Анализ жизненного цикла товара
Впервые дистанционное образование появилось в конце 18-го века и осуществлялось в основном за счёт традиционной почтовой переписки. С развитием технологий образовательные учреждения стали искать возможности их применения в дистанционном образовании. Однако, основном использование технологий ограничивалось фотографиями и кино-роликами, которые в 1910-1920 годах переросли в видеофильмы.
Преградой для более широкого использования технологий были колоссальные затраты на производство новых (технологически) учебных материалов. Именно по этой причине многие университеты продолжали предлагать дистанционное образование по переписке. В 30 годах прошлого века радиотрансляции образовательных программ потерпели неудачу, опять же из-за слишком больших затрат. Одновременно с этим в США прошли запуски телевизионных образовательных программ и каналов.
Во время второй мировой войны развитие технологий в образовании приостановилось, но все первые попытки показали, что технологии и образование вещи совместимые и могут работать вместе. В течение уже почти 60-ти лет после войны радио и телевизионные технологии успешно используются в образовании, давая студентам возможность обучаться по более индивидуальной и гибкой схеме.
В России дистанционное (заочное) образование получило свое наибольшее развитие через почту. В СССР существовали несколько крупных заочных университетов, которые работали только с дистанционными (удалёнными) студентами. Заочное образование в России работало (и в некоторых случаях до сих пор работает) по следующей схеме: студенты приезжали в университет два раза в год. Сессия заочных студентов была составлена из экзаменов по предметам прошедшего семестра и установочным лекциям на следующий семестр. В университете студентам выдавали учебный материал, а недостающий высылали по почте. Студенты получали контрольные работы, которые они либо высылали в университет в течении семестра, либо привозили с собой на сессию. Такая схема, при отсутствии технологий, представлялась наиболее эффективной, так как студент не просто работал самостоятельно, но и получал возможность лично пообщаться с преподавателями. Оценка успеваемости проводилась в присутствии преподавателя, что позволяло объективно оценивать достижения студентов.
Однако, положение студента в данном случае отнюдь не самое выгодное – знания, конечно, получить можно, но для этого надо тратить деньги на дорогу (и не малые) и консультации получить тоже не у кого. Студент остается предоставленный сам себе на полгода и ему приходиться получать все знания самостоятельно.
Появление Интернет технологий в 90-х годах было революцией в западном дистанционном обучении. На сегодняшний день наблюдается большой прогресс в использовании Интернет технологий в дистанционном образовании. Онлайн-обучение даёт и студентам и университетам весомое количество преимуществ. Студенты могут учиться независимо от места и времени, дома или на работе, не тратить время на дорогу. Интернет позволяет проводить оценку успеваемости без приезда в университет, а также возможность пользоваться максимально возможным количеством учебных и дидактических материалов. Университеты же могут работать со студентами, которые находятся в различных точках страны (мира). Интернет технологии в образовании также дают возможность набирать большее количество студентов и предоставлять им те же возможности, что и студентам очного отделения. Спрос на возможность обучаться дистанционно, получать качественные учебные материалы и возможность получения ответных комментариев возник достаточно давно. Формат электронного обучения удовлетворяет каждый из этих потребностей. Все это обеспечивает долгий жизненный цикл товара с постоянной стадией насыщения.
Сегодня в России рынок дистанционного обучения развивается стремительно. По состоянию на 2016 год на российском рынке существует около 18-ти обучающих IT-проектов, наиболее популярными платформами являются такие проекты, как Stepic, CodeAcademy, GeekBrains, Microsoft Virtual Academy.
Ниже представлена таблица с существующими на рынке в России обучающих платформ в сфере IT и их годом основания, а также указан формат платформы: бесплатный или платный. Далее построен график жизненного цикла товара.
Таблица 6. Обучающие платформы на российском рынке
Обучающий проект | Год основания | Необходимость платить за обучение |
Intuit | + | |
Udemy | + | |
Coursera | + | |
Hexlet | + | |
ClearBear | - | |
HTML Academy | + | |
JavaRush | + | |
CodeCombat | - | |
Stepic | - | |
WebAcademy | + | |
LendWings | + | |
Minecraft Hour Of Code | - | |
GeekBrains | + | |
GoIt | + | |
Mail.ru Group | - | |
Академия Яндекса | - | |
Code Avangers | + | |
Microsoft Virtual Academy | - |
Рис. 9. Жизненный цикл товара
Данный жизненный цикл можно имеет вид “гребешковой кривой”, каждый новый цикл обусловлен открытием нового типа площадки, нового формата обучения и подачи информации. IT-индустрия набирает все большую и большую популярность, так как в настоящий момент происходит активный процесс компьютеризации и роботизации фактически всех сфер жизни. Это обуславливает успешное существование обучающих онлайн-площадок именно в сфере IT. Прогнозируется, что спрос на данный товар в ближайшее время будет активно увеличиваться.