Этап. Восполнение пробелов в формировании связной речи
№ | Тема урока | Содержание по темам | кол-во часов | Требования к уровню подготовки учащихся | |
Развитие лексико- грамматической стороны речи | Развитие связной речи | ||||
Раздел V. Коррекционная работа на уровне предложения | |||||
Практическое овладение построением простого нераспространенного предложения. Предложения с однородными членами. | Согласование глагола с именем существительным. Главные члены предложения. | Практическая работа с текстом «Весна». | 2ч | Уметь - наблюдать, сравнивать, - слышать и слушать, думать, - высказывать свои мысли и давать оценку товарищам; - сотрудничать в коллективе (принимать помощь товарищей и оказывать самому). Участвовать в беседе, связно отвечать на вопросы, употребляя простые распространённые предложения; коллективные ответы на вопросы по теме данной учителем. Уметь - сравнивать, анализировать схемы слов, предложений, - составлять предложения по вопросам; - распространять предложения путём введения дополнений В., Р., Д., Т. падежей. Уметь отвечать на отдельные вопросы; сжато излагать содержание небольшого рассказа, сказки по вопросам учителя. - Уметь отличать текст от предложения, предложение от слова; находить границы предложения. Иметь представление о признаках предложения (смысловая законченность, оформление: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нужный знак) Писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить пунктуационные знаки; составлять по заданиям предложения; правильно оформлять тетради и письменные работы. Уметь по вопросам учителя описывать иллюстрацию | |
Практическое овладение умением выделять в предложении главные члены. Дифференциация «Словосочетание - предложение» | Практическое усвоение сочетаемости слов. Осознанное построение предложений. Главные члены предложения | Составление предложений из данных словосочетаний Беседа по прочитанной татарской народной сказке «Шурале» | 1ч | ||
Практическое овладение распространением предложения за счёт дополнения в В.п. с предлогом и без в ед. и мн.ч. | Практическое употребление вин. пад. ед. и мн. числа. Беспредложное управление. Обогащение словаря профессиями людей. Предложения с однородными членами. | Графическая схема предложения. Связь слов в простом предложении. Дети слепили бегемота. | 1ч | ||
Распространение предложения путем введения определения к дополнению. | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Поздняя весна - ранняя весна. | Составление предложений из 4-х слов по схеме | 1ч | ||
Практическое овладение распространением предложения за счёт дополнения в Р. пад с предлогом и без в ед. и мн.ч. | Практическое употребление род пад ед и мн ч. Игра «Угадай, чего не стало?» | Чтение и анализ «Чей хвост лучше» | 1ч | ||
Практическое овладение распространением предложения за счёт дополнения в Т. пад. с предлогом и без предлога в ед.ч. | Практическое употребление тв падежа. Игровое упражнение «Что между чем» | Составление предложений по схеме: кто? что? чем? Мальчик забивает гвоздь молотком. | 1ч | ||
Практическое овладение распространением предложения за счёт введения прилаг. и сущ-го в Д. падеже. | Согласование им прилагательного с им суш-ным в падеже. Практическое употребление дат падежа. | Чтение и анализ сказки «Три медведя» | 1ч | ||
Распространение предложения с опорой на вопрос. | Активизация и обогащение словаря. Количественное увеличение слов в предложении. Кто? Птица. Что сделала? Принесла. Птица принесла кого? Птица принесла гусеницу. Птица принесла какую гусеницу? Птица принесла кому жирную гусеницу? Каким птенцам принесла птица жирную гусеницу? | Составление предложений по картине «Скворец» Чтение текстов без окончаний, нахождение предложений заданной конструкции | 1ч | ||
Повторение. | Обобщение знаний и проверка навыка составления распространенного предложения различных структур. | 1ч | |||
VI раздел. Коррекционная работа на уровне текста | |||||
Текст. | Связь предложений в тексте. Практическое применение навыков согласования и управления. | Виды текстов. Анализ текста. Коллективное составление текста из предложений по теме «Весна» («Осень») | 1ч | Участвовать в беседе, отвечать на вопросы полными предложениями. Иметь представление о признаках текста и его оформлении. Владеть дифференцированной работой с текстом. Составлять текст (связный рассказ) из данных предложений, уметь его пересказать. Находить границы предложения. Иметь представление о различении предложений по цели высказывания и интонации. Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения. Уметь: - отвечать на отдельные вопросы, на вопросы по картинке, по теме данной учителем; - составить план рассказа, пересказывать по данному плану и составленному самостоятельно; -составлять рассказы по серии сюжетных картин и пересказывать их. - сжато излагать содержание небольшого рассказа, сказки по вопросам учителя, с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту; - предугадать сюжетно-идейный замысел автора; Уметь: - разъяснять заголовок с помощью учителя и сюжетные картинки; - озаглавливать небольшие части текста, составлять самостоятельно; - отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; - пересказывать прочитанное; - выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении с соблюдением соответствующей интонации, громкости и темпа речи; - подробно пересказывать по вопросам, с опорой на план и на сюжетные картинки; - составлять устные рассказы по картинкам; - составлять тексты, с последовательной записью предложений под руководством учителя (сочинения, изложения) - по вопросам учителя описывать иллюстрацию, давать небольшое описание растения, животного, природы в разные времена года; -правильно подбирать языковые средства; - высказывать своё отношение к тексту. | |
Дифференциация текст –предложение. Практическое овладение делением сплошного текста на отдельные предложения. | Практическое употребление навыка согласования слов | Деление сплошного текста на отдельные предложения «Выпал первый снег» «Вечером» Последовательный пересказ | 1ч | ||
Практическое овладение составлением рассказа из данных предложений. Последовательный пересказ | Составление предложений из данных словосочетаний. | Деформированный текст Последовательный пересказ. Составление связного текста из деформированных предложений (предложения даны в нужном порядке, отдельные слова – в начальной форме). Последовательный пересказ. («Сон», «Лиса и козёл»). | 2ч | ||
Практическое овладение составлением плана к рассказу. Последовательный пересказ научн. худ. текста («Альма»). | Составление плана (коллективное). Дробление текста на части и озаглавливание их. Правила оформления плана. | Последовательное описание собаки, щенят, конуры. | 1ч | ||
Практическое овладение кратким пересказом описательно - повествовательного текста («На катке») | Однородные члены предложения (сказуемые). Согласование в роде и падеже. | Пересказ с опорой на рисунок. | 1ч | ||
Практическое овладение пересказом повествовательного текста «Дрозд» | Активизация словаря дрозд, злодей. Установление временной связи. | Умение отвечать на вопросы и распространять предложения с опорой на вопрос. Пересказ с опорой на временную связь. | 1ч | ||
Практическое овладение творческим пересказом описательно –повествовательного текста («Как медведь себя напугал») | Активизация словаря: хрустнула, угодила (попала в цель), выпугнул (выгнал и напугал), выпорхнула (быстро вылетела), испугавшись, дал стрекача (очень быстро удалился). Умение применять близкие по значению синонимы. Сложное предложение с союзом, чтобы, потому что | Установление предметных связей медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси, медведь. Установление временных связей. Под каждым рисунком пишем слово-действие. Выявление причинно-следственных связей. Первый пересказ цепочкой. Затем каждый самостоятельно. | 1ч | ||
Практическое овладение выборочным пересказом («Дружок и Пушок»). Изложение. | Грамматически верное оформление собственного высказывания предложениями сложной синтаксической конструкции. Большая буква в предложении. Грамматически правильное оформление плана и каждой новой части. Красная строка в тексте. | Самостоятельное описание сначала кошки, собаки, а затем объединить единым предложением. | 1ч | ||
Практическое овладение составлением рассказа по сюжетной картине («Кошка с котятами») | Однородные члены предложения (подлежащие). Графическое изображение предложений. Правила написания однородных членов предложения. Согласование в роде и падеже. | Последовательное описание кошки, котят, корзины. Самостоятельное составление плана. | 1ч | ||
Практическое овладение составлением рассказа по серии сюжетных картинок и данному плану | Активизация словаря: животные нашего края, Татарстан, Набережные Челны | Беседа о животных нашего края. Составление рассказа по серии сюжетных картинок и по готовому плану «Нашли ежа» («Заяц») | 1ч | ||
Практическое овладение составлением рассказа по серии сюжетных картинок и самостоятельно составленному плану | Активизация словаря: животные нашего края, Татарстан, Россия, река Кама (приток Волги), Набережные Челны | Составление рассказа по серии сюжетных картинок и самостоятельно составленному плану «Оленёнок» («На рыбалку») | 1ч | ||
Устное сочинение-описание арбуза. | Однородные определения. Согласование в роде и падеже. Практическое употребление синонимов. Сложное предложение с союзным словом «который» | Описание деловым языком с опорой на карточки - символы (глаза, руки, нос, рот). | 1ч | ||
Устное сочинение-описание белки и лисы. | Составление предложений сложной синтаксической конструкции. Сост. простого предложения и распространение его. Белка живет в дупле. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле, а лиса - в норе. Грамматическое оформление сложного предложения. | Умение пользоваться планом. Составление связного высказывания с опорой на предложенный план. | 1ч | ||
Письменное сочинение «Как Миша нашел щенка» (по серии сюжетных картин с элементами описания щенка) | Грамматическое оформление сложных предложений. Практическое употребление синонимов, сравнительных оборотов. Знакомство с метафорой. | Подобрать слова действия к каждой картинке. С каждым словом - действием составляют предложения. Установление предметной связи, временной. Умение излагать в определенной последовательности. Умение подбирать языковые средства при описании щенка. Совершенствовать навыки составления плана и его использования. | 1ч |
К концу 3 -го этапа дети должны уметь:
Ø писать большую букву в начале предложения, ставить пунктуационные знаки конца предложения;
Ø разъяснять заголовок с помощью учителя и самостоятельно;
Ø отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; высказывать своё отношение к прочитанному;
Ø озаглавливать небольшие части текста, составлять простой план;
Ø пересказывать прочитанное с опорой на план и на сюжетные картинки;
Ø выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении (сознательном, правильном, плавном) с соблюдением соответствующей интонации, громкости и темпа речи;
Ø подробно пересказывать по вопросам, составлять устные рассказы по картинкам.
Пояснительная записка
Данный курс направлен на предупреждение неуспеваемости учащихся начальных классов, обусловленной различными отклонениями в речевом развитии (первичного характера). Цель – коррекция дефектов устой и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.
На занятиях данного курса уточняются речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств, определяется состояние коммуникативных умений и навыков, осуществляется развитие и совершенствование психологических предпосылок активной учебной деятельности, произвольность деятельности и общения. Формирование этих свойств неразрывно связано с развитием основных учебных умений, прежде всего, навыков и умений планировать и контролировать учебную работу, осуществлять ее по ориентирам основным и вспомогательным. Постепенно в процессе выполнения различных упражнений создается база для организации деятельности учащихся на многоориентированной основе, что очень важно для полноценного овладения грамотой, чтением и письмом.
Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов. Таким образом, среди первоклассников выделяют группы детей с нарушениями речи, обусловленными фонетическим, фонетико-фонематическим (ФФН) и общим недоразвитием речи (ОНР). Среди учащихся 2 – 3 классов – группы учащихся с нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.
Группировка школьников по ведущему проявлению речевого дефекта помогает учителю-логопеду решать принципиальные вопросы организации коррекционной работы с детьми и определять содержание, методы и приемы логопедического воздействия в каждой группе.
Обследованиеучащихся и дальнейшее отслеживание речевого развития проводится по методикам Фатековой, Садовниковой И.Н., Кобзаревой Л.Г., Кузьминой Т.И. На основании материалов обследования составляется перспективный план работы для каждой группы детей.
Общую проблемупри коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что как для групп детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие, так и для групп детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:
1. Сформировать полноценные фонематические процессы.
2. Сформировать представления о звукобуквенном составе слова.
3. Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
4. Корригировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения.
На втором этапе осуществляется работа по восполнению пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи:
1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.
2. Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
3. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций
На третьем этапе происходит восполнение пробелов в формировании связной речи:
1. Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.
2. Программирование смысловой структуры высказывания.
3. Установление связности и последовательности его.
4. Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения.
Таким образом, программа включает в себя следующие разделы (этапы):
I этап
Основным содержанием I этапа является восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи (как у детей с ФФН, так и у детей с ОНР). I этап коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР продолжается с 15-18 сентября по 13 марта, что составляет, примерно, 50-60 занятий. Количество занятий для детей с выраженным ОНР может быть увеличено, примерно, на 15-20 занятий.
Из общего количества занятий данного этапа особо выделяются первые 10-15 занятий, основными задачами которых являются: развитие фонематических представлений; постановка и закрепление поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру:
15 минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха детей, развития внимания на звуковую сторону речи (работа строится на правильно произносимых звуках) и на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к полноценному обучению,
5 минут – подготовка артикуляционного аппарата (комплекс упражнений определяется конкретным составом группы);
20 минут – уточнение и постановка (вызывание) неправильно произносимых звуков индивидуально и в подгруппах (2-3 человека) в зависимости от этапа работы над звуком.
С первоклассниками можно по подобной структуре работать первые 20 занятий с поправкой на режим работы этих классов.
На последующих занятиях I этапа проводится автоматизация поставленных звуков в процессе фронтальных занятий. Структура занятий определяется составом группы: при незначительном количестве детей в группе с дефектами произношения или при отсутствии у детей дефектов произношения большая часть времени отводится фронтальной работе. В ходе фронтальной части занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова. Кроме того, с детьми, имеющими ОНР, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.
Необходимость такого подхода обусловлена основным принципом коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР, а именно: одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи этим методом устного опережения, в занятия I этапа избирательно включаются элементы материала второго и третьего этапов.
Фронтальная часть следующих 40-45 занятий складывается из следующих видов работы:
– развитие фонематических процессов;
– формирование навыков анализа и синтеза звука-слогового состава слова, используя изученные к этому времени в классе буквы и отработанные слова-термины;
– формирование готовности к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
– закрепление звукобуквенных связей;
– автоматизация поставленных звуков.
По мере устранения нарушений звукопроизношения фронтальная работа занимает всё больше времени, однако при этом она осуществляется при строго обязательном индивидуальном подходе каждому ученику с учётом его психологических особенностей, степени выраженности речевого дефекта и отработанности каждого звука.
Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и структуре дефекта.
В течение всего периода ведется активная работа над уточнением и постановкой дефектных звуков и параллельно – над развитием и совершенствованием фонематических представлений. Эта работа, проводимая на основе анализа звучащей речи, занимает на занятиях центральное место. В процессе реализации данного учебного комплекса дети уточняют практические представления о предложении, слове, слоге, ударении, букве, звуке, гласном, согласном. На первых занятиях термины используются только учителем-логопедом. За это время достаточно полно выявляются индивидуальные особенности и возможности учащихся группы, что позволяет учителю-логопеду определить оптимальное для каждого ребенка соотношение между предъявляемыми ему индивидуальными заданиями и фронтальной работой.
II этап
На II этап коррекционной работы отводится обычно 35 – 45 занятий (примерно, с 4-5 марта по 3-4 ноября следующего учебного года), в зависимости от состава конкретной группы.
Основной задачей данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи у детей с ОНР. Целью – формирование предпосылок полноценного усвоения знаний о системности семантических полей, о парадигматических и синтагматических связях слов, о контекстуальных значениях слов.
Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу по уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; по уточнению значений используемых синтаксических конструкций; по дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осуществляется на фронтальных занятиях. Поскольку в течение I этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфемном составе слова и синонимии родного языка.
Таким образом, в процессе реализации содержания II этапа логопедических занятий у детей с ОНР формируются умения и навыки полноценной речевой деятельности, в частности построения и свободного продуцирования связного учебного высказывания (типа доказательства, рассуждения).
Поскольку целью логопедических занятий с детьми с ОНР является развитие полноценной речедеятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения. Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний. На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап
III этап
Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
– программирование смысловой структуры высказывания;
– установление связности и последовательности его;
– отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
Эти цели реализуются в определенной последовательности через следующие задачи:
1. Формирование практических представлений о тексте.
2. Развитие умений и навыков анализировать текст.
3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связно высказывания.
Реализация данной программы обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:
1. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Инструктивное письмо от 14.12.2000 - № 2.
2. Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.
3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.
4. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ, ИМЕЮЩИХ ФНР, ФФНР