Этап. Восполнение пробелов в формировании связной речи

Тема урока Содержание по темам кол-во часов Требования к уровню подготовки учащихся
Развитие лексико- грамматической стороны речи Развитие связной речи
Раздел V. Коррекционная работа на уровне предложения
Практическое овладение построением простого нераспространенного предложения. Предложения с однородными членами. Согласование глагола с именем сущест­вительным. Главные члены предложе­ния.   Практическая работа с текстом «Весна».     Уметь - наблюдать, сравнивать, - слышать и слушать, думать, - высказывать свои мысли и давать оценку товарищам; - сотрудничать в коллективе (принимать помощь товарищей и оказывать самому).   Участвовать в беседе, связно отвечать на вопросы, употребляя простые распространённые предложения; коллективные ответы на вопросы по теме данной учителем.   Уметь - сравнивать, анализировать схемы слов, предложений, - составлять предложения по вопросам; - распространять предложения путём введения дополнений В., Р., Д., Т. падежей.   Уметь отвечать на отдельные вопросы; сжато излагать содержание небольшого рассказа, сказки по вопросам учителя.   - Уметь отличать текст от предложения, предложение от слова; находить границы предложения.   Иметь представление о признаках предложения (смысловая законченность, оформление: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нужный знак)   Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить пунктуационные знаки; составлять по заданиям предложения; правильно оформлять тетради и письменные работы.   Уметь по вопросам учителя описывать иллюстрацию  
Практическое овладение умением выделять в предложении главные члены. Дифференциация «Словосочетание - предложение» Практическое усвоение сочетаемости слов. Осознанное построение предло­жений. Главные члены предложе­ния Составление предло­жений из данных сло­восочетаний Беседа по прочитанной татарской народной сказке «Шурале»
Практическое овладение распространением предложения за счёт допол­нения в В.п. с предлогом и без в ед. и мн.ч.   Практическое употребление вин. пад. ед. и мн. числа. Беспредложное управ­ление. Обогащение словаря профессия­ми людей. Предложения с однородными членами. Графическая схема предложения. Связь слов в простом пред­ложении. Дети слепили бегемо­та.
Распространение предложения путем введения определения к дополнению. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и чис­ле. Поздняя весна - ранняя весна. Составление предложений из 4-х слов по схеме  
Практическое овладение распространением предложения за счёт допол­нения в Р. пад с предлогом и без в ед. и мн.ч. Практическое употребление род пад ед и мн ч. Игра «Угадай, чего не стало?»   Чтение и анализ «Чей хвост лучше»  
Практическое овладение распространением предложения за счёт допол­нения в Т. пад. с предлогом и без предлога в ед.ч. Практическое употребление тв падежа. Игровое упражнение «Что между чем»   Составление предло­жений по схеме: кто? что? чем? Мальчик забивает гвоздь молотком.  
Практическое овладение распространением предложения за счёт введения прилаг. и сущ-го в Д. падеже. Согласование им прилагательного с им суш-ным в падеже. Практическое упот­ребление дат падежа.   Чтение и анализ сказ­ки «Три медведя»  
Распространение предложения с опорой на вопрос.   Активизация и обогащение словаря. Количественное увеличение слов в предложении. Кто? Птица. Что сделала? Принесла. Птица принесла кого? Птица принесла гусеницу. Птица принесла какую гусе­ницу? Птица принесла кому жирную гусеницу? Каким птенцам принесла птица жирную гусеницу? Составление предло­жений по картине «Скворец» Чтение текстов без окончаний, нахождение предложений заданной конструкции
Повторение.   Обобщение знаний и проверка навыка составления распространенного предложения различных структур. 1ч  
VI раздел. Коррекционная работа на уровне текста
Текст.   Связь предложений в тексте. Практиче­ское применение навыков согласования и управления.   Виды текстов. Анализ текста. Коллективное состав­ление текста из пред­ложений по теме «Весна» («Осень») Участвовать в беседе, отвечать на вопросы полными предложениями. Иметь представление о признаках текста и его оформлении. Владеть дифференцированной работой с текстом. Составлять текст (связный рассказ) из данных предложений, уметь его пересказать. Находить границы предложения. Иметь представление о различении предложений по цели высказывания и интонации.   Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения.   Уметь: - отвечать на отдельные вопросы, на вопросы по картинке, по теме данной учителем; - составить план рассказа, пересказывать по данному плану и составленному самостоятельно; -составлять рассказы по серии сюжетных картин и пересказывать их. - сжато излагать содержание небольшого рассказа, сказки по вопросам учителя, с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту; - предугадать сюжетно-идейный замысел автора;   Уметь: - разъяснять заголовок с помощью учителя и сюжетные картинки; - озаглавливать небольшие части текста, составлять самостоятельно; - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;   - пересказывать прочитанное; - выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении с соблюдением соответствующей интонации, громкости и темпа речи; - подробно пересказывать по вопросам, с опорой на план и на сюжетные картинки; - составлять устные рассказы по картинкам; - составлять тексты, с последовательной записью предложений под руководством учителя (сочинения, изложения) - по вопросам учителя описывать иллюстрацию, давать небольшое описание растения, животного, природы в разные времена года; -правильно подбирать языко­вые средства; - высказывать своё отношение к тексту.    
Дифференциация текст –предложение. Практическое овладение делением сплошного текста на отдельные предложения. Практическое употребление навыка со­гласования слов   Деление сплошного текста на отдельные предложения «Выпал первый снег» «Вечером» Последовательный пересказ
Практическое овладение составлением рассказа из данных предложений. Последовательный пересказ Составление предложений из данных словосочетаний.   Деформированный текст Последовательный пересказ. Составление связного текста из деформированных предложений (предложения даны в нужном порядке, отдельные слова – в начальной форме). Последовательный пересказ. («Сон», «Лиса и козёл»).
Практическое овладение составлением плана к рассказу. Последовательный пересказ научн. худ. текста («Альма»). Составление плана (коллективное). Дробление текста на части и озаглавливание их. Правила оформления плана. Последовательное описание собаки, ще­нят, конуры.  
Практическое овладение кратким пересказом описательно - повествовательного текста («На катке») Однородные члены предложения (ска­зуемые). Согласование в роде и падеже.   Пересказ с опорой на рисунок.  
Практическое овладение пересказом повествовательного текста «Дрозд» Активизация словаря дрозд, злодей. Ус­тановление временной связи.   Умение отвечать на вопросы и распро­странять предложения с опорой на вопрос. Пересказ с опорой на временную связь.
Практическое овладение творческим пересказом описательно –повествовательного текста («Как медведь себя напугал»)   Активизация словаря: хрустнула, уго­дила (попала в цель), выпугнул (выгнал и напугал), выпорхнула (быстро выле­тела), испугавшись, дал стрекача (очень быстро удалился). Умение применять близкие по значению синонимы. Слож­ное предложение с союзом, чтобы, потому что Установление пред­метных связей мед­ведь, ветка, белка, за­яц, сорока, лоси, мед­ведь. Установление временных связей. Под каждым рисун­ком пишем слово-действие. Выявление причинно-следственных связей. Первый пересказ цепочкой. Затем каждый самостоя­тельно.  
Практическое овладение выборочным пересказом («Дружок и Пушок»). Изложение.   Грамматически верное оформление собственного высказывания предложе­ниями сложной синтаксической конст­рукции. Большая буква в предложении. Грамматически правильное оформление плана и каждой новой части. Красная строка в тексте. Самостоятельное опи­сание сначала кошки, собаки, а затем объе­динить единым пред­ложением.  
Практическое овладение составлением рассказа по сюжетной картине («Кошка с котятами») Однородные члены предложения (под­лежащие). Графическое изображение предложений. Правила написания од­нородных членов предложения. Согла­сование в роде и падеже. Последовательное описание кошки, ко­тят, корзины. Само­стоятельное составле­ние плана.  
Практическое овладение составлением рассказа по серии сюжетных картинок и данному плану Активизация словаря: животные нашего края, Татарстан, Набережные Челны   Беседа о животных нашего края. Составление рассказа по серии сюжетных картинок и по готовому плану «Нашли ежа» («Заяц»)
Практическое овладение составлением рассказа по серии сюжетных картинок и самостоятельно составленному плану Активизация словаря: животные нашего края, Татарстан, Россия, река Кама (приток Волги), Набережные Челны   Составление рассказа по серии сюжетных картинок и самостоятельно составленному плану «Оленёнок» («На рыбалку»)
Устное сочинение-описание арбуза.   Однородные определения. Согласова­ние в роде и падеже. Практическое употребление синонимов. Сложное предложение с союзным словом «кото­рый» Описание деловым языком с опорой на карточки - символы (глаза, руки, нос, рот).  
Устное сочинение-описание белки и лисы.   Составление предложений сложной синтаксической конструкции. Сост. простого предложения и распространение его. Белка живет в дупле. Лиса живет в но­ре. Белка живет в дупле, а лиса - в норе. Грамматическое оформление сложного предложения. Умение пользоваться планом. Составление связного высказыва­ния с опорой на пред­ложенный план.  
Письменное сочинение «Как Миша нашел щенка» (по серии сю­жетных картин с элементами описания щенка)   Грамматическое оформление сложных предложений. Практическое употреб­ление синонимов, сравнительных обо­ротов. Знакомство с метафорой.   Подобрать слова дей­ствия к каждой кар­тинке. С каждым сло­вом - действием со­ставляют предложе­ния. Установление предметной связи, временной. Умение излагать в определенной после­довательности. Уме­ние подбирать языко­вые средства при опи­сании щенка. Совер­шенствовать навыки составления плана и его использования.

К концу 3 -го этапа дети должны уметь:





Ø писать большую букву в начале предложения, ставить пунктуационные знаки конца предложения;

Ø разъяснять заголовок с помощью учителя и самостоятельно;

Ø отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; высказывать своё отношение к прочитанному;

Ø озаглавливать небольшие части текста, составлять простой план;

Ø пересказывать прочитанное с опорой на план и на сюжетные картинки;

Ø выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении (сознательном, правильном, плавном) с соблюдением соответствующей интонации, громкости и темпа речи;

Ø подробно пересказывать по вопросам, составлять устные рассказы по картинкам.

Пояснительная записка

Данный курс направлен на предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера). Цель – коррекция дефектов устой и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.

На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять ее по ориентирам основным и вспомогательным. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полно­ценного овладения грамотой, чтением и письмом.

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произноше­ния звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов. Таким образом, среди первоклассников выделяют группы детей с нарушениями речи, обусловленными фонетическим, фонетико-фонематическим (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР). Среди учащихся 2 – 3 классов – группы учащихся с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

Группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедическо­го воздействия в каждой группе.

Обследованиеучащихся и дальнейшее отслеживание речевого развития проводится по методикам Фатековой, Садовниковой И.Н., Кобзаревой Л.Г., Кузьминой Т.И. На основании материалов обследования составляется перспективный план работы для каждой группы детей.

Общую проблемупри коррекционно-развивающем обучении пер­воклассников составляет своевременная и целенаправленная под­готовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для групп детей, имеющих фонетико-фонематическое недо­развитие, так и для групп детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:

1. Сформировать полноценные фонематические процессы.

2. Сформировать представления о звукобуквенном составе слова.

3. Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

4. Корригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим не­доразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения.

На втором этапе осуществляется работа по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:

1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.

2. Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.

3. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций

На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:

1. Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.

2. Программирование смысловой структуры высказывания.

3. Установление связности и последовательности его.

4. Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.

Таким образом, программа включает в себя следующие разделы (этапы):

I этап

Основным содержанием I этапа является восполнение пробе­лов в развитии звуковой стороны речи (как у детей с ФФН, так и у детей с ОНР). I этап коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР продолжается с 15-18 сентября по 13 марта, что составляет, при­мерно, 50-60 занятий. Количество занятий для детей с выраженным ОНР может быть увеличено, примерно, на 15-20 занятий.

Из общего количества занятий данного этапа особо выделя­ются первые 10-15 занятий, основными задачами которых являются: развитие фонематических представлений; постановка и закрепле­ние поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок к полноценной учебной деятельно­сти. Эти занятия могут иметь следующую структуру:

15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на фор­мирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи (работа строится на правильно про­износимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению,

5 минут – подготовка артикуляционного аппарата (комплекс уп­ражнений определяется конкретным составом группы);

20 минут – уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 чело­века) в зависимости от этапа работы над звуком.

С первоклассниками мож­но по подобной структуре работать первые 20 занятий с поправкой на режим работы этих классов.

На последующих занятиях I этапа проводится автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незна­чительном количестве детей в группе с дефектами произношения или при отсутствии у детей дефектов произношения большая часть времени отводится фронтальной работе. В ходе фронтальной части занятий формируются фонемати­ческие процессы и уточняются представления о звуко-слоговом со­ставе слова. Кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устно­го опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтак­сических конструкций.

Необходимость такого подхода обусловлена основным прин­ципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР, а имен­но: одновременная работа над всеми компонентами речевой систе­мы. В связи этим методом устного опережения, в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала второго и третьего этапов.

Фронтальная часть следующих 40-45 занятий складывается из следующих видов работы:

– развитие фонематических процессов;

– формирование навыков анализа и синтеза звука-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины;

– формирование готовности к восприятию определенных ор­фограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;

– закрепление звукобуквенных связей;

– автоматизация поставленных звуков.

По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает всё больше времени, однако при этом она осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе каждому ученику с учётом его психологических особенностей, степени выраженности речевого дефекта и отработанности каждого звука.

Таким образом, общее содержание и по­следовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципи­альное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего об­щему развитию ребенка и структуре дефекта.

В течение всего периода ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствованием фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на занятиях центральное место. В процессе реализации дан­ного учебного комплекса дети уточняют практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, букве, звуке, гласном, соглас­ном. На первых занятиях термины используются только учителем-лого­педом. За это время достаточно полно выявляются индивидуальные особенности и возможности учащихся группы, что позволяет учителю-логопеду определить оптимальное для каждого ребенка соотношение между предъявляемыми ему индивидуальными заданиями и фронталь­ной работой.

II этап

На II этап коррекционной работы отводится обычно 35 – 45 занятий (примерно, с 4-5 марта по 3-4 ноября следующего учебного года), в зависимости от состава конк­ретной группы.

Основной задачей данного этапа являет­ся восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у детей с ОНР. Целью – формирование предпосылок полноценного усвоения знаний о системности семантических полей, о парадигматических и синтаг­матических связях слов, о контекстуальных значениях слов.

Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу по уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обо­гащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являю­щихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; по уточнению значений используемых синтаксических конструкций; по дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформ­ления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осущест­вляется на фронтальных занятиях. Поскольку в течение I этапа в процес­се работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфемном составе слова и синонимии родного языка.

Таким образом, в процессе реализации содержания II этапа лого­педических занятий у детей с ОНР формируются умения и навыки полноценной речевой деятельности, в частности построения и свобод­ного продуцирования связного учебного высказывания (типа доказа­тельства, рассуждения).

Поскольку целью логопедических занятий с детьми с ОНР является развитие полноценной речедеятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, сло­варь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном со­ставе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап

III этап

Ос­новной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:

– программирование смысловой структуры высказывания;

– установление связности и последовательности его;

– отбор языковых средств, необходимых для построения выска­зывания в тех или иных целях общения (доказательство, рас­суждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Эти цели реализуются в определенной последовательности через следующие задачи:

1. Формирование практических представлений о тексте.

2. Развитие умений и навыков анализировать текст.

3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связно высказывания.

Реализация данной программы обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

1. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Инструктивное письмо от 14.12.2000 - № 2.

2. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.

3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.

4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.

5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ, ИМЕЮЩИХ ФНР, ФФНР

Наши рекомендации