Основные этапы бюджетного процесса на муниципальном уровне

Это деятельность органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса (ОГВ, финансовые органы) по составлению и рассмотрению проектов местных бюджетов, утверждению и исполнению местных бюджетов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс подразделяется на 4 основных этапа:

1)Составление проекта бюджета 2)Рассмотрение 3)Утверждение 4)Исполнение

Составления проекта бюджета основывается на бюджетном послании высшего должностного лица субъекта РФ

Составление проекта бюджета это исключительное полномочие местной администрации. Непосредственно составляет проект бюджета финансово-бюджетный орган администрации.

Рассмотрение и утверждение бюджета является исключительным полномочием представительного органа муниципального образования.

Перед утверждением бюджета проект бюджета в обязательном порядке выносится на публичные слушания.

Исполнение бюджета является полномочием местной администрации. Местная администрация готовит отчет об исполнении бюджета и представляет указанный отчет на утверждение представительному органу муниципального образования. Перед утверждением данный отчет выносится на публичные слушания. Утверждение отчета об исполнении местного бюджета является исключительным полномочием представительного органа муниципального образования.

Контроль за исполнением местного бюджета осуществляет контрольный орган муниципального образования.

Стадии:

Разработка прогноза социально-экономического развития города

Разработка рабочей документации к проекту бюджета город, представляемой в городской Совет

Рассмотрение проекта бюджета города в первом чтении

Рассмотрение проекта бюджета города во втором чтении

Утверждение бюджета города

Исполнение и внесение изменений в бюджет

Организация контроля бюджетного процесса

Рассмотрение и утверждение отсчета об исполнении бюджета города.

Консолидированный бюджет РФ: Федеральный; Консолидированный бюджет субъектов; Бюджеты ГО

Консолидированные бюджеты МР (Бюджеты ГП, Бюджеты СП); Консолидированные бюджеты ГФЗ (Бюджеты внутригородских МО)

Составление проекта бюджета. Местный бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Составление проекта бюджета находится в компетенции администрации муниципального образования. Непосредственное составление проекта бюджета на очередной финансовый год осуществляет финансовый орган, исполняющий бюджет муниципального образования.

Глава муниципального образования (глава администрации) принимает решение о начале работы по составлению проекта бюджета не позднее чем за шесть месяцев до начала очередного финансового года.

Финансовый орган, исполняющий бюджет на основании документов и сведений формирует расчетные объемы доходной и расходной частей местного бюджета, направляет их главе муниципального образования (главе администрации), который в порядке, установленном законодательством, представляет указанные документы в уполномоченный орган по управлению средствами бюджета субъекта РФ (финансовое управление, министерство финансов).

Местная администрация, финансовый орган, исполняющий местный бюджет, дорабатывают и направляют главе муниципального образования (главе администрации) проект бюджета для представления его в представительный орган муниципального образования. Глава муниципального образования (глава администрации) не позднее определенного срока (к примеру, не позднее 30 дней со дня вступления в силу закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год) вносит на рассмотрение представительного органа проект решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год.

В проекте решения о местном бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета:

общий объем доходов бюджета, о

общий объем расходов бюджета,

дефицит бюджета.

Рассмотрение, утверждение местного бюджета осуществляется представительным органом муниципального образования в одном или нескольких чтениях. Представительный орган рассматривает на своем заседании проект решения о бюджете на очередной финансовый год не позднее чем через 30 дней со дня его внесения в представительный орган главой муниципального образования (главой администрации). Дума Екатеринбурга, например, рассматривает проект городского бюджета в двух чтениях.

Проект решения о бюджете Екатеринбурга в течение одного дня после поступления в Думу направляется председателем Думы в постоянные депутатские комиссии Думы, комиссию по бюджету и экономической политике и в Счетную палату города (контрольный орган города). В течение 10 дней с момента поступления в комиссии проекта решения о бюджете комиссии Думы рассматривают предложения депутатов по проекту решения о бюджете и готовят заключения, которые направляют в комиссию по бюджету. Заключение Счетной палаты на проект решения о бюджете города направляется во все комиссии в течение семи дней с момента его поступления в Счетную палату. На основании заключений комиссий, Счетной палаты и предложений депутатов, комиссия по бюджету в течение семи дней сводит воедино направленные поправки, рассматривает их на заседании (заседаниях), выносит решение по каждой поправке, готовит таблицы поправок, по которым выработано положительное решение и по которым согласованного решения не принято. Комиссия по бюджету оформляет заключение, направляемое главе города, который вправе в двухдневный срок со дня его получения внести в городскую Думу доработанный проект решения о бюджете.

В период рассмотрения проекта бюджета администрация, финансовый орган, исполняющий бюджет, обязаны в трехдневный срок со дня получения запросов депутатов, депутатских комиссий, контрольного органа муниципального образования предоставить им всю необходимую информацию для осуществления предварительного финансового контроля.

Проекты решений о внесении изменений и дополнений в местный бюджет вносятся на рассмотрение представительного органа главой муниципального образования (главой администрации). Рассматриваются и принимаются они в порядке, аналогичном порядку рассмотрения и принятия решения о местном бюджете.

Исполнение бюджета. Утвержденный бюджет муниципального образования подлежит исполнению. По поручению главы администрации на финансовый орган, исполняющий местный бюджет, возлагается организация исполнения бюджета. Данный орган осуществляет процедуру подтверждения бюджетных обязательств; определяет и регулирует объемы и сроки принятия бюджетных обязательств. Отчет об исполнении бюджета. Глава администрации представляет в представительный орган муниципального образования годовой отчет об исполнении местного бюджета, информацию об исполнении местного бюджета за квартал, полугодие, девять месяцев текущего года. Годовой отчет об исполнении местного бюджета подлежит утверждению представительным органом.

Наши рекомендации