Собрания и конференции граждан

По своей сути собрания и конференции являются идентичными, тождественными формами (хотя в законе две разные статьи). Разница заключается в том, что конференция - это собрание не всех жителей, а собрание делегатов. В собрании участвуют все жители соответствующей территории. Для конференции жители избирают делегатов. Собрания и конференции - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, представляющая собой присутствие населения МО в специально отведенном или приспособленном месте, для коллективного обсуждения вопросов местного значения, а также информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Собрания и конференции проводятся по инициативе: Населения; Представительного органа муниципального образования; Главы муниципального образования

Кроме того с инициативой о проведении собраний, конференций может выступить территориальное общественное самоуправление, если это предусмотрено в его уставе.

Если собрание или конференция проводится по инициативе населения или представительного органа то оно назначается представительным органом муниципального образования, если собрание или конференция проводится по инициативе главы муниципального образования то и назначается главой.

Собрания и конференции проводятся на части территории МО. В работе собраний, конференций вправе участвовать граждане достигшие 18 летнего возраста, постоянно или преимущественно проживающие на соответствующей территории. Нормативными актами представительного органа муниципального образования перечень участников собрания, конференции может быть расширен.

В собрании, конференции могут участвовать граждане, не проживающие на соответствующей территории но имеющие на данной территории недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности. Такие граждане могут участвовать с правом совещательного голоса (у нас).

Порядок назначения, проведения собраний, конференций, полномочия собраний, конференций определяются уставом МО либо актами представительного органа. Как правило, если собрания или конференции проводятся по инициативе населения, то их организацию осуществляет инициативная группа граждан. В полномочия собраний, конференций входит рассмотрение и решение любых значимых для соответствующих территорий вопросов, за исключением тех которые находятся в ведении органов и должностных лиц государственной власти и органов, а также должностных лиц местного самоуправления.

Решения собраний, конференций распространяются только на жителей соответствующих территорий, являются рекомендательными и исполняются жителями на добровольной основе. Обращения, принятые собранием конференций, подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами и должностными лицами с обязательным направлением письменного ответа. Итоги собраний, конференций подлежат обязательному официальному опубликованию или обнародованию.

Правотворческая инициатива

Правотворческая инициатива граждан – это возможность населения муниципального образования обладающего избирательным правом вносить на рассмотрение органов или должностных лиц местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан обладающих избирательным правом в порядке, установленном НПА представительного органа. Минимальная численность инициативной группы устанавливается этим же нормативным актом, но не может превышать 3% от числа избирателей в данном муниципальном образовании (в Екатеринбурге такая группа 300 человек).

В том случае если нормативный акт представительного органа, регулирующий порядок реализации правотворческой инициативы отсутствует, то реализация правотворческой инициативы осуществляется исключительно в соответствии с законом 2003 года.

В целях реализации правотворческой инициативы инициативная группа вносит в соответствующие органы местного самоуправления следующие документы:

Текст проекта муниципального правового акта.

Пояснительную записку, содержащую обоснование необходимости принятия этого проекта.

Финансово-экономическое обоснование. В том случае если будут какие то затраты из бюджета.

Список инициативной группы граждан.

Протокол самого собрания, заседания на котором было принято решение о создании инициативной группы.

Если проект муниципального правового акта предусматривает установление, изменение, отмену местных налогов и сборов, либо осуществление расходов из средств местного бюджета, то он изначально вносится главе местной администрации. Если же этот проект внесен на рассмотрение представительного органа муниципального образования, то одновременно с проектом представляется заключение главы местной администрации. Соответствующий орган или должностное лицо местного самоуправления могут отказать в принятии представленных документов только в случае нарушения требований предъявляемых к этим документам. Проект муниципального правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом или ДЛ в течение 3-х месяцев со дня его внесения.

Представителям инициативной группы должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении проекта.

Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта, должно быть официально, в письменной форме доведено до сведения инициативной группы.

Наши рекомендации