Мигранты и члены их семей как объект социальной защиты и социального обслуживания.
-Технология социальной работы с семьей, воспитывающей детей-инвалидов.
Миграция - это перемещение людей по различным причинам через границы тех или иных административно-территориальных образований (и государств) в целях временного или постоянного изменения места жительства. Миграции бывают внутренние (внутри страны) и международные (из одной страны в другую).
В основе миграционных процессов лежат экономические, политические, социальные, национальные, религиозные и другие причины.
Различается миграция естественная (добровольная) и вынужденная.
Характеристика социальных проблем, связанных с миграцией населения:
Реальное положение беженцев и переселенцев в нашей стране исключительно тяжелое, что обусловлено рядом обстоятельств:
- во-первых, их численность оказалась чрезмерной для успешной социальной реабилитации, адаптации, а затем и интеграции;
- во-вторых, рост миграционных потоков предопределен обострением экономического и политического кризиса, препятствующим принятию решений во всех областях управления, в том числе решений в области миграции.
Проблема приобретения официального статуса:
Существенным препятствием для социальной работы с мигрантами всех категорий является отсутствие у большинства из них официального статуса. Как правило, это связано не с нежеланием его оформить, а очень сложной процедурой и фактической невозможностью его оформления. Современное законодательство делает шаги по упрощению приобретения официального статуса, однако техническая реализация законов часто плохо подготовлена, кроме того, сама сфера миграции трудно контролируема.
Для первичной помощи мигрантам созданы специальные учреждения:
- пункты первичного приема вынужденных переселенцев,
- центры временного расселения вынужденных переселенцев,
- центры временного размещения иммигрантов.
Задачи специалистов этих учреждений - оказать первую психологическую помощь человеку, помочь сориентироваться в обстановке.
Для социально-незащищенных категорий, не имеющих возможности самостоятельно подыскать себе жилье, в течение пяти первых дней, пока решается вопрос о регистрации ходатайства, предусмотрено проживание в пункте первичного приема. Попасть туда можно только по направлению регионального отдела по делам миграции. К социально-незащищенным категориям, пользующимся преимущественным правом на проживание в пункте первичного приема и центре временного размещения, относятся: одинокие пенсионеры, инвалиды 1 группы, одинокие матери с детьми до 3 лет, многодетные семьи с детьми до 18 лет. Проживание для них бесплатное. Кроме того, им может быть предоставлено бесплатное трехразовое питание. Другие категории самостоятельно оплачивают время проживания в центре.
Существует три основных варианта получения жилья вынужденными мигрантами: за счет средств федерального бюджета, из фондов муниципальных образований, за счет личных сбережений мигранта.
Основные документы по мигрантам:
- Закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993г.
- Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993г.
- Федеральный закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999г.
- Федеральный закон «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002г.
- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002г.
__________________________________________
Семья, ближайшее окружение ребенка с ограниченными воз-можностями (ОВ) -- главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей, обучения, проф-ориентации.
Материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы с появлением ребенка с ОВ увеличиваются. Жилье обычно не при-способлено для ребенка-инвалида, каждая 3-я семья имеет около 6 м2 полезной площади на одного члена семьи, редко -- отдель-ная комната или специальные приспособления для ребенка.
В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобрете-нием продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебе-ли, предметов бытовой техники: холодильника, телевизора. Се-мьи не имеют крайне необходимого для ухода за ребенком: транс-порта, дач, садовых участков, телефона.
Услуги для ребенка с ОБ в таких семьях преимущественно плат-ные (лечение, дорогостоящие лекарства, медицинские процеду-ры, массаж, путевки санаторного типа, необходимые приспособ-ления и аппараты, обучение, оперативные вмешательства, орто-педическая обувь, очки, слуховые аппараты, инвалидные кресла, кровати и т.д.). Все это требует больших денежных средств, а до-ход в этих семьях складывается из заработка отца и пособия на ребенка по инвалидности.
Выделяют 3 типа семей по реакции родителей на появление ребенка-инвалида: с пассивной реакцией, связанной с недопо-ниманием существующей проблемы; с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов-светил», до-рогостоящие лекарства, ведущие клиники и т.д.; со средней ра-циональной позицией: последовательное выполнение всех инст-рукций, советов врачей, психологов.
В своей работе социальный работник должен опираться на по-зиции 3-го типа семьи.
Вся сложность и многоаспектность проблем детей - инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения.
Воспитание ребенка-инвалида — одна из самых сложных и трудных задач. Очень важно дать понять ребенку, что он не инвалид, а просто «ребенок со специфическими нуждами».
роль семьи в реабилитации детей-инвалидов просто трудно переоценить. Но при этом значение семьи может быть не только положительным, но и отрицательным. Родители должны быть подготовлены к осуществлению реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях. Для оказания помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов работают социально-реабилитационные центры, деятельность которых способствует сокращению числа детей-инвалидов, поступающие в детские дома-интернаты. Особенностью большинства социально-реабилитационных учреждений, является его многопрофильность. Спектр реабилитационных услуг, предоставлямые центрами, весьма широк.
Это социальное обслуживание на дому, включая медико-социальный патронаж, психологическая и педагогическая поддержка, обслуживание детей в отделении дневного пребывания с использованием комплекса реабилитационных мероприятий; стационарное обслуживание с определением конкретных сроков пребывания ребенка в центре; амбулаторное обслуживание семей с получением консультаций специалистов.
Основными задачами реабилитационных учреждений являются:
детализация и конкретизация индивидуальных программ реабилитации инвалидов, разрабатываемых учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы;
разработка планов и программ проведения реабилитации ребенка –инвалида и его семьи в конкретном учреждении;
проведение медицинской реабилитации, осуществление профессиональной реабилитации инвалидов, включающей профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, проведение социальной реабилитации инвалидов, включающей социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию;
динамический контроль над процессом реабилитации инвалидов;
оказание консультативно-методической помощи по вопросам реабилитации инвалидов общественным, государственным и иным организациям, а также отдельным гражданам.
Медицинская реабилитация включает в себя консультации, проведение курсов массажа, ЛФК, физиотерапию, рефлексотерапию, медикаментозное лечение и др.