Обоснование необходимости и инновационной направленности

Особенности инновационной направленности проекта: включение в состав программы "Игримская Юниор-Лига КВН" экпериментального пилотного проекта "Класс КВН" для детей, состоящих в органах системы профилактики ("Рабочий класс", "ВМФ"); дополнение в виде шефской и авторской помощи сборным командам с участием детей и молодёжи СОШ№2 и Игримского профессионального колледжа ("Перекрёсток-99", "Из-за угла", "Колледж", "Профтех"). Проект соединяет интеллектуальную, практическую и результативную составляющие, логично вписываясь в общую систему работы школы, социальную и культурную жизнь Игрима, Берёзовского района и Ханты-Мансийского округа.

Учитывая успешность предыдущей научно-методической программы и специфику местных условий, появилась возможность реализации и совершенствования всех авторских программных разработок Клуба «Зелёный Попугай» на основе «Игримской Юниор-Лиги - регионального представительства Всероссийской Юниор-Лиги Международного Союза КВН». Гарантом успешной реализации проекта является высокая значимость КВН как явления в молодёжной и подростковой среде с учётом самых разных слоёв и групп. Это популярное и активное движение. Одними из главных привлекательных черт данной формы инновационного творчества являются: отсутствие противоречий теории и практики, способность применять в жизни полученные навыки и знания, эмоциональная позитивность и перспектива всестороннего развития.

В настоящее время одними из актуальных и приоритетных направлений в работе с детьми и подростками являются: социальная терапия, пропаганда здорового образа жизни, готовность к инновациям, позитивное проявление индивидуальности, успешная социализация и перспективная востребованность.

Формы работы в данном направлении могут быть различными, но наиболее результативными являются: пропаганда социального позитивизма путем организации активного полезного досуга детей и подростков, создание условий для творческого самовыражения в атмосфере доброжелательной поддержки. Стоит учесть, что основной проблемой детей и подростков северных отдалённых посёлков по-прежнему остаётся недостаток коммуникативных навыков для адаптации в условиях больших городов и мегаполисов при получении высшего и среднего специального образования. Кроме этого, на фоне роста культа практицизма, «компьютерной зависимости» и «телефономании», дефицитом стали навыки живого позитивного общения.

Проект подтверждает создание нестандартной структуры, позволяющей всесторонне охватить основные воспитательные, обучающие и развивающие направления, с активно действующей оригинальной системой, формирующей необходимые качества: творческую активность, способность к саморазвитию, мобильность, инновационность, умение видеть и решать проблемы в изменчивых условиях, мобильность и гибкость, конструктивное сочетание идеи и практики. На примере Клуба «Зелёный Попугай», одной из приоритетных программ которого стала Игримская Юниор-Лига, многолетним опытом доказано: игра КВН - сама по себе идея и практика, достойная внимания благодаря прекрасной школе общения, с достаточным полем развития коммуникативных навыков, с многообразием дополнительной активной полезной деятельности. Особенностью и отличием от стандартных школьных подходов здесь является разновозрастное общение и инновационные авторские методики, проверенные многолетней практикой и стабильной результативностью. Подобной практики в общеобразовательной школе не наблюдалось. Физико-математические и гуманитарные направления в формировании классов и школ уже были. Классы КВН и Школа КВН – это факт инновационной сущности, безусловно отражающий один из аспектов современной стратегии обновления образования.

Цель и задачи.

Цель:

· в процессе реализации и инновационного совершенствования проекта создать условия для развития коммуникативных навыков и творческих способностей её участников с целью обеспечения дальнейшей адаптации в современном обществе

Задачи:

· повысить уровень общей культуры в ходе реализации самых популярных и традиционных направлений творческой деятельности детей и подростков;

· пропагандировать здоровый образ жизни;

· развитие лучших традиций движения КВН в Берёзовском районе с учётом территориальных условий и перспективных возможностей;

· реализация командных проектов в рамках программ Всероссийской Юниор-Лиги Международного Союза КВН и Северной окружной Лиги КВН;

· повышения качественного уровня подготовки команд на основе совместного и самостоятельного творчества;

· реализация потребности в общении через командное участие в обстановке разновозрастного сотрудничества;

· совершенствование программ творческого развития детей и подростков;

· совершенствование материально-технических условий на основе проектов наибольшей социальной востребованности и разработка новых направлений позитивной организации досуга детей с учетом новейших тенденций.

3. Основное содержание

Основными разделами содержания проекта являются: создание согласованной системы подготовки команд и системы проведения игр, фестивалей и товарищеских встреч в соответствии с планами общеобразовательного процесса и транспортными сезонными возможностями территории Берёзовского района.

Таблица 1. Состав проекта «Игримская Юниор-Лига КВН»
Подготовка команд   «Школа КВН» ü Поэтапное получение навыков и умений.   ü Участие в играх, фестивалях, встречах. Режим командных сборов 3 раза в неделю в соответствии с графиком проведения игр и фестивалей.
Подготовка звукооператоров   «Звук» ü Поэтапное получение навыков и умений. ü Участие в играх, фестивалях и всех школьных мероприятиях. Режим командных сборов. В соответствии с графиком проведения мероприятий школы.
Подготовка оргкомитета. «Ведущие» «Шефы» «Дизайн» ü Координационные, организационные и аналитические функции. ü Редакторские функции. ü Оформление игр. ü Формирование призового фонда. Режим еженедельных сборов. Режим ежедневных сборов за 10 дней до игры. В соответствии с графиком игр.
Подготовка Жюри   ü Редакторские функции в период подготовки ü Экспертные функции в ходе мероприятий ü Анализ и обобщение. Режим индивидуальных сборов в соответствии с графиком мероприятий.
Подготовка информационной команды   «Пресса»   ü Распространение информации о проекте ü Распространение информации о результатах игр и фестивалей В течение всего срока реализации в режиме еженедельных сборов. Соответственно графику игр.

Система подготовки команд поэтапно отражена в методических авторских разработках «Практика и Теория», сформированных на основании предыдущего опыта и практических навыков. История движения КВН не дает точных установок и методик, отдавая преимущества авторскому оригинальному направлению в каждом конкретном случае, что является основой и творческим стимулом одновременно.

Система проведения игр и фестивалей Игримской Юниор-Лиги КВН отражает уникальность проекта в сочетании с реальными возможностями, учитывающими особенности территории, сезонность доступной транспортной схемы, кадровые и организационные ресурсы, контингент участников, соотнесенность с системой и особенностями проведения игр Северной окружной Лиги КВН и Всероссийской Юниор-Лиги КВН.

График сезона разрабатывается в форме Положения с учетом анализа предыдущего этапа проекта и утверждается в соответствующих структурах (Приложение 1). Коррективы и дополнения вносятся в соответствии со сроками, утвержденными Положением.

Таблица 2. Игры и фестивали в рамках проекта.
Игры, фестивали Месяц Место
Ежегодный экспромт-фестиваль «Интеллект-Штурм» в рамках праздника «День Рождения Клуба» Ø проводится с 1998 года октябрь АЗ (Актовый зал МБОУ Игримская СОШ№1)
Ежегодные фестивали начинающих команд КВН «Мы вместе!»,«Интеллект – Штурм»,«Начни сначала», проводятся с 2008 года ноябрь АЗ, ИДК (СП КДЦ Игримский Дом культуры)
Ежегодный фестиваль «Зимний кубок» Ø проводится с 1996 года Дополнительные форматы для молодёжных и сборных команд «Медвежий угол», «Гости» Ø проводится с 2011 года январь ИДК
Товарищеская встреча «Каждый день как праздник!» Ø проводится с 2000 года февраль ИДК
Товарищеская встреча «Разрешите взлёт» Ø проводится с 2003 года март ИДК
Ежегодный фестиваль «От весны и до весны» Ø проводится с 1996 года апрель ИДК
Сезонные экспромт - игры в рамках подготовительной части «Школа КВН декабрь март АЗ

Преимущество предлагаемого варианта в том, что он ориентирован на интересы участников и координирован в социокультурной среде. В процессе прогнозирования количественной и качественной оценки результатов последействия проекта и его перспективных возможностей выявлены необходимые и достаточные методы повышения эффективности подготовительного этапа в форме выездных мастер-классов и семинаров.

Таблица 3. Выездные мастер-классы и семинары руководителей команд
Игры, фестивали Месяц Место
Ежегодный фестиваль «Летний кубок» Всероссийской Юниор-Лиги КВН Сентябрь г.Анапа ФДОЦ «Смена»
Сезонные игры Всероссийской Юниор-Лиги Международного Союза КВН Декабрь Февраль Апрель г.Москва Зал мэрии г.Анапа ФДОЦ «Смена»
Фестивали Северной окружной Лиги «Оранжевый диплом» «Снежный ком» Ноябрь Февраль г.Нягань ДК «Юность» г.Нижневартовск КДЦ «Октябрь»
Фестивали Игримской Юниор-Лиги «Зимний кубок» «От весны и до весны» Январь Апрель г.п.Игрим СП КДЦ Игримский Дом культуры
Ежегодный фестиваль «Стриж»   Ноябрь п.Перегребное КСК «ГазпромТрансгаз Югорск»
Ежегодный фестиваль «Рыжий кот» Февраль п.Хулимсунт СОШ

Данный проект в основном предназначен для определенной целевой аудитории: учащихся средних общеобразовательных учреждений, формирующих юношеские команды в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет, но может успешно использоваться для молодёжных, взрослых и сборных команд, а также для команд специальных проектов. Механизм реализации предполагает соответствие основным педагогическим функциям.

Таблица 4. Основные функции проекта.
обучающая:   - изучение и соблюдение правил Международного Союза КВН; - изучение и соблюдение Кодекса этики Игримской Юниор-Лиги КВН; - создание авторских сценариев командами; - защита материала; - основные и дополнительные конкурсы игр КВН; - основы организации проведения игр; - основы звукорежиссуры; - основы дизайнерского оформления; - сценическое движение; - музыкальные и хореографические занятия; - этюды; - миниатюры; - дикция, искусство диалога; - способы правильной «подачи в зал»; - актёрское перевоплощение; - основы и принципы экспромта;
просветительская:   - стимулирование интереса к событиям, происходящим в мире и творческое использование информации о событиях в сценарном материале; - рациональное повышение интереса к истории, культуре; - создание необходимой базы знаний для интеллектуального роста;
коммуникативная:   - объединение детей и подростков в команды; - установление эмоциональных контактов между ними; - развитие разных видов речевой деятельности; - владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными субъектами социума; - позитивные навыки общения в поликультурном и полиэтническом обществе; - организация творческого сотрудничества с другими командами и коллективами;
релаксационная:   - снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой с помощью игровых приёмов; - создание благоприятной психологической обстановки способами эмоциональной саморегуляции и поддержки; - использование музыкальных , хореографических и ритмических приемов;
развивающая:   - гармоничное развитие личностных качеств при комплексной подготовке к командному выступлению; - расширение кругозора при создании авторских сценариев; - развитие интеллекта в системе организационных и игровых командных задач; - создание условий для самоутверждения и самореализации в ходе успешного освоения сценарного материала;
воспитательная и рефлексирующая:   - проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций; - работа с профессионалами (редакторская группа ВЮЛ); -организация самостоятельной творческой деятельности; - анализ и самоанализ результатов командной деятельности по итогам выступлений.

Целями и задачами проекта обусловлена его социальная направленность, предполагающая определенные результаты: сочетание индивидуальных навыков и адекватного социального поведения, способность к преодолению конфликтов в групповой и коллективной деятельности, эффективную коммуникабельность и инициативность.

Основным подтверждением социальной направленности проекта являются результаты предыдущего опыта, имеющие тенденции к развитию:

- востребованность всех навыков участников проекта на школьном, муниципальном, районном уровнях;

- пропаганда и повсеместное акцентирование принципов здорового образа жизни и паритета образовательных программ;

- стабильная социальная адаптация выпускников, успешно реализовавших себя в программе «Игримская Юниор-Лига КВН»;

- использование данного опыта в социуме.

Воспроизводимость педагогического опыта подтверждается на уровне образовательного учреждения, а также на муниципальном, районном

и региональном уровнях:

- результативностью команд «Бумеранг» и «Пупсы» Игримского детско-юношеского Центра, использующих методические разработки и рекомендации Игримской Юниор-Лиги и принимавших участие в практических занятиях «Практика и Теория» в рамках «Школы КВН»;

- созданием учителями - лидерами команды «Зимняя вишня» новых результативных юношеских команд в 1 и 3 классах МОУ Игримская СОШ№1, активно принимавших участие в фестивалях «Все вместе!» и «Зимний кубок-2012» («Большие друзья» - руководитель Сайранова Л.А., «Радуга» - руководитель Вабищевич Л.И.);

- участие в фестивалях Игримской Открытой Лиги команды «На абордаж» инициировало проведение фестивалей «Рыжий кот» на базе средней общеобразовательной школы п. Хулимсунт;

- создание в Советском районе системы юношеских и молодёжных игр и фестивалей КВН выпускником Клуба и Лиги Крайновым Валерием с совместным участием в фестивалях Игримской Юниор-Лиги КВН;

- подготовка выпускников самых результативных команд в дальнейшем позволяет успешно реализовать свои возможности при обучении в ВУЗах и структурах соответствующей направленности: Григоренко Александр – актёр молодёжного театра - студии при Тюменском драматическом театре, студент 4 курса Нефтегазового института; Голошубина Светлана – студентка 2 курса Тюменской академии искусств; Сайбель Никита – звукооператор команды КВН Уральского политехнического института, студент 4 курса УПИ; Молданов Иван – профессиональный звукорежиссер и светорежиссер, студент ГИТИС; Грязных Дарья – дизайнер и исполнительный директор команды КВН юридической Академии г.Екатеринбург; Мезин Константин – автор и капитан команды КВН Киевского института государственного управления.

Основными методами достижения поставленных целей являются: коллективные, обучающие, личностно-ориентированные, а также наглядные, практические, репродуктивные, исследовательские и частично-поисковые. Методы замещают и дополняют друг друга, получая при этом дополнительное развитие в программах специального обучения и творческого развития «Ведущие», «Звук», «Авторы», «Школа КВН», «Пресса».

В реализации проекта целенаправленно используются игровые технологии, студийные занятия, экспериментальные варианты (совмещенные сценарии, контроль-видеоролики, КВН-тренинги, блиц–конкурсы), и командное самоуправление, необходимое в коллективном творческом деле.

Разработки и методы получили качественное развитие и совершенствование в рамках программы «Развитие и повышение коммуникабельности учащихся средних и старших классов через клубную работу в детско-молодёжной общественной организации «Клуб «Зелёный Попугай» (2000-2006 г.г., 2006-2011 г.г.).успешно реализованы в соответствии с основными направлениями государственной социальной политики: правительственная инициатива «Наша новая школа», Национальный план действий, президентские программы «Дети России» и «Молодёжь России», федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», программы ЦК Российского Союза Молодёжи.

Наши рекомендации