Глава 1. Общая характеристика рынка.

Введение.

Online-образование является сравнительно молодой отраслью, которая стала приобретать массовую популярность в 2011-2012 годах. Дистанционное образование означает удаленное обучение в лекционном формате. В процессе обучения слушатели могут видеть демонстрируемые преподавателями материалы, слышать голос преподавателя и задавать вопросы по изучаемому материалу. Сегодня к такому методу обучения приходит все большее количество людей, т.к. это представляет наиболее удобный формат: любой желающий может получить необходимое образование в практически любой области, независимо от возраста, умственной подготовки и пр. Предметом моего исследования является online-обучение именно в сфере IT.

На сегодняшний день наблюдается активное развитие интереса к IT-области (сокр. от англ. Information Technology, что дословно переводится как Информационные Технологии (ИТ). Информационные технологии – это множество научных и технических областей знания, которые на практике применяют методы создания, обработки, хранения, защиты и передачи информации с помощью вычислительной техники. Сферу IT подразделяют на такие основные направления как компьютерная графика и дизайн, сетевые технологии и системное администрирование, разработка программного обеспечения. Сейчас российский рынок online-обучения IT начинает активно развиваться и здесь превалируют два типа online-образования: MOOCS (массовые открытые online-курсы с интерактивным участием), а также персональное менторство (обучение материалу преподавателем индивидуально). Также можно выделить следующие критерии типологизации игроков в области online-образования:

По стоимости: бесплатные, платные и freemium (процесс обучения бесплатный, а сдача экзамена или получение сертификата о пройденном курсе – платная услуга);

По времени: fixed time и open schedule (в первом случае курс доступен только в определенный момент времени (час, день, неделя и пр.), а во втором – курс доступен всегда);

По количеству слушателей: без ограничения, с ограничением.

Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии зарождения. Несмотря на то, что первые площадки появились еще в 90-е годы, а первый значимый проект (MIT OpenCourseWare) в 2002 г., настоящий взлет рынка случился в 2012г., когда были запущены три крупнейшие площадки: Coursera, EdX и Udacity. Несмотря на затяжной старт, онлайн-образование моментально стало популярным, а рынок онлайн-обучения привлек множество инвесторов.

Несмотря на то, что российский рынок онлайн-образования активно стартовал буквально на год позже запуска крупнейших мировых площадок – в 2013 г., следует отметить, что первые крупные проекты появились около 5 лет назад. В настоящее время, по оценке J’son & Partners Consulting, на рынке присутствует более 50 крупных проектов с десятками тысяч слушателей. Аудитория лидеров рынка насчитывает миллионы пользователей.




Глава 1. Общая характеристика рынка.

Анализ экономической конъюнктуры.

Объем ВВП

Российские экономисты утверждают, что отечественная экономика плавно выходит из экономического кризиса, но этот процесс довольно длительный. Его прогресс зависит от нескольких показателей, а именно: устойчивость национальной валюты – российского рубля; уровень стоимости нефти на мировом рынке; западные санкции и их отмена.

Но в первую очередь рост показателя валового внутреннего продукта в стране зависит от ежемесячных поступлений в бюджет государства и производственной мощности самой страны. Поэтому отечественные производители должны предоставить на рынок необходимое количество товаров, что поднимет уровень ВВП. В этом случае от правительства требуется организовать хорошие условия для развития собственной производительной системы промышленности. Чтобы экономическое положение стабилизировалось, руководством страны была принята программа антикризисных мер.

По оценке Минэкономразвития России, сезонно сглаженный индекс ВВП после стабилизации в мае-июле в августе вышел в положительную область, составив 0,3 % м/м. Позитивную динамику с сезонной корректировкой показали обрабатывающие производства, сельское хозяйство, платные услуги населению.

Из потребительских отраслей в августе продолжился рост в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака, в производстве кожи, изделий и кожи и производстве обуви; сократилось текстильное и швейное производство.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) сообщает, что объем ВВП за 2015 год составил в текущих ценах 80 трлн 412,5 млрд руб. Индекс его физического объема относительно 2014 года составил 96,3%. И по оценке Международного Валютного фонда Россия занимает 15 место в рейтинге стран по объему ВВП.

Индекс-дефлятор ВВП за 2015 год по отношению к ценам 2014 года составил 107,3%. На величину дефлятора ВВП оказало влияние снижение средней ставки экспортной пошлины на энергоносители.

Объем ВВП России за II квартал 2016г. составил в текущих ценах 19979,4 млрд.рублей. Индекс физического объема ВВП относительно II квартала 2015г. составил 99,4%, относительно I квартала 2016г. - 107,0%. Индекс-дефлятор ВВП за II квартал 2016г. по отношению к ценам II квартала 2015г. составил 104,2%.

В сентябре 2016 года уровень инфляции в России составил 0,17%, что на 0,40 меньше, чем в сентябре 2015 года. Вместе с этим, инфляция с начала 2016 года составила 4,05%, а в годовом исчислении - 6,42%. Динамика ВВП в период с 2005 по 2015 гг. представлена в таблице.

Табл. 1. Данные по ВВП за 2005-2015 гг., млрд. руб.

Год
Значение 21609,8 26917,2 33247,5 41276,8 38807,2 46308,5 55967,2 66926, 9 71016,7 77945,1 80804,3

В 2016 Россия занимает 13 место по уровню инфляции в мире.

Российская Федерация располагает богатейшими сырьевыми и углеводородными ресурсами: природным газом, нефтью, золотом, алмазами, медью, редкими металлами, ураном, бокситами, серебром и платиной. Россия имеет самые богатые в мире ресурсы природного газа и является их крупнейшим мировым экспортером. Экспорт нефти и газа за рубеж является основным источником поступления валюты в Россию. Однако во многом промышленность России напоминает застойные советские времена, несмотря на то, что отдельные отрасли имеют высокий технологический уровень. Так, наиболее развитыми секторами промышленности являются: металлургия, машиностроение, металлургическая, химическая, целлюлозная и пищевая промышленность. Промышленность в основном сосредоточена в европейской части России — это Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, а также в Сибири — Томск, Новосибирск.

Уровень доходов населения

Заработная плата на территории Российской Федерации носит не равномерный характер. Межрегиональная дифференциация в заработной плате существует во всех странах. Оплата труда не может быть единой для всех регионов страны, поскольку региональные рынки труда предъявляют спрос на работников разной квалификации и в то же время по-разному оценивают труд работников схожих профессионально-квалификационных групп. Более того, в условиях конкурентной экономики на рынке труда генерируются компенсирующие различия в заработной плате. Согласно теории компенсирующих различий, работники должны получать компенсацию в терминах заработной платы за занятость в регионах с относительно худшими условиями проживания и более высокой стоимостью жизни.

Среднедушевые доходы населения на 2015 г. по субъектам Российской Федерации и в целом по России представлены в таблице.

Табл. 2. Среднедушевой доход на 2015 г. по субъектам РФ, тыс. руб.

Российская Федерация
Центральный федеральный округ
Северо-Западный федеральный округ
Южный федеральный округ
Северо-Кавказский федеральный округ
Приволжский федеральный округ
Уральский федеральный округ
Сибирский федеральный округ
Дальневосточный федеральный округ
Крымский федеральный округ

Рис. 1 Динамика доходов населения в период с 2005 по 2015 гг., тыс. руб.

Глава 1. Общая характеристика рынка. - student2.ru

Доходы населения России характеризуются плавным, но стабильным ростом, а это означает, что покупательская способность также повышается. Однако наиболее высокий интерес ожидается от жителей Центрального и Северо-Западного Федеральных округов, т.к. в этих регионах самые высокие среднедушевые доходы.

Глава 2. Изучение спроса

2.1. Исследование требований покупателей и уровня покупательской способности

Онлайн-обучение сегодня – это рынок, который очень быстро расширяет своё влияние, привлекает все больше и больше новых потребителей. И так как рынок не достиг еще своей зрелости, а находится только на этапе стремительного роста, он остается интересен, как и существующим участникам, так и новым, а также привлекает много инвесторов. Однако, несмотря на бурное развитие и популярность дистанционного обучения, для того, чтобы войти в IT-рынок, необходимо изучить спрос и оценку покупательской способности. С этой целью мной было проведено анкетирование потребителей, анализ которого позволит также сегментировать рынок. Ниже представлена сводная таблица с ответами опрошенных двадцати шести респондентов на двенадцать вопросов.

Табл. 3. Сводная таблица с ответами респондентов

Вопрос Варианты ответа Число ответивших % от общего числа респондентов
1. Вы заинтересовались IT-образованием, потому что: А) Возможность обучаться (и в будущем работать) дистанционно  
Б) Прибыльная область
В) Интересная/необычная сфера
Г) Перспективно и востребовано
2. Был ли у вас опыт работы в сфере IT? А) Да
Б) Нет
3. Занимались ли Вы программированием ранее? А) Никогда
Б) Занимался неуглубленно в школе/университете
В) Обучался по специальности в университете
Г) Занимался самообучением (включая онлайн-курсы)
Д) Посещал курсы
4. В чем для вас преимущество online-обучения? А) Домашнее обучение (время и место)
Б) Материал всегда доступен
В) Невысокая цена обучения
Г) Затрудняюсь ответить
5. Сколько часов в день Вы готовы уделять на обучение? А) Менее 1ч.
Б) От 1 до 3 ч.
В) От 3 до 5 ч.
Г) Более 5 ч.
6. Какой срок обучения Вы считаете подходящим для Вас? А) Месяц
Б) От месяца до полугода
В) От полугода до года
Г) Более года
7. Сколько Вы готовы платить за обучающие online-курсы в сфере IT? А) От 3000 до 6000 р.
Б) От 6000 до 9000 р.
В) Более 9000 р.
8. Какой организации Вы отдадите предпочтение при выборе online-курса? А) Платформы открытого образования
Б) Курсы университетов
В) Ментор
9. Какой результат Вы ожидаете после прохождения курсов? А) Повышение квалификации
Б) Саморазвитие, удовлетворение собственных интересов
В) Смена работы/отрасли
Г) Хочу создать собственное приложение/реализация собственной идеи
Д) Другое
10. В каком городе вы работаете/учитесь? А) Астрахань
Б) Днепр
В) Киев
Г) Красноярск
Д) Могилёв
Е) Москва
Ж) Одесса
З) Пхукет
И) Самара
К) Санкт-Петербург
Л) Саратов
М) Хабаровск
Н) Херсон
11. Какой Ваш пол? А) Муж.
Б) Жен.
12. Какой Ваш возраст? А) Младше 18
Б) 18-20
В) 21-23
Г) 24-26
Д) 27-30
Е) 31-34
Ж) 35-44
З) 45 и старше

Основываясь на сводную таблицу данных, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день потребители проявляют высокий интерес к IT-области, так как она проявляет себя наиболее прибыльной (39%) и перспективной (27%) сферой (рис. 2), что приводит к притоку большого количества потребителей.

Рис. 2. Сегментация респондентов по целям потребления

Глава 1. Общая характеристика рынка. - student2.ru

Как показывает исследование, половина респондентов имели ранее опыт работы в IT, а другая половина не связывала свою деятельность с данной областью. Это доказывает, что данный рынок в одинаковой мере интересен, как и ранее пришедшим участникам, так и новым.

Меньшая часть респондентов никогда прежде не занималась программированием (23%), а другая часть, изучавшая эту дисциплину, в основном предпочитала самообучение на онлайн-площадках (42%). Наименьшую популярность приобрели посещение курсов и обучение по специальности в университете (по 8%). Можно предположить, что такое соотношение между самообучением и профессиональным обучением объясняется выгодой во времени. Т.е. изучая предмет самостоятельно, потребитель может подстраивать под себя скорость обучения, что позволяет эффективнее и быстрее освоить материал. И ответы на следующий вопрос это подтверждают. Более половины опрошенных выделили в главное преимущество интернет-обучения возможность заниматься в домашней обстановке (62%). Такой формат позволяет работать в более комфортных условиях, в удобном для потребителя расписании, не выделяя дополнительных растрат на проезд до места обучения. Особенное внимание последнему пункту выделило 15% респондентов. Для них главным преимуществом является экономичность online-обучения. Около 19% отметили тот факт, что обучающий материал всегда находится в доступе, что несомненно, упрощает процесс обучения. Меньшая часть затруднилась ответить на данный вопрос. (Рис. 3)

Рис. 3. Сегментация респондентов по основным причинам потребления

Глава 1. Общая характеристика рынка. - student2.ru

В ходе анкетирования выяснилось, что 35% опрошенных готовы выделять на обучение от 1 до 3 часов в день, 42% - от 3 до 5 часов и 23% - более 5 часов. Ни один из респондентов не планирует заниматься менее часа в день. (Рис. 4) Эти данные свидетельствуют о серьезной заинтересованности потребителей - многие готовы выделить достаточно большое количество времени в день, чтобы глубже изучить предмет. В свою очередь, для успешной экономической деятельности на данном рынке, продавцу необходимо предоставить материал в такой форме и составить такую программу, чтобы пользователю было интересно на протяжении нескольких часов продолжать обучение (например, добавить инструменты геймофикации). А также необходимо учитывать предпочитаемый срок обучения для каждого потребителя. Так как тип и скорость восприятия у каждого человека разные, необходимо составить такую систему, которая будет способна удовлетворить потребности каждого. Именно поэтому площадка online-обучения является наиболее универсальной и удобной многим пользователям (информация всегда в доступе, скорость обучения можно персонализировать).

Рис. 4. Сегментация респондентов по времени, которое они готовы выделять на обучение

Глава 1. Общая характеристика рынка. - student2.ru

Следующий важный пункт в исследовании – это вопрос той суммы, которую покупатель готов отдавать за online-обучение. В результате выяснилось, что половина респондентов (50%) могут платить в диапазоне от 3000 до 6000 р., но также примерно столько же покупателей (42%) готовы отдать за услугу от 6000 до 9000 р. И только 2% согласны заплатить более 9000 р. за обучающие курсы. Такое интересное разделение потребителей на две основные группы означает, что продавец может составить либо две разные программы для каждой из групп, либо предоставить для начала каждому потребителю «базовый» курс, а за дополнительную плату предоставлять различные бонусы (например, проверка домашних заданий с объяснением ошибок или доступ к дополнительному материалу по каждому уроку).

Говоря о предпочитаемой площадке для занятий, большинство выбрало платформы открытого образования (online-курсы) (46%), однако, приблизительно такой же части опрашиваемых (39%) нравятся занятия с ментором (личный наставник), а 15% обратятся к курсам университетов. Наблюдая практически одинаковый интерес к online-курсам и занятия с преподавателем по интернету, я предлагаю следующее решение. Так как персональные занятия с ментором являются наиболее затратным форматом обучения, его можно включить в «дополнительный пакет», о котором говорилось ранее. Т.е. предоставлять каждому ученику доступ к видеоматериалам, лекциям, заданиям, а при дополнительной оплате предоставлять личного тренера.

Рис. 5. Сегментация респондентов по предпочитаемой площадке для обучения

Глава 1. Общая характеристика рынка. - student2.ru

Из опрошенных респондентов 39% планируют сменить свою деятельность и работу, 27% хотят создать собственное приложение или реализовать собственную идею, интерес саморазвития преследуют 15%, 11% планируют повысить квалификацию, а 8% преследуют иные интересы. Такой разброс в ожиданиях потребителей вполне естественный, так как IT-область обладает достаточно обширным функционалом и возможностями. Но несмотря на такую разрозненность, можно составить единую программу обучения, которая будет способна удовлетворить потребности большинства.

Ниже представлена диаграмма географического расположения потребителей.

Рис. 6. Сегментация респондентов по географическому расположению

Глава 1. Общая характеристика рынка. - student2.ru

Следуя полученной диаграмме, можно сделать вывод о том, что рынок охватывает абсолютно разные города, даже страны (Россия, Украина, Таиланд). Это означает то, что нет территориальных ограничений. Любой желающий из любой точки мира может вступить в этот рынок, а также гражданин любой страны может воспользоваться предлагаемыми услугами. Это значительно расширяет возможности производителя.

Далее я представлю сегментацию потребителей по половому и возрастному признаку.

Рис. 7. Сегментация респондентов по половому признаку

Глава 1. Общая характеристика рынка. - student2.ru

Рис. 8. Сегментация респондентов по возрастной группе

Глава 1. Общая характеристика рынка. - student2.ru

Анализ приведенных диаграмм показывает, что на сегодняшний день больший интерес к IT-области проявляют мужчины в возрасте от 18 до 23 лет. Это объясняется тем, что исследуемая сфера является достаточно молодой и тенденция к обучению в IT-сфере наблюдается больше у людей до 34 лет. Так же в связи с тем, что область является достаточно сложной, многие люди следующих поколений предпочитают не покидать свои рабочие сферы, иначе они могут потерять много времени на обучение и оказаться в неустойчивом положении. И также важно отметить преобладающее мужское большинство в группе потребителей. Однако, выше уже упоминалось об универсальности и многофункциональности данной сферы, поэтому ожидается в скором времени активизация интереса со стороны женщин, а это значит, что продавцу не следует позиционировать и создавать рекламу ориентированную только на мужчин.

По результатам приведенного исследования можно сделать вывод, что мужчин-потребителей значительно больше (85%), чем женщин (15%). Так же, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что потребители в одинаковой мере готовы платить как от 3000 до 6000 р., так и от 6000 до 9000 р. Для проведения сегментации потребителей необходимо построить таблицу.

Таблица 4. Готовность платить за товар

Цена товара, т.р. Пол
Муж., % Жен., %
От 3000 до 6000 р. 68,2%
От 6000 до 9000 р. 27,3% 75%
Более 9000 р. 4,5% 25%

Из таблицы 4 видно, что преобладающее большинство мужчин согласны платить не более 6000 р. (68,2%), остальные готовы заплатить от 6000 до 9000 р. (27,3%) и совсем малое число мужчин заплатят более 9000.

Касаемо женщин ситуация полностью противоположна. Ни одна из женщин не планирует платить менее 6000 р., напротив, основная часть готовы платить от 6000 до 9000 р. (75%) и только 25% согласны с ценой более 9000 р.

Далее приведена сегментация потребителей по предпочитаемой площадке для занятий в зависимости от возрастной категории.

Таблица 5. Предпочитаемая площадка для занятий у различных возрастных групп

Обучающая площадка Возраст
18-20 21-23 24-26 27-30 31-34 >35
Платформы открытого образования 37,5 87,5
Курсы университетов 33,3
Ментор 37,5 12,5 66,7

Анализируя таблицу 5, можно сделать вывод о том, что респонденты делятся на две основные категории: возрастная группа от 18 до 26 лет (по результатам анкеты никому из попрошенных нет менее 18 лет) и возрастная группа старше 27 лет. Первой группе наиболее интересны занятия на платформах открытого образования, чуть менее привлекательными являются занятия с ментором и совсем малая часть предпочтет курсы университетов. Вероятно, это связано с тем, что данная категория подходит под «студенческий» возраст и респондентам хочется более разнообразных форм обучения. Во второй возрастной группе статистика говорит совсем о противоположном. Никто из респондентов не желает заниматься на платформах открытого образования. Большинство предпочитает занятия с ментором и меньшая часть пойдет на университетские курсы. Такое распределение ответов, скорее всего, связано с тем, что данная категория отвыкла от самостоятельного обучения и ей требуется большая поддержка и наставничество со стороны.

Подводя итог, можно выделить целевого потребителя. Это молодые люди возрастом в среднем до 26 лет. Они могут жить в любом городе, поэтому реклама не должна быть направлена на жителей одного региона. Потребители разные, но в основном они хотят сменить свою сферу деятельности, или реализовать свою идею/создать приложение. Так как одна часть потребителей готова платить за услугу до 3000 р., а другая до 6000 р., то предлагается создать такую программу, где за минимальную стоимость будут доступны базовые товары, а при условии доплат будут предлагаться дополнительные услуги. Это как раз удовлетворит потребность пользователей, которым достаточно только online-курсов, и тех, кому необходимы занятия с персональным ментором. Так как в среднем потребители готовы уделять на обучение по три часа в день, необходимо составить такую программу, создать такой материал, которые смогут удержать пользователя на протяжении нескольких часов, а в последствии и месяцев. Например, как говорилось ранее, добавить игровые элементы или создать конкурентную среду, где за каждый пройденный этап даётся бонус. Если продавец учтёт вышеуказанные особенности целевого потребителя, то он с высокой вероятностью сможет начать с ним сотрудничать.

Введение.

Online-образование является сравнительно молодой отраслью, которая стала приобретать массовую популярность в 2011-2012 годах. Дистанционное образование означает удаленное обучение в лекционном формате. В процессе обучения слушатели могут видеть демонстрируемые преподавателями материалы, слышать голос преподавателя и задавать вопросы по изучаемому материалу. Сегодня к такому методу обучения приходит все большее количество людей, т.к. это представляет наиболее удобный формат: любой желающий может получить необходимое образование в практически любой области, независимо от возраста, умственной подготовки и пр. Предметом моего исследования является online-обучение именно в сфере IT.

На сегодняшний день наблюдается активное развитие интереса к IT-области (сокр. от англ. Information Technology, что дословно переводится как Информационные Технологии (ИТ). Информационные технологии – это множество научных и технических областей знания, которые на практике применяют методы создания, обработки, хранения, защиты и передачи информации с помощью вычислительной техники. Сферу IT подразделяют на такие основные направления как компьютерная графика и дизайн, сетевые технологии и системное администрирование, разработка программного обеспечения. Сейчас российский рынок online-обучения IT начинает активно развиваться и здесь превалируют два типа online-образования: MOOCS (массовые открытые online-курсы с интерактивным участием), а также персональное менторство (обучение материалу преподавателем индивидуально). Также можно выделить следующие критерии типологизации игроков в области online-образования:

По стоимости: бесплатные, платные и freemium (процесс обучения бесплатный, а сдача экзамена или получение сертификата о пройденном курсе – платная услуга);

По времени: fixed time и open schedule (в первом случае курс доступен только в определенный момент времени (час, день, неделя и пр.), а во втором – курс доступен всегда);

По количеству слушателей: без ограничения, с ограничением.

Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии зарождения. Несмотря на то, что первые площадки появились еще в 90-е годы, а первый значимый проект (MIT OpenCourseWare) в 2002 г., настоящий взлет рынка случился в 2012г., когда были запущены три крупнейшие площадки: Coursera, EdX и Udacity. Несмотря на затяжной старт, онлайн-образование моментально стало популярным, а рынок онлайн-обучения привлек множество инвесторов.

Несмотря на то, что российский рынок онлайн-образования активно стартовал буквально на год позже запуска крупнейших мировых площадок – в 2013 г., следует отметить, что первые крупные проекты появились около 5 лет назад. В настоящее время, по оценке J’son & Partners Consulting, на рынке присутствует более 50 крупных проектов с десятками тысяч слушателей. Аудитория лидеров рынка насчитывает миллионы пользователей.

Глава 1. Общая характеристика рынка.

Наши рекомендации