Классификация грамматических ошибок

Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

  Вид ошибки Пример
а) В употреблении рода и числа существительных. Он ударился о край бордюры. Начались подготовки к выпускным экзаменам.
б) В образовании форм прилагательных. Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории.
в) В употреблении формы местоимения. В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве.
г) В употреблении форм числительных. На обоих сторонах листа был напечатан текст.
д) В употреблении форм глаголов. Девочка игралась с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома.
е) В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след.
ж) В употреблении деепричастий. На деревьях сидели птички, весело поя песни.

Ошибки в употреблении предлогов

  Вид ошибки Пример
а) Наличие ненужного предлога. Автор описывает о событиях послевоенного времени.
б) Правильное употребление производного предлога Наречные предлоги навстречу, подобно, наперекорупотребляются с дательным(а не с родительным!) падежом, например: идти (навстречу кому?) навстречу другу, грохотать (подобно чему?) подобно грому, делать(наперекор чему?) наперекор обстоятельствам. Сын поступал наперекор желанию отца. Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например: благодаря вашему совету, согласно вашему желанию, вопреки вашему предсказанию.

Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

  Вид ошибки Пример
а) Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор.
б) Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором.
в) Определение находится в отрыве от определяемого слова. Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа.
г) Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя.
д) Ошибочное местоположение предлога. Через часа два спор закончился (часа через два)
е) Ошибочное местоположение составного союза. Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной.
ж) Ошибочное местоположение частицы бы. Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником.

Ошибки в построении предложений с однородными членами



  Вид ошибки Пример
а) Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым.
б) Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей.
в) Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей.
г) Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом.
д) Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли.
е) Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона.
ж) Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы!
з) Общее зависимое слово при однородных сказуемых. Как коренной москвич он любил и гордился столицей.
и) При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью.

Классификация грамматических ошибок

Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами



  Вид ошибки Пример
а) В употреблении рода и числа существительных. Он ударился о край бордюры. Начались подготовки к выпускным экзаменам.
б) В образовании форм прилагательных. Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории.
в) В употреблении формы местоимения. В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве.
г) В употреблении форм числительных. На обоих сторонах листа был напечатан текст.
д) В употреблении форм глаголов. Девочка игралась с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома.
е) В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след.
ж) В употреблении деепричастий. На деревьях сидели птички, весело поя песни.

Наши рекомендации