Диагностика игровой деятельности
Изучение интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Социализация»
*Оценка уровня:
· «высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»;
· «средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+»;
· «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».
РАННИЙ ВОЗРАСТ
№ п/п | Компоненты интегративного качества | Ф.И. детей | |||
Развитие игровой деятельности | |||||
эмоционально, активно откликается на предложение игры | |||||
принимает условную игровую ситуацию, адекватно действует в ней (кормит куклу, лечит больного и т.д.) | |||||
объединяет в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормили, переодели кукол, погуляли с ними и т.д.) | |||||
эмоционально, активно откликается на предложение игры | |||||
Итого | «+» - __; «-» - __ | «+» - __; «-» - __ | «+» - __; «-» - __ | «+» - _; «-» - __ | |
Уровень* |
МЛАДШАЯ ГРУППА
№ п/п | Компоненты интегративного качества | Ф.И. детей | |||
Развитие игровой деятельности | |||||
может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя | |||||
умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей | |||||
способен придерживаться игровых правил в дидактических играх | |||||
разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок | |||||
имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев, принимает участие в беседах о театре | |||||
может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя | |||||
Итого | «+» - __; «-» - __ | «+» - __; «-» - __ | «+» - __; «-» - __ | «+» - _; «-» - __ | |
Уровень* |
СРЕДНЯЯ ГРУППА
№ п/п | Компоненты интегративного качества | Ф.И. детей | |||
Развитие игровой деятельности | |||||
способен принять игровую проблемную ситуацию, развить ее | |||||
способен изменить собственное ролевое поведение, ориентируясь на поведение партнеров | |||||
4 | организует разнообразные игры на бытовые и сказочные сюжеты | ||||
Итого | «+» - __; «-» - __ | «+» - __; «-» - __ | «+» - __; «-» - __ | «+» - _; «-» - __ | |
Уровень* |
СТАРШАЯ ГРУППА
№ п/п | Компоненты интегративного качества | Ф.И. детей | |||
Развитие игровой деятельности | |||||
договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры | |||||
умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей | |||||
в дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш. | |||||
4 | объясняет правила игры сверстникам | ||||
Итого | «+» - __; «-» - __ | «+» - __; «-» - __ | «+» - __; «-» - __ | «+» - _; «-» - __ | |
Уровень* |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
№ п/п | Компоненты интегративного качества | Ф.И. детей | |||
Развитие игровой деятельности | |||||
самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр, придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации | |||||
находит новую трактовку роли и исполняет ее | |||||
может моделировать предметно-игровую среду, участвует в творческих группах по созданию спектаклей «режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители» | |||||
в дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером | |||||
Итого | «+» - __; «-» - __ | «+» - __; «-» - __ | «+» - __; «-» - __ | «+» - _; «-» - __ | |
Уровень* |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИГРУШЕК:
1. Конструкция игрушки, материал, из которого она изготавливается должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям (стойкие, безопасные краски должны легко подвергаться гигиенической обработке).
2. Должны сочетаться конструкция с пластической формой и окраской (художественно выразительной). Игрушка для малышей – насыщенность цвета, контрастность цветов, старший возраст – реалистичная и декоративная раскраска.
3. Образная игрушка должна быть реалистична (давать правильные представления).
4. Игрушка должна быть динамичной (воздействовать, производить действия с ней), обеспечивающей возможность многопланового использования ее в игре.
5. Игрушка должна удовлетворять стремление ребенка к активности и возбуждать ее.
6. В игрушке может быть отображен здоровый юмор, веселое, забавное отношение к оригиналу, но не осмеяние.
7. Игрушка должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной.
8. Игрушка должна вызывать более или менее длительное удивление
ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Типичные трудности, испытываемые педагогами при планировании игры:
1. Многие заранее планируют тематику игр, которые часто не сочетаются с работой по ознакомлению с окружающим.
2. В планах почти не прослеживается перспектива постепенного формирования сюжетно-ролевой игры (то есть усложнение сюжета часто понимается, как простое увеличение количества игровых действий, а не развитие умения творчески комбинировать игровые эпизоды.
Преимущества перспективного планирования:
1. Можно предусмотреть последовательное решение задач по разделу «Игра».
2. Воспитателю легче учитывать и использовать в игре знания, умения, навыки, получаемые на занятиях и в повседневной жизни.
3. Наряду с обогащением сюжетной линии можно постепенно обогащать и способы игрового воспроизведения действительности.
4. Планирование помогает осуществлять преемственность в работе воспитателей одной группы.
Перспективное планирование состоит из 4 граф (аналогично компонентам комплексного метода):
- ознакомление с окружающим;
- обогащение игрового опыта;
- изменение игровой среды;
- активизация общения взрослого с ребенком.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
ТЕМА:
ВОЗРАСТ:
Сроки | Ознакомление с окружающим | Обучающие игры | Обогащение предметной развивающей среды |
ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЕ.
ТЕМА:
ВОЗРАСТ:
Сроки | Ознакомление с литературным произведением, работа над текстом | Развитие навыков выразительности | Создание и обогащение предметно-развивающей среды |
ПЛАН-КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Тема:
Возраст детей:
Задачи по развитию игры:
Задачи нравственного воспитания:
Предварительная работа:
Роли:
Основные сюжетные линии:
Ход игры (тактика игрового взаимодействия с детьми):
А) начало «игры (как подтолкнете детей к началу игры),
Б) распределение ролей,
В) игровые проблемные ситуации для развития игры,
Г) завершение игры.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
Тема:
Возраст:
Вид театра:
Оборудование:
Задачи по развитию игры:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Роли:
Предварительная работа:
Ход игры:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Тема:
Возраст:
Задачи по развитию игры:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Вид конструирования:
Оборудование:
Предварительная работа:
Ход игры:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Тема:
Возраст:
Обучающая задача:
Игровая задача:
Игровые правила:
Игровые действия:
Ход игры:
Примеры формулировки задач к сюжетно-ролевой игре:
Задачи по развитию игры:
1,5—3 года: Формировать умения осуществлять условные игровые действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, развертывать цепочку из нескольких связанных по смыслу игровых действий; дополнять, продолжать по смыслу игровое действие партнера-взрослого, а затем сверстника, словесно обозначать условное игровое действие.
3—4 года: Формировать умения принимать и словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником, самостоятельно подбирать игровые атрибуты, придумывать вместе с воспитателем несложный сюжет, использовать предметы-заместители.
4—5 лет: Формировать умения изменять ролевое поведение всоответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры, самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умение выбирать место, подбирать игрушки, атрибуты, объединять несколько игровых действий в один сюжет.
5—6 лет
Формировать умение выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников; обозначать для них (пояснять) очередное сюжетное событие, согласовывать свои действия с действиями партнеров; развивать сюжет на основе полученных знаний.
6-7 лет
Формировать умение творчески использовать в играх знания об окружающем, самостоятельно распределять между собой обязанности и роли, выполнять правила в совместной игре, формировать умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете, самостоятельно выбирать тему.
Задачи нравственного воспитания:
1,5-3 года
Вызывать чувство симпатии к партнеру по игре.
3-4 года
Вызывать желание участвовать в совместных играх, проявлять чувство симпатии к партнеру по игре, дружелюбность.
4-5 лет
Развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь.
5-6 лет
Развивать умение объективно оценивать действия партнеров, подчинять свое поведение правилам, бесконфликтно распределять роли, проявлять дружеские взаимоотношения.
6-7 лет
Учить считаться с интересами и мыслями товарищей, проявлять дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, проявлять в игре честность и справедливость, проявлять инициативу, творчество.
ПРИМЕР ПЛАНА-КОНСПЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Тема: “Парикмахерская”
Возраст: средняя группа.
Программное содержание:
Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии, назначении профессии парикмахер; совершенствовать умения детей придумывать и развивать действия в игре;
Развивающая: способствовать развитию у детей творческого потенциала в придумывании сюжета игры, развивать тем самым интерес к обогащению игрового сюжета, привлечению большего числа детей в игру;
Воспитательная: воспитывать положительное отношение к профессиям, к действия и результатам в игре, формировать доброжелательные отношения в группе, способствовать сплочению коллектива и игре «вместе»;
Задачи по развитию игры:
Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров; намечать игровую роль и обозначать её для партнёров в процессе развёртывания игры; самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умение подбирать место, подбирать игрушки, атрибуты, объединять несколько игровых действий в один сюжет; развивать сюжет на основе полученных знаний.
Задачи нравственного воспитания: развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь; развивать умение объективно оценивать действия партнёров, подчинять своё поведение правилам, бесконфликтно распределять роли, проявлять дружелюбные взаимоотношения.
Методы приемы:
рассказ с показом иллюстраций, беседа, показ действий расчесывания, приведения в порядок кукол в группе в индивидуальной работе, создание предметно-игровой среды, внесение игрового материала, опосредованное руководство игрой.
Оборудование:
Фотографии парикмахера за работой, иллюстрация с Петей и Серёжей (для чтения стихотворения С. Маршака), уголок парикмахера, расчески, флакончики, использование предметов-заместителей (кубики, палочки...), телефон, телевизор игрушечный, каталог причесок.
Словарная работа:
Щипцы, виды стрижек, химическая завивка, косметолог, визажист.
Роли:
Парикмахер, помощники, посетители, косметологи, массажисты.
Основные сюжетные линии:
Выбор действий детьми (причёсывание, стрижка, мытьё головы, завивка, окраска и др.)
Приглашение посетить другие виды услуг: визажист.
Привлечение новых ролей, действий в игру: подметать пол, поездка за новыми красками, ножницами.
Ход игры:
По телевизору сообщается об открытии новой парикмахерской:
"Внимание! Внимание! В нашей группе детского сада открылась новая парикмахерская, в ней работают специалисты своего дела! Они с удовольствием примут всех желающих!
А услуги самые разные:
· создание причёсок на праздники, на каждый день;
· стрижки женские, мужские;
· завивка, окраска волос;
· в скором будущем парикмахерская планирует открыть и косметический салон, и массажный кабинет.
Не забывайте, что можно записаться на услуги и по телефону: 3-44-55
Приходите все! Торопитесь!
Новая парикмахерская ждёт Вас!
Внимание! В новую парикмахерскую требуются специалисты:
- Парикмахер в женский и мужской зал
- косметологи, визажисты
обращаться к новому директору – Марии Петровне»
Распределение ролей: ребята самостоятельно проявляют интерес и устраиваются на работу. Косвенное руководство может заключаться в предложении пройти практику рядом со специалистом; просить директора заместить сотрудника, который в отпуске по визажу.
На улице в окно стучит клоун, просит пустит внутрь! Заходит и сообщает, что пришёл по объявлению об открытии новой парикмахерской. Говорит о том что не успел причесаться, а ведь у него выступление в цирке сегодня! Просит выручить детей.
Ребята предлагают сделать причёску, клоун подсказывает действия - он хочет покрасить волосы, подстричься. Давая пояснения парикмахеру, дети наблюдают, выполняют свои роли, придумывают новые.
Клоун благодарит парикмахеров. Расплачивается. Предлагает всем детям сделать красивые озорные причёски, т.к. он их приглашает в цирк.
Отмечает работу мастеров, красивые причёски. По окончании сюжетно-ролевой игры с ребятами клоун проводит различные игры, показывает фокусы, играют.
Во II половину дня в группу приходит письмо от клоуна! В нём он благодарит парикмахеров за отличную работу. Причёска всем зрителям понравилась. И предлагает сделать журнал - придумать и нарисовать причёски, макияж, костюм для праздников.
ПРИМЕР КОНСПЕКТА ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
Тема игры: «Заюшкина избушка».
Возраст: старшая группа
Цель: развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения: учить использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения).
Материалы: лубяная и ледяная избушки, маски.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, подвижная игра « кто как кричит», « кто как передвигается».
Индивидуальная работа:проговаривание слов отдельных персонажей.
Методические приемы: художественное слово, распределение ролей, показ, объяснение.
Ход игры.
Как от нашей деревушки
Тропка мерзнет вдоль опушки,
Вьюгою взъерошена,
Снегом запорошена.
Целый день метель метет,
Сказки добрые плетет.
Заплелась метель в косу –
Сказка будет про Лису.
Ребята, сегодня мы с вами будем играть в сказку « Заюшкина избушка». Мы с вами много раз уже читали эту сказку. содержание вы все знаете. Скажите пожалуйста, какие главные герои в этой сказке? Правильно, лиса, заяц и петух. А какие персонажи еще есть в этой сказке? Правильно, собаки, волк, медведь, бык.
Лисой у нас будет Эльвина, заяц – Аделина, петух – Раиль, собаки – Егор и Айрат, медведь – Амир, бык – Марсель, а волк – Алёша. Возьмите свои маски. Я буду автором и билетером, а остальные дети – зрители, возьмите деньги.
Так, зрители покупайте билеты! Один билет стоит 100 рублей! И не забываем о правилах поведения в театре! Кто мне напомнит? Лера, скажи пожалуйста! Правильно, не разговаривать, сидеть красиво!
Присаживайтесь на свои места, итак, сказка начинается!
Автор: Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!
Автор: Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
- Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!
Заяц: - Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?
Автор: Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.
На другой день лиса опять просится:
Лиса: - Пусти меня, заюшка, на крылечко.
Заяц: - Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Автор: Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко. На третий день лиса опять просит:
Лиса:- Пусти меня, заюшка, в избушку.
Заяц: - Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Автор: Просилась, просилась лиса, пустил ее заяц в избушку.
Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:
Лиса: - Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Автор: Так и выгнала. Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бегут мимо собаки:
Собаки: - Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?
Заяц: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорят собаки. - мы ее выгоним.
Заяц: - Нет, не выгоните!
- Нет, выгоним!
Пошли к избушке.
Собаки: - Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!
А она им с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугались собаки и убежали. Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:
- О чем, заинька, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит волк, - я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:
- Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался волк и убежал.
Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:
- О чем ты, заинька, плачешь?
- Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
- Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.
- Нет, выгоню!
Пошел медведь к избушке и зарычал:
- Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!
А она с печи:
- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!
Испугался медведь и ушел.
Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.
- Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.
- Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.
Пошел петух к избушке: - Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Услыхала лиса, испугалась и говорит: - Одеваюсь...
Петух опять: - Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
А лиса говорит: - Шубу надеваю...
Петух в третий раз: - Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!
Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.
Вот и конец сказки! Актеры, выйдите все вместе и поклонитесь! Зрители что должны делать? Правильно, хлопать! Давайте поаплодируем нашим « артистам».
Зрители, вам понравилось? А чья игра вам больше всех понравилась? Почему? А кто думает по другому?
Молодцы, ребята, мне все ребятки понравились, все вошли в свою роль, как настоящие актеры! Всем Спасибо!
СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Т.М. Бабунова. — М.: ТЦ Сфера. 2007.
2. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Т.С. Болотина, С.П, Баранов, Т.С. Комарова. — М.: Академический проект, 2005.
3. Дошкольное образование: словарь терминов / сост. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Толстикова С.Н. [и др.] — М.: Айрис-пресс, 2005.
4. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Academia, 2010.
5. Новоселова, С.Л. О новой классификации детских игр / С.Л. Новоселова// Дошкольное воспитание. — 1997. — № 3. — С. 84-87.
6. Пастюк, О.В., Бережная, И.А., Скоромнова, Ю.В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка / О.В. Пастюк, И.А, Бережнова, Ю.В. Скоромнова // Дошкольное воспитание. — 2003. — №11. — С. 35-42.
7. Шулешко, Е.Е., Ершова, А.П., Букатов, В.М. Социоигровые подходы в педагогике / Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов. — Красноярск.- 1990. —116 с.