Основные средства связи между предложениями в тексте

Лексические средства
Слова одной тематической группы Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.
Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными.
Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения) Особое значение для развития русского литературного языка имело творчествоА.С.Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
Антонимы (в том числе контекстуальные) Недруг поддакивает. Друг спорит.
Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключениеи т. п. Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.
морфологические средства связи
Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений За окном шумит дождь. Затов доме тепло и уютно.
Использование личных(в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.
Использованиенаречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
Единство временных форм глаголов-сказуемых Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелисьзвезды.
Использование степеней сравнения прилагательных и наречий Место было прекрасное. Лучшеи придумать было нельзя. Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было.
синтаксические средства связи
Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений Юностьвремя надежд. Зрелостьпорасвершений. (Предложения построены по одной и той же схеме)
Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.
Использование неполных предложений — Знаете, о чем мы спорили? —О литературе, музыке, живописи.
Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать. Можно ли забыть землю, на которой ты вырос?
Использование прямого и обратного порядка слов Я приду вечером. Придуя, чтобы наконец увидеть тебя.

Задание 24

Средства выразительности

ЛЕКСИКА СИНТАКСИС
1. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. 2. Фразеологизмы. 3. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления (просторечные слова, разговорная лексика), в том числе и диалектизмы, профессионализмы, историзмы, архаизмы, неологизмы, термины 4. Тематические группы: - общественно-политическая лексика, - лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии, - военная терминология и т.п. «Специальные» средства ТРОПЫ эпитет (образное определение), сравнение(сопоставление одного явления или понятия с другим), метафора(переносное значение на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку), олицетворение(перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия), метонимия (перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности), синекдоха(перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними), перифраз (описательное выражение, которое употребляется вместо какого-то слова или словосочетания), гипербола (преувеличение), литота (преуменьшение), ирония (употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. За внешне положительной оценкой скрывается насмешка), сарказм (едкая ирония) 1. «специальные» выразительные средства (стилистические ПРИЁМЫ – ФИГУРЫ): риторический вопрос (выражение утверждения в вопросительной форме), риторическое восклицание(выражение утверждения в восклицательной форме), риторическое обращение(служит не столько для называния адресата, сколько для выражения отношения к тому, о чём говорится в тексте), анафора(единоначатие) эпифора(повторение слова или группы слов в конце строк, строф или предложений), подхват(повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи: Серпилин молчал. Молчал и думал…), синтаксический параллелизм(сходное построение предложений), многосоюзие(полисиндетон), бессоюзие(асиндетон), эллипсис(намеренный пропуск какого-либо члена предложения или части предложения:В твоих садах – цветы, в моих – печаль), инверсия(обратный порядок слов в предложении), парцелляция(вычленение), градация(расположение слов, предложений в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака), антитеза(противопоставление понятий, положений, образов), оксюморон (соединение несовместимых понятий, как правило, противоречащих друг другу: горькая радость, шумит тишина), именительный темы(Москва! как много в этом звуке…), умолчание (автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль), вопросно-ответное единство (автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает), Примечание: Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) – это стилистическая фигура,состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание. Разновидностями повтора являются анафора, эпифора, подхват. «неспециальные» средства: 1. синтаксическая структура предложений (однородные члены предложения, односоставные предложения, неполные предложения, распространенные или нераспространенные предложения, вводные слова и словосочетания, обособленные члены предложения), 2. восклицательные предложения, 3. вопросительные предложения, 4. сравнительные придаточные, 5. цитирование, 6. разные ФОРМЫ РЕЧИ: диалог, монолог,скрытый” диалог, прямая речь


Наши рекомендации