Понятие делегированных полномочий.

Делегированные полномочия – это полномочия, которые государство передает органам МСУ и за выполнением которых осуществляет контроль.

Это закреплено в Конституции РФ (статья 132, часть 2): «Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».

По своей природе делегированные полномочия МСУ являются государственным полномочиями (а не полномочиями органов МСУ) – в этом их отличие от собственных полномочий МСУ. Даже в случае их передачи органам МСУ, они не теряют характера государственных полномочий и могут быть в любое время возвращены в компетенцию соответствующих государственных органов.

Эти полномочия могут делегироваться органам МСУ лишь в каждом конкретном (индивидуальном) случае, то есть такая передача не должна носить массового, группового характера, должна иметь определенные пределы.

Делегированные полномочия МСУ осуществляются органами МСУ муниципальных районов и органами МСУ городских округов, если иное не установлено ФЗ или законом субъекта (ч. 3 ст. 19).

За реализацией этих полномочий органами МСУ, за расходованием, использованием переданных им материальных и финансовых средств, прямой контроль осуществляют соответствующие государственные орган.

Делегированные полномочия – это не право, а обязанность органов МСУ, приказ, который нельзя не выполнять, так как за его нарушение следует лишение МСУ соответствующего финансового обеспечения.

В ФЗ не фигурирует понятие«делегированные полномочия», там употребляется такая формулировка: «отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления».

Там даётся определение: «Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления» (ч. 1 ст. 19).


Порядок наделения местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Делегированные полномочия не просто так передаются, а только законом и в строго установленном порядке.

Причём закон может быть принят как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта.

С уровня РФ на уровень МСУ передаётся очень мало полномочий, чего не скажешь об уровне субъектов РФ, с которого и делегируется основная масса делегированных полномочий.

На практике субъекты Российской Федерации чаще всего передают органам местного самоуправления полномочия в сфере:

1) государственной регистрации актов гражданского состояния;

2) лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;

3) лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов;

4) лицензирования образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений;

5) совершения нотариальных действий;

6) назначения и выплаты компенсационных выплат;

7) ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;

8) медико-социальной экспертизы;

9) установления значений отдельных корректирующих коэффициентов для расчета единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

10) порядка пользования отдельными природными ресурсами;

11) формирования и организации деятельности административных комиссий на территориях субъектов Российской Федерации и т.д.

Прекращение делегированных полномочий также осуществляется строго по закону и с соответствующим заблаговременным уведомлением.

Государство заинтересовано в том, чтобы обеспечить единый стандарт жизнеобеспечения на всех уровнях, независимо от того, в чьём ведении находятся те или иные полномочия.

Поэтому контрольосуществляется не только за законностью, но и за целесообразностью расходования выделенных средств.

à

«Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств» (ч. 1 ст. 21).

Условия в ФЗ:

1) Срок à по общему правилу, полномочия передаются на неопределённый, неограниченный срок, тем не менее, если срок ограничен – это указывается в законе (ч. 4 ст. 19)

2) Чёткий перечень прав и обязанностей органов МСУв этой сфере + органов государственной власти.

3) Финансовое обеспечение à методика расчета для каждого региона своя, обязательно указывается в законе, тем не менее, всегда учитывается кол-во граждан, кол-во и особенности функций и административных действий.

4) Чёткое наименование конкретных органов МСУ,которым передаются полномочия.

5) Чёткий перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств.

6) Порядок отчетности органов МСУ об осуществлении делегированных полномочий.

7) Порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением органами МСУ делегированных полномочий и наименования органов, осуществляющих указанный контроль.

8) Условия и порядок прекращения осуществления органами МСУ делегированных полномочий.

(всё это должно содержаться в ФЗ - то указано в ч. 6 ст. 19)

Для закона субъекта есть дополнительные требования – он также должен содержать:

ü Права и обязанности ВДЛ субъекта, связанные с осуществлением делегированных полномочий, аналогичные правам и обязанностям ФОИВ, предусмотренным ФЗ.

ü Права и обязанности органов МСУ, связанные с осуществлением делегированных полномочий, аналогичные правам и обязанностям ВДЛ субъекта, предусмотренным ФЗ.

(об этом в ч. 6.1. ст. 19).

!!! Запрет перепрофилирования материальной базы, прикрываясь делегированными полномочиями.

à

«Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий» (ч. 8 ст. 19).

Наши рекомендации