Обоснование необходимости и инновационной направленности
Особенности инновационной направленности проекта: включение в состав программы "Игримская Юниор-Лига КВН" экпериментального пилотного проекта "Класс КВН" для детей, состоящих в органах системы профилактики ("Рабочий класс", "ВМФ"); дополнение в виде шефской и авторской помощи сборным командам с участием детей и молодёжи СОШ№2 и Игримского профессионального колледжа ("Перекрёсток-99", "Из-за угла", "Колледж", "Профтех"). Проект соединяет интеллектуальную, практическую и результативную составляющие, логично вписываясь в общую систему работы школы, социальную и культурную жизнь Игрима, Берёзовского района и Ханты-Мансийского округа.
Учитывая успешность предыдущей научно-методической программы и специфику местных условий, появилась возможность реализации и совершенствования всех авторских программных разработок Клуба «Зелёный Попугай» на основе «Игримской Юниор-Лиги - регионального представительства Всероссийской Юниор-Лиги Международного Союза КВН». Гарантом успешной реализации проекта является высокая значимость КВН как явления в молодёжной и подростковой среде с учётом самых разных слоёв и групп. Это популярное и активное движение. Одними из главных привлекательных черт данной формы инновационного творчества являются: отсутствие противоречий теории и практики, способность применять в жизни полученные навыки и знания, эмоциональная позитивность и перспектива всестороннего развития.
В настоящее время одними из актуальных и приоритетных направлений в работе с детьми и подростками являются: социальная терапия, пропаганда здорового образа жизни, готовность к инновациям, позитивное проявление индивидуальности, успешная социализация и перспективная востребованность.
Формы работы в данном направлении могут быть различными, но наиболее результативными являются: пропаганда социального позитивизма путем организации активного полезного досуга детей и подростков, создание условий для творческого самовыражения в атмосфере доброжелательной поддержки. Стоит учесть, что основной проблемой детей и подростков северных отдалённых посёлков по-прежнему остаётся недостаток коммуникативных навыков для адаптации в условиях больших городов и мегаполисов при получении высшего и среднего специального образования. Кроме этого, на фоне роста культа практицизма, «компьютерной зависимости» и «телефономании», дефицитом стали навыки живого позитивного общения.
Проект подтверждает создание нестандартной структуры, позволяющей всесторонне охватить основные воспитательные, обучающие и развивающие направления, с активно действующей оригинальной системой, формирующей необходимые качества: творческую активность, способность к саморазвитию, мобильность, инновационность, умение видеть и решать проблемы в изменчивых условиях, мобильность и гибкость, конструктивное сочетание идеи и практики. На примере Клуба «Зелёный Попугай», одной из приоритетных программ которого стала Игримская Юниор-Лига, многолетним опытом доказано: игра КВН - сама по себе идея и практика, достойная внимания благодаря прекрасной школе общения, с достаточным полем развития коммуникативных навыков, с многообразием дополнительной активной полезной деятельности. Особенностью и отличием от стандартных школьных подходов здесь является разновозрастное общение и инновационные авторские методики, проверенные многолетней практикой и стабильной результативностью. Подобной практики в общеобразовательной школе не наблюдалось. Физико-математические и гуманитарные направления в формировании классов и школ уже были. Классы КВН и Школа КВН – это факт инновационной сущности, безусловно отражающий один из аспектов современной стратегии обновления образования.
Цель и задачи.
Цель:
· в процессе реализации и инновационного совершенствования проекта создать условия для развития коммуникативных навыков и творческих способностей её участников с целью обеспечения дальнейшей адаптации в современном обществе
Задачи:
· повысить уровень общей культуры в ходе реализации самых популярных и традиционных направлений творческой деятельности детей и подростков;
· пропагандировать здоровый образ жизни;
· развитие лучших традиций движения КВН в Берёзовском районе с учётом территориальных условий и перспективных возможностей;
· реализация командных проектов в рамках программ Всероссийской Юниор-Лиги Международного Союза КВН и Северной окружной Лиги КВН;
· повышения качественного уровня подготовки команд на основе совместного и самостоятельного творчества;
· реализация потребности в общении через командное участие в обстановке разновозрастного сотрудничества;
· совершенствование программ творческого развития детей и подростков;
· совершенствование материально-технических условий на основе проектов наибольшей социальной востребованности и разработка новых направлений позитивной организации досуга детей с учетом новейших тенденций.
3. Основное содержание
Основными разделами содержания проекта являются: создание согласованной системы подготовки команд и системы проведения игр, фестивалей и товарищеских встреч в соответствии с планами общеобразовательного процесса и транспортными сезонными возможностями территории Берёзовского района.
Таблица 1. Состав проекта «Игримская Юниор-Лига КВН» | ||
Подготовка команд «Школа КВН» | ü Поэтапное получение навыков и умений. ü Участие в играх, фестивалях, встречах. | Режим командных сборов 3 раза в неделю в соответствии с графиком проведения игр и фестивалей. |
Подготовка звукооператоров «Звук» | ü Поэтапное получение навыков и умений. ü Участие в играх, фестивалях и всех школьных мероприятиях. | Режим командных сборов. В соответствии с графиком проведения мероприятий школы. |
Подготовка оргкомитета. «Ведущие» «Шефы» «Дизайн» | ü Координационные, организационные и аналитические функции. ü Редакторские функции. ü Оформление игр. ü Формирование призового фонда. | Режим еженедельных сборов. Режим ежедневных сборов за 10 дней до игры. В соответствии с графиком игр. |
Подготовка Жюри | ü Редакторские функции в период подготовки ü Экспертные функции в ходе мероприятий ü Анализ и обобщение. | Режим индивидуальных сборов в соответствии с графиком мероприятий. |
Подготовка информационной команды «Пресса» | ü Распространение информации о проекте ü Распространение информации о результатах игр и фестивалей | В течение всего срока реализации в режиме еженедельных сборов. Соответственно графику игр. |
Система подготовки команд поэтапно отражена в методических авторских разработках «Практика и Теория», сформированных на основании предыдущего опыта и практических навыков. История движения КВН не дает точных установок и методик, отдавая преимущества авторскому оригинальному направлению в каждом конкретном случае, что является основой и творческим стимулом одновременно.
Система проведения игр и фестивалей Игримской Юниор-Лиги КВН отражает уникальность проекта в сочетании с реальными возможностями, учитывающими особенности территории, сезонность доступной транспортной схемы, кадровые и организационные ресурсы, контингент участников, соотнесенность с системой и особенностями проведения игр Северной окружной Лиги КВН и Всероссийской Юниор-Лиги КВН.
График сезона разрабатывается в форме Положения с учетом анализа предыдущего этапа проекта и утверждается в соответствующих структурах (Приложение 1). Коррективы и дополнения вносятся в соответствии со сроками, утвержденными Положением.
Таблица 2. Игры и фестивали в рамках проекта. | ||
Игры, фестивали | Месяц | Место |
Ежегодный экспромт-фестиваль «Интеллект-Штурм» в рамках праздника «День Рождения Клуба» Ø проводится с 1998 года | октябрь | АЗ (Актовый зал МБОУ Игримская СОШ№1) |
Ежегодные фестивали начинающих команд КВН «Мы вместе!»,«Интеллект – Штурм»,«Начни сначала», проводятся с 2008 года | ноябрь | АЗ, ИДК (СП КДЦ Игримский Дом культуры) |
Ежегодный фестиваль «Зимний кубок» Ø проводится с 1996 года Дополнительные форматы для молодёжных и сборных команд «Медвежий угол», «Гости» Ø проводится с 2011 года | январь | ИДК |
Товарищеская встреча «Каждый день как праздник!» Ø проводится с 2000 года | февраль | ИДК |
Товарищеская встреча «Разрешите взлёт» Ø проводится с 2003 года | март | ИДК |
Ежегодный фестиваль «От весны и до весны» Ø проводится с 1996 года | апрель | ИДК |
Сезонные экспромт - игры в рамках подготовительной части «Школа КВН | декабрь март | АЗ |
Преимущество предлагаемого варианта в том, что он ориентирован на интересы участников и координирован в социокультурной среде. В процессе прогнозирования количественной и качественной оценки результатов последействия проекта и его перспективных возможностей выявлены необходимые и достаточные методы повышения эффективности подготовительного этапа в форме выездных мастер-классов и семинаров.
Таблица 3. Выездные мастер-классы и семинары руководителей команд | ||
Игры, фестивали | Месяц | Место |
Ежегодный фестиваль «Летний кубок» Всероссийской Юниор-Лиги КВН | Сентябрь | г.Анапа ФДОЦ «Смена» |
Сезонные игры Всероссийской Юниор-Лиги Международного Союза КВН | Декабрь Февраль Апрель | г.Москва Зал мэрии г.Анапа ФДОЦ «Смена» |
Фестивали Северной окружной Лиги «Оранжевый диплом» «Снежный ком» | Ноябрь Февраль | г.Нягань ДК «Юность» г.Нижневартовск КДЦ «Октябрь» |
Фестивали Игримской Юниор-Лиги «Зимний кубок» «От весны и до весны» | Январь Апрель | г.п.Игрим СП КДЦ Игримский Дом культуры |
Ежегодный фестиваль «Стриж» | Ноябрь | п.Перегребное КСК «ГазпромТрансгаз Югорск» |
Ежегодный фестиваль «Рыжий кот» | Февраль | п.Хулимсунт СОШ |
Данный проект в основном предназначен для определенной целевой аудитории: учащихся средних общеобразовательных учреждений, формирующих юношеские команды в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет, но может успешно использоваться для молодёжных, взрослых и сборных команд, а также для команд специальных проектов. Механизм реализации предполагает соответствие основным педагогическим функциям.
Таблица 4. Основные функции проекта. | |
обучающая: | - изучение и соблюдение правил Международного Союза КВН; - изучение и соблюдение Кодекса этики Игримской Юниор-Лиги КВН; - создание авторских сценариев командами; - защита материала; - основные и дополнительные конкурсы игр КВН; - основы организации проведения игр; - основы звукорежиссуры; - основы дизайнерского оформления; - сценическое движение; - музыкальные и хореографические занятия; - этюды; - миниатюры; - дикция, искусство диалога; - способы правильной «подачи в зал»; - актёрское перевоплощение; - основы и принципы экспромта; |
просветительская: | - стимулирование интереса к событиям, происходящим в мире и творческое использование информации о событиях в сценарном материале; - рациональное повышение интереса к истории, культуре; - создание необходимой базы знаний для интеллектуального роста; |
коммуникативная: | - объединение детей и подростков в команды; - установление эмоциональных контактов между ними; - развитие разных видов речевой деятельности; - владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными субъектами социума; - позитивные навыки общения в поликультурном и полиэтническом обществе; - организация творческого сотрудничества с другими командами и коллективами; |
релаксационная: | - снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой с помощью игровых приёмов; - создание благоприятной психологической обстановки способами эмоциональной саморегуляции и поддержки; - использование музыкальных , хореографических и ритмических приемов; |
развивающая: | - гармоничное развитие личностных качеств при комплексной подготовке к командному выступлению; - расширение кругозора при создании авторских сценариев; - развитие интеллекта в системе организационных и игровых командных задач; - создание условий для самоутверждения и самореализации в ходе успешного освоения сценарного материала; |
воспитательная и рефлексирующая: | - проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций; - работа с профессионалами (редакторская группа ВЮЛ); -организация самостоятельной творческой деятельности; - анализ и самоанализ результатов командной деятельности по итогам выступлений. |
Целями и задачами проекта обусловлена его социальная направленность, предполагающая определенные результаты: сочетание индивидуальных навыков и адекватного социального поведения, способность к преодолению конфликтов в групповой и коллективной деятельности, эффективную коммуникабельность и инициативность.
Основным подтверждением социальной направленности проекта являются результаты предыдущего опыта, имеющие тенденции к развитию:
- востребованность всех навыков участников проекта на школьном, муниципальном, районном уровнях;
- пропаганда и повсеместное акцентирование принципов здорового образа жизни и паритета образовательных программ;
- стабильная социальная адаптация выпускников, успешно реализовавших себя в программе «Игримская Юниор-Лига КВН»;
- использование данного опыта в социуме.
Воспроизводимость педагогического опыта подтверждается на уровне образовательного учреждения, а также на муниципальном, районном
и региональном уровнях:
- результативностью команд «Бумеранг» и «Пупсы» Игримского детско-юношеского Центра, использующих методические разработки и рекомендации Игримской Юниор-Лиги и принимавших участие в практических занятиях «Практика и Теория» в рамках «Школы КВН»;
- созданием учителями - лидерами команды «Зимняя вишня» новых результативных юношеских команд в 1 и 3 классах МОУ Игримская СОШ№1, активно принимавших участие в фестивалях «Все вместе!» и «Зимний кубок-2012» («Большие друзья» - руководитель Сайранова Л.А., «Радуга» - руководитель Вабищевич Л.И.);
- участие в фестивалях Игримской Открытой Лиги команды «На абордаж» инициировало проведение фестивалей «Рыжий кот» на базе средней общеобразовательной школы п. Хулимсунт;
- создание в Советском районе системы юношеских и молодёжных игр и фестивалей КВН выпускником Клуба и Лиги Крайновым Валерием с совместным участием в фестивалях Игримской Юниор-Лиги КВН;
- подготовка выпускников самых результативных команд в дальнейшем позволяет успешно реализовать свои возможности при обучении в ВУЗах и структурах соответствующей направленности: Григоренко Александр – актёр молодёжного театра - студии при Тюменском драматическом театре, студент 4 курса Нефтегазового института; Голошубина Светлана – студентка 2 курса Тюменской академии искусств; Сайбель Никита – звукооператор команды КВН Уральского политехнического института, студент 4 курса УПИ; Молданов Иван – профессиональный звукорежиссер и светорежиссер, студент ГИТИС; Грязных Дарья – дизайнер и исполнительный директор команды КВН юридической Академии г.Екатеринбург; Мезин Константин – автор и капитан команды КВН Киевского института государственного управления.
Основными методами достижения поставленных целей являются: коллективные, обучающие, личностно-ориентированные, а также наглядные, практические, репродуктивные, исследовательские и частично-поисковые. Методы замещают и дополняют друг друга, получая при этом дополнительное развитие в программах специального обучения и творческого развития «Ведущие», «Звук», «Авторы», «Школа КВН», «Пресса».
В реализации проекта целенаправленно используются игровые технологии, студийные занятия, экспериментальные варианты (совмещенные сценарии, контроль-видеоролики, КВН-тренинги, блиц–конкурсы), и командное самоуправление, необходимое в коллективном творческом деле.
Разработки и методы получили качественное развитие и совершенствование в рамках программы «Развитие и повышение коммуникабельности учащихся средних и старших классов через клубную работу в детско-молодёжной общественной организации «Клуб «Зелёный Попугай» (2000-2006 г.г., 2006-2011 г.г.).успешно реализованы в соответствии с основными направлениями государственной социальной политики: правительственная инициатива «Наша новая школа», Национальный план действий, президентские программы «Дети России» и «Молодёжь России», федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», программы ЦК Российского Союза Молодёжи.