Ответственность органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед государством

Субъектами ответственности: представительный орган муниципального образования; глава муниципального образования; глава местной администрации.

Общими основаниями ответственности для всех этих субъектов является принятие или издание нормативного правового акта противоречащего Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, К (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ, уставу муниципального образования.

Для главы муниципального образования и для главы местной администрации ответственность перед государством наступает также издания им ненормативного правового акта влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ, и её обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ, а также нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Любое из указанных оснований должно быть подтверждено в судебном порядке. После принятия решения судом представительному органу дается 3 месяца, а должностным лицам-2 месяца на приведение правового акта в соответствие с законодательством. Суд вправе сократить или увеличить казанный срок. Если представительный орган или ДЛ не приняли никаких мер по приведению нормативного акта в соответствие с законодательством, указанный факт бездействия устанавливается в судебном порядке. В течение месяца, после вступления в силу последнего решения суда, вдл субъекта вносит в законодательный орган государственной власти субъекта проект закона субъекта федерации о роспуске представительного органа мо. Полномочия представительного органа в данном случае прекращаются со дня вступления в силу закона о роспуске. Если ДЛ не предприняло действий или мер по приведению в соответствие с законодательством нормативных актов, то ВДЛ субъекта издает правовой акт об отрешении от должности главы МО или местной администрации. Срок в течение которого ВДЛ субъекта издает акт не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда и не может превышать 6 месяцев со дня вступления в силу этого решения. В целях усиления ответственности представительного органа федеральный законодатель закрепил: «если действующий, либо вновь избранный в полномочном составе представительный орган МО в течение 3 месяцев не проводил правомочного заседания, то вдл субъекта вносит в законодательный орган субъекта проект закона субъекта о роспуске представительного органа МО. Факт непроведения заседания должен быть установлен соответствующим, вдл должно внести проект закона в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда. В ПКС от 16.10.97 по делу о проверке конституционности п.3 ст.49 ФЗ №131: возможность досрочного прекращения полномочий- это один из основных принципов определяющих статус органов и выборных ДЛ местного самоуправления. Указанная процедура может применяться, если включает следующие элементы:

-наличие, установленных судом нарушений

-обязательный круг субъектов, решающих этот вопрос

-необходимость судебной процедуры

-наделение законодательного органа власти субъекта правом принимать окончательное решение на основе заключения суда.

Досрочное прекращение полномочий при условии, что оно сопровождается одновременным назначением новых выборов и как разновидность ответственности соразмерна степени, совершенного нарушения, само по себе не может рассматриваться как неправомерное вмешательство огв в деятельность местного самоуправления.

В целях усиления ответственности представительного органа муниципального образования, а также в целях пресечения возможных срывов заседания законодатель установил дополнительное основание ответственности для представительного органа муниципального образование - это непроведение в течение трех месяцев подряд правомочного заседания. Любое из указанных оснований должно быть подтверждено в судебном порядке. Для этого заинтересованное лицо обращается в суд с заявлением о нарушении законодательства. Суд устанавливает факт нарушения законодательства и устанавливает срок, в течение которого это нарушение должно быть устранено. Если суд не установил срок, то представительному органу на устранение нарушения дается три месяца, а должностным лицам два месяца. Если указанные лица не устранили нарушение закона в установленный срок, то данный факт снова устанавливается в судебном порядке. По истечению месяца после вступления в силу второго решения суда высшее должностное лицо субъекта РФ вносит проект закона субъекта федерации о роспуске представительного органа муниципального образования. В отношении должностных лиц высшее должностное лицо субъекта издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации. Указанный акт может быть издан не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу второго решения суда. Есть постановление КС РФ от 16 октября 1997 года по делу о проверки конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года. По весьма спорному мнению конституционного суда, возможность досрочного прекращения полномочий это один из основных принципов определяющих статус органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Суд считает, что процедура досрочного прекращения полномочий может применяться если включает элементы принципиального характера:

наличие установленных судом нарушений как основание возбуждения вопроса,

обязательный круг субъектов решающих такой вопрос,

необходимость судебной процедуры

наделение законодательного представительного органа государственной власти субъекта РФ правом принимать окончательное решение на основе заключения соответствующего суда

Суд постановил, что досрочное прекращение полномочий при условии, что оно сопровождается одновременным назначением новых выборов и соразмерно степени совершенного нарушения само по себе не может рассматриваться как неправомерное вмешательство органов государственной власти в деятельность местного самоуправления.

Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной ответственности на территории своего муниципального образования без согласия прокурора субъекта РФ. Они не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, так как применение мер дисциплинарной ответственности находится в компетенции вышестоящих органов и должностных лиц, наделенных правом принятия на работу и увольнения. Выборные должностные лица местного самоуправления фактически на работу не принимаются, а приступают к исполнению своих обязанностей после волеизъявления населения или решения представительного органа муниципального образования.

47. Удаление главы муниципального образования в отставку: основания и порядок

Статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1] в редакции Федерального закона от 07.05.2009г. №90-ФЗ[2] (далее – Федеральный закон) предусмотрен институт удаления главы муниципального образования в отставку. Право принятия решения об удалении главы муниципального образования предоставлено представительному органу муниципального образования по инициативе не менее чем одной трети его депутатов либо высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 74.1 Федерального закона удаление главы муниципального образования происходит в следующем порядке:

1. выдвижение инициативы удаления в отставку депутатами представительного органа муниципального образования (должна быть выдвинута не менее чем одной третью от установленной численности депутатов, внесена в виде обращения с приложением проекта решения представительного органа) или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации;

2. уведомление о выдвижении инициативы главы муниципального образования и высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не позднее дня, следующего за днем внесения обращения в представительный орган;

3. учет мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при рассмотрении обращения;

4. рассмотрение инициативы не позднее одного месяца со дня поступления обращения депутатов;

5. решение представительного органа считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа;

6. при рассмотрении и принятии решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть приняты обеспечены:

- заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа и с проектом решения представительного органа;

- предоставление главе муниципального образования возможности дать депутатам представительного органа объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для удаления в отставку;

7. в случае несогласия с решением представительного органа глава муниципального образования вправе в письменном виде изложить особое мнение;

8. решение представительного органа об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия (в соответствующих случаях – с особым мнением главы муниципального образования).

Удаление в отставку является механизмом ответственности главы муниципального образования, что следует, в частности, из включения ст. 74.1 в главу 10 Федерального закона, объединяющую нормы об ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. При этом, как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, удаление в отставку, как мера ответственности, должна отвечать принципу соразмерности степени совершенного нарушения и значимости защищаемых интересов (например, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.1997г. №14-П).

Федеральный законодатель в ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона предусмотрел три основания удаления главы муниципального образования в отставку:

1. решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий в виде просроченной задолженности муниципального образования по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, превышающая 30% собственных доходов бюджета в отчетном году, или просроченной задолженности по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном году, при условии выполнения обязательств бюджетов другого уровня; либо в виде нецелевого расходования бюджетных средств или нарушения Конституции РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов, установленного судом, при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местному бюджету;

2. неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

3. неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его отчета перед представительным органом, данная два раза подряд.

Наши рекомендации