Финансовые ресурсы органов местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий.
2. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом.
3. По меньшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять в пределах, установленных законом.
4. Финансовые системы, на которых основываются ресурсы местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, с тем чтобы следовать, насколько это практически возможно, за реальным изменением издержек, возникающих при осуществлении местными органами своих полномочий.
5. Защита более слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, направленных на корректировку последствий неравномерного распределения возможных источников финансирования, а также лежащих на этих органах расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их собственной компетенции.
6. Порядок предоставления перераспределяемых ресурсов необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления.
7. Предоставляемые местным органам самоуправления субсидии, по возможности, не должны предназначаться для финансирования конкретных проектов. Предоставление субсидий не должно наносить ущерба основополагающему принципу свободного выбора органами местного самоуправления политики в сфере их собственной компетенции.
8. Для финансирования инвестиций органы местного самоуправления должны в соответствии с законом иметь доступ к национальному рынку капиталов.

Источники пополнения местных финансов.

В законе ничего конкретного не нашла, обратимся к закону 1997

Источники:

· средства местного бюджета

· государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления,

· другие финансовые средства

Королев С. В. В работе Теория муниципального управления пишет:

Среди этих источников следует выделить

(1)местный бюджет;

(2)внебюджетные фонды;

(З)авуары хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования; (^муници­пальные кредитные учреждения

(5)местные сберегательные кассы.

А что такое авуары?)- активы, виды денег, денежных средств, ценных бумаг (наличные и безналичные деньги, чеки, векселя, переводы,аккредитивы), за счет которых производятся платежи и погашаются обязательства их владельцев. (википедия)

Основной источник, конечно, бюджет. Подробнее о нем будет далее.

Понятие «местный бюджет», его экономическая и правовая составляющие.

Понятие:

Местный бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения вопросов местного значения. (учебник Васильева, Авакьяна)

Что говорит БК? Местному бюджету посвящена ст.15

Статья 15. Местный бюджет

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Экономическая составляющая-это доходы и расходы бюджета.
Правовая составляющая-НПА, регулирующие данные отношения: хартия, ФЗ 2003, БК, законы субъектов и др.

Содержание принципа самостоятельности местных бюджетов.

В части 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

В чем же самостоятельность?

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации.

Разберем по полочкам

1) Самостоятельность в формировании-возможность устанавливать местные налоги и сборы; возможно самообложение

2) Утверждение-готовит его обычно местная администрация, а утверждает представительный орган МО

3) Исполнение –обеспечивается местной администраций. Организация исполнения местного бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган администрации муниципального образования.

4) Контроль-каждый год отчет представляется предст. Органу, также контрольный орган мо может провести проверку

Содержание принципа сбалансированности местных бюджетов.

Ст. 52 ФЗ 2003- 2. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

на вопрос, что это за сбалансированность отвечает БК

Статья 33. Принцип сбалансированности бюджета

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Структура местного бюджета.

Доходы- это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.

Расходы- это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления

Конкретика-в табличке (так удобнее и короче)

Финансовые ресурсы органов местного самоуправления - student2.ru

Наши рекомендации