Способы формирования муниципального имущества: гражданско-правовой и административный

1) Административный порядок предполагает волю одной стороны – государства и реализуется при издании акта органа государственной власти.

2) Гражданско-правовой способ основывается на переходе прав на объекты собственности путём заключения гражданско-правовых договоров и сделок. Муниципальное образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских прав. В этом случае учитывается воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение с контрагентом.

Соотношение прав органов и должностных лиц МСУ и права населения непосредственно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью. Особенности совершения сделок с муниципальным имуществом.

§ Управление муниципальной собственностью отнесено к компетенции органов местного самоуправления, которые в соответствии с нормами гражданского законодательства осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, действуя от имени муниципального образования.

§ В ряде случаев эти права осуществляет непосредственно население муниципального образования.

ü Например, в определенных случаях Федеральный закон N 131-ФЗ такое их право предполагает применительно к малым поселениям с численностью жителей не более 100 человек, обладающих избирательным правом. Здесь решают вопросы местного самоуправления на сходе граждан. Эти вопросы могут включать и распоряжение собственностью поселения. Во всяком случае, осуществляя полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции этого органа, сход определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности данного поселения

Управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Þ 4 метода управления муниципальным имуществом:

1) организационно-правовые

2) организационно-экономические

3) финансовые

4) учетно-аналитические

1) Организационно-правовой метод заключается в издании органами и должностными лицами местного самоуправления правовых актов, регулирующих вопросы управления муниципальной собственностью. Это могут быть, например, решения об участии в обществах и товариществах, решения о развитии коммунальной инфраструктуры муниципального образования, о развитии муниципального транспорта и др.

2) Организационно-экономический метод предполагает управление муниципальной собственностью. Оно обычно рассредоточено по отраслевым органам местного самоуправления - в зависимости от того, каким целям служит муниципальное имущество (сюда же относится ведение реестров имущества, планирование его использования, инвентаризация, аудит и др.).

3) Финансовый метод тесно увязан с экономическим и предполагает учет и планирование доходов и расходов муниципальных образований, в том числе в зависимости от объемов муниципальной собственности.

4) Учетно-аналитический метод позволяет определить, какого рода деятельность муниципального образования и какого рода объекты собственности (включая муниципальную) приносят доход, а какие - влекут расходы; прогнозировать их соотношение и с учетом этого предложить оптимальный план развития муниципального образования

Система нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере управления

Муниципальным имуществом

§ Конституция РФ, ч.2 ст. 8 - 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

ФЗ- 131, Гражданский Кодекс, ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и др.

§ На уровне субъектов – ранее, до принятия ФЗ-131 субъекты могли принимать законы, определяющие порядок формирования муниципальной собственности, управление и распоряжение ею; регулирующие порядок передачи объектов собственности субъектов РФ в иные формы собственности (в том числе посредством приватизации); разграничивающие собственность, в том числе муниципальную, и др.

С момента вступления Федерального закона 2003 г. в силу все эти акты требуют отмены, поскольку субъекты РФ вправе осуществлять регулирование местного самоуправления лишь по тем вопросам, которые прямо указаны в этом Законе, а права регулировать вопросы управления муниципальной собственностью субъектам не предоставлено.

По концепции Закона 2003 г. к ведению представительных органов муниципальных образований отнесено "определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности" (ст. 35). Это означает, что данные органы принимают нормативные акты по указанному вопросу на основе норм Конституции РФ и федеральных законов, т.е. минуя уровень субъектов РФ.

§ Таким образом, на уровне местного самоуправления возможно принятие правовых актов, регулирующих порядок управления мун. Собственностью.

Наши рекомендации