Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.)
Киевская Русь (IХ-ХШ вв.)
В истории отечественной педагогики и образования можно выделить следующие периоды:
IX –XVII вв. – церковный: обучение находилось в руках церкви, воспитание осуществлялось на основе православно-христианских норм, содержание образования имело религиозный характер;
XVIII – первая половина XIX в. – самодержавно- государственный: руководство образованием практически полностью сосредоточено в руках государства;
вторая половина XIX в. – 1917 г. – государственно-общественный: характеризуется широким распространением образования, привлечением общественности к делу управления образованием, распространение «альтернативной педагогики»;
1917–1991 гг. – государственно-социалистический: монополия государства в сфере образования, воспитание на основе коммунистической педагогики;
1991 г.– наст. время – постсоциалистический: реформирование образования на демократических началах.
Русская национальная школа берет свое начало в Киевской Руси, которая представляла собой возникшее на рубеже VIII-IX вв. крупное раннефеодальное государство. Очень важной вехой в развитии русской культуры, в том числе и образования, явилось создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки (датой ее создание считается год открытия Кириллом и Мефодием в столице Моравского княжества Велиграде школы, где преподавание велось на славянском языке - 863 г.).
Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано потребностями духовенства, а также увеличением числа грамотных людей. В городах и селах стали появляться церкви. В церквях скапливались книги, которые нужно было уметь читать. Вот почему началось массовое обучение будущих священнослужителей .
В соответствии с дошедшими до нас летописными источниками школы в Киевской Руси в X-XI вв. открывались при церковных приходах, монастырях и княжеских дворах. Первая из таких школ была создана князем Владимиром Святославовичем (988 г.). Дворцовая школа учения книжного, открытая Владимиром Святославичем, была учебным заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существование к тому времени элементарного обучения.
Традиции христианского образования на родном языке продолжил Ярослав Мудрый (ок. 978-1054 гг.). При своем дворе он создал школу, где грамоте и основам православного вероучения обучались дети знатных людей. Кроме того, Ярослав Мудрый известен как создатель первой библиотеки при Софийском Соборе в Киеве.
В Новгороде, как гласит летопись 1028 г., "учились книгам" до 300 детей. Княгиней Анной Всеволодовной в 1089 г. в Киеве было открыто женское училище, где около 300 "младых девиц" учились "писанию.., ремеслам, пению, швению и иным полезным ремеслам".
На протяжении периода с X-XIII вв. училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием ("учили чести"). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь.
Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с семи лет. Родители платили за обучение (давали "мзду").
В результате всей этой деятельности в древней Руси (накануне татаро-монгольского нашествия) был очень высокий уровень всеобщей грамотности. Грамотой овладевали не только дети богатых и знатных родителей и духовенства, но и дети простых горожан, посадских людей, ремесленников и торговцев.
Можно сказать, что в указанный период (X-XIII вв.) по распространению грамотности среди населения Русь приближалась к просвещенной Византии того же времени и значительно опережала западноевропейские государства.
В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие-монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси.
Киевская Русь (IХ-ХШ вв.)
В истории отечественной педагогики и образования можно выделить следующие периоды:
IX –XVII вв. – церковный: обучение находилось в руках церкви, воспитание осуществлялось на основе православно-христианских норм, содержание образования имело религиозный характер;
XVIII – первая половина XIX в. – самодержавно- государственный: руководство образованием практически полностью сосредоточено в руках государства;
вторая половина XIX в. – 1917 г. – государственно-общественный: характеризуется широким распространением образования, привлечением общественности к делу управления образованием, распространение «альтернативной педагогики»;
1917–1991 гг. – государственно-социалистический: монополия государства в сфере образования, воспитание на основе коммунистической педагогики;
1991 г.– наст. время – постсоциалистический: реформирование образования на демократических началах.
Русская национальная школа берет свое начало в Киевской Руси, которая представляла собой возникшее на рубеже VIII-IX вв. крупное раннефеодальное государство. Очень важной вехой в развитии русской культуры, в том числе и образования, явилось создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки (датой ее создание считается год открытия Кириллом и Мефодием в столице Моравского княжества Велиграде школы, где преподавание велось на славянском языке - 863 г.).
Появление первых школ в Киевской Руси было вызвано потребностями духовенства, а также увеличением числа грамотных людей. В городах и селах стали появляться церкви. В церквях скапливались книги, которые нужно было уметь читать. Вот почему началось массовое обучение будущих священнослужителей .
В соответствии с дошедшими до нас летописными источниками школы в Киевской Руси в X-XI вв. открывались при церковных приходах, монастырях и княжеских дворах. Первая из таких школ была создана князем Владимиром Святославовичем (988 г.). Дворцовая школа учения книжного, открытая Владимиром Святославичем, была учебным заведением повышенного типа. Ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели писать и читать. Это позволяет предполагать существование к тому времени элементарного обучения.
Традиции христианского образования на родном языке продолжил Ярослав Мудрый (ок. 978-1054 гг.). При своем дворе он создал школу, где грамоте и основам православного вероучения обучались дети знатных людей. Кроме того, Ярослав Мудрый известен как создатель первой библиотеки при Софийском Соборе в Киеве.
В Новгороде, как гласит летопись 1028 г., "учились книгам" до 300 детей. Княгиней Анной Всеволодовной в 1089 г. в Киеве было открыто женское училище, где около 300 "младых девиц" учились "писанию.., ремеслам, пению, швению и иным полезным ремеслам".
На протяжении периода с X-XIII вв. училища создавались на княжеских, церковных и монастырских подворьях. Обучали церковному чтению, письму, пению, занимались нравственным воспитанием ("учили чести"). На первых порах устройство школ брали на себя князья, затем это стала делать по преимуществу церковь.
Обучение велось в индивидуальной форме. Дети сидели вместе, но с каждым учеником учитель занимался отдельно. Как правило, ребенок начинал учиться с семи лет. Родители платили за обучение (давали "мзду").
В результате всей этой деятельности в древней Руси (накануне татаро-монгольского нашествия) был очень высокий уровень всеобщей грамотности. Грамотой овладевали не только дети богатых и знатных родителей и духовенства, но и дети простых горожан, посадских людей, ремесленников и торговцев.
Можно сказать, что в указанный период (X-XIII вв.) по распространению грамотности среди населения Русь приближалась к просвещенной Византии того же времени и значительно опережала западноевропейские государства.
В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси резко снизился. В упадок пришло учение книжное. Огню и мечу подверглись многие-монастыри – очаги просвещения. В 1240 г. был сожжен Киев – центр культуры Древней Руси.
Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV-XVII вв.)
Период XIV-XVI вв. ознаменован борьбой русского народа против татаро-монгольского гнета. Многие города, являвшиеся очагами культуры и образования были разорены. Сократилось количество образованных людей. Светские школы (хотя термин "школа" появляется в русской письменности только в 1382 г.) и училища пришли в упадок. Главными средоточиями культуры, книжности и образованности стали монастыри. Попытки возрождения массового (по понятиям того времени) образования были предприняты в Новгородской и Псковской землях (меньше всего пострадавших от татаро-монгольского нашествия) сектой стригольников. Однако эти попытки были пресечены официальной церковью.
"Эллинская образованность", как и образованность западноевропейского типа яростно отрицались. Фактически идея третьего Рима призвана была послужить идеологическим обоснованием группирования всех русских земель вокруг Московского княжества, и в этом смысле была прогрессивна. С другой стороны, она подводила фундамент под культурную самоизоляцию Московского государства не только по отношению к странам Западной Европы, но и от византийской культуры, являвшейся во многом основой культуры русской (по крайней мере, православной).
В связи с этими тенденциями вплоть до второй половины XVI в. на Руси не изучались греческий и латинский языки (не считая монахов-писцов). Однако потребности торгово-экономических контактов с европейскими странами обусловливали необходимость получения образования по греко-латинскому образцу. В этой связи на Руси постепенно стали появляться учебные заведения, где давалось образование соответствующего типа. Переход к греко-латинской системе образования обусловил и появление учебных заведений повышенного типа.
Высшие учебные заведения на Руси, как и странах средневековой Западной Европы, образовывались на базе церковных школ. Так, одно из первых высших учебных заведений на Украине - Киево-Могилянская академия возникла на базе слияния братской школы Киевского богоявленского братства (сущ. С 1615 г.) и духовной школы Киево-Печерской лавры (основанной в 1631 г. митрополитом Петром Могилой); с 1633 - именовалась коллегией, с 1701 - академией. На протяжении XVII-XVIII вв. Киево-Могилянская академия являлась одним из крупнейших образовательных и научно-культурных центров Украины. Другое высшее учебное заведение - Киево-братская коллегия (позже получившая права академии) была основана в 1632 г.
Первая государственная школа повышенного образования – Типографское училище – была основана в 1681 году в Москве по инициативе царя Федора Алексеевича. В 1685 году в Москве в Богоявленском монастыре открыли школу братья Иоаникий т Софроний Лихуды питомцы Падуанского университета (Италия). Они преподавали в ней греческий, латинский и итальянский языки. В 1687 году школа была переведена в новое специально отстроенное здание. Так было основано учебное заведение нового типа – Славяно-греко-латинская академия.
Вплоть до образования в 1755 г. первого Российского университета Академия являлась центром философского, богословского и филологического образования, а также центром подготовки учащихся для медико-хирургических школ.
К моменту открытия славяно-греко-латинской академии (вторая половина 17 века) в образовательном пространстве русского государства оформилось четыре основных подхода к воспитанию и обучению:
1) латинофильский (Симеон Полоцкий (1629-1680), Сильвестр Медведев (1641-1691)),
2) византийско-русский (Епифаний Славинецкий (1600-1675), Федор Ртищев (1625-1673), Карион Истомин (1650-1717)),
3) славяно-греко-латинский (Иоанникий (1639-1717), Софроний (1652-1730), Лихуды),
4) старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум (1621-1682)).
По сути, эти подходы были предвестниками 2 взглядов на будущее России, сторонники которых в дальнейшем (XIX в.) получили названия западников и славянофилов.
В целом, в результате взаимодействия перечисленных подходов, на рубеже XVII-XVIII вв. в России возобладала западноевропейская линия образования, что нашло свое отражение в дальнейшем реформировании российской системы образования в период правления Петра I и в эпоху Просвещения.
Рубеж XVII-XVIII вв. (царствование Петра I) представляет собой переломные годы в истории отечественной школы и образования.
В то же время к концу XVII в. Россия не располагала системой регулярных учебных заведений (в отличие от Запада, где уже сформировались сравнительно развитые школьные структуры). На протяжении 1700-х годов такая система была создана, что означало завершение эпохи господства старорусского иррегулярного воспитания и обучения, главенства семейного домашнего обучения. Появилась особая социальная группа, профессионально занимавшаяся умственным трудом и педагогической деятельностью. Однако новое в воспитании и обучении приживалось весьма болезненно.
Реформы по своим социальным и педагогическим последствиям были противоречивыми и неоднозначными.