Ознакомиться с первоисточником.

На первом этапе учебно-аналитической работы необходимо прочесть главные труды педагога, творчество которого изучается, или внимательно ознакомиться с описанием соответствующего учебного заведения. При этом целесообразно иметь перед глазами листок с диагностическими вопросами и отмечать возле каждого вопроса номера тех страниц изучаемой книги, на которых имеется текст, так или иначе связанный с ответами на эти вопросы.

2. Ответить на диагностические вопросы, обосновав
ответы соответствующими ссылками.

Отвечая на диагностические вопросы, необходимо учитывать весь контекст данной образовательной системы, выбирая для подтверждения наиболее характерные цитаты. Работая над оригинальным авторским текстом, всегда следует иметь в виду, что в изложении любой педагогической концепции присутствуют два «пласта» — декларативный и практический. Безусловно, ни один педагог не заявит открыто, что его образовательная система направлена на формирование пассивного и зависимого ребенка. Более того, как правило, он совершенно искренне будет возмущаться тем, что именно такого ребенка и воспитывают другие педагоги, а его собственные усилия, конечно, направляются на формирование самой достойной и привлекательной личности и, конечно, с помощью самых современных и совершенных методов. Провозглашение собственных светлых педагогических идеалов и критика других образовательных систем являются неотъемлемой частью подавляющего большинства педагогических монографий и составляют «декларативный пласт» анализируемого текста. Тем не менее, «в стремлении к научной объективности» следует попытаться «отделить зерна от плевел», то есть сконцентрироваться на

ЗЭ4 Приложения

«практическом пласте», на педагогической сущности анализируемой системы, «не попадаясь на крючок» декларативных высказываний.

3. Построить вектор образовательной среды.
Ответив на диагностические вопросы и отметив на осях

«свобода—зависимость» и «активность—пассивность» соответствующие баллы, можно построить моделирующий вектор и предварительно определить тип образовательной среды.

4. Сопоставить описание данного типа образователь
ной среды с основными характеристиками изучаемой
педагогической системы.

Это очень важный момен анализа. Поскольку векторное моделирование в значительной степени носит условный и формализованный характер, то обязательно должно проходить проверку с точки зрения здравого смысла. К тому же могла произойти ошибка при ответе на какой-либо из диагностических вопросов. Если описание данного типа образовательной среды не входит в противоречие с духом анализируемой образовательной системы, то можно считать это подтверждением правильности проведенного анализа и продолжить работу. Если же обнаружатся те или иные несоответствия, то необходимо творчески разобраться в сложившейся ситуации, ориентируясь прежде всего на собственную исследовательскую интуицию и здравый смысл.

5. Рассмотреть среду функционирования данной об
разовательной структуры в контексте соответствующей
среды обитания.

Целесообразно проанализировать, насколько данная образовательная среда вписывается в общий социальный контекст того общества, той эпохи, в которой она функционирует. Является ли эта образовательная среда слепком окружающего ее социума или же организация такой среды представляется попыткой ее создателей построить систему, противоположную общественному духу своего времени.

Приложения ИЗ

6. Построить вектор, моделирующий личность, фор
мируемую данной образовательной средой, и охаракте
ризовать эту личность.

С помощью вектора «общественного ветра» можно построить соответствующий вектор личности. Проанализировать, какие изменения происходят с личностью, когда она перемещается из среды функционирования своей образовательной системы в среду своего постоянного обитания. Используя эмпирические данные П.Ф.Лесгафта и Я.Корчака, дать педагогическую характеристику такой личности.

7. Подобрать комплекс ассоциативных образов дан
ной образовательной среды.

Необходимо настроиться на свое субъективное восприятие данной образовательной среды и зафиксировать первые «приходящие в голову» ответы на следующие вопросы:

1)Чем пахнетв данной образовательной среде?

2) Какого цветаэта образовательная среда?

3) С каким материаломи какой фактуройассоцииру
ется эта образовательная среда?

Целесообразно также нарисовать картинку,символизирующую данную образовательную среду и дать ей название.

В качестве примера приведем ассоциативный ряд, относящийся к образовательной среде «естественного воспитания», спроектированной Ж.-Ж. Руссо, который построила одна из наших студенток: запах свежескошен-ной травы; цвет — зеленый; материал — шероховатая древесная кора; картинка — на велосипеде-тандеме едут ребенок и взрослый, причем, ребенок сидит за рулем и управляет движением, а взрослый лишь крутит педали, усиливая это движение.

Подчеркнем, что подобные ассоциации носят субъективный характер и в принципе не могут быть «правильными» или «неправильными».

8. Разработать геральдическую символику данной
образовательной среды.

Приложения

Процесс анализа образовательной среды завершается созданием ее гербаи девиза.Поле герба должно содержать четыре сектора. На одном из них изображается «подходящий» для данной среды символ педагогической цели;на другом — символ педагогического метода;на третьем ■— символ учителя;на четвертом — символ ребенка.Порядок размещения символов на гербе и цвет каждого сектора поля свободно варьируется в зависимости от специфических особенностей той или иной образовательной среды. Под гербом на геральдической ленте пишется девиз, соответствующий духу данной среды. Это может быть изречение самого педагога, стихотворная строфа или известный афоризм, а также придуманная фраза.

9. Отметить «изюминки».

Подобно тому как сытый ребенок часто не ест предложенную булочку, а только выковыривает из нее изюминки, можно отметить и выписать какие-либо самые интересные и привлекательные для себя элементы (идеи, приемы, отдельные положения) данной педагогической системы. Даже если эта система кажется совершенно неподходящей для современного образования, в ней наверняка найдутся отдельные «аппетитные изюминки», которые «захочется скушать».

10. Данные рассмотренной образовательной среды за
носятся в итоговую сводную таблицу для сравнительного
анализа.

Графу таблицы «цвет» лучше заполнять не путем написания слова, а закрашиванием соответствующих прямоугольников цветными карандашами.

Таблица, полностью заполненная в течение учебного курса, служит не только удобным средством для сравнительного анализа образовательных систем, но и является своеобразным аккумулятором основных сведений по истории педагогики для повторения учебного материала в процессе подготовки как к курсовым, так и к государственным экзаменам.

Сводная таблица для сравнительного анализа образовательных систем

Педагог шш учебное заведение Век, страна (регион) Кто воспитывается Цель образования Методы образования Требования к учителю Св-ва проектируемой личности Тип образовательной среды Соответствие социуму Тип сформированной личности Ассоциации
запах цвет материал
Дж. Локк XYII Англия джентльмен подготовка общественной элиты пример, рассуждения, практические задания наблюдательность, терпимость нравственность, практичность творческая (свободной активности) соответствует целям своей эпохи «честолюбивый» по Лес-гафту морской свежести голубой гладкий алюминий
Ж.-Ж. Руссо                        

dUO Приложения

Вариант зачетного теста по персоналиям в курсе истории европейской педагогики

Данный тест предназначен для проверки оперативного владения материалом педагогических трудов Я.А.Коменс-кого, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.Корчака и А.С.Макаренко. С данным вариантом теста отдельные студенты справлялись за 20 минут, большинство за 30—40 минут. Тест можно использовать и при подготовке к экзамену, осуществляя поиск ответов в текстах первоисточников.

Самостоятельная разработка студентом собственного варианта аналогичного теста позволяет как творчески повторить учебный материал, так и приобрести полезный педагогический навык.

I. Отметить правильный ответ(только один!)

1. К основным добродетелям человека Коменский относил

а) доброту;

б) справедливость;
в)честность;

г) порядочность.

2. Избегать поощрять детей вещами, которые им нравятся
предлагал

а) Коменский;

б) Локк;

в) Руссо;

г) Песталоцци.

3. Локк считал наиболее правильным способом общения с
детьми

а) строгость;

б) рассуждение;

в) шутку;

г) любовь.

Приложения

4. Руссо полагал, что нравственное воспитание ребенка следует начинать

а) с рождения;

б) с пяти лет;

в) с десяти лет;

г) с пятнадцати лет.

5. Корчак провозгласил среди прав ребенка

а) право ребенка на внимание к себе;

б) право ребенка на собственный мир;

в) право ребенка на сегодняшний день;

г) право ребенка на здоровье.

6. Макаренко считал своей педагогической целью формиро
вание в детях такого качества как

а) дисциплинированность;

б) скромность;

в)справедливость; г) самостоятельность.

7. Избегать сравнивать ребенка с другими детьми призывал

а) Локк;

б) Руссо;

в) Песталоцци;

г) Корчак.

8. По Коменскому, развитие воли, воображения и памяти
должно осуществляться

а) в материнской школе;

б) в школе родного языка;

в) в латинской школе;

г) а академии.

9. Фраза: «Если кто-нибудь совершил проступок, лучше всего
его простить» принадлежит

а) Локку;

б) Руссо;

в) Песталоцци;

г) Корчаку.

380 Приложения

10. Песталоцци считал важнейшим качеством, которое дол
жно быть сформировано у молодых людей

а) чувство собственного достоинства;

б) любовь к людям;

в) самостоятельность в суждениях;

г) гибкую приспособляемость.

11. Положение о том, что школа должна руководить семей
ным воспитанием, принадлежит

а) Коменскому;

б) Песталоцци;

в) Корчаку;

г) Макаренко.

12. Корчак полагал, что детский труд

а) должен быть серьезным или занимательным;

б) должен быть коллективным;

в) должен быть всегда радостным;

г) должен оплачиваться.

13. Локк полагал, что в детях следует более всего поощрять

а) любознательность;

б) доброту;

в) внимательность;

г) решительность.

14. Руссо считал главной задачей формирования интеллекта
ребенка в возрасте 12—15 лет

а) развитие скорости мышления;

б) развитие глубины мышления;

в) развитие критичности мышления;

г) развитие логики мышления.

15. Корчак объяснял детский эгоцентризм

а) отсутствием опыта;

б) неправильным поведением взрослых;

в) неспособностью к обобщениям;

г) влиянием воспитательной среды.

I


Наши рекомендации