Первоначальное воспитание детей до поступления их в школу

Как только родится сын, отец должен с того же самого времени возло­жить па пего самые лучшие надежды. Это сделает его более заботливым с самого начала. Ведь мы несправедливо жалуемся, будто бы природа весьма немногим людям дала способность к наукам и будто бы большинство, по своему тупоумию, напрасно тратит труд н время. Напротив, мы най­дем не малое число людей восприимчивых и способных к учению. Это заключается в природе человека: как от природы дано птицам летать, ко­ням бегать, диким зверям быть свирепыми, так нам достались в особенный удел разум и понятливость; это заставляет думать, что наша душа небес­ного происхождения. Тупые п не поддающиеся учению умы появляются

столько же против законов природы, как и всякие другие уроды и чудови­ща в физической природе, но таких бывает очень мало. Доказательством этого служит то, что дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами, исчезают; следовательно, не природа виновата, а недоста­ток воспитания служит тому причиной. Я согласен, что один имеет более ума, чем другой; это доказывает только, что один может сделать больше другого, однако не найдешь никого, кто бы не достиг чего-нибудь прилежа­нием...

Некоторые думают, что не следует начинать учить детей раньше семи­летнего возраста, так как, по их мнению, до этого времени ни способности, ни физические силы детей не позволяют еще заниматься учением. Таково было мнение Гезиода. Правда, и другие, между прочим Эратосфен, были того же мнения. Но основательно рассуждают те, которые думают вместе с Хризинпом, что ни одно/ о времени в жизни человеческой не следует опу­скать без внимания; хотя этот философ и соглашается оставлять детей на руках кормилицы на три года, однако требует, чтобы и тогда их наставля­ли всему хорошему. Так почему же нельзя бы приучить к наукам в таком возрасте, когда можно приучать к благонравию? И я знаю, что во все это время, о котором здесь говорится, едва ли дети успевают столько, сколько могут успеть в один год после. Но мне кажется, что те, которые в данном случае не согласны со мной, жалели труда не столько учащихся, сколько учащих. Кроме того, чем же лучше заниматься ребенку, как только он начнет говорить? А упражнение, какое бы то ни было, ему необходимо. Зачем же, в ожидании семилетнего возраста, пренебрегать выгодой, какова бы она ни была? Правда, в таком раннем возрасте он немногому научится, однако чему-нибудь все больше научится в тот год, когда ему следовало бы учится и этому немногому. Таким образом, он год от года будет при­обретать познания и достигнет желаемого успеха; и сколько времени вы­играется в детстве, столько сбережется для юношества. То же самое следует сказать и о последующих годах: что нужно знать, тому не хорошо поздно учиться. Итак, не станем напрасно терять времени, тем более что для начал всякой науки нужна одна память, которою дети одарены в самой высокой степени.

И я также принимаю во внимание возраст: не хочу, чтобы ребенка принуждали к учению, не требую от него полного прилежания. Советую еще всего более остерегаться, чтобы ребенок не возненавидел учения, ко­торое полюбить еще не имел времени, и чтобы, испытав однажды горечь, не страшился ее и в зрелом возрасте. Учение должно быть для него за-бавию; надо поощрять его то просьбами, то похвалами, доводить его до того, чтобы он p:ui.i>:u'.чс/:, ко:'да что-нибудь выучит, и завидовал, когда станут учить другого, (.ели сам вздумает полениться; чтобы соперничал в успехах со своммп сксрс шикали! и часто считал себя победителем; для это1Ч) не лишни и награды, которые для этого возраста бывают заманчивы.

Я не могу одобрит!) i быкног.ення заставлять детей заучивать названия и порядок букв, не показа» им прежде начертания или ьпда их. Эго меша­ет успеху, потому что, зная наизусть буг.пы, они меньше внимания обра­щают на вид их, чем на то; что уже у них в памяти; по этой причине уча­щие должны не всегда показывать пм буквы в обыкновенном, по иногда и

в обратном и в различном порядке, пока учащиеся не станут различать их но виду, а не по порядку, подобно тому как различают людей и по лицу и по имени. Но в отношении слогов или складов надо поступать иначе.

Я не осуждаю известного способа заохочквать детей к учению, т. е. дд-вагь им вместо игрушки буквы, сделанные из слоновой кости, пли что-ни­будь другое, чем бы ребенок мог заняться с удовольствием.

Когда же дети начнут учиться письму, то не худо бы давать им до­щечки с искусно вырезанными па них буквами, чтобы по черточкам, как по бороздкам, ходил стиль; удерживаемый с обеих сторон, он бы не сколь­зил, как бывает на воску, и дитя путем постоянного подражания научится писать тверже и чище. Туг не нужна и помощь учителя, который водил бы его рукою. Писать скоро и чисто —дело немаловажное, хотя о нем не за­ботится иногда достойные люди. Так как среди других занятий письмо составляет особенное упражнение, от которого только и получается истин­ный и прочный успех, то медленность в этом деле много вредит живости ума, а дурной и неисправный почерк затмевает смысл; от этого происхо­дит новый труд, так как нужно самому персскпзать снова то, что понадо­бится переписать...

Глава!! Лучше ли учить детей дома или следует отдавать в учил'ища?

Представим, что дитя мало-помалу подросло и, выйдя из-под надзора нянек, должно заняться уже настоящим учением. Здесь следует обсудить вопрос: полезнее ли обучать мальчика дома, в семейном кругу, или же лучше посылать его в училище и поручать заботам общественных настав­ников? Знаю, что самые знаменитые законодатели и выдающиеся писатели высказались за общественное воспитание. Но нельзя, однако, обойти мол­чанием, что некоторые отвергают этот почти всеобщий обычай. Они осно­вывают свое мнение на двух обстоятельствах: во-первых, на том, что нравственность детей будет в большей безопасности вне толпы товарищей одного возраста, весьма склонного к порокам (о, если бы этот упрек был неоснователен!); во-вторых, на том, что учитель, каков бы он ни был, бу­дет больше времени заниматься одним учеником, чем многими. Первая причина весьма важна, так как, если бы стало известно, что в училищах хотя и приобретаются большие успехи, но зато портится нравственность, я охотно предпочел бы поведение само/.:v i;i/гшему красноречию.

Говорят, что в училищах портится нравстненпость. Это случается иногда, по она портится и в родительском доме, как это подтверждается многими примерами. Природные наклонности и заботливость составляют всю разницу. Lk-лп дитя от природы наклонен к дурному, если об исправ­лении его не будут заботиться а юные годы, то он найдет не менее случаев к г,оро:;;:м и без училищных товарищей. Мс/кет попасться в дом порочный учитель; пребывание среди испорченных рабов может повредить столько же, сколько между нескромными товарищами. Л если дитя имеет доброе еер.ш'1. oc.'Hi родители чужды слеш)]1! -и непробудной беспечности, то можно пай'п: ;•• г,по ;сс достойного учителя (к это первая забота благоразумных люде,':) п •:,м:\ч,;: ь ;;;,,омца к строгому порядку и, сверх того, приставить

к нему умного и усердного надзирателя или верного отпущенника, кото­рый бы безотлучно находился при нем и удержал бы от худого поведения даже и тех, сообщество которых казалось бы нам подозрительным.

Говорят также, что учитель, имея у себя одного ученика, займется им гораздо больше времени. Но, во-первых, никто не мешает определить осо­бенного наставника к обучающемуся в школе. Но если бы этого и невоз­можно было сделать, то все-таки лучше предпочесть, по моему мнению, торжественность общественного и благоустроенного собрания уединенно­сти и безызвестности частных домов. Ведь всякий хороший учитель жела­ет иметь как можно больше слушателей и считает себя достойным более обширного поприща. А человек посредственных способностей, чувствуя свою слабость, не пренебрегает местом и в частном доме, а иногда и долж­ностью дядьки. Но положим, что кто-нибудь или благодаря своей знатно­сти, богатству, или по дружбе нашел для себя ученого и превосходного учителя: да может ли он целый день быть при своем ученике? И внимание учащегося может ли не утомиться от постоянного напряжения, как утом­ляется глаз, слишком долго устремленный на один предмет? Притом же для некоторых занятий требуется уединение. Например, при заучивании уроков, при письме, при размышлении не нужно присутствия учителя; в таких случаях и учитель, и всякий посторонний человек может служить помехою. Также не всякое чтение и не всегда требует помощи наставника. Л без чтения как приобрести сведения о многих писателях? Итак, для на­значения занятий на целый день требуется немного времени, и потому пре­подаваемое одному ученику может относиться и к другим, в'каком бы чис­ле они ни были. Есть еще предметы, которые должны предлагаться всем вместе. Я не говорю о задачах для сочинений и декламациях учителей ри­торики; как известно, это делается для одного таким же порядком, как и для большего количества учеников. Голос учителя не уменьшается, как обед, от числа участвующих, но действует на каждого, как солнце с оди­наковым светом и теплотою. Когда учитель грамматической школы рас­суждает о языке, разрешает недоумения, объясняет стихотворца или исто­рика, он обучает всему этому, сколько бы ни было слушателей.

Но, возразят мне, при большом числе учеников не достанет времени пересмотреть и исправить упражнения каждого. Я не отрицаю этого не­удобства; по в чем оно не встречается? Сравним только с ним и выгоды. Я и сам не советую посылать мальчика п такое училище, где не было бы за ним присмотра. Да и благоразумный учитель не обременит себя излишним количеством учеников; больше всего следует стариться сделать его осо­бенным нам другом, чтобы он при учении руководился не одним долгом, но и расположением к нашему дому. Таким образом, наше дитя не будет забыто в толпе. Притом же всякий сколько-нибудь просвещенный настав­ник, заметив в ученике прилежание и способность, обратит на него внимание и для собственной своей чести. Впрочем, хотя бы и следовало осуждать многолюдные училища (с чем, однако, я не- совсем согласен, если это многолюдство происходит от достоинств наставника), но из этого не сле­дует, чтобы нужно было осуждать все вообще училища. Ведь одно дело--избегать и другое — выбирать.

Сказав кое-что в опровержение тех лиц, которые не одобряют обще-

ственных училищ, предложим и наше собственное мнение. Во-первых, бу­дущий оратор, который предназначается для многолюдных собраний и ко­торый будет жить как бы пред лицом целого государства, должен с самых юных лет привыкать не страшиться многолюдства и преодолевать ту за­стенчивость, которая происходит от уединенной и как бы затворнической жизни. Следует постоянно возбуждать и возвышать дух; вместо того он в уединении или слабеет и как бы остается в тени, или, напротив, становится гордым пустой самонадеянностью, потому что тот, кто себя ни с кем не сравнивает, по необходимости слишком много о себе думает. Когда при­ходится ему потом показать свои знания пред другими-людьми, он прихо­дит в замешательство, и все новое затрудняет его, потому что он учился в уединении тому, что следует делать в присутствии многих.

Я не говорю о детских дружественных связях, которые ненарушимо сохраняются до самой старости, как священные обязательства. Они, без сомнения, должны быть таковыми, так как начинаются вместе с учением.

Да и в обыкновенном кругу как научится вести себя тот, кто убегает общежития, свойственного не только людям, но и даже бессловесным жи­вотным?

Прибавьте, что дома дитя может учиться только тому, чему учат его одного, а в училище узнает и то, чему учат других. Каждый день он будет слышать, почему одно одобряют, а другое исправляют; будут ли бранить ленивого, будут ли хвалить прилежного, все это обратится ему в пользу. Похвала возбудит в нем соревнование; он постыдится уступить равному, сочтет за честь превзойти старшего. Все это возбудит в нем пламенное усердие к учению; честолюбие хотя и порок, но часто бывает причиною до­стоинств человека. Я помню, как полезен был для нас обычай, какой на­блюдали наши учителя: разделивши учеников на разряды, они назначали очередь говорить, смотря по способностям каждого; прежде всего говорил оказавший больше успехов. Об этом составлялись суждения; каждый ста­рался превзойти других. Быть первым в разряде считалось между нами лучшим отличием. Но это определялось не навсегда; в конце месяца вновь давалось каждому право на состязание. Таким образом, в отличившемся поддерживалось усердие, и в побежденных возникала надежда загладить стыд и получить верх в свою очередь. И это, сколько я могу припомнить, придавало нам больше охоты к учению, чем убеждения учителей, наблю­дение педагогов п советы родителей.

Подобно тому как соперничество увеличивает успехи старших, трк и в начинающих учиться возникает желание подражать более своим товарищам, чем наставнику, потому что первое для них легче. Ведь было бы слишком смело питать надежду достигнуть той степени красноречия, какую пред­полагают дети в своем учителе. Поэтому они и хватаются за ближайшее к себе, как виноградные лозы, привязанные к деревьям, сперва вьются около ветвей, а потом поднимаются до вершины. Да и сам учитель, который старается быть более полезным, чем блистать умом, не должен вдруг обременять слабые умы, но обязан соразмерять свои силы с умственными силами учащихся. Как небольшие и с узким горлом сосуды не могут принять много воды зараз, а наполняются постепенно, капля за каплей, так следует судить и о детских умах; что превосходит их понятия, то не

пойдет в их ум, еще мало способный к усвоению знаний. Итак, полезно иметь кого-нибудь для того чтобы сперва ему подражать, а потом его пре­взойти. Таким образом, можно надеяться постепенно достигнуть и больших успехов.

К этому прибавлю еще, что и сами учителя не могут говорить перед одним учеником с таким жаром и силою, какими бывает проникнута их речь в многолюдном собрании. Настоящим очагом красноречия служит душа; для нее нужно возбуждение, нужно, чтобы она наполнялась образа­ми и сливалась, так сказать, с теми предметами, о которых говорим. И чем благороднее и возвышеннее душа, тем сильнее должны быть те двигате­ли, которые служат для ее возбуждения; поэтому похвала возвышает се, борьба увеличивает ее силы, и она всегда стремится к великому. Мы чув­ствуем какое-то тайное отвращение к проявлению пред одним слушателем своего красноречия, которое приобретается такими большими трудами; да­же стыдно бывает отступать тогда от обыкновенной речи. И в самом деле, представим себе человека, который пред одним учеником стал бы говорить со всеми ораторскими приемами, громким голосом, с особого рода жеста­ми и произношением, одним словом, со всем напряжением душевных и те­лесных сил' не покажется ли он похожим на безумного? Конечно, не было бы между людьми красноречия, если бы всякий из них говорил один на

один.

Глава III

Наши рекомендации