Местный референдум как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления: общая характеристика
Местный референдум– это форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений осуществляемого посредством голосования граждан. Основным актом является ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Принципы проведения референдума тождественны принципам проведения выборов.
На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, установленные статьями 14,15,16 131 закона. Также на местный референдум могут быть вынесены вопросы определенные законом субъекта РФ и уставом муниципального образования.
Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии реализации этих прав и свобод. Вопрос о референдуме должен быть сформулирован таким образом чтобы исключалась возможность его множественного толкования. На местный референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:
О досрочном прекращении или продлении сроков полномочий органа местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления.
О персональном составе органов местного самоуправления.
О принятии или об изменении местного бюджета об исполнении или изменении финансовых обязательств муниципального образования.
О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Этот перечень установлен федеральным законом, следовательно, МО не может устанавливать дополнительные ограничения. Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования.
Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. С инициативой о проведении референдума могут выступать:
Граждане РФ, имеющие право на участие в референдуме и проживающие на территории соответствующего муниципального образования.
Избирательные объединения и иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах или референдуме.
Представительный орган муниципального образования и глава местной администрации совместно
Голосование на референдуме может быть назначено только на воскресение. Не допускается назначения голосования на предпраздничные и не рабочие праздничные дни, на день следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресение которое объявлено рабочим днем.
Местный референдум назначается представительным органом муниципального образования, а в случае непринятия решения представительным оранном в установленный срок референдум назначается судом.. Представительный орган вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения процедуры выдвижения инициативы. Голосование на референдуме может быть перенесено на более поздний срок для целей совмещения с выборами.
Решение принятое на местном референдуме является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Данное решение действует на всей территории соответствующего муниципального образования. Указанное решение подлежит регистрации в органе местного самоуправления в порядке установленном для регистрации НПА. Решение принятое на местном референдуме может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после принятии изначального решения, либо может быть признано недействительным в судебном порядке.
Отмена судом решения принятого на референдуме может быть только по следующим основаниям:
Нарушение установленного порядка проведения местного референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума.
Несоответствие закону субъекта РФ или уставу муниципального образования, на основания которых проводился местный референдум, конституции и законодательству, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума
Несоответствие решения принятого на местном референдуме конституции и законодательства.
Если для реализации решения принятого на местном референдуме дополнительно требуется издание НПА, то соответствующий орган обязан в течении 15ти дней со дня вступления в силу решения принятого на референдуме определить срок подготовки и принятия данного нормативного акта. Указанный срок не может превышать три месяца (Это может быть не обязательно Муниципальный Правовой Акт).
51. Особенности организации подготовки и проведения муниципальных выборов
Порядок проведения муниципальных выборов в первую очередь регламентируется федеральным законом об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.
Муниципальные выборы это форма прямого волеизъявления граждан в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на муниципальных выборах на тех же условиях, что и граждане РФ при соблюдении двух требований:
Они должны постоянно проживать на территории соответствующего муниципального образования
Между РФ и государством гражданства этого лица должен быть заключен международный договор.
Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
Днями голосования на муниципальных выборах являются второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий соответствующих лиц. Голосование может быть назначено только на воскресенье, не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день, на предшествующий ему день и на следующий за ним день. Если второе воскресенье марта или октября совпадают с указанными днями, то выборы назначаются на первое воскресенье марта или октября.
Если представительный орган не назначит выборы в установленные сроки, то выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования. Если избирательная комиссия не назначит выборы, то суд определяет срок, в который представительный орган должен назначить выборы.
Сход граждан
Сход граждан не является аналогом собрания или конференции граждан. Сход можно назвать квази представительным органом муниципального образования. В том МО, где он созывается, отсутствует представительный орган. Можно выделить следующие признаки схода граждан:
Сход проводится только в сельском поселении
Сход проводится в таком поселении, где численность жителей обладающих избирательным правом составляет не более 100 человек
Сход проводится для решения вопросов местного значения. Собрания и конференции проводятся для осуществления инициатив вопросов местного значения.
Сход граждан осуществляет полномочия, в том числе и исключительные представительного органа муниципального образования (пункт 10 статьи 35)
Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Инициаторами созыва схода могут являться глава муниципального образования или группа жителей населения обладающих избирательным правом численностью не менее 10 человек.
Участие в сходе главы поселения или уполномоченного им лица является обязательным. Участие является свободным и добровольным. Жители участвуют в сходе на равных основаниях.
Проведение схода обеспечивается главой местной администрации. Председательствует на сходе глава муниципального образования или иное лицо избираемое сходом граждан.
Решение схода считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода. Решения, принятые на сходе подлежат обязательному официальному опубликованию и исполнению на территории поселения. Решения, принятые на сходе оформляются в виде правовых актов. Расходы связаные с подготовкой и проведением сходов производится за счет средств местного бюджета.