Критерии развития игровой деятельности
I. Условия для возникновения и развертывания игр детей
Ø Педагоги создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждает события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явлении и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.).
Ø Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или вы брать сюжет; побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.).
Ø В качестве непосредственных участников игры педагоги предлагают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами - «Съедобное - несъедобное», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего).
Ø Соблюдают баланс между игрой идругими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам.
Ø Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетно-ролевыми).
II. Условия для развития общения между детьми в игре
Ø Педагоги организуют совместные игры детей (предлагают игры с различным числом участников, учитывая, в частности, дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом).
Ø Развивают способы игрового общения, наделяя детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера).
Ø Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.).
III. Педагоги создают условия для развития творческой активности детей в игре
Ø Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов.
Ø Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.).
Ø Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.).
Ø Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование.
Ø Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.).
Ø Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.
IV. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры детей
Ø Организуют игры с учетом личных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками, с задержками развития; повышающие самоконтроль у излишке расторможенных и агрессивных детей).
Ø Обращают особое внимание на «изолированных» детей (организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку, выдвигают на центральные роли).
Ø Способствуют полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам - роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов).
Ø Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре.
V. Сотрудники способствуют развитию разных видов игры
Ø Организуют сюжетно-ролевую игру.
Ø Организуют игры с правилами.
Ø Способствуют возникновению режиссерской игры.
Ø Организуют игры-драматизации.
Ø Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
Ø Организуют подвижные спортивные игры.
Ø Используют дидактические игры в педагогическом процессе.
Ø Приобщают к играм разных народов.
Диагностический лист
по определению уровня развития игры детей
Показатели развития | Фамилия, имя | Фамилия, имя | Фамилия, имя | Фамилия, имя |
I. Содержание игры 1. Замысел игры появляется: а) с помощью взрослого; б) самостоятельно | ||||
2. Разнообразие замыслов | ||||
3. Количество игровых задач | ||||
4. Разнообразие игровых задач | ||||
5. Самостоятельность при постановке задач: а) вставит взрослый; б) с помощью взрослого; в) самостоятельно | ||||
II. Способы решения игровых задач 6. Разнообразие игровых действий с игрушками | ||||
7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками: а) развернутые; б) обобщенные | ||||
8. Игровые действия с предметами-заместителями: а) с помощью взрослого; б) самостоятельно | ||||
9. Игровые действия с воображаемыми предметами: а) с помощью взрослого; б) самостоятельно | ||||
10. Принимает роль | ||||
11. Разнообразие ролевых действий | ||||
12. Выразительность ролевых высказываний | ||||
13. Наличие ролевых высказываний | ||||
14. Ролевые высказывания возникают по инициативе: а) взрослого; б) ребенка | ||||
15. Ролевая беседа возникает: а) со взрослым; б) со сверстником | ||||
16. Ролевая беседа возникает по инициативе: а) взрослого; б) ребенка | ||||
17. Содержательность ролевой беседы | ||||
III. Взаимодействие детей в игре 18. Вступает во взаимодействие: а) со взрослым; б) со сверстником | ||||
19. Ставит игровые задачи: а) взрослому; б) сверстнику | ||||
20. Принимает игровые задачи: а) от взрослого; б) от сверстника; в) отказывается | ||||
21. Длительность взаимодействия: а) кратковременное; б) длительное | ||||
ИТОГО (уровень развития игры) |
Порядок заполнения таблицы. Выявленный показатель развития ребенка отражается в диагностическом листе знаком « + »; отсутствие показателя – знаком «-». Например:
1а - « + » (замысел игры появляется с помощью взрослого).
1а - « - » (в появлении замысла игры взрослый не принимал участия).
16 - « + » (ребенок сам придумал, как будет играть).
16 - « - » (ребенку требуется помощь в появлении замысла игры).
2 - « + » (замыслы игр у ребенка разнообразные).
2 - « - » (замыслы игр у ребенка однообразные, изо дня в день повторяются).