Ответственность выборных лиц местного самоуправления перед населением. Голосование по отзыву выборных лиц местного самоуправления
К ответственности перед населением могут быть привлечены: депутаты ПОМО; члены выборных органов МС;
выборные д/л.
Основание наступления ответственности основания отзыва выборных ДЛ.
Это- конкретные противоправные решения или действия/бездействия в случае их подтверждения в судебном порядке. Они устанавливаются уставом МО.
К ответственности перед населением в ее понимании ФЗ не может быть привлечен ПОМО. Итогом привлечения к данному виду ответственности является отзыв выборного лица.
Процедура отзыва устанавливается в уставах МО. Процедура отзыва должна обеспечивать возможность выборному лицу дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Выборное лицо МС считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе.
Закон 1995 года устанавливал, что основанием для отзыва является утрата доверия. По этому поводу существует постановления конституционного суда от 2 апреля 2002 года по делу Злобина и Хнаева. Согласно правовой позиции конституционного суда, местное самоуправления как публичная власть наиболее тесно связано с населением, этим предопределяется роль отзыва в механизме местного самоуправления. Большое значение при отзыве приобретает судебная защита предполагающая возможность установления судом, что то или иное действие отзываемого лица произошло не от его воли, поэтому одной утраты доверия населения для отзыва выборного лица недостаточно.
Согласно ст. 71 Закона от 6 октября 2003 г. население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с данным Законом.
Отзыв - это процедура, позволяющая избирателям отстранять от должности ранее на них избранных или назначенных должностных лиц
Европейская хартия местного самоуправления определяет, что статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их полномочий, а также что функции и деятельность, несовместимые с мандатом местного выборного лица, могут быть установлены только законом или основополагающими правовыми принципами (ст. 7). Институт отзыва депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления является характерным признаком императивного мандата. Императивный мандат жестко связывает позицию выборного лица с местными интересами, волей, наказами и другими поручениями избирателей.
Например, в Челябинской области основанием для отзыва депутата представительного органа местного самоуправления является невыполнение им депутатских обязанностей, а основаниями для отзыва главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц - неисполнение ими своих служебных обязанностей, нарушение требований устава муниципального образования, неисполнение решений представительного органа местного самоуправления.
Под неисполнением понимается систематическое уклонение от осуществления ими своих обязанностей, в том числе уклонение от отчетов перед избирателями, приема избирателей, рассмотрения их обращений. Под невыполнением депутатских обязанностей понимается систематическое, без уважительных причин, в том числе неучастие в сессиях (заседаниях) представительного органа местного самоуправления, работе его комитетов, комиссий, иных органов, отказ от выполнения или невыполнение их поручений, уклонение от ведения приема избирателей, отчетов перед ними, рассмотрения их жалоб, заявлений.
Федеральный законодатель особо оговаривает, что основаниями могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Поэтому принятию решения о проведении голосования по отзыву должно предшествовать судебное установление фактов принятия соответствующих противоправных решений, совершения противоправных действий (бездействия).
Не могут служить основанием факты невыполнения ими своих обязанностей, если они вызваны объективными, не зависящими от них причинами, а также несогласие избирателей с их политическими взглядами.
Процедура отзыва. Граждане - инициаторы отзыва депутата, главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц подают заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву в избирательную комиссию муниципального образования. Заявление должно быть подписано всеми членами инициативной группы лично с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из них. В заявлении должны содержаться: сформулированное предложение об отзыве депутата, главы муниципального образования, иного выборного должностного лица; изложение мотивов возбуждения вопроса об отзыве депутата, главы муниципального образования, иного выборного должностного лица; сведения об уполномоченном представителе инициативной группы.
К заявлению должны быть приложены документы (официально заверенные копии документов), подтверждающие наличие оснований отзыва депутата, главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц.
Одновременно копии указанных документов направляются в представительный орган местного самоуправления.
Установив соответствие заявления инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям законодательства, устава муниципального образования, муниципальная избирательная комиссия регистрирует инициативную группу, выдает ей регистрационное свидетельство, разрешает сбор подписей в поддержку голосования по отзыву.
Процедура отзыва должна обязательно предусматривать возможность депутата, главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления представить избирателям объяснения в устной или письменной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса об их отзыве, в том числе в средствах массовой информации.
В случае несогласия с причинами вправе обратиться в суд. Если вопрос об отзыве возбужден в соответствии с требованиями действующего законодательства, представительный орган местного самоуправления принимает решение о проведении голосования по отзыву. Принятое решение направляется в комиссию муниципального образования по проведению голосования по отзыву.
Комиссии по проведению голосования по отзыву в установленные сроки информируют граждан о работе обеспечивающих голосование комиссий, о составе и времени их работы.
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, глава муниципального образования, иное выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
В случае признания голосования по отзыву несостоявшимся или недействительным повторное возбуждение вопроса об отзыве указанных лиц в Челябинской области, например, может быть осуществлено не ранее чем через 12 месяцев со дня признания голосования по отзыву указанных лиц несостоявшимся или недействительным. Если в результате голосования указанные лица не были отозваны, следующее возбуждение вопроса об их отзыве возможно только по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования результатов голосования. Полномочия главы муниципального образования и иных выборных лиц прекращаются с ноля часов дня, следующего за днем официального опубликования результатов.
После опубликования представительный орган в десятидневный срок назначает новые выборы.