Беженцы и вынужденные переселенцы как объект социальной защиты и обслуживания.
- Профессиональные и личностные качества и профессиональный долг социального работника, обеспечивающие высокий уровень социальной культуры профессиональной деятельности и соблюдение профессионально-этических требований в процессе ее осуществления
Проблема социальной поддержки беженцев и вынужденных переселенцев остро встала перед Россией в связи с распадом СССР, сопровождаемом взрывом сепаратизма, вооруженными конфликтами, ломкой прежнего уклада жизни миллионов людей. Эти события спровоцировали потоки вынужденных переселенцев, резко обострил миграционные процессы в России.
Вынужденная миграция второй половины 90-х годов, на фоне усиления роли экономического кризиса, была вызвана следующими комплексными факторами: пронациональным законотворчеством, предполагающим дискриминацию по языковому и национальному признакам; резким снижением уровня жизни (в большей степени у лиц некоренных национальностей); усилением этнокультурной дистанции; высоким напряжением на рынке труда; ухудшением экологии (образованием зон природных и техногенных катастроф).
Первые беженцы появились уже в 1989 году. Из Узбекистана на территорию РФ прибыло 20 тыс. турок - месхетинцев. В 1990 году из Баку прибыло 90 тыс. человек, из них около двух третей – русские. В 1991 году из Грузии в Северную Осетию прибыли 100 тыс. осетин.
Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо в следствие реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 28.12.1995.).
Беженец – лицо, которое является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой в следствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (Закон РФ «О беженцах» от 28.06.1997.).
Условия и порядок предоставления помощи вынужденным переселенцам определяются Правительством РФ в его Постановлениях: «О предоставлении вынужденным переселенцам беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья» от 23.01.1997 №106; «О порядке выплаты компенсации за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно» от 30.04.1997 №510. Ими и другими нормативными документами руководствуются территориальные органы в работе с вынужденными переселенцами.
Для первичной помощи мигрантам созданы специальные учреждения: Пункты первичного приема вынужденных переселенцев, Центры временного расселения вынужденных переселенцев, Центры временного размещения иммигрантов. Задачи специалистов этих учреждений – оказать первую психологическую помощь человеку, помочь сориентироваться в обстановке.
Для социально-незащищенных категорий, не имеющих никакой возможности самостоятельно подыскать себе жилье, в течение пяти первых дней, пока решается вопрос о регистрации ходатайства, предусмотрено проживание в Пункте первичного приема. Попасть туда возможно только по направлению регионального отдела по делам миграции. После регистрации ходатайства вплоть до его рассмотрения (то есть в течение трех месяцев) социально незащищенных могут поселить в Центре временного размещения. Направление в Центр также выдается миграционными органами. Действительно оно в течение пяти суток со дня выдачи. Если вынужденные переселенцы за это время не вселились, значит, направление утрачивает свою силу. Всего в России организовано около 90 Пунктов первичного приема и 20 Центров временного размещения.
К социально незащищенным категориям, пользующимся преимущественным правом на проживание в Пункте первичного приема и Центре временного размещения, относятся: одинокие пенсионеры, инвалиды 1 группы, одинокие матери с детьми до трех лет, многодетные семьи с детьми до 18 лет. Проживание для них бесплатное. Кроме того, им может быть предоставлено бесплатное трехразовое питание. Другие категории самостоятельно оплачивают время проживания в Центре.
Получив статус беженца или вынужденного переселенца, человек по месту постоянного жительства может в соответствии с Российским законодательством получить также помочь от социальных служб системы социальной защиты населения. Задача социальных работников состоит в том, чтобы помочь вынужденному переселенцу или беженцу адаптироваться к новому месту жительства: обустроить жилье, получить работу, устроить детей.
Одним из наиболее важных вопросов является жилищное обустройство вынужденных мигрантов. Существует три основные возможности получения жилья: за счет средств федерального бюджета; из фондов муниципальных образований; за счет личных сбережений мигранта. Наиболее перспективной представляется - первая возможность. Федеральный бюджет предлагает несколько форм жилищного обустройства: предоставление беспроцентных возвратных ссуд; предоставление безвозвратных субсидий; приобретение (покупка) жилья.
____________________________________________
1. Социальная работа как опредмечивание социального долга
2. Смысл и содержание профессионального долга социального работника
3. Долг и ответственность перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, клиентом и перед собой
Создание и легитимизация в современном социальном государстве специфического социального института социальной работы, который на профессиональной основе должен оказывать помощь человеку в реализации его прав, есть прямое и естественное следствие конституционных деклараций. Каждое современное государство принимает дополнительные меры защиты граждан, обладающих ситуативно или стойко сниженными возможностями в реализации своих прав. Именно таким образом формулируется государством основная задача практической социальной работы.
Эту задачу по поручению государства и от его имени реализует социальный работник. Таким образом, создавая институт социальной работы и принимая меры к ее становлению и развитию как вида профессиональной деятельности, государство выполняет свой долг перед отдельными гражданами, их группами и всем обществом.
Долг и ответственность специалиста перед обществом и государствомтребуют в первую очередь использования всех профессиональных знаний, умений и навыков, таланта и душевных качеств социального работника в интересах общества и государства посредством организации и осуществления эффективной профессиональной деятельности. Для специалиста на практике это означает участие в разработке и реализации социальной политики, предполагает выбор приоритетов деятельности и способов ее осуществления на основании глубокого понимания целей и задач, социального смысла и содержания профессии. С учетом того, что не только институт социальной работы должен проявлять заботу о человеке, социальная работа множеством связей соединена со значительным количеством разнообразных социальных институтов, структур. Профессиональный долг социального работника состоит в выявлении, установлении и активизации таких взаимосвязей и отношений в практике профессиональной деятельности, которые бы оптимально соответствовали требованиям к институту социальной работы и отвечали потребностям общества и государства.
Долг и ответственность социального работника перед своей профессиейзаключаются познании ее социального смысла, ее гуманистических оснований, развитии и совершенствовании ее как специфического вида профессиональной социальной деятельности. Он включает в себя реализацию ее социального и гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы в общественном сознании и практике как необходимого общественного института, имеющего высокую престижность и значимость.
Социальная работа является профессиональной деятельностью не только одного конкретного социального работника, но и всего коллектива учреждения социальной защиты, всей совокупной профессиональной группы. От качества взаимодействия специалистов, характера отношений между ними во многом зависит эффективность деятельности. Поэтому долг и ответственность каждого социального работника перед профессиональной группойзаключаются в поддержании стабильности и сплоченности коллектива, в котором он работает, и всей профессиональной группы, создание атмосферы коллективизма, товарищества и взаимной поддержки, поскольку усилия коллектива как единого целого приносят результаты неизмеримо более высокие, нежели усилия одиночек.
Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиенту заключается в содействии достижению клиентом благополучия, наиболее полной самореализации его личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями и возможностями клиента, и за выполнение этих требований социальный работник несет моральную ответственность. Долг социального работника перед клиентом – отношение к нему как к ценности, и организация деятельности, направленной на реализацию этой ценности. Основными требованиями профессионального долга социального работника в отношении клиента являются уважение его как личности, выявление, поддержка и содействие развитию его наиболее значимых положительных качеств, объективная оценка его способностей и возможностей, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, уважения со стороны социального окружения.
Социальный работник – не только профессионал; он еще и личность, член общества, социальной группы, семьи. Люди, с которыми социальный работник вступает в общение и взаимодействие вне профессиональной сферы, оценивают его с разных позиций, но в основном на основании проявляемых им в обыденных обстоятельствах личностных качеств, выполнения им гражданских, семейных, дружеских и пр. обязанностей. О его профессиональных качествах члены социального окружения специалиста могут судить только косвенно, на основе получаемой (зачастую субъективной) информации и экстраполяции проявляемых личностью в обыденной жизни нравственных качеств, демонстрируемых ею поведенческих реакций в профессиональную сферу. Их оценка носит зачастую субъективный характер, но, вместе с тем, она очень важна, поскольку она до некоторой степени может служить аналогом оценки специалиста со стороны общества. Если социальный работник, например, не сумел воспитать достойным образом собственного ребенка, сохранить семью, привлечь к себе друзей и т.п., мнение окружения о нем как о специалисте (а затем и общественное мнение), несмотря на карьерный рост, может стать негативным. Это мнение может быть субъективно транслировано и на всю профессиональную группу.
Одна из специфических особенностей социальной работы состоит в том, что профессионально значимые знания, умения и навыки могут найти самое широкое применение в обыденной жизнедеятельности. Они могут сыграть положительную роль в организации социальным работником собственной жизнедеятельности и оказать значительное влияние на его судьбу. Социальный работник не должен умножать собою ряды клиентов. Быть благополучным в своей индивидуальной жизнедеятельности, уметь построить прочные, приязненные отношения с членами своего окружения, пользоваться их уважением, доверием и поддержкой – долг социального работника перед самим собой.
Как видно, содержание долга и ответственности социального работника широко и многообразно. Вместе с тем, его долженствование перед различными субъектами не противоречит друг другу, а напротив, друг друга дополняет.