Результатам освоения программы.
. Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам и т.д.
Стандарт является основой для:
1) разработки Программы;
2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;
4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
8вопрос. Сущность и основные направления преемственности между начальным и дошкольным образованием.
Дошкольное образование является первой ступенью образования. Цели и задачи дошкольного образования основаны на целевых ориентирах, определяемых государственной образовательной политикой. Это составляет основу для установления преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой.
Преемственность определяется как специфическая связь между разными этапами и ступенями развития, сущность которых состоит в сохранении тех или иных элементов или отдельных сторон организации целого как системы.
Исходя из этого, преемственность с позиции школы – это опора на физические, личностные и интеллектуальные качества ребенка, достигнутые в старшем дошкольном возрасте и одновременно развитие качественно новых особенностей и черт личности ребенка.
Преемственность с позиции дошкольного учреждения – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность, по данным научных исследований, имеет сложную структуру и может быть рассмотрена по следующим направлениям:
1.Согласованность содержания и требований программ воспитания в подготовительных группах детского сада и первых классах школы
Преемственность в содержании основана на связи образовательных программ дошкольного и начального образования. Сравнение требований к структуре программ по стандарту дошкольного образования и стандарту начального образования указывает на единство между образовательными областями во ФГОС ДО и предметными областями образовательной программы начального образования. Например, область Коммуникация (в составе образовательной области « Социально-коммуникативное развитие»)направлена на решение таких задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи - диалогической и монологической форм) и т.д. Предметная область «Филология»ОПП начального образования направлена на развитие коммуникативных умений детей, развитие диалогической и монологической устной и письменной речи
2.Согласованность в формах и методах работы с детьми
Ведущей деятельностью, в рамках которой осуществляется образовательный процесс детского сада, является игровая. В начальной школе образовательный процесс протекает в урочной и внеурочной формах с использованием игровых методов обучения и воспитания детей.
3.Согласованность в условиях воспитания и обучения
Особенности организации образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ:
•направленность на воспитание личностных качеств детей, необходимых в школьном обучении: самостоятельности, ответственности, произвольности, любознательности, общительности, креативности;
•освоение новых форм сотрудничества в свободной и регламентированной деятельности со сверстниками, учителями, младшими школьниками;
•выдвижение общественной направленности деятельности и предъявление требований к достижению ее результатов;
•сокращение времени на выполнение режимных процессов;
•увеличение времени занятий, их количества, создание в группе учебной зоны;
• постановка педагогом целей формирования у детей элементов учебной деятельности;
• оценивание качества выполнения задания, умений сохранять темп работы, осуществлять самоконтроль;
• осуществление работы с родителями с целью решения задач подготовки к обучению в школе.
Для успешного функционирования системы «детский сад – школа» необходимо тесное сотрудничество между двумя социальными институтами.
Варианты преемственности в системе «ДОУ – начальная школа»
1. Информационно-просветительская работа
- взаимное знакомство учителей и воспитателей с задачами образовательного процесса в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте;
- изучение содержания образовательных программ;
- изучение особенностей развития, воспитания, обучения детей этих возрастных групп.
Формы сотрудничества: совместные педагогические советы, семинары-практикумы, лекции по вопросам развития детей, трудностей адаптации к школе и т.п.
Методическая работа
- взаимное ознакомление с формами и методами образовательной деятельности в ДОУ и начальной школе;
- установление преемственности в формах, методах, средствах организации занятий по основным предметам.
Формы сотрудничества: взаимопосещение, анализ занятий в ДОУ и уроков в начальной школе, семинары-практикумы по отдельным методикам, обмен передовым педагогическим опытом, взаимное консультирование, методические совещания.
Практическая работа
- предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками в ДОУ;
- курирование воспитателями своих выпускников в процессе их обучения в первом классе.
Форма сотрудничества – взаимопосещения.
Условия эффективности взаимосвязи ДОУ со школой:
1.постоянство связей определенных ДОУ с определенными школами; 2.долгосрочность сотрудничества;
3.наличие плановости и системы в работе;
4.реальность, содержательность и конкретность плана сотрудничества ДОУ и школы
Варианты решения проблемы преемственности в современных условиях
1. Создание Комплекса «Детский сад – начальная школа» (одновременное воспитание и обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста).
Достоинства | Недостатки |
1) Экономическая выгодность, т.е. рациональное использование зданий детского сада и школы. 2) Безболезненное прохождение социальной адаптации детей за счет непрерывного посещения одного и того же учреждения в течение дошкольного и младшего школьного возраста. 3) Возможность разновозрастных контактов между детьми, что ставит старших в позицию взрослых, ответственных за младших, у малышей формируется содержательный образ школьника. | 1) Возможен вариант формального сосуществования детского сада и школы под одной крышей. 2) Отсутствие или несовершенство программ для таких комплексов. 3) Нехватка помещений для проведения перемен, физкультурных занятий, организации питания. |
2.Раннее предметное обучение дошкольников (школы раннего развития, прогимназии, группы подготовки к школе на базе ДОУ, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования).
Черты организации раннего предметного обучения:
1-Увеличение количества занятий с разными специалистами, функциональный характер отношений с ними.
2-Уплотненность режима дня, сокращение времени на свободную деятельность.
3-Изменение характера общения со сверстниками, отчуждение детей друг от друга, ревностно-отрицательные отношения между детьми.
4-Изменение отношений с родителями: утрата эмоционального контакта, ориентированность на успеваемость ребенка.
5-Изменение системы требований к ребенку, предъявление требований успеваемости, тогда как дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования ценностного отношения к себе и другим.
6-Изменение внутренней позиции ребенка, отождествление своей личности с результатами своей учебы («Я плохой, я плохо учусь»).
Таким образом, необходимо рассматривать преемственность ДОУ и начальной школы как связь и согласованность каждого компонентами образования /целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации/, обеспечивающих эффективное развитие ребенка. Только при таком подходе реализация преемственности между указанными звеньями образования станет одним из условий непрерывного образования детей.
Вопрос. Подготовка детей к школе.
В настоящее время для специалистов: педагогов и психологов, работающих в системе дошкольного образования, одной из наиболее важных проблем является проблема готовности ребенка к школьному обучению. Увеличение школьной нагрузки, внедрение разнообразных образовательных программ, интенсификация обучения - с одной стороны, и ухудшающееся здоровье детей – с другой стороны, заставляют дошкольные учреждения и родителей искать варианты такой подготовки, которая бы смогла обеспечить ребенку нормальную адаптацию к школе и хотя бы частично разгрузить его на первых, самых сложных этапах обучения
Одним из первых, кто ввел в науку понятие «готовность к школе» был психолог А.Н. Леонтьев. Он предложил обозначать термином «готовность к школьному обучению» способность ребенка успешно переходить от системы дошкольного к начальному школьному образованию. Наиболее существенным компонентом готовности он считал способность управлять своим поведением. Она проявляется в возможности подчинения поведения и действий ребенка определенным нормам и правилам, понимании позиции взрослого и условного смысла его действий и вопросов. Именно развитие произвольности психических процессов и поведения выводит дошкольника на тот уровень, за которым возможно начало его успешного организованного обучения.
Проблемой,связанной с подготовкой детей к школе занимались А.М. Леушина, Л.И. Божович; А.А. Люблинская, А.В. Запорожец.
Готовность к обучению в школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению, которая обусловлена созреванием организма к ребенка, в частности его нервной системы, уровнем развития психических процессов, степенью сформированности личности и т.д.
В широком плане под готовностью к систематическому обучению понимается такой уровень развития ребенка, который даст ему возможность достаточно легко адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности.
Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к школе. Следовательно, в дошкольных учреждениях должна осуществляться общая и специальная подготовка.
Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечивают ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтения, письмо, окружающий мир).
В содержании понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.
Между обозначенными направлениями подготовки и готовности существует тесная, взаимообуславливающая результат связь. Поэтому, очень важно, чтобы педагог знал специфику работы по каждому направлению и вместе с семьей помогал ребенку достичь готовности к школе. (Комарова Т.С., Баранова С.П.).
Прежде всего, надо, чтобы ребенок физически был готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность к школе предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать – все это не может не отразиться на качестве обучения и состоянии здоровья, поэтому уже с раннего возраста ребенка, воспитателю и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость. /С.М. Громбах, А.В. Запорожец, М.Ю. Кистяковская, О.А. Лосева, Н.Т. Теехова и др./
Интеллектуальная готовность включает в себя в первую очередь, сформированность у старших дошкольников образного и основ словесно-логического мышления (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Н.Н. Подъяков, Т. В. Тарунтаева и др.), навыков учебной деятельности, культуры умственного труда (которая тесно связана с формированием предпосылок учебной деятельности).
В содержании социально-психологической, нравственной волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к учению (обучению) и готовность к новому образу жизни.
Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Исследователями К.П. Кузовковой, Г.Н. Годиной установлено, что самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Возможно и формирование ответственности (К.С. Климова). Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную перед ним цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять. Для того, чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым. И эти качества, по данным исследований (Н.А. Стародубова, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре) и практики, успешно формируются к концу дошкольного возраста. Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям (Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин-Щурина, Т.А. Куликова), а также способность к произвольным действиям (З.И. Истомина).
Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками (Т.А. Репина, Р.А. Иванкова и др.) умение общаться с детьми и взрослыми (М.И. Лисина, А.Г. Рузская). Новый образ жизни требует определенных личностных качества, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др. При установлении взаимоотношений с одноклассниками дети не всегда умеют без конфликтов и обид отстаивать свою точку зрения, не заискивать перед другими, но и не противопоставлять себя другим. Эта наука дается ребенку легко, как показывают исследования Е.В. Субботского, Л.А. Пеньевской, если в дошкольном детстве заложить ее фундамент.
Перечисленные выше характеристики социальной, нравственно-волевой готовности формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 6 лет в семье и дошкольном учреждении на занятиях и вне них.
По мнению Д.В. Сергеевой, Т.А. Куликовой, К.С. Климова, готовность к обучению можно формировать путем сближения дошкольных и школьных форм организации и методов обучения. Конечно, не следует превращать детский сад в школу, но должно быть общее: обязательность, систематичность проведения занятий. Это вырабатывает стереотип поведения, создает психологическую обстановку на обязательность обучения; аналогичными могут быть и отдельные методы, приемы (игровые); могут совпадать и отдельные требования к детям: отвечать по одному, не мешать товарищам, слушать их ответы, выполнять задания воспитателя и др.
С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно обратить внимание на интерес ребенка к занятиям , на то, что рождает желание заниматься. Р.С. Буре отмечает, что желанию заниматься способствуют такие факторы: как возможность удовлетворения потребности в познании; наличие трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения; возможность эти трудности преодолевать и получать положительную оценку взрослого. Оценку, а не отметку, как это будет в школе. Ш.А. Амонашвили не рекомендует ставить отметки даже первоклассникам. Отметка представляет собой педагогическую Бабу – Ягу, переодетую в добрую фею, - так образно выразил свое отношение к отметке ученый.
Стимулом нравственно-волевого развития служат соподчинение мотивов, введение мотивов общественной пользы (Г.Н. Годин, С. А. Козлова)
Подготовка к новому образу жизни происходит в повседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условии для практики морального поведения. Говорить о социальной (в том числе и нравственно-волевой) готовности к школе допустимо только тогда, когда необходимые качества сформированы прочно и могут быть перенесены ребенком в новые условия.
Психологическая готовность к школе предполагает также сформированность мотива учения. Известно, что интерес к школе у детей проявляется очень рано. происходит это под влиянием наблюдений за старшими детьми – учениками, рассказов взрослых о школе, как о привлекательной для ребенка перспективе его развития; действует также эффект «привлекательного неизвестного» (С.А. Козлова). Отвечая на вопрос, почему им хочется в школу, дети старшего дошкольного возраста зачастую отвечают: «Потому, что мне купят ранец», «Потому, что там учится мой брат» и т.п. Среди этих мотивов нет главного – мотива учения (Хочу многому научиться, хочу научиться читать, писать, решать задачи). Лишь появление таких мотивов может свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребенка к обучению в школе. Формируются такие мотивы постепенно. Они «вырастают» из прочных познавательных интересов, умения прилагать усилия для получения новых знаний и подкрепляются положительной оценкой взрослого.
Из наблюдений Азарова Ю.П., Куликовой Т.А., следует, что в последние год учителя, родители, стали чаще говорить о трудностях адаптации детей к условиям школьного обучения.
Исследователями выявлено, что указанные трудности – следствия не только внешних условий: недостаточно квалифицированные учителя, переполненные классы, сколько внутренних, отражающих особенностей развития детей поступающих в школу.
Специальная готовность к обучению в школе уделяет особое внимание тем областям знаний, которые будут востребованы именно в начальной школе: чтению, письму, математике, знакомству с окружающим миром / Н.В.Дурова, А.Н. Давидчук, И.Е. Журова, Л.Н. Невская, Т.В. Тарунтаева и др./.
К концу дошкольного возраста, овладев элементами грамоты и специфическими детскими видами деятельности /прежде всего игрой, конструированием и рисованием/ ребенок начинает проявлять осознанность и произвольность, которые делают возможным контроль и планирование, осознание и обобщение способов решения различных задач, что и является основной предпосылкой учебной деятельности.
По мнению Т.В. Тарунтаевой, Е.Е. Шулешко и др., готовность к школе можно охарактеризовать как комплекс определенных умений; сохранять по собственному желанию рабочую позу. Входить в общий ритм и теми работы на занятиях, поддерживать совместные усилия и находить партнера по работе, следовать в ходе занятия единому для группы детей замыслу общего дела, доводить свой замысел до конца.
Таким образом,Подготовка детей к школе должна быть для педагогов ДОУ не самоцелью, а результатам полнокровной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности детей, удовлетворяющей их интересам и потребностям на протяжении всего дошкольного детства.
10.Семья и дошкольное образовательное учреждение. Содержание, цели, формы сотрудничества ДОО с семьей
В современных исследованиях, документах по проблемам дошкольного образования подчеркивается особое значение семейного воспитания в развитии ребенка.
Философия взаимодействия семьи и ДОУ строится на основе идеи о том, что основную ответственность за воспитание, развитие и образование детей несут родители. Это отражено в Законе РФ «Об образовании», в статье которой сказано, что родители – первые педагоги ребенка. Все остальные воспитательные институты - ДОУ, школы, дома творчества и др. – должны дополнить, поддержать, направить их воспитательную деятельность (Об этом писала Т.А. Куликова).
Такая философия требует и иных линий отношений семьи и ДОУ, которые чаще всего определяются как взаимодействие и сотрудничество.
Взаимодействие в данном случае рассматривается как способ организации совместной деятельности между субъектами, цель которой – добиться взаимопонимания и сотрудничества. Многие авторы (Е.П. Арнаутова,Т.И. Бабаева, В.П.Дуброва) в качестве результата такого взаимодействия выделяют особые взаимоотношения между педагогами и родителями , характеризующиеся общей заинтересованностью, готовностью к контактам, доверительностью, взаимоуважением.
Если в теории признается необходимость взаимодействия между педагогами и родителями, то в практике дошкольного образования существует целый ряд препятствий. Трудности связаны с тем, что у современных родителей немало социальных и психологических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны семейного воспитания, отвлекают их от задач развития детей, взаимодействия с образовательными учреждениями
Психологи, социологи выделяют такие проблемы современной семьи, как:
-изменение взаимоотношений в семье,
-тревога родителей за будущее своих детей, их здоровье, успехи и т.д.
Эти трудности семьи усугубляются личностными проблемами современных родителей: усталостью, психическим и физическим перенапряжением( В.В. Дружинин, Н.Ю. Синягина).
Все это приводит к тому, что многие родители во взаимодействии занимают пассивную, иногда несколько отчужденную позицию. Именно поэтому педагогу ДОУ во взаимодействии с семьями воспитанников принадлежит роль организатора, инициатора совместной деятельности.
Как показали исследования В.М. Ивановой, воспитатель дошкольного учреждения выступает одновременно и официальными лицом и доверительным собеседником. Путь к установлению контакта с родителями видится в том, что педагог обеспокоен неудачами ребенка или гордится его успехами, проявляет искреннюю заинтересованность его развитием. Он может доходчиво рассказать родителям о режиме дня, об организации занятий, прогулок и других видов деятельности детей в ДОУ, помочь адаптироваться ребенку к ДОУ.
Осуществление эффективного взаимодействия ДОУ и семьи возможно при следующих условиях:
1.готовность педагогов к взаимодействию с родителями
2.настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей
3.осуществление педагогической диагностики особенностей семьи и семейного воспитания дошкольников
4.определение значимых для педагогов и родителей задач и содержания, на основе которых будет осуществляться взаимодействие ДОУ и семьи.
В исследованиях по дошкольной педагогике и психологии предлагаются разные технологии взаимодействия ДОУ с семьей.
Так, например,Т.В. Кротова разработала классификацию следующих форм обращения педагога с родителями. К ним относятся информационно- аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Эти формы направлены:
на выявление интересов, запросов родителей;
установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми;
ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей;
формирование у родителей знаний и умений о воспитании детей.
Они условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительную и информационно-просветительскую.
Задача информационно-ознакомительной группы – знакомство его работы, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о работе ДОУ. Например, это дни открытых дверей, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.
Задачи информационно – просветительской группы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей; компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм; создание библиотеки для родителей.
Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.
Одной из важнейших задач взаимодействия ДОУ и родителей является формирование педагогической культуры родителей, оказание им помощи со стороны педагогов (Е.П. Арнаутова, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Маркова и др.) Необходимость решения этой задачи вызвана рядом обстоятельств.
В настоящее время педагогические знания буквально обрушиваются на родителей из теле - и радиопрограмм, популярной педагогической литературы, журналов, Интернета. Передачи и издания затрагивают актуальные вопросы воспитания ребенка в современном мире: ребенок и компьютер, ребенок в мире мобильной связи, взрослый мир в детских мультфильмах и др.
В.В. Ксенофонтовым отмечаются достоинства телевидения как средства педагогической пропаганды: в силу визуальности оно подкрепляет слово изображением, показом, привлекает квалифицированных специалистов из разных областей науки. Преимуществами средств массовой информации являются также доступность, доверительность контакта, интимность, обращенность в лирической форме к каждому зрителю лично. Современное развитие телевидения и радиовещания позволяет быть не просто зрителем, но и соучастником программы. Позвонив, зритель, слушатель имеют возможность лично обратиться с волнующим вопросом к специалисту в студии.
Однако следует отметить, что они не могут заменить непосредственного общения педагога с родителями.
Получение информации по каналам радио и телевидения, публицистики не предполагает наличия «обратной связи», к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания, особенностей конкретной семьи, испытываемых ею трудностей. Поэтому сведения, поступающие от средств массовой информации, нельзя считать достаточными.
Сейчас накоплен богатый опыт в дошкольных учреждениях проведения «Педагогических гостиных», совместных досугов, викторин, спортивных праздников, участия родителей в мероприятиях детского сада, занятиях и т.д.
А.В. Петровским предложена нетрадиционная форма сотрудничества «доверительный деловой контакт», включающий три этапа:
а) трансляция родителям положительного образа их ребенка;
б) трансляция родителям педагогических знаний;
в) тесное взаимодействие с родителями по воспитанию и развитию ребенка.
ФГОС ДО и программы, по которым работают ДОО направлены на то, чтобы оказывать помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития
В программе «Мир открытий», разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, предлагается технология поддержки родителей в повышении психолого-педагогической компетентности, которая включает в себя пять последовательных этапов, отражающих общую структуру:
Первый этап. Самоопределение к развитию себя как родителя.
_Основными итогами которого должны стать:
-появление у родителей мотивации к повышению психолого-педагогической
компетентности,
-осознание ими различных возможностей и способов образования и самообразования,
-формирование представлений о ресурсах детского сада (и других организаций города/села) в сфере психолого- педагогической поддержки семьи.
Второй этап. Конкретизация образовательных запросов родителей
На данном этапе могут использоваться такие формы работы как индивидуальные беседы, консультации, телефон доверия, совместные детско-родительские мероприятия, эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач (наблюдение за играми и занятиями дошкольников, поведением собственного ребенка и др.).
Важным итогом поддержки родителей на втором этапе являются: конкретизация образовательных запросов родителей («чему я хочу научиться?», «каких знаний, умений мне не хватает для успешного воспитания ребенка).
Третий этап. Проектирование образовательного маршрута.
Результатом третьего этапа могут стать образовательный маршрут родителей группы и индивидуальные образовательные маршруты конкретных семей.
Четвертый этап. Реализация образовательных маршрутов.
В зависимости от ресурсов детского сада на данном этапе могут использоваться такие формы повышения родительской компетентности как:
«Мамина школа», лекторий, «Академия» педагогических знаний, киноуниверситет, краткосрочные курсы/тренинги для родителей, родительские конференции, тематические выставки/мастер-классы, библиотека для родителей и др.Для удовлетворения образовательных запросов современных родителей могут использоваться различные Интернет-ресурсы(осуществление электронной рассылки, проведение дистанционных конференций; создание информационно-методического online).
Результаты четвертого этапа – рост активности родителей в повышении психолого-педагогической компетентности.
Пятый этап. Рефлексия образовательной деятельности.
Основные достижения на данном этапе – соотнесение родителями целей педагогического образования и результатов прохождения образовательных маршрутов, возникновение новых образовательных запросов. Презентация и оценка успехов родителей может осуществляться, например, через организацию выставок семейных достижений, презентаций семейных портфолио, мастер-классов «Секреты родительских успехов», «Родители – родителям»; обобщение лучшего родительского опыта; конкурсов «Успешный родитель», «Семья года»; фестивалей семейного творчества; родительских конференций; вручение благодарственных писем, грамот, дипломов и др.
Так, естественным образом формируется единое сообщество «Семья –Детский сад», в котором все участники образовательного процесса –дети, педагоги, родители –получают импульс для собственного развития –каждый на своем уровне.
Таким образом, в основе взаимодействия современного ДОУ и семьи лежит сотрудничество, создание специальных программ, направленных на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей. Психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением, должно иметь целевую направленность. Дошкольное учреждение должно быть открытым для родителей и членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов