Результатам освоения программы.

. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры на этапе завершения

дошкольного образования:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,

у ребенка развита крупная и мелкая моторика;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам и т.д.

Стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

8вопрос. Сущность и основные направления преемственности между начальным и дошкольным образованием.

Дошкольное образование является первой ступенью образования. Цели и задачи дошкольного образования основаны на целевых ориентирах, определяемых государственной образовательной политикой. Это составляет основу для установления преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой.

Преемственность определяется как специфическая связь между разными этапами и ступенями развития, сущность которых состоит в сохранении тех или иных элементов или отдельных сторон организации целого как системы.

Исходя из этого, преемственность с позиции школы – это опора на физические, личностные и интеллектуальные качества ребенка, достигнутые в старшем дошкольном возрасте и одновременно развитие качественно новых особенностей и черт личности ребенка.

Преемственность с позиции дошкольного учреждения – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Преемственность, по данным научных исследований, имеет сложную структуру и может быть рассмотрена по следующим направлениям:

1.Согласованность содержания и требований программ воспитания в подготовительных группах детского сада и первых классах школы

Преемственность в содержании основана на связи образовательных программ дошкольного и начального образования. Сравнение требований к структуре программ по стандарту дошкольного образования и стандарту начального образования указывает на единство между образовательными областями во ФГОС ДО и предметными областями образовательной программы начального образования. Например, область Коммуникация (в составе образовательной области « Социально-коммуникативное развитие»)направлена на решение таких задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи - диалогической и монологической форм) и т.д. Предметная область «Филология»ОПП начального образования направлена на развитие коммуникативных умений детей, развитие диалогической и монологической устной и письменной речи

2.Согласованность в формах и методах работы с детьми

Ведущей деятельностью, в рамках которой осуществляется образовательный процесс детского сада, является игровая. В начальной школе образовательный процесс протекает в урочной и внеурочной формах с использованием игровых методов обучения и воспитания детей.

3.Согласованность в условиях воспитания и обучения

Особенности организации образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ:

направленность на воспитание личностных качеств детей, необходимых в школьном обучении: самостоятельности, ответственности, произвольности, любознательности, общительности, креативности;

освоение новых форм сотрудничества в свободной и регламентированной деятельности со сверстниками, учителями, младшими школьниками;

выдвижение общественной направленности деятельности и предъявление требований к достижению ее результатов;

сокращение времени на выполнение режимных процессов;

увеличение времени занятий, их количества, создание в группе учебной зоны;

• постановка педагогом целей формирования у детей элементов учебной деятельности;

• оценивание качества выполнения задания, умений сохранять темп работы, осуществлять самоконтроль;

• осуществление работы с родителями с целью решения задач подготовки к обучению в школе.

Для успешного функционирования системы «детский сад – школа» необходимо тесное сотрудничество между двумя социальными институтами.

Варианты преемственности в системе «ДОУ – начальная школа»

1. Информационно-просветительская работа

- взаимное знакомство учителей и воспитателей с задачами образовательного процесса в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте;

- изучение содержания образовательных программ;

- изучение особенностей развития, воспитания, обучения детей этих возрастных групп.

Формы сотрудничества: совместные педагогические советы, семинары-практикумы, лекции по вопросам развития детей, трудностей адаптации к школе и т.п.

Методическая работа

- взаимное ознакомление с формами и методами образовательной деятельности в ДОУ и начальной школе;

- установление преемственности в формах, методах, средствах организации занятий по основным предметам.

Формы сотрудничества: взаимопосещение, анализ занятий в ДОУ и уроков в начальной школе, семинары-практикумы по отдельным методикам, обмен передовым педагогическим опытом, взаимное консультирование, методические совещания.

Практическая работа

- предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками в ДОУ;

- курирование воспитателями своих выпускников в процессе их обучения в первом классе.

Форма сотрудничества – взаимопосещения.

Условия эффективности взаимосвязи ДОУ со школой:

1.постоянство связей определенных ДОУ с определенными школами; 2.долгосрочность сотрудничества;

3.наличие плановости и системы в работе;

4.реальность, содержательность и конкретность плана сотрудничества ДОУ и школы

Варианты решения проблемы преемственности в современных условиях

1. Создание Комплекса «Детский сад – начальная школа» (одновременное воспитание и обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста).

Достоинства Недостатки
1) Экономическая выгодность, т.е. рациональное использование зданий детского сада и школы. 2) Безболезненное прохождение социальной адаптации детей за счет непрерывного посещения одного и того же учреждения в течение дошкольного и младшего школьного возраста. 3) Возможность разновозрастных контактов между детьми, что ставит старших в позицию взрослых, ответственных за младших, у малышей формируется содержательный образ школьника. 1) Возможен вариант формального сосуществования детского сада и школы под одной крышей. 2) Отсутствие или несовершенство программ для таких комплексов. 3) Нехватка помещений для проведения перемен, физкультурных занятий, организации питания.

2.Раннее предметное обучение дошкольников (школы раннего развития, прогимназии, группы подготовки к школе на базе ДОУ, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования).

Черты организации раннего предметного обучения:

1-Увеличение количества занятий с разными специалистами, функциональный характер отношений с ними.

2-Уплотненность режима дня, сокращение времени на свободную деятельность.

3-Изменение характера общения со сверстниками, отчуждение детей друг от друга, ревностно-отрицательные отношения между детьми.

4-Изменение отношений с родителями: утрата эмоционального контакта, ориентированность на успеваемость ребенка.

5-Изменение системы требований к ребенку, предъявление требований успеваемости, тогда как дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования ценностного отношения к себе и другим.

6-Изменение внутренней позиции ребенка, отождествление своей личности с результатами своей учебы («Я плохой, я плохо учусь»).

Таким образом, необходимо рассматривать преемственность ДОУ и начальной школы как связь и согласованность каждого компонентами образования /целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации/, обеспечивающих эффективное развитие ребенка. Только при таком подходе реализация преемственности между указанными звеньями образования станет одним из условий непрерывного образования детей.

Вопрос. Подготовка детей к школе.

В настоящее время для специалистов: педагогов и психологов, работающих в системе дошкольного образования, одной из наиболее важных проблем является проблема готовности ребенка к школьному обучению. Увеличение школьной нагрузки, внедрение разнообразных образовательных программ, интенсификация обучения - с одной стороны, и ухудшающееся здоровье детей – с другой стороны, заставляют дошкольные учреждения и родителей искать варианты такой подготовки, которая бы смогла обеспечить ребенку нормальную адаптацию к школе и хотя бы частично разгрузить его на первых, самых сложных этапах обучения

Одним из первых, кто ввел в науку понятие «готовность к школе» был психолог А.Н. Леонтьев. Он предложил обозначать термином «готовность к школьному обучению» способность ребенка успешно переходить от системы дошкольного к начальному школьному образованию. Наиболее существенным компонентом готовности он считал способность управлять своим поведением. Она проявляется в возможности подчинения поведения и действий ребенка определенным нормам и правилам, понимании позиции взрослого и условного смысла его действий и вопросов. Именно развитие произвольности психических процессов и поведения выводит дошкольника на тот уровень, за которым возможно начало его успешного организованного обучения.

Проблемой,связанной с подготовкой детей к школе занимались А.М. Леушина, Л.И. Божович; А.А. Люблинская, А.В. Запорожец.

Готовность к обучению в школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению, которая обусловлена созреванием организма к ребенка, в частности его нервной системы, уровнем развития психических процессов, степенью сформированности личности и т.д.

В широком плане под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень развития ребенка, который даст ему возможность достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности.

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к школе. Следовательно, в дошкольных учреждениях должна осуществляться общая и специальная подготовка.

Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечивают ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтения, письмо, окружающий мир).

В содержании понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.

Между обозначенными направлениями подготовки и готовности существует тесная, взаимообуславливающая результат связь. Поэтому, очень важно, чтобы педагог знал специфику работы по каждому направлению и вместе с семьей помогал ребенку достичь готовности к школе. (Комарова Т.С., Баранова С.П.).

Прежде всего, надо, чтобы ребенок физически был готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать – все это не может не отразиться на качестве обучения и состоянии здоровья, поэтому уже с раннего возраста ребенка, воспитателю и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость. /С.М. Громбах, А.В. Запорожец, М.Ю. Кистяковская, О.А. Лосева, Н.Т. Теехова и др./

Интеллектуальная готовность включает в себя в первую очередь, сформированность у старших дошкольников образного и основ словесно-логического мышления (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Н.Н. Подъяков, Т. В. Тарунтаева и др.), навыков учебной деятельности, культуры умственного труда (которая тесно связана с формированием предпосылок учебной деятельности).

В содержании социально-психологической, нравственной волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению (обучению) и готовность к новому образу жизни.

Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Исследователями К.П. Кузовковой, Г.Н. Годиной установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Возможно и формирование ответственности (К.С. Климова). Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную перед ним цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять. Для того, чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. И эти качества, по данным исследований (Н.А. Стародубова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре) и практики, успешно формируются к концу дошкольного возраста. Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям (Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин-Щурина, Т.А. Куликова), а также способность к произвольным действиям (З.И. Истомина).

Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками (Т.А. Репина, Р.А. Иванкова и др.) умение общаться с детьми и взрослыми (М.И. Лисина, А.Г. Рузская). Новый образ жизни требует определенных личностных качества, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. При установлении взаимоотношений с одноклассниками дети не всегда умеют без конфликтов и обид отстаивать свою точку зрения, не заискивать перед другими, но и не противопоставлять себя другим. Эта наука дается ребенку легко, как показывают исследования Е.В. Субботского, Л.А. Пеньевской, если в дошкольном детстве заложить ее фундамент.

Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне них.

По мнению Д.В. Сергеевой, Т.А. Куликовой, К.С. Климова, готовность к обучению можно формировать путем сближения дошкольных и школьных форм организации и методов обучения. Конечно, не следует превращать детский сад в школу, но должно быть общее: обязательность, систематичность проведения занятий. Это вырабатывает стереотип поведения, создает психологическую обстановку на обязательность обучения; аналогичными могут быть и отдельные методы, приемы (игровые); могут совпадать и отдельные требования к детям: отвечать по одному, не мешать товарищам, слушать их ответы, выполнять задания воспитателя и др.

С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно обратить внимание на интерес ребенка к занятиям , на то, что рождает желание заниматься. Р.С. Буре отмечает, что желанию заниматься способствуют такие факторы: как возможность удовлетворения потребности в познании; наличие трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения; возможность эти трудности преодолевать и получать положительную оценку взрослого. Оценку, а не отметку, как это будет в школе. Ш.А. Амонашвили не рекомендует ставить отметки даже первоклассникам. Отметка представляет собой педагогическую Бабу – Ягу, переодетую в добрую фею, - так образно выразил свое отношение к отметке ученый.

Стимулом нравственно-волевого развития служат соподчинение мотивов, введение мотивов общественной пользы (Г.Н. Годин, С. А. Козлова)

Подготовка к новому образу жизни происходит в повседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условии для практики морального поведения. Говорить о социальной (в том числе и нравственно-волевой) готовности к школе допустимо только тогда, когда необходимые качества сформированы прочно и могут быть перенесены ребенком в новые условия.

Психологическая готовность к школе предполагает также сформированность мотива учения. Известно, что интерес к школе у детей проявляется очень рано. происходит это под влиянием наблюдений за старшими детьми – учениками, рассказов взрослых о школе, как о привлекательной для ребенка перспективе его развития; действует также эффект «привлекательного неизвестного» (С.А. Козлова). Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети старшего дошкольного возраста зачастую отвечают: «Потому, что мне купят ранец», «Потому, что там учится мой брат» и т.п. Среди этих мотивов нет главного – мотива учения (Хочу многому научиться, хочу научиться читать, писать, решать задачи). Лишь появление таких мотивов может свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребенка к обучению в школе. Формируются такие мотивы постепенно. Они «вырастают» из прочных познавательных интересов, умения прилагать усилия для получения новых знаний и подкрепляются положительной оценкой взрослого.

Из наблюдений Азарова Ю.П., Куликовой Т.А., следует, что в последние год учителя, родители, стали чаще говорить о трудностях адаптации детей к условиям школьного обучения.

Исследователями выявлено, что указанные трудности – следствия не только внешних условий: недостаточно квалифицированные учителя, переполненные классы, сколько внутренних, отражающих особенностей развития детей поступающих в школу.

Специальная готовность к обучению в школе уделяет особое внимание тем областям знаний, которые будут востребованы именно в начальной школе: чтению, письму, математике, знакомству с окружающим миром / Н.В.Дурова, А.Н. Давидчук, И.Е. Журова, Л.Н. Невская, Т.В. Тарунтаева и др./.

К концу дошкольного возраста, овладев элементами грамоты и специфическими детскими видами деятельности /прежде всего игрой, конструированием и рисованием/ ребенок начинает проявлять осознанность и произвольность, которые делают возможным контроль и планирование, осознание и обобщение способов решения различных задач, что и является основной предпосылкой учебной деятельности.

По мнению Т.В. Тарунтаевой, Е.Е. Шулешко и др., готовность к школе можно охарактеризовать как комплекс определенных умений; сохранять по собственному желанию рабочую позу. Входить в общий ритм и теми работы на занятиях, поддерживать совместные усилия и находить партнера по работе, следовать в ходе занятия единому для группы детей замыслу общего дела, доводить свой замысел до конца.

Таким образом,Подготовка детей к школе должна быть для педагогов ДОУ не самоцелью, а результатам полнокровной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности детей, удовлетворяющей их интересам и потребностям на протяжении всего дошкольного детства.

10.Семья и дошкольное образовательное учреждение. Содержание, цели, формы сотрудничества ДОО с семьей

В современных исследованиях, документах по проблемам дошкольного образования подчеркивается особое значение семейного воспитания в развитии ребенка.

Философия взаимодействия семьи и ДОУ строится на основе идеи о том, что основную ответственность за воспитание, развитие и образование детей несут родители. Это отражено в Законе РФ «Об образовании», в статье которой сказано, что родители – первые педагоги ребенка. Все остальные воспитательные институты - ДОУ, школы, дома творчества и др. – должны дополнить, поддержать, направить их воспитательную деятельность (Об этом писала Т.А. Куликова).

Такая философия требует и иных линий отношений семьи и ДОУ, которые чаще всего определяются как взаимодействие и сотрудничество.

Взаимодействие в данном случае рассматривается как способ организации совместной деятельности между субъектами, цель которой – добиться взаимопонимания и сотрудничества. Многие авторы (Е.П. Арнаутова,Т.И. Бабаева, В.П.Дуброва) в качестве результата такого взаимодействия выделяют особые взаимоотношения между педагогами и родителями , характеризующиеся общей заинтересованностью, готовностью к контактам, доверительностью, взаимоуважением.

Если в теории признается необходимость взаимодействия между педагогами и родителями, то в практике дошкольного образования существует целый ряд препятствий. Трудности связаны с тем, что у современных родителей немало социальных и психологических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны семейного воспитания, отвлекают их от задач развития детей, взаимодействия с образовательными учреждениями

Психологи, социологи выделяют такие проблемы современной семьи, как:

-изменение взаимоотношений в семье,

-тревога родителей за будущее своих детей, их здоровье, успехи и т.д.

Эти трудности семьи усугубляются личностными проблемами современных родителей: усталостью, психическим и физическим перенапряжением( В.В. Дружинин, Н.Ю. Синягина).

Все это приводит к тому, что многие родители во взаимодействии занимают пассивную, иногда несколько отчужденную позицию. Именно поэтому педагогу ДОУ во взаимодействии с семьями воспитанников принадлежит роль организатора, инициатора совместной деятельности.

Как показали исследования В.М. Ивановой, воспитатель дошкольного учреждения выступает одновременно и официальными лицом и доверительным собеседником. Путь к установлению контакта с родителями видится в том, что педагог обеспокоен неудачами ребенка или гордится его успехами, проявляет искреннюю заинтересованность его развитием. Он может доходчиво рассказать родителям о режиме дня, об организации занятий, прогулок и других видов деятельности детей в ДОУ, помочь адаптироваться ребенку к ДОУ.

Осуществление эффективного взаимодействия ДОУ и семьи возможно при следующих условиях:

1.готовность педагогов к взаимодействию с родителями

2.настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей

3.осуществление педагогической диагностики особенностей семьи и семейного воспитания дошкольников

4.определение значимых для педагогов и родителей задач и содержания, на основе которых будет осуществляться взаимодействие ДОУ и семьи.

В исследованиях по дошкольной педагогике и психологии предлагаются разные технологии взаимодействия ДОУ с семьей.

Так, например,Т.В. Кротова разработала классификацию следующих форм обращения педагога с родителями. К ним относятся информационно- аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Эти формы направлены:

результатам освоения программы. - student2.ru на выявление интересов, запросов родителей;

результатам освоения программы. - student2.ru установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми;

результатам освоения программы. - student2.ru ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей;

результатам освоения программы. - student2.ru формирование у родителей знаний и умений о воспитании детей.

Они условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительную и информационно-просветительскую.

Задача информационно-ознакомительной группы – знакомство его работы, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о работе ДОУ. Например, это дни открытых дверей, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.

Задачи информационно – просветительской группы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей; компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм; создание библиотеки для родителей.

Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Одной из важнейших задач взаимодействия ДОУ и родителей является формирование педагогической культуры родителей, оказание им помощи со стороны педагогов (Е.П. Арнаутова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Маркова и др.) Необходимость решения этой задачи вызвана рядом обстоятельств.

В настоящее время педагогические знания буквально обрушиваются на родителей из теле - и радиопрограмм, популярной педагогической литературы, журналов, Интернета. Передачи и издания затрагивают актуальные вопросы воспитания ребенка в современном мире: ребенок и компьютер, ребенок в мире мобильной связи, взрослый мир в детских мультфильмах и др.

В.В. Ксенофонтовым отмечаются достоинства телевидения как средства педагогической пропаганды: в силу визуальности оно подкрепляет слово изображением, показом, привлекает квалифицированных специалистов из разных областей науки. Преимуществами средств массовой информации являются также доступность, доверительность контакта, интимность, обращенность в лирической форме к каждому зрителю лично. Современное развитие телевидения и радиовещания позволяет быть не просто зрителем, но и соучастником программы. Позвонив, зритель, слушатель имеют возможность лично обратиться с волнующим вопросом к специалисту в студии.

Однако следует отметить, что они не могут заменить непосредственного общения педагога с родителями.

Получение информации по каналам радио и телевидения, публицистики не предполагает наличия «обратной связи», к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания, особенностей конкретной семьи, испытываемых ею трудностей. Поэтому сведения, поступающие от средств массовой информации, нельзя считать достаточными.

Сейчас накоплен богатый опыт в дошкольных учреждениях проведения «Педагогических гостиных», совместных досугов, викторин, спортивных праздников, участия родителей в мероприятиях детского сада, занятиях и т.д.

А.В. Петровским предложена нетрадиционная форма сотрудничества «доверительный деловой контакт», включающий три этапа:

а) трансляция родителям положительного образа их ребенка;

б) трансляция родителям педагогических знаний;

в) тесное взаимодействие с родителями по воспитанию и развитию ребенка.

ФГОС ДО и программы, по которым работают ДОО направлены на то, чтобы оказывать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития

В программе «Мир открытий», разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, предлагается технология поддержки родителей в повышении психолого-педагогической компетентности, которая включает в себя пять последовательных этапов, отражающих общую структуру:

Первый этап. Самоопределение к развитию себя как родителя.

_Основными итогами которого должны стать:

-появление у родителей мотивации к повышению психолого-педагогической

компетентности,

-осознание ими различных возможностей и способов образования и самообразования,

-формирование представлений о ресурсах детского сада (и других организаций города/села) в сфере психолого- педагогической поддержки семьи.

Второй этап. Конкретизация образовательных запросов родителей

На данном этапе могут использоваться такие формы работы как индивидуальные беседы, консультации, телефон доверия, совместные детско-родительские мероприятия, эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач (наблюдение за играми и занятиями дошкольников, поведением собственного ребенка и др.).

Важным итогом поддержки родителей на втором этапе являются: конкретизация образовательных запросов родителей («чему я хочу научиться?», «каких знаний, умений мне не хватает для успешного воспитания ребенка).

Третий этап. Проектирование образовательного маршрута.

Результатом третьего этапа могут стать образовательный маршрут родителей группы и индивидуальные образовательные маршруты конкретных семей.

Четвертый этап. Реализация образовательных маршрутов.

В зависимости от ресурсов детского сада на данном этапе могут использоваться такие формы повышения родительской компетентности как:

«Мамина школа», лекторий, «Академия» педагогических знаний, киноуниверситет, краткосрочные курсы/тренинги для родителей, родительские конференции, тематические выставки/мастер-классы, библиотека для родителей и др.Для удовлетворения образовательных запросов современных родителей могут использоваться различные Интернет-ресурсы(осуществление электронной рассылки, проведение дистанционных конференций; создание информационно-методического online).

Результаты четвертого этапа – рост активности родителей в повышении психолого-педагогической компетентности.

Пятый этап. Рефлексия образовательной деятельности.

Основные достижения на данном этапе – соотнесение родителями целей педагогического образования и результатов прохождения образовательных маршрутов, возникновение новых образовательных запросов. Презентация и оценка успехов родителей может осуществляться, например, через организацию выставок семейных достижений, презентаций семейных портфолио, мастер-классов «Секреты родительских успехов», «Родители – родителям»; обобщение лучшего родительского опыта; конкурсов «Успешный родитель», «Семья года»; фестивалей семейного творчества; родительских конференций; вручение благодарственных писем, грамот, дипломов и др.

Так, естественным образом формируется единое сообщество «Семья –Детский сад», в котором все участники образовательного процесса –дети, педагоги, родители –получают импульс для собственного развития –каждый на своем уровне.

Таким образом, в основе взаимодействия современного ДОУ и семьи лежит сотрудничество, создание специальных программ, направленных на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность. Дошкольное учреждение должно быть открытым для родителей и членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов

Наши рекомендации