силы и средства РСЧС приводятся в соответствующие режимы функционирования.

Органы управления РСЧС подразделяются на три группы: координационные, постоянно действующие и органы повседневного управления.

Координационным органом Свердловской областной подсистемы РСЧС является комиссия Правительства Свердловской области по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) (рис. 3), которая возглавляется руководителем органа исполнительной власти Свердловской области – председателем Правительства Свердловской области.

Состав КЧС и ОПБ Свердловской области утверждается постановлением Правительства Свердловской, КЧС и ОПБ муниципальных образований – постановлениями администраций муниципальных образований.

Прогноз пожароопасной обстановки на текущий год - student2.ruРисунок 3. Структура КЧС и ОПБ.

Основными задачами КЧС и ОПБ в соответствии с их полномочиями являются:

а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил единой системы;

в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;

г) рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законодательством.

Основные документы КЧС и ОПБ условно можно свести в следующие группы:

1. Документы по организации системы предупреждения и

Наши рекомендации