О четырехступенном устройстве школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся

Сыны света должны 1. Ремесленники назначают своим ученикам опре-

подражать мудрости деленный срок обучения (двухлетний, трехлетний сынов века. ¥ J v J ^

и т. д., даже до семилетнего, в зависимости от

тонкости или сложности ремесла). Обучение обяза­тельно должно быть закончено в пределах этого срока. Каждый изучивший все то, что относится к его искусству, должен сделаться из ученика под­мастерьем своего искусства, а затем через известное время — и мастером. То же самое должно иметь место и в школьной науке: для искусств* наук и языков следует тоже назначить свои сроки: здесь в пределах известного числа лет должен быть закончен весь круг образования, и из этих мастер-

ских человечества должны выйти люди подлинно образованные, совер­шенно нравственные и истинно благочестивые.

2. Чтобы достигнуть этой цели, мы берем для раз­вития духовных сил все время юности (так как здесь приходится изучать не одно искусство, а весь комплекс свободных искусств со всеми наука­ми и несколькими языками), начиная с раннего детства до возмужалости, именно первые 24 года жизни, которые должны быть разделены на определенные периоды по указанию самой природы. Ведь опыт показывает, что человеческое тело растет приблизительно до 25-го года жизни и не больше, а затем укрепляется в силе. Надо верить, что этот медленный рост (ибо дикие звери, имеющие тела гораздо боль­шие, достигают своего полного развития в течение всего нескольких месяцев или самое большее в течение одного-двух лет) божественное провидение предназначило для человеческой природы затем, чтобы у чело­века вообще было больше времени для подготовки к задачам его жизни. Это время нужно 3. Итак, эти годы восходящего возраста мы раз-

разделить делим на четыре определенных периода: детство,

на четыре школы. отрочество, юность, зрелость. Каждому возрасту

нужно назначить одно шестилетие и соответствую­щую школу так, чтобы:

I. Для детства II. Для отрочества было

III. Для юношества школай

IV. Для зрелости

материнское попечение,

школа элементарная, или народная

школа родного языка,

латинская школа, или гимназия,

академия и путешествия.

В частности, материнская школа должна быть в каждом доме; школа родного языка — в каждой общине, в каждом селе и в каждом местечке; гимназия — в каждом городе; академия — в каждом государстве или даже в каждой более значительной провинции.

Задачи и содержа­ние школьного пре­подавания должны отличаться не мате­риалом, а формой, j

4. При всем различии этих школ мы, однако, желаем, чтобы в них преподавали не различный материал, а один и тот же, только различным образом, т. е. все то, что может сделать людей истинными людьми, христиан — истинными христиа­нами, ученых — истинными учеными, только поднимаясь каждой ступенью выше в соответствии с возрастом и предшествующей подготовкой. По зако­нам нашего естественного метода нельзя отрывать одни учебные пред­меты от других, а нужно преподавать их все вместе, подобно тому как дерево всегда растет в целом, соответственно во всех своих частях, равномерно в этом, как и в следующем году, пока только оно будет стоять, хотя бы в течение ста лет.

5. Однако разница между школами будет троякая. Во-первых, в первых двух школах все будет пре­подаваться в более общих и элементарных чер­тах, а в последующих — все более подробно и от­четливо, точно так же, как дерево с каждым но-вым годом пускает все большее число корней и ветвей, все более крепнет и приносит больше плодов.

Т как здесь за ^' Во-вторых, в первой, материнской, школе будут

нимаются более одним - упражняться преимущественно внешние чувства,

а там — другим. с тем чтобы дети приучались обращаться правильно

с окружающими их предметами и распознавать их;

в школе родного языка будут упражняться больше внутренние чувства, сила воображения и память с их исполнительными органами — рукой и языком — путем чтения, письма, рисования, пения, счета, измерения, взве­шивания, запоминания различного материала и пр.; в гимназии будет раз­виваться понимание и суждение обо всем собранном ощущениями мате­риале при помощи диалектики, грамматики и остальных реальных наук и искусств, изучаемых посредством вопросов: что? почему?. Наконец, ака­демия будет развивать преимущественно то, что относится к области воли, именно: 'способности, которые научат сохранять гармонию (а расстроенное приводить к гармонии). Относительно души это дает богословие, относительно ума — философия, относительно жизненных функций тела — медицина, относительно внешнего блага и состояния — юрис­пруденция.

Основания для этой градации.

7. И это верный метод — успешно развивать умы. Сперва усваивать самые вещи с помощью внешних чувств, на которые те непосредственно воздейст­вуют. Затем в свою очередь возбужденные внутренние чувства обучаются выражать и представлять отображения вещей, воспринятых внешними чувствами как через припоминание, так и при помощи руки и языка. Когда же это подготовлено, пусть вступает в дело ум и тщательным раз­мышлением все сравнивает и взвешивает для основательного изучения, взаимного отношения всех вещей; это разовьет истинное понимание вещей и суждений о них. Наконец, пусть приучится во всем законно проявлять свою власть воля (которая является центром и руководительницей всех действий человека). Жела'ть образовывать волю ранее понимания вещей (как и познание ранее воображения и воображение ранее чувственных восприятий) — это значит напрасно терять труд. Однако так поступают те, кто обучает детей логике, поэзии, риторике, этике ранее познания реаль­ного и чувственного мира. Они поступают таким же образом, как если бы кто-либо желал обучать танцам двухлетнего ребенка, едва пытающегося ходить на дрожащих ногах. Мы решили везде идти вслед за при­родой, и как она выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей

8. Третье различие будет состоять в том, что в низ­ших школах — материнской и школе родного язы­ка — будет получать образование все юношество обоего пола; в латинской — преимущественно те

юноши, у которых стремления выше, чем быть ремесленниками, а из ака­демии будут выходить ученые и будущие руководители других, так чтобы У церкви, школы и общественных учреждений никогда "не было недостатка в соответствующих руководителях.

Эти четыре рода " 9. Эти четыре рода школ не без основания можно

школ соответствуют: было бы сравнить с четырьмя временами года

годаТЫРвМ временам Материнская школа представляет собой прекрасную

весну, украшенную почками и цветами различных

ароматов. Школа родного языка представляет собой

лето с его спелыми колосьями и некоторыми ранними плодами Гимназия соответствует осени, собирающей богатые плоды с полей, садов и вино­градников и складывающей это в сокровищницу ума Академия, нако­нец,— это зима, дающая собранным плодам различные назначения, чтобы можно было на что жить во все остальное время жизни. 2 деревья Ю- Можно было бы также такой метод тщатель-

растущим четырьмя ного воспитания юношества сравнить с культурой

ступенями. садов. Шестилетние дети, прекрасно воспитанные

благодаря заботе отцов и нянек, могли бы походить

на молодые деревца, тщательно посаженные, хорошо укоренившиеся и начинающие пускать веточки. Дети двенадцати лет похожи на деревца, уже покрытые ветвями и пускающие почки; что в них заключается, конеч­но, еще недостаточно ясно, но скоро станет ясным. Юноши восемнадцати лет, уже владеющие знанием языков и искусств, подобны дереву, со всех сторон усеянному цветами, представляющему приятное зрелище для глаз и приятный аромат для обоняния, а для вкуса обещающему верные плоды. Наконец, молодые люди двадцати четырех или двадцати пяти лет, кото­рые уже вполне прошли академические науки, представляют собой дерево, отовсюду покрытое плодами такой зрелости, когда следует уже срывать их и собирать для различных целей. - . -

Однако это следует изложить подробнее.

Глава XXVIII Очерк(идея) материнской школы

Первостепенное должно быть изучено сперва.

1. В первые же годы дерево тотчас же выпускает из своего ствола все главные ветви, которые оно будет иметь и которым впоследствии приходится только разрастаться. Следовательно, таким же

образом, чему бы мы ни хотели научить человека на его пользу в те­чение всей жизни,— все это должно быть преподано ему в этой первой школе. Что это осуществимо, ясно будет из нашего беглого просмотра всего того, что подлежит изучению. Укажем на это кратко, сводя все к двадцати главным отделам.

Перечень знаний, под- 2. Метафизика (так называемая) в общих чертах

лежащих усвоению: первоначально усваивается 'здесь, так как дети

сначала воспринимают все в общих и неясных

'• очертаниях, замечая, что все, что они видят, слы-

_шат, вкушают, осязают, все это существует, но не различая, что это та­кое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь. Следова­тельно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничт

нет, так, не так, где, когда, похоже, непохоже и т. п., что в общем и яв-

ляется основой метафизики.

,, 3. В естествознании (физике) в это первое шести-

летие можно довести ребенка до того, чтобы он знал,

что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, лед, камень, железо, дерево, трава, птица, рыбы, бык и пр. Он должен знать также названия и употребление, по крайней мере, внешних членов своего тела. В данном возрасте это устраивается легко и полагает начало естествознанию. .ц 4 Начала оптики ребенок получает благодаря то-

му, что начинает различать и называть свет и тьму, тень и различия основных цветов: белого, черного, красного и пр. IV '. 5. Начала астрономии состоят в том, чтобы знать,

что называют небом, солнцем, луною, звездами, замечать, что они каждый день восходят и заходят. у 6. Первые начала географии состоят в том, что

дети сообразно с характером местности, где они

воспитываются, учатся понимать, что такое гора, долина, поле, река, селение, замок, город. ,,, 7. Основы хронологии закладываются в том случае,

если' ребенок понимает, что называется часом, днем,

неделей, годом, равным образом что такое лето, зима и пр. и — вчера, - позавчера, завтра, послезавтра и пр. уц 8. Начала- истории состоят в том, чтобы ребенок

мог припоминать и рассказывать, что произошло

недавно, как тот или другой в том или другом деле действовал, — ничего, если это будет хотя бы только по-детски. yjjj 9. Корни арифметики закладываются благодаря то-

му, что ребенок понимает, когда говорится мало и

много, умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать наблюдение, что три больше, чем два, и что единица, прибавленная к трем, дает четыре, и пр. IX 10. Дети будут иметь элементы геометрии, если

поймут, что мы называем большим и малым, длин-

ным и коротким, широким и узким, толстым и тонким; а также — что мы .называем линией, крестом, кругом и пр., и видят, что то или другое изме­ряется пядью, локтем, саженью и пр.

v 11. Также пеовоначальные основы статики полу-

л .

чатся в том случае, если дети заметят, что вещи

взвешиваются на весах, и научатся сами кое-что взвешивать на руке, чтобы определить, тяжело это или легко. XI 12. Первоначальный опыт в механическом труде

дети получают в том случае, если им позволить,

мало того обучать их, всегда что-либо делать, например: переносить ве­щи туда и сюда, приводить их так или иначе в порядок, строить что-либо и разрушать, связывать и пр. — все это детям приятно делать в этом возрасте. Так как это не что иное, как стремление даровитой природы к искусственному воспроизведению вещей, то не только не сле­дует препятствовать таким занятиям, но необходимо поддерживать их и разумно руководить ими. 13. Диалектическое искусство проявляется уже в

этом возрасте и пускает свои ростки, когда ребенок,

замечая, что разговор ведется путем вопросов и ответов, и сам также приучается кое о чем спрашивать и отвечать на вопросы. Следует только приучить детей ставить подходящие вопросы, а на вопросы отвечать прямо, чтобы они приучались твердо держать мысль в пределах предложенной темы, а не отклоняться в сторону.

Xiii '4. Детская грамматика будет состоять в том, чтобы

правильно говорить на родном языке, т. е. отчетливо произносить буквы, слоги, слова.

XIV. '5, Начало риторики будет положено в том случае, если дети станут подражать тем тропам и фигурам,

которые встречаются в домашней речи. Но особенно надо обратить внима­ние на соответствующую характеру речи жестикуляцию в связи с произ­ношением, а именно при вопросе повышать последние слоги, а при ответе : понижать и т. п., чему учит обыкновенно сама природа, а если что-либо будет неправильно, то легко может быть исправлено разумным указанием.

XV. '6. С поэзией дети познакомятся, заучивая в этом раннем возрасте как можно большее количество

маленьких стихотворений, преимущественно морального содержания, рит- « мических или метрических, обычно употребляемых в отечественном языке.

XV'- 17. Начала музыки будут состоять в том, чтобы

научить петь некоторые, более легкие места из псал­мов и священных гимнов, что будет иметь место в процессе ежедневных молитвенных упражнений.

Xvii '8. Начальные познания в хозяйстве будут заклю-

чаться в том, что дети запомнят названия лиц, < из которых состоит семья: кто называется отцом, матерью, служанкой, слугой, наемным работником и т. д., а также имена частей дома: сеней, кухни, спальни, стойла и домашних предметов: стола, блюда, ножа, щетки, вместе с их употреблением. XVIII '9- Меньшим может быть предварительное озна- J

комление с политикой, так как представления

в этом нежном возрасте едва ли простираются за пределы своего дома. Однако и это возможно, если дети заметят, что некоторые граждане горо­да собираются в думе и называются членами совета, а из них кто-либо в частности называется городским головой, другой — городским судьей, третий — нотариусом и пр.

Xix. 20. Учение о нравственности (этика) должно будет

здесь получить в особенности твердое основание,

если мы хотим, чтобы добродетели, так сказать, срослись бы с хорошо воспитанным юношеством. Например:

1) Умеренность, состоящая в соблюдении меры в еде и в пище и в том, чтобы ничего не позволять себе сверх необходимого для утоления голода и жажды.

2) Опрятность при еде, в одежде и бережное обращение с куклами ., и игрушками.

150 ' ' "•3) Подобающее почтение к старшим.

4) Всегда скорое и охотное повиновение приказаниям и запре­щениям.

5) Неуклонная правдивость во всех словах, так чтобы никогда не позволялось лгать или обманывать—ни в шутку, ни серьезно (так как дурная шутка может в конце концов перейти в нехороший поступок).

6) Справедливости дети будут учиться, не присваивая ничего чужого, не унося, не удерживая, не скрывая чего-либо против воли владельца, ни в чем никому не делая зла, ни в чем не завидуя и пр.

7) Пусть дети как можно скорее приучаются к любви, чтоб быть готовыми жертвовать из своего имущества всякий раз, как кто-либо будет просить их в нужде; мало того — чтобы они помогали и по собственному

Р побуждению. Ведь это есть та самая подлинная христианская добродетель, которая ранее всех нам заповедана духом Христа: воспламенение ее в сердцах людей, особенно в современном, совершенно холодном, старею­щем мире, будет служить на благо церкви.

8) Следует также приучать маленьких детей к постоянным трудам и постоянным занятиям, все равно будет ли то серьезное дело или игра, лишь бы дети не выносили безделья.

9) Пусть приучатся не болтать постоянно и не выбалтывать всего, что попадается на язык, а разумно молчать, когда того требует дело, когда говорят другие, когда присутствует кто-либо из почтенных лиц, когда самое дело требует молчания.

10) Но особенно нужно приучать детей в этом первом возрасте к терпению, которое будет необходимо в течение всей жизни, чтобы они научились владеть собой, руководствоваться разумом, а не порывами;

- прежде чем страсти бурно прорвутся и пустят корни, лучше подавлять гнев, чем давать ему волю, и пр.

11) Услужливость и готовность служить другим есть лучшее украше­ние юности, и даже всей жизни. Поэтому к ней следует приучать детей уже в эти первые шесть лет, чтобы они не упускали случая быть налицо там, где только представляется возможность быть полезным в каком-либо деле другим людям.

12) Однако сюда нужно присоединить вежливость, чтобы ничего не делать неуместно и бессмысленно, а во всем поступать с приличной скромностью. Сюда относятся формы общественного обращения, привет­ствия, ответы на них, скромные просьбы, если в чем-либо нуждаешься, благодарность за оказанную услугу с приличными поклонами и целованием руки и т. п.

21. Наконец, в изучении религии и благочестия можно шестилетних детей довести до того, чтобы они заучивали наизусть главы катехизиса, основы своего вероисповедания и, насколько позволяет возраст, начинали понимать его и применять на деле. Именно они должны привыкнуть к тому, чтобы, охваченные восприятием божества, они чувствовали вез­де присутствие бога, боялись его как справедливейшего мздовоздаяте-ля за зло, не допуская ничего дурного, а с другой стороны, они должны | любить его, милостивейшего воздаятеля, за добро, поклоняться ему, призывать и хвалить его, и, ожидая от него милосердия и в жизни и

по смерти, не упускать делать ничего доброго, что, как они замечают угодно ему, и таким образом жить точно пред очами бога и (как гово­рит Писание) ходить перед богом.

„ 22. Тогда о христианских детях можно будет ска-

Польза такого вое- ' J

питания в детстве, зать то, что евангелист говорит о самом Христе,

что он преуспевал в премудрости и возрасте, и в любви у бога и человеков (Лука, II, 52).

П м нельзя еде ^' Таковы цели и задачи материнской школы.

лать никаких более Объяснить это подробнее или показать с помощью

подробных указаний, таблиц, что и в каком объеме можно выполнить в отдельные годы, месяцы и дни (как это мы по­советуем делать в школе), как это можно сделать в последующих школах (родного языка .и в латинской школе), нельзя по двум причинам. Во-пер­вых, потому, что среди домашних хлопот родителям нельзя соблюдать порядок с такой тщательностью, как это бывает в общественной школе, где занимаются только образованием юношества. Во-вторых, потому, что умственные способности и охота к учению проявляются у детей с крайней неравномерностью: у одного — ранее, у другого — позднее. Некоторые' двухлетние дети уже прекрасно говорят и быстро все воспринимают, другие в пять лет едва делают то же самое, так что вообще это первое образование в раннем возрасте нужно предоставить благоразумию роди­телей.

24. Однако здесь с пользою можно применить два средства. Во-первых, нужно написать книжку в ру­ководство родителям и школам, чтобы они хорошо знали свои обязанности. Здесь подробно должно" быть описано все то, чему нужно научить в детст­ве и при каких случаях нужно приступать к важному делу и какими способами и сочетаниями слов и жестами должно это внедрять детям. Написать подробную книжку (под заглавием «Руководство для материн­ской школы») мы берем на себя.

2 Средство для 25. Другим пособием, которое должно быть полез-

прдбуждения чувств. ным для упражнений в этой материнской школе,

будет книжка с картинками, которую нужно давать

самим детям. Ведь так как здесь нужно развивать преимущественно чувства для восприятия внешних предметов, а зрение среди чувств зани­мает самое выдающееся место, то мы поступим правильно, включив сюда все главные предметы из физики, оптики, астрономии, геометрии и т. д., хотя бы в том порядке, который мы только что представили. Здесь могут быть нарисованы: гора, долина, дерево, птица, рыба, конь, бык, овца, человек в различном возрасте, различной величины; затем свет и мрак, небо с солнцем, луной, звездами, облаками; основные цвета; затем до­машние предметы и ремесленные инструменты: горшки, блюда, круж­ки, молотки, щипцы и пр.; далее изображение высоких особ, например царя со скипетром и короной, а также солдата с оружием, кресть­янина с плугам, возницы с • повозкой, письмоносца на дороге, и по­всюду все-таки должна быть надпись, что о 26. Эта книжка будет полезна в трех отношениях:

книги. | j для усиления впечатления от вещей, как уже

было сказано. 2) -Для привлечения юных умов

к тому, чтобы в каких угодно книгах они искали занимательного — в смыс­ле более легкого приучения к чтению. 3) Так как над каждой картиной будет написано ее название, то с этого может начаться обучение буквам.

Джон Локк (1632—1704) — выдающийся английский философ-материалист и педагог^ Он жил в ту историческую эпоху, когда борьба между молодой бур­жуазией и старым дворянством завершилась в Англии классовым компромиссом — установлением конституционной монархии, сторонником которой был Локк.

Большой заслугой Локка как философа была разработка идеи опытного происхождения человеческого знания. Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной педагогики.

Отрицая врожденность идей, Локк очень высоко оценивал роль воспитания, которое должно подготовить человека к жизни.'Характерная особенность педаго­гической теории Локка — утилитаризм: руководящим принципом воспитания он считал принцип полезности.' Отсюда у него большое внимание к физическому развитию детей, забота об укреплении их здоровья. Так как Локк имел в виду воспитание «джентльмена», он большое значение придавал выработке изящных манер, навыков вежливого поведения/ Главной задачей нравственного воспитания Локк считал выработку твердой воли, умение сдерживать неразумные желания. Воспитание должно приучить человека управлять собой.

Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанника^ Поэтому он выступал резко против традиционного классического образования, защищая реальное образование, вооружающее полез­ными знаниями: новые языки, география, .математика, законоведение, бухгалтерия и т. п. Он считал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию у них самостоятельного мышления. При обучении не должны применяться наказания.

Ниже приводятся фрагменты из главного педагогического • труда Локка «Мысли о воспитании» (1693).

!62

'коротком правиле: / джентльмены должны закалять своих детей так же, как это делают честные фермеры и зажиточные иомены.' Но матери, может быть, сочтут это правило слишком суровым, а отцы найдут его слишком кратким; поэтому я объясню свою мысль подробно. При этом я буду исходить из того общего, достоверного и заслуживающего внима­ния женщин наблюдения, что природа большинства детей портится или по меньшей мере терпит ущерб от баловства и изнеживания. Тепло § 5.( Первое, о чем следует заботиться,— это чтобы

дети ни зимою, ни летом не одевались и не прикры­вались слишком тепло. Когда мы появляемся на свет, наше лицо не менее чувствительно, чем любая другая часть тела. Только привычка закаляет тело и делает его более выносливым к холоду. По этому поводу скифский философ дал очень выразительный ответ афинянину, который удивлялся, как тот может ходить голым в мороз и снег. «Как ты можешь выносить,— сказал скиф,— чтобы твое лицо подверглось действию холодного зимнего воздуха?» «Но мое лицо пр.иучено к этому»,— ответил афинянин. «Вообра­зи же себе, что я весь лицо»,— возразил скиф. Наше тело будет пере­носить все, к чему оно приучено с самого начала.

Прекрасный пример, относящийся к занимающей нас сейчас зада­че,— показать, что может сделать привычка (пример, правда, обратного характера,— он относится к случаю чрезмерной жары), я нашел в одном новейшем и интересном описании путешествия и приведу его словами самого автора. «На Мальте,— говорит он,— жара сильнее, чем в какой бы то ни было части Европы, сильнее даже, чем в Риме, и притом чрезвычайно удушлива, особенно в связи с тем, что там редко дуют освежающие ветры. По этой причине простой народ там черен, как цыган. Однако крестьяне там не боятся солнца: они работают в самое жаркое время дня без перерывов и не укрываясь от его палящих лучей. Это убедило меня в том, что сама природа может приводить ко многим таким явлениям, которые кажутся невозможными, лишь бы мы приучались к ним с самого детства. Так именно поступают мальтийцы, которые закаляют тела своих детей и приучают их к жаре, заставляя их, начиная с колыбели и до десяти­летнего возраста, ходить нагишом — без рубашек, без панталон и с обна­женными головами».

|.Поэтому позвольте мне посоветовать вам^не защищаться слишком усердно от холода нашего климата. В Англии есть люди, которые носят одну и ту же одежду и зимою и летом без всяких дурных последствий и не ощущая холода в большей мере, чем другие. Но если в отношении мороза или снега приходится делать уступку матери из-за того, что она боится вреда, а отцу из-за этого, что он боится осуждения, то пусть по край­ней мере зимнее платье мальчика не будет слишком теплым. И вы долж­ны, между прочим, помнить, что если природа так хорошо прикрыла его голову волосами и настолько укрепила их за первые год-два его жизни, что он в состоянии почти целый день бегать с открытой головой, то лучше всего и на ночь оставлять его голову неприкрытой; ведь ничто так не предрасполагает к головным болям, к простуде, катаррам, кашлю и раз­ным другим заболеваниям, как привычка держать голову в тепле/)

§ 6. Высказывая изложенное, я :имел в виду мальчика, потому что 164

главная цель моего рассуждения заключается в выяснении надлежащих методов воспитания молодого джентльмена начиная с детских лет. Эти методы не могут во всем подходить к воспитанию детей; однако нетрудно будет разобрать, в чем различие пола требует применения различных приемов воспитания.

§ 7. Я советовал бы также обмывать ему ежедневно ноги холодной водой, а обувь делать настолько тонкой, чтобы она промокала и про­пускала воду, когда ему случится ступать в нее. Боюсь, что против меня ополчатся матери и служанки. Первые найдут, что это слишком грязно, а вторые, вероятно, решат, что им придется слишком много трудиться над чисткой его чулок. Но ведь поистине здоровье дороже (во" много раз дороже) всех этих соображений. чВсякнй, кто думает о том, как вредно р. опасно промачивать ноги нежно воспитанным молодым людям, пожалеет, что он не ходил босиком, подобно детям бедных родителей, которые благодаря этому, в силу привычки, настолько легко переносят сырость в ногах, что они не больше от нее простужаются и не больше терпят вреда, чем от сырости в руках^И что,— спрошу я вас,— если не привычка, создаст для других людей такую большую разницу между руками и нога­ми? Я не сомневаюсь, что если бы человек привыкал с детства ходить всегда.босиком, а руки держать закутанными в теплые рукавицы с надеты­ми поверх их «ручными, башмаками» («handschoes»), как называются перчатки у голландцев, то промачивание рук было бы для него столь же опасно, как .опасно теперь для весьма многих, люден промачивать ноги. Для предотвращения этой опасности нужно обувь мальчиков делать так, чтобы она пропускала воду, а также ежедневно мыть им ноги в холодной воде. Это можно рекомендовать и по соображениям чистоты; но здесь я имею в виду интересы здоровья и поэтому не приурочиваю обмывание ног к точно определенному времени дня. Мне известен случай, когда это делалось с хорошим результатом каждый вечер, всю зиму без перерывов, причем употреблялась самая холодная вода. Ребенок -обмывал свои ноги по колено водой, которая была покрыта толстой пленкой льда, хотя он был в столь малом возрасте, что не был еще способен сам растирать и вытирать себе ноги; а начали его приучать к этому, когда он был совсем мал и очень нежен. Важна самая цель—закаливание этих частей тела путем частого и вошедшего в привычку обмывания холодной водой и предупреждение таким способом такого вреда, который причиняется слу­чайным промачиванием ног людям, иначе воспитанным; поэтому выбор времени — дня или вечера — можно, мне- думается, предоставить благо­разумию и удобствам родителей. Время, по моему мнению, безразлично, лишь бы успешно осуществлять самый прием: приобретенные в результате этого здоровье и закалка" стоили бы и более дорогой цены. К тому же указанный прием предохраняет и от мозолей, что для некоторых явится очень ценным вознаграждением. Только (начинайте это делать весною, с тепловатой водой, и переходя постепенно ко все более холодной, . пока через несколько дней не перейдете к совершенно холодной; затем уже про­должайте так и зимой и летом. Здесь, как и в других случаях отступлений от обычного образа- жизни, необходимо следить за тем, чтобы перемена достигалась мягкими и нечувствительными переходами: таким путем мы

можем приучить свое тело ко всему, не испытывая страданий и не подвер­гая себя опасности.

Нетрудно предвидеть, как склонны будут принять эту теорию любящие матери. Подвергать такому обращению их нежных малюток — разве это .не значит, самое меньшее, убивать их?'Как! Погружать их ноги в холод­ную воду в зимнее время, когда и без того не удается достаточно их согревать? Чтобы несколько рассеять их страх, приведу примеры, без кото­рых редко выслушиваются даже самые очевидные доводы. Сенека расска­зывает нам о себе, что он имел привычку купаться в середине зимы в холодной ключевой воде. Если бы он не считал это не только выносимым, но и полезным для здоровья, он вряд ли стал бы это делать, так как его огромное богатство позволяло ему тратиться на теплые ванны; а в его возрасте (он был тогда уже стар) были простительны и большие поблажки. Кто-нибудь, может быть, подумает, что к этому суровому приему побуж­дали его стоические принципы. Пусть так: допустим, что учение секты заставляло его переносить и холодную воду. Но что делало его полезным для его здоровья? Ведь здоровье его не страдало от этой суровой привыч­ки. А что нам сказать о Горации,, который не согревал себя славой какой-либо секты и менее всего сочувствовал строгостям стоического учения. Между тем и он уверяет нас, что у него была привычка купаться зимою в холодной воде. Некоторые при этом, может быть, подумают: в Италии значительно теплее, чем в Англии, и температура воды там очень отличается от зимней температуры наших вод. Но если реки Италии теплее, то реки Германии и Польши значительно холоднее, чем у нас; однако там евреи — как мужчины, так и женщины — купаются, не делая перерывов, во все времена года, и притом без всякого вреда для здоровья. Не всякий также склонен видеть чудо или какие-то особенные достоинства источника св. Винфреда в том, что холодные воды этого знаменитого источника не причиняют вреда нежным телам купающихся в нем людей. Всем известны теперь многочисленные случаи, когда холодные купания производят чудеса над больной и.слабой конструкцией людей, возвращая им-здоровье и силу;'.они не могут поэтому быть бесполезны или неперено­симы, когда речь идет о физическом укреплении и закаливании тех, кто обладает лучшей конституцией.

Если эти примеры взрослых людей сочтут неподходящими для детей потому-де, что организм детей еще слишком нежен и не способен пере­носить такие эксперименты, то пусть думающие так посмотрят, как посту­пали со своими детьми германцы и как поступают современные ирландцы, и они убедятся, что также и дети, какими бы нежными их не считали, могут переносить без всякой опасности для себя обмывание холодной водой не только ног, но и всего тела. В горной части Шотландии н теперь . еще некотрые женщины применяют этот режим к своим детям в середине зимы и находят, что холодная • вода не причиняет им никакого вреда, даже если в ней плавает лед.

fjuu,a § 13. Что касается пищи, то она должна быть

совсем обыкновенной и простой; и я бы советовал,

пока ребенок ходит в детском платьице или, по крайней мере, до двух-или трехлетнего возраста, вовсе не давать ему мяса. Но как это ни полезно

атя его здоровья или силы в настоящем или в будущем, я боюсь, что родители с этим не согласятся, так как они сбиты с толку собственной привычкой есть слишком много мяса: они готовы думать, что их дети, как к они сами, если они не будут иметь мяса по крайней иере два раза в день, будут подвергаться опасности умереть с голода. Я уверен, что зубы у детей прорезывались бы с гораздо меньшей опасностью для них, что они гораздо менее были бы подвержены болезням в младенческом возрасте и у них закладывалась бы более надежная основа здорового и сильного организма, если бы нежные матери и неразумн.ая прислуга их не закармливали так и в первые три или четыре года совсем не давали 'бы им мяса.

Но если мой юный джентльмен уже обязательно должен получать мясо, то пусть он получает его только раз в день и притом один раз и толь­ко одного сорта. Обыкновенная говядина, баранина, телятина и т. д. 5 без всякой другой приправы, кроме голода, лучше всего; и <нужно при­лагать большую заботу о том, чтобы он ел много хлеба, одного хлеба или с чем-либо другим, и чтобы хорошо пережевывал какую бы то ни было твердую пищу. Мы, англичане, часто относимся к этому с пренебрежением, а отсюда проистекают всякие расстройства желудка и другие очень вред­ные последствия.

§ 14. На завтрак и ужин очень полезно давать детям молоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку и целый ряд блюд, которые принято готовить в Англии;, нужно только заботиться о том, чтобы все эти блюда были просты, без обильных примесей и очень мало приправлены сахаром, а еще лучше совсем без него. Особенно же тщательно следут'избегать всяких пряностей и других вещей, которые могут горячить кровь. Следует также умеренно солитьхих пищу и не приучать их к сильно приправленным блюдам. Наш орган вкуса именно благодаря привычке получает пристрас­тие к приправам и ко всякой изысканной пище; а чрезмерное употребление соли не только вызывает жажду и заставляет пить больше, чем следует, но и в других отношениях вредно действует на тело. Я думаю, что ломоть хорошо замешенного и хорошо пропеченного полубелого хлеба, иногда с маслом или сыром, а иногда и без того, мог бы часто быть лучшим завтраком для моего юного джентельмена. 'Я уверен, что этот здоровый завтрак сделает его столь же сильным человеком, как и более тонкие блюда; да если приучить его к такому завтраку, он и нравиться ему будет не меньше.; Если мальчик просит дать ему есть не в установленное время, не давайте ему ничего другого, кроме сухого хлеба. Если он голоден, а не капризничает только, он удовлетворится одним хлебом; если же он • не голоден, то ему вовсе не следует есть. (Этим вы достигнете двух хоро­ших результатов. Во-первых, привычка заставит его полюбить хлебл: ибо, как я сказал, наш вкус и желудок находят удовольствие в том, к чему мы их приучили. Другая польза) достигаемая этим, заключается (в том, что вы не приучите его есть больше и чаще, чем требует природа. Я не думаю, что все люди обладают одинаковым аппетитом: у одних желудки от приро­ды крепче, у других слабее. Но я думаю, что многие люди становятся гурманами и обжорами в силу привычки, не будучи таковыми от .природы; и я вижу в разных странах, что люди, которые едят только два раза в день.

собственному руководству, и хороший, доб

Наши рекомендации