Школа и педагогика России первой половины XIX в.
В первой половине XIX в. в России формируется национальная секуляризированная (т.е. отделенная от церкви) система образования. Однако, основным препятствием для развития школы и педагогической науки по-прежнему оставались крепостнические отношения, традиции сословного обучения и воспитания.
Благодаря университетскому образованию сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие европейской и мировой культуры. Но основная масса народа оставалась бесправной, находилась вне этой культуры, без сколько-нибудь систематического образования.
В годы царствования Александра I (1801-1825) школьная политика прошла два различных этапа. На первом этапе (до 1815 г.) правительство намеревалось провести реформы в духе Просвещения, опираясь на идеи французских просветителей. В России начинает создаваться государственная система образования. Александр I изменяет устаревшую систему государственного управления: 8 сентября 1802 года вместо коллегий создаются централизованные ведомства – министерства и в том числе Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук. В его подчинении находится система высшей и средней школы, которой еще не существовало. Оно должно было руководить наукой, литературой, прессой, просвещением и воспитанием.
Новая система предусматривала 4 ступени образования: университеты (высшая ступень), гимназии (средняя ступень), уездные училища (промежуточная ступень), приходские школы (низшая ступень). Руководство школами было централизованно. Между ступенями должна была существовать преемственность. Учителя приходского училища подчинялись смотрителю уездного училища, смотритель всех училищ данного уезда – директору гимназии, который являлся также директором всех училищ данной губернии. Дирекция гимназии находилась в ведении Училищного комитета университета. Все учебные заведения вместе с университетом подчинялись попечителю учебного округа, крупному государственному чиновнику, назначаемому царем по представлению министра просвещения. Таким образом, устанавливалась строгая бюрократическая зависимость низших звеньев системы народного образования от высших.
Впервые были ассигнованы бюджетные средства на народное образование.
Вся Россия была разделена на 6 округов: Московский, Петербургский, Казанский (1804 г.), Харьковский (1805 г.), Виленский (польский, открыт 1803г.) и Дерптский (немецкий, открыт 1802г.), в каждом из которых должен был быть университет и примыкавшие к нему средние учебные заведения. Университет становился руководящим научно-исследовательским центром учебного округа, где все гимназии и училища находились в единой системе народного просвещения. В 1804 г. учительская гимназия в Петербурге была переименована в педагогический институт, а в 1819 г. преобразована в университет. Учебные заведения начала 19 века отличались светским характером и всесословностью, плата за обучение не взималась.
Впервые в истории российского образования устав провозглашал республиканское устройство университета, основанное на демократических принципах самоуправления, выборности, отчетности и сменяемости руководства университета: ректоров, деканов, профессоров. Автономный устав формировал модель свободной организации научной и учебной жизни. Университетский парламент – Совет или общее собрание профессоров формировался из штатных и «заслуженных» профессоров. Коллегиальность, гласность и открытость деятельности – важнейшие черты академической атмосферы автономного университета, призванного своим примером показывать обучающимся студентам оптимальность республиканского устройства.
Обучение в приходских училищах было рассчитано на 1 год, в уездных училищах – на 2 года. В программу последних вошли 15 учебных дисциплин: грамматика русского языка (в национальных школах - и грамматика родного языка), география, история, арифметика, геометрия, физика, естествознание, начала технологии и др.
Курс гимназического образования составлял 4 года – программа включала латынь и живые западные языки, географию, историю, статистику, логику, поэзию, русскую словесность, математику и естественно-исторические дисциплины (минералогия, ботаника, зоология, коммерция, технология, рисование); не было в программе богословия и русского языка. Однако в 1808 г закон божий был введен в гимназиях в качестве обязательного предмета.
Первым объектом реформ оказалась высшая школа. К уже существовавшим университетам в Москве, Вильно и Дерпте прибавились новые: Харьковский, Казанский и Петербургский.
Преобразование прежних гимназий, главных народных училищ в гимназии нового типа, а малых народных училищ - в уездные растянулось почти на два десятилетия. Менее всего удалась реформа приходских школ. Их число росло медленно, прежде всего из-за нехватки средств.
В 1818 году в Петербурге создано «общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» которое открыло несколько школ в Петербурге и в провинциальных городах. Метод взаимного обучения разработан английскими педагогами А. Беллом (1753-1832) и Дж. Ланкастером (1778-1838). Белл-Ланкастерская система взаимного обучения в начальной школе предполагала такую организацию обучения, чтобы под руководством учителя знающие ученики старшего возраста обучали своих однокашников. На протяжении четырех лет (1818-1822) в Петербурге были открыты 4 таких училища.
Многие дворяне предпочитали обучать своих детей в частных пансионах. Обычно пансионное воспитание осуществляли иностранцы. Во многих пансионах обучение было поставлено крайне неудовлетворительно.
Роль частного пансионного воспитания была несколько ослаблена благодаря учреждению лицеев - государственных закрытых учебных заведений для дворянства. Особую роль в их создании, в частности в организации Царскосельского лицея, сыграл блестящий администратор М.М. Сперанский (1772-1839). Лицеисты получали образование, приравненное к университетскому. Первым директором Царскосельского лицея был назначен известный просветитель В.Ф. Малиновский (1765-1814). Из его стен вышли великий поэт А.С. Пушкин, крупный дипломат A.M. Горчаков, декабристы И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер.
В дворянской среде по-прежнему было популярным домашнее воспитание. Гувернерами нанимали по большей части французов-эмигрантов. Результаты такого воспитания становились все более неприемлемыми. Как замечал А.С. Пушкин, "в России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное: ребенок окружен одними холопами, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем".
В последнее десятилетие царствования Александра I в общественной жизни усиливаются реакционные тенденции. Император издал манифест о создании Министерства духовных дел и народного просвещения, что, по сути, означало удар по светскому образованию. Университеты получили предписание готовить для средних школ преподавателей богословия.
В годы царствования Николая I (1825-1855) система образования и школьная политика претерпели важные изменения. Новый царь вознамерился выработать "единообразную" Школьную политику, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности, и искал министра, который бы предложил и осуществил такой курс.
В 1828 г. был принят новый Устав о начальных средних школах (1828). В Уставе подтверждалась существовавшая четырехуровневая система образования, и провозглашался принцип - "каждому сословию свой уровень образования". Соответственно этому принципу приходские училища предназначались для низших сословий, уездные училища - для детей купцов, ремесленников и прочих "городских обывателей", гимназии - для детей дворян и чиновничества.
Вместе с тем не рекомендовалось препятствовать тем, кто стремился повысить свой общественный статус. Компромисс коснулся и университетов. В них позволялось учиться детям всех свободных сословий, включая получивших вольную крестьян; дети крепостных и дворовых людей в университеты не допускались: они могли обучаться в приходских и уездных училищах, а также в различных технических и промышленных школах.
Школьная жизнь проходила под строгим надзором начальства и полиции. За проступки полагались всяческие меры взыскания, в том числе розга, ссылка в солдаты, исключение из школы, а для преподавателей - увольнение со службы, арест.
В сфере образования были достигнуты определенные положительные результаты. Заметно выросла система образования. На протяжении 1832-1842 гг. число студентов в университетах (без учета Польши и Финляндии) выросло с 2,1 тыс. до 3,5 тыс. (в том числе получивших диплом об университетском образовании - с 477 до 742), количество учащихся различных учебных заведений - с 69,3 тыс. до 99,8 тыс. (не считая учеников церковных школ, военных училищ, а также женских школ, основанных императрицей Марией Федоровной). Тогда же количество гимназий увеличилось с 64 до 76, уездных училищ - с 393 до 445, приходских училищ - с 555 до 1067, частных школ (включая пансионы) с 358 до 531, преподавателей и чиновников в системе образования - с 4, 8 тыс. до 6,8 тыс.
В 1849-1852 гг. была проведена реорганизация, в результате которой были созданы 3 типа гимназий: 1) с двумя древними языками; 2) с обучением естествознанию и законоведению; 3) с обучением законоведению.
Университеты превратились в важные центры науки, в том числе педагогической. В некоторых университетах появились кафедры педагогики. Например, в 1851 г. такая кафедра была открыта в Московском университете. Сохранилась схема подготовки отечественных профессоров в университетах Западной Европы, которую начали осваивать при министерстве Ливена. Тогда в Московском, Казанском и Харьковском университетах отобрали по 7 студентов, которых отправили за границу, дав гарантии предоставить им в случае Успешной учебы кафедры.
В середине 1800-х гг. в просвещенном русском обществе развернулась острая полемика между так называемыми западниками и славянофилами, которая коснулась образования и воспитания.