Нарушение синтаксической структуры предложения у детей с ОНР
У детей с ОНР отмечается и нарушение формирования синтаксической структуры предложения.
Е. Ф. Соботович выделяет 2 группы детей с ОНР (моторной алалией). В 1-й группе детей наблюдается преимущественное нарушение морфологической системы языка при относительной сохранности глубинно-семантической структуры предложения. Несмотря на грубые морфологические аграмматизмы, дети этой группы все правильно воспроизводят структуру предложений из 2—3 слов, правильно воспроизводят семантические связи между словами, порядок слов. Например: Мама мыэ мяси (Мама моет мячик); Деси иду коле (Дети идут в школу); Деська касалъ касена (Девочка качалась на качелях). В этих предложениях дети воспроизводят структуру из 3 семантических компонентов: субъект — предикат объект; субъект —предикат — локатив.
Как видно из примеров, в структуре предложении сохранен порядок слов, но отсутствуют морфологические средства связи между словами. Таким образом, в :m>ii группе детей имеет место резкая диспропорция между развитием морфологической и синтаксической систем языки.
Во 2-й группе наблюдается нарушение не только морфологической системы языка, но и синтаксической структуры предложения.
Нарушение синтаксической структуры предложения чаще всего выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений: Много а лесу
(Дети собрали в лесу много грибов); Молоко разлило (Молоко разлито котенком).
Особенно большую трудность для детей с ОНР представляют инвестированные предложения, предложения пассивные, а также сложноподчиненные предложения.
Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса.
На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.
Глава 2. Логопедическая работа
По формированию лексики и грамматического
Строя у детей с общим недоразвитием речи
2.1. МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
При проведении логопедической работы но развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики и онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
— расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
— уточнение значений слов;
— формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
— организация семантических полей, лексической системы;
— активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные Л. С. Выготским, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой, Л. В. Сахарным, Н. В. Уфимцевой, Г. А. Черемухиной, А. М. Шахнаровичем и др.
Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач, программы детского сада, контингента и возраста детей.
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, данная методика включает и задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.
Дидактические игры и задания
1. Развитие ассоциаций.
Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придет в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов:
Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.
Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.
Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
Быстро, высоко, весело, два, летящий.
Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?»
2. Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например:
б) Домашние и дикие животные. |
а) Овощи и фрукты.
в) Домашние и дикие птицы
д) Одежда и обувь.
е) Птицы и насекомые.
г) Посуда и мебель.
3. Игра «Найди лишний предмет».
Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.
Примерные серии картинок:
4. Игра «Назови лишнее слово».
Логопед называет слова и предлагает детям плавать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «липшее».
а) «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
Чашка и стакан |
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка;
море, озеро, река, мост, пруд;
круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;
Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;
Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;
молоток, топор, ложка, пила, клещи;
Тарелка и миска |
Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя;
сыр, будка, мороженое, масло, творог;
бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;
молоко, сливки, сыр, сало, сметана;
дом, сарай, изба, хижина, здание;
береза, сосна, дерево, дуб, ель;
книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь;
кисточка, карандаш, лист, краски, картина;
торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;
месяц, день, год, небо, час;
гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога;
молоток, гвоздь, топор, клещи, долото;
минута, секунда, час, вечер, сутки;
грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
б) «Лишнее» слово среди имен прилагательных.
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
крепкий, далекий, прочный, надежный;
дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;
смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;
глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.
в) «Лишнее» слово среди глаголов:
думать, ехать, размышлять, соображать; бросился, слушал, ринулся, помчался; ненавидеть, презирать, наказывать; приехал, прибыл, убежал, прискакал; пришел, явился, смотрел; выбежал, вошел, вылетел, выскочил; налил, насорил, вылил; подбежал, вошел, подошел.
5. Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).
Примерные пары слов
Помидор и тыква |
Стул и кресло |
Кофта и свитер |
Яблоко и груша
Грузовик и легковая машина
Самолет и птица
6. Разложите картинки по сходству. На доске выставляется вертикальный ряд картинки овца (или баран), дерево, корова, колос
Береза и дуб
Дерево и куст
Детям раздаются картинки: свитер (или кофта), шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинке «овца»); стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево»); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья»). У каждого ребенка по 1—2 картинки.
Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из 4 картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.
7. Назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.
Примерные серии картинок:
8. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).
Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.
Огурец — овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).
Помидор — огород, яблоко (забор, сад, груша).
Часы — время, градусник (кровать, температура, окно).
Машина — мотор, лодка (парус, вода, палуба).
Стол — скатерть, пол (мебель, доски, ковер).
Молоток — гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).
Костюм — ткань, дом (забор, кирпичи, лестница).
Стул — дерево, булка (стол, колос, нож).
Окно — дом, глаз (рот, очки, лицо).
Телефон — ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).
Шапка — голова, сапог (щетка, мальчик, нога).
Шерсть — овца, молоко (сыр, корова, кот).
Гвоздь — молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска).
Ручка — пенал, тетрадь (книга, парта, портфель).
Кошка — котенок, курица (утка, петух, цыпленок).
Трамвай — троллейбус, стол (книга, кресло, дерево).
Курица — петух, кошка (котенок, кот, молоко).
Машина — шофер, самолет (машинист, летчик, небо).
Чтение — буква, счет (задача, число, вопрос).
9. Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи?
Лук, репа, подорожник, укроп.
Чеснок, редис, роза, брюква. Смородина, кабачки, петрушка, огурцы. Помидор, щавель, свекла, капуста. Картофель, яблоко, клубника, ромашка.
10. Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних животных.
Лиса, волк, собака, заяц.
Лошадь, теленок, лось, медведь.
Белка, кошка, петух.
Осел, косуля, рысь, тигр.
Сарай, корова, коза, овца.
Кролик, выдра, щенок, попугай.
11. Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт?
Грузовик, метро, самолет, скамейка.
Автобус, дорога, вертолет, пассажир.
Поезд, купе, пароход, якорь.
Трамвай, водитель, троллейбус.
12. Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды).
Гвоздь — молоток, шуруп...
Дом — крыша, книга...
Квадрат — куб, круг...
Птица — яйцо, растение...
Хорошо — лучше, медленно...
Огонь — пожар, вода...
Зерно — амбар, деньги...
Электричество — выключатель, вода...
Одежда — голый, обувь...
Школа — обучение, больница...
Человек — ребенок, собака...
Резина — шина, сталь...
Птица — гнездо, человек...
Пальто — пуговица, ботинок...
Утро — ночь, зима...
Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение (потоп), кошелек (или банк), кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.
13. Где и для чего можно применять предмет, который я назову?
Например: кнопка
1) для прикрепления бумаги к доске;
2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
3) сдать в металлолом;
4) провести маленький круг (окружность);
5) положить на стол и т. д.
Гвоздь — .., ботинок — .., помидор — .., шнурок — .., одеяло — ...
14. Выбери правильный ответ.
В году месяцев (7, 12, 16, 24).
Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).
У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).
Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).
Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).
15. Игра «Назови части».
Возможны два варианта:
а) по картинке;
б) по представлению.
Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.
Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.
Грузовик — .., дом — .., дерево — .., часы — ...
16.Отгадай предмет по названию его частей.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом). Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
17.Объясните, что общее у предметов.
У 2 предметов: огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, муравей (животные).
У 3 предметов: мяч, солнце, шар — ...
тарелка, ваза, чашка — ...
лист, трава, крокодил — ...
18. Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:
Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).
Растут на деревне в саду, очень вкусные и сладкие.
Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы.
19. Отгадать название предмета по описанию его признаков.
Например: Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный.
— Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно смять.
— Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди.
— Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.
20. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов. Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную.
— Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами Он на севере живет, вместо сена мох жует.
— Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки, Разрисованы лошадки от копыт до головы.
— Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки.
— Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.
— Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
— Он большой, серый и злой.
21. Подберите соответствующие картинки к следующим словам:
— Высокий, тонкий, пятнистый...
— Лохматый, косолапый...
— Голодный, серый, злой...
— Маленькая, быстрая, проворная...
— Хищный, сильный, полосатый...
— Яркое, теплое...
— Серый, колючий...
22. Выбрать из 3 слов 2 слова Друг, печаль, враг.
Высокий, большой, низкий.
Ночь, сутки, день.
Длинный, большой, короткий. Радость, радостный, печаль. Большой, низкий, маленький. Поднимать, опускать, брать. Белый, длинный, черный.
Давать, продавать, брать. Тяжелый, длинный, легкий. Покупать, продавать, отдавать. Короткий, маленький, длинный Говорить, идти, молчать. Хороший, светлый, плохой.
— «неприятеля».
I
23. Выбрать из 3 или 4 слов одно, противоположное по смыслу.
Холодильник (мороженое, плитка, лампа, альбом).
Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).
Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).
Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).
Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).
Микрофон (утюг, наушники, гитара, магнитофон).
Молоток (топор, клещи, рубанок, гвоздь).
Обогреватель (или печка) (сумка, пылесос, вентилятор, утюг).
Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита).
23.1. Закончить предложение и назвать слова — «неприятели».
Слон большой, а комар ...
Камень тяжелый, а пушинка ...
Золушка добрая, а мачеха ...
Зимой погода холодная, а летом ...
Сахар сладкий, а горчица ...
Дерево высокое, а куст ...
Дедушка старый, а внук ...
Суп горячий, а компот ...
Сажа черная, а снег ...
Лев смелый, а заяц ...
Молоко жидкое, а сметана ...
Река широкая, а ручеек ...
Работать трудно, а отдыхать ...
Днем светло, а ночью ...
Сегодня мне весело, а вчера было ...
Заяц скачет быстро, а черепаха ползает ...
Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом ...
Кричат громко, а шепчут ...
Я больна, но скоро буду ...
Я живу близко от реки, а мой друг ...
Продавец продает, а покупатель ...
Друзья часто ссорятся, но легко ...
Легко заболеть, но трудно ...
Воспитатель спрашивает, а дети ...
Утром дети приходят в детский сад, а вечером...
Сначала гостей встречают, а потом ...
При встрече здороваются, а при расставании ...
Вечером ложатся в кровать, а утром ...
24. «Сравни!»
По вкусу: горчицу и мед.
По цвету: снег и сажу.
По высоте: дерево и цветок.
По толщине: канат и нитку.
По ширине: дорогу и тропинку.
По возрасту: юношу и старика.
По весу: гирю и пушинку.
По размеру: дом и шалаш.
25. К данным словам придумать слова-«неприятели».
1) День —утро —восход —весна —зима —добро —друг —грязь —
жара —
мир —
правда —радость —вдох —
выдох —
юг —
польза —грязь —великан—богач —трусость —
2) Войти —говорить —взял —нашел —забыл —уронил —
насорил — ,
ложиться —
одеваться —
мириться —
опускать —
помогать —
смеяться —
залетать —
закрывать —
включить
входить
хвалить
заснуть
разрешить
3) Большой -
белый —
высокий —
веселый —
темный —
горький —
добрый —
здоровый —
новый —
молодой —
острый —
толстый —
широкий —
сухой —
смелый —
твердый —
чистый —
яркий —
красивый —
хороший —
4) Близко —
редко —
медленно —
рано —
темно —
низко —
легко —
можно —
трудно —
радостно —
много —
плохо —
сухо —
широко —
ярко —
высоко —
чисто —
мокро —
светло —
быстро —
26. Игра «Сравни наоборот».
Используются слова: больше — меньше, тяжелее легче, выше — ниже, быстрее — медленнее и др.
Грузовик и такси. Что чего больше? Что чего меньше?
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее? Кто двигается медленнее?
27. Объясни, чем отличаются слова, подбери картинки, придумай предложения с этими словами.
Шить — вязать, класть — ставить, строить — чинить, мыть — стирать, чистить — подметать, нести — везти, лежать — спать, лежать — стоять, рисовать — раскрашивать.
28. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
Одеть — (раздеть),
поднять — (опустить),
бросить — (поймать),
спрятать — (найти),
положить — (убрать),
дать — (взять),
купить — (продать),
налить — (вылить).
29. Выбрать из 3 слов 2 слова-«приятеля».
Дом, солдат, маршал.
Конь, собака, лошадь.
Дом, улица, здание.
Грустный, печальный, глубокий. Храбрый, звонкий, смелый.
Веселый, крепкий, прочный.
Слабый, неловкий, неуклюжий. Большой, красивый, огромный.
Взять, схватить, идти.
Думать, ехать, соображать.
Торопиться, спешить, ползти.
Радоваться, веселиться, наряжаться.
30. Придумать слова-«приятели» к данным словам:
здание— (дом),
хворостина — (прут),
печаль — (грусть),
конь — (лошадь),
солдат — (боец),
Отчизна — (Родина),
приятель — (друг),
идти — (шагать),
льется — (течет),
глядеть — (смотреть),
торопиться — (спешить),
крошечный — (маленький),
смелый — (храбрый),
прежде — (раньше).
31. Придумать предложение с каждым из слов-«приятелей».
Пища — корм — еда; груз — ноша — багаж; человек
— незнакомец — гость; большой — громадный — огромный; быстрый — скорый — стремительный; неловкий — неуклюжий — нескладный.
32.Игра «На что похоже?»
Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения). Белый снег похож на ... (что?) Синий лед похож на ... Густой туман похож на ... Чистый дождь похож на ... Блестящая на солнце паутина похожа на ... Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.
33.Игра «Закончи предложение» или «Подбери сравнение»
Земля покрыта снегом, как ...
Лед блестит у берега, как ...
Туман стелется над озером, как ... Дождинки текут по лицу, как ...
34.Уточнение значения слов-существительных.
Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т. е. как используется).
Например: лопата — чтобы копать землю; она тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная...
Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.
35. Объяснить значение слов-глаголов.
Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:
а) показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики;
б) припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия, например, шить — пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника;
в) с целью актуализации припоминания событий ребенок может вспомнить мысленно (про себя), а на бумаге фиксировать каждую ситуацию палочкой или схематичным рисунком.
36. Назвать другие действия, которые входят в состав исходного, или назвать, какие действия «помогают» этому действию.
Шить — брать иголку и нитку, продевать, втыкать, протыкать, вытаскивать, натягивать, смотреть.
Прыгать — желать, разгоняться, толкнуться, вытягивать ноги, лететь, приземляться, тормозить, дышать, отдыхать.
37. Объяснить значения слов в словосочетаниях: прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса; меткий лук, зеленый лук; вкусная овсянка, спящая овсянка; глубокая норка, пушистая норка; больная ножка, деревянная ножка; пухленькая ручка, дверная ручка.
38. Выбрать среди других предметов или картинок те, названия которых звучат одинаково. Объяснить значение похожих слов. Например:
39. Найти в предложении слова, которые звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов.
Не хочет косой косить косой.
Говорит: «Коса, коса!»
Бегут минуты и часы.
Им точный счет ведут часы.
(В. Кремнев)
Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка.
(С. Косенко)
40. Определить, применительно к каким предметам используются слова. Предлагаются вопросы: «У кого?», «У чего?». Например: Ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок — у человека, у ботинка. Глазок — у ребенка, у двери. Горлышко — у ребенка, у бутылки. Ножка — у стула, у ребенка, у гриба.
41. Найти в стихотворениях слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
а) В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках Танцует под гармошку.
(И. Токмакова)
б) Много есть ключей:
Ключ — родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
(Д. Лукич)
в) Шел я с сумкой за плечом.
Вижу: бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом.
Уронил я в воду ключ.
(В. Лившиц) .
42. Добавить одно общее слово к двум словам.
Дерево, цветы — что делают?
Сидит, стоит — кто?
Кошка, собака — что делают?
Льется, журчит — что?
Тарелка, кружка — что делают?
Шумит, дует — что?
Дождь, снег —- что делают?
Растет, зеленеет что?
Фрукты, овощи что делают? Круглое, сочное — что?
Мяч, яблоко — какие?
Желтый, кислый — что?
Сахар, мед — какие?
Высокое, зеленое — что?
Снег, лед — какие?
Длинный, деревянный — что? Вода, молоко — какие?
Яркое, теплое — что?
43. Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).
Бежит: кто? (человек, собака...); что? (река, ручей, молоко, время).
Идет: кто? (девочка, кошка...); что? (время, дождь, снег, град).
Растет: кто? (ребенок, щенок...); что? (дерево, цветок).
Можно также дать задание подобрать картинки, названия к которым употребляются с данным словом (глаголом).
44. Игра «Кто как передвигается?»
Логопед показывает картинки, изображающие животных, дети определяют их и называют, как они передвигаются.
Лошадь — скачет, змея — ползает, птица — летает, рыба — плавает, лягушка — прыгает.
45. «Кто как ест?»
Кошка лакает молоко.
Собака грызет кость.
Корова жует сено.
Курица клюет зерно.
46. «Кто как голос подает?»
Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает,
воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает,
петух кукарекает, сова ухает, овца блеет,
курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит,
гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет,
утка крякает, медведь рычит, собака лает.
47. «Когда человек ест?»
Логопед спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (Завтракает). А если он ест днем? (Обедает). А если он ест вечером? (Ужинает).
48. «Кто что умеет делать?»
Логопед предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.
Учитель учит, доктор лечит, повар варит (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит, художник рисует, парикмахер стрижет, чертежник чертит, плотник рубит топором, пилит, стругает, строитель строит дома, шофер водит машину, продавец продает, покупатель покупает, портной шьет.
49. «Что какие звуки издает?»
Дверь — скрипит,
ветер — свистит, машина — гудит, дождь — шумит, листья — шелестят, ручеек — журчит, гром — грохочет, бумага — шуршит, град - стучит.
50. «Кто или что может это делать?»
Бегать — ...
скакать — ... летать — ...
плавать — ... ползать — ... катиться — ... стоять — ... лежать — ... прыгать — ... сидеть — ...
51. Игра в лото «Кто что делает?»
На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие, дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.
Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.
Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.
Примерные карточки лото.
52. Отгадать названия животных.
Мычит (кто?) ... Хрюкает ...
Лает ... Ржет ...
Мяукает ... Блеет ...
53. К названиям животных подобрать и записать слова, которые отвечают на вопросы: «Как голос подает?», «Как двигается?», «Как ест?».
Например: кошка мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лазает, лакает.
Собака лает, рычит, бежит, прыгает, кусает, бросается, грызет.
54. Подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос «что делает?», к названиям животных.
Курица кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется.
Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, скачет, грызет.
Кошка царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется.
55. Игра «Отгадай, что это за животные?»
Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном' идет речь.
Сторожит, грызет, лает — кто это?
Мяукает, лакает, царапается — ...
Хрюкает, роет — ...
Ржет, бегает, скачет — ...
Блеет, бодается — ...
Мычит, жует, ходит — ...
Летает, жужжит, жалит — ...
56. «Отгадать загадку» (по К. Д.Ушинскому «Лиса»)
а) Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее галстук.
б) Ходит тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
57. Уточнение связи прилагательных с существительными. Игра «Какой?», «Какая?», «Какие?»
Например: трава — какая она? — Зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная ...
Побеждает тот, кто назовет последним слово-прилагательное.
58. Добавить слово в предложение, отвечающее ил мои вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».
— Взошло (какое?) солнце...
Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце — яркое, блестящее, красное, багровое, большое, веселое, улыбающееся, радостное, весеннее).
59. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопрос «Как?». Например: Черепаха ползет (как?) медленно. Солнце светит(как?) ярко.
60. Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Осень» (ранняя, поздняя).
Солнце (какое?) .., дождь...
небо... ветер...
облака... листья...
земля... день...
трава...
При этом детям предлагается картинка «Осень».
61. Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» (по теме «Осень»: ранняя, поздняя).
Солнце (что делает?) ... трава ...
облака .., листья ..,
дождь .., птицы ..,
ветер .., деревья ...
62. Придумать и записать слова, отвечающие на вопрос
«Что?» по теме «Осень».
Приходит (что?) опадают ..,
дует .., желтеет ..,
моросит .., мокнет ..,
плывут .., вянут ..,
улетают...
63. Придуман, как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Зима».
Солнце (какое?) ветер ..,
небо .., иней ..,
снег .., узоры ..,
снежинки .., день ..,
погода .., мороз ..,
воздух ...
При выполнении задания детям предлагается картинка «Зима».
Предварительно детям предлагается рассмотреть картинку «Весна».
64. Придумать как можно больше слов, отвечающих
на вопросы: «Что делает?», "Что делают?» по теме «Зима».
Снег (что делает?) ветер..,
снежинки .., птицы ..,
мороз .., люди ..,
иней .., дети ..,
узоры ...
65. Придумать как можно больше слов, отвечающих
на вопросы «Кто?», «Что?» по теме «Зима».
Наступает (что?) .., замерзает ..,
валит .., блестит ..,
свищет .., лежит ..,
бушует .., лепят ..,
кружатся .., катаются ...
66. Придумать как можно больше слов, отвечающих
на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме
«Весна» (ранняя, поздняя).
Солнце (какое?) .., сосулька ..,
небо .., ручей ..,
облака .., листочки ..,
снег .., день ...
67. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» по теме «Весна» (ранняя, поздняя).
птицы .., трава .., деревья .., сады .., яблони .., дети ... |
Солнце (что делает?) ..,
снег ..,
сосульки ..,
ручьи ..,
почки ..,
листья ..,
68. Придумать как можно больше слов, отвечающих
на вопросы: «Кто?» или «Что?» по теме «Весна».
Тает (что?) .., зеленеет ..,
бегут.., прилетают..,
распускаются .., покрываются листьями ..,
появляются .., цветут ...
69. Придумать как можно больше слов, отвечающих
на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» по теме «Лето».
Солнце (что делает?) .., птицы ..,
облака .., фрукты, овощи ..,
трава .., дети ..,
листья .., вода в реке ...
При выполнении задания используется картинка «Лето».
70. Придуман, «.не можно больше слов, отвечающих на
вопросы: «Какой?», Какая?»,Какое?», «Какие?»по теме «Лето»»
Солнце (какое?) .., воздух ..,
небо .., погода ..,
облака .., дождь ..,
трава .., день ..,
листья .., ночь ...
71. Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».
Большой (что?) арбуз, желтая-…
маленькая .., синяя- …
крупный- … красное- …
круглый зеленый
мелкий- …. черная –
твердый - … длинный
мягкая - спелая- …
сладкая - … сочный-
вкусное - свежий
горький - хрустящий
72. Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные».
Большой (кто?) слон, сильный
маленькая .., слабый ..,
пушистая .., трусливый ..,
колючий .., добрый ..,
могучий .., злой ..,
пятнистый .., быстрый ..,
полосатая .., горбатый ..,
длинноногий .., хитрая ..,
серый .., ловкая ..,
неуклюжий ,., хищный ...
73. Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Транспорт».
Новый (что?) .., длинный ..,
старый .., грузовой ..,
большой .., трехколесный ..,
маленькая .., быстроходный ..,
мощный .., летящий ...
74. К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».
Растет (что?) .., срезают ..,
зеленеет .., выкапывают ...
краснеет .., срывают ..,
созревает .., варят ..,
дергают .., жарят ..,
маринуют .., солят ...
75. К названиям действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Животные».
Прыгает (кто?) .., скачет ..,
кусается .., спит ..,
пугается .., охотится ..,
прячется .., хитрит ..,
нападает .., ползает ..,
крадется .., заметает следы ..,
переваливается .., бросается ...
76. Игра с мячом «Расскажи про зайчика».