Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

· 11) Образование участков референдума.

Согласно ФЗ 2002,

Образование избирательных участков, участков референдума,

1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. Избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а в случае назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума они являются также участками референдума.

2. Избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке.

Þ Избирательные участки, участки референдума образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума.

3. Избирательные участки, участки референдума для граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания.

4. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

· 12) Ведение агитации по вопросам референдума.

§ Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума.

§ Агитационный периодпрекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

§ Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

§ Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

· 13) Проведение голосования на местном референдуме. Установление итогов референдума. Реализация принятого на местном референдуме решения. Юридическая сила решения, принятого на местном референдуме.

Þ Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Þ Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Согласно ФЗ 2002 г.,

§ Референдум признается соответствующей комиссией референдума не состоявшимся в случае, если в нем приняло участие не более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума на территории проведения референдума.

§ Соответствующая комиссия референдума признает решение не принятым на референдумев случае, если за это решение проголосовало не более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Законом субъекта Российской Федерации не могут устанавливаться дополнительные основания признания референдума несостоявшимся.

Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, участков референдума, списки избирателей, участников референдума на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе, округе референдума;

в) по решению суда.

§ Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

§ Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

§ Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Муниципальные выборы

· Понятие

Предусмотрены ФЗ 2003 г. в статье 23; при этом легального определения НЕ дается.

Муниципальные выборы - форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.

Муниципальные выборы проводятся:

→во-первых, в целях формирования представительного органа муниципального образования и иных выборных органов (контрольного и др.);

→во-вторых, в целях избрания главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

· Разновидности:

Þ Среди видов муниципальных выборов можно выделить следующие ОСНОВНЫЕ ВЫБОРЫ:

1) Очередные выборы:

- проводятся в связи с истечением срока полномочий органа или д/л МСУ;

- срок полномочий определяется уставом МО; он должен быть не менее 2 и не более 5 лет;

2) Досрочные выборы:

- проводятся в случае досрочного прекращения полномочий выборных органов и д/л;

Þ Муниципальные выборы делятся также на повторные и дополнительные:

1) Повторные выборы:

- проводятся в случае, если ОСНОВНЫЕ выборы были признаны несостоявшимися, недействительными;

- также в случае, если кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного д/л, — полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица;

- и в других предусмотренных законом случаях (например, при проведении выборов по многомандатным избират. округам, когда не все мандаты замещены);

2) Дополнительные выборы:

-назначаются в ОДНОМАНДАТНОМ избирательном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата по этому округу;

! Повторные и дополнительные выборы не проводятся, если депутат не может быть избран на срок более 1 года.

· Принципы избирательного права

1) Принцип всеобщности:

- нельзя забывать о цензах:

· возрастной – 18 лет (закон субъекта может установить свой, но не более 21 года),

· место жительства (с исключениями – закон может предоставить акт. избирательное право лицу, живущему за пределами избирательного округа; даже иностранцу в соответствии с международными договорами РФ);

· количество сроков подряд (может быть установлено уставом МО).

2) Принцип равного голосования:

- каждый избиратель имеет 1 !!! голос;

- в соответствии с законом образуются избирательные округа примерно с равным числом избирателей;

- предполагается равенство возможностей всех избирательных объединений, кандидатов, участвующих в муниципальных выборах.

3) Принцип прямого голосования:

- т.е., избиратели голосуют за кандидатов, списки кандидатов непосредственно.

4) Принцип тайного голосования:

- нужно, чтобы исключалась возможность контроля за волеизъявлением гражданина;

5) Участие гражданина в муниципальных выборах добровольное и открытое:

-никто не может принуждать граждан участвовать в выборах или не участвовать как он хочет;

6) Открытость и гласность муниципальных выборов:

- это значит, что назначение, подготовка, проведение выборов, а также деятельность избирательных комиссий по подсчету голосовоткрыты и гласны;

- надо создать необходимые условия для СМИ, чтобы они могли освещать мун. выборы;

7) Честность, справедливость, подлинность муниципальных выборов:

- нужно для всех кандидатов создать равные условия, позволить им состязаться и конкурировать;

- нужно исключить любые возможности для фальсификации результатов и др.

8) Обязательность и периодичность муниципальных выборов:

- гарантии установлены в ФЗ №131:

→единый день окончания срока, на который избираются органы и д/л (воскресенье марта/октября)

→ изменение срока полномочий действующих органов – только в случаях, предусмотренных ФЗ (ст. 81, п. 6 и 9);

→если срок полномочий истекает в период военного/чрезвычайного положения – органы исполняют свои полномочия до конца такого положения;

→досрочные выборы в случае досрочного прекращения полномочий должны быть проведены не позднее, чем через 6 месяцев со дня досрочного прекращения;

! выборы назначает уполномоченный орган, если не назначил – избирательная комиссия, если не комиссия – то в суд. порядке.

9) Судебная защита избирательных прав и свобод участников муниципальных выборов :

- важна РЕАЛЬНАЯ возможность обжалования официальных итогов голосования, результатов выборов, нарушения избирательных прав и свобод граждан;

· Круг субъектов, которые могут быть кандидатами:

o граждане, обладающие пассивным избирательным правом– НЕЗАВИСИМО от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и др…

o в соответствии с межд. договором – иностранные граждане;

Þ Не участвуют в выборах в качестве кандидатов и голосовать:

§ не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

§

§ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Насчет возраста: минимум 18 (законы субъектом могут установить свой, но не выше 21 года);

Установление максимального возраста запрещено!

Выдвижение депутата на одних выборах по нескольким избирательным округам запрещено!

· Виды избирательных систем, применяемые при проведении муниципальных выборов

Избирательная система – это способ установления результатов голосования на муниципальных выборах (определения кандидатов, признанных избранными).

Легальное определение избирательной системы (ст. 23 ФЗ) – условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

1) Мажоритарная система:

→избран тот, кто набрал установленное законом большинство голосов избирателей (абсолютное или относительное);

2) Пропорциональная система:

→в основе – принцип распределения депутатских мандатов между списками кандидатов в депутаты пропорционально набранным голосам;

3) Пропорционально-мажоритарная система:

→система смешанная.

Þ ФЗ №131 2003 года – законом субъекта РФ определяются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения.

Þ Конкретная избирательная система, используемая в муниципальных образованиях, устанавливается УСТАВОМ МУН. ОБРАЗОВАНИЯ.

· Основные стадии избирательного процесса

1) назначение муниципальных выборов;

ФЗ 1995 года НЕ давал точного ответа на вопрос, кто конкретно назначает мун. выборы.

Вообще порядок проведения муниципальных выборов устанавливается законом субъекта РФ =>именно в нем и определялось, кто назначает выборы.

§ ФЗ 2003 года - муниципальные выборы назначает представительный орган муниципального образования (ст. 23).

§

§ !!! В порядке исключения мун. выборы могут быть назначены избирательной комиссией МО– в случаях, когда:

Ü представительный орган муниципального образования не назначит в установленные сроки муниципальные выборы;

Ü отсутствует представительный орган муниципального образования;

Ü полномочия депутатов этого органа досрочно прекращены, что повлекло за собой неправомочность данного представительного органа.

Ü

§ !!! Может назначить также суд общей юрисдикции(если муниципальные выборы не были назначены в установленные сроки ни представительным органом, ни ИКМО).

ü Что касается особого порядка назначения муниципальных выборов в условиях реформирования местного самоуправления:

Согласно ФЗ 2003 г.:

законы субъектов РФ принимают законы о выборах в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, в которых устанавливают:

Ø численность депутатов представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий,

Ø сроки полномочий глав вновь образованных муниципальных образований,

Ø даты выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований и выборов глав вновь образованных муниципальных образований,

Ø другие вопросы подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований.

Ø

Þ Решение о назначении выборов в органы местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

→оно подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через 5 дней со дня его принятия;

Þ ИКМО назначает муниципальные выборы не позднее чем за 70 дней до дня голосования:

→подлежит опубликованию не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного указанным Законом срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Голосование не может проводиться в:

Ø нерабочий праздничный день;

Ø предшествующий ему день;

Ø день, следующий за нерабочим праздничным днем;

Ø воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.

!!! День голосования по общему правилу - является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов.

2) образование избирательных округов, избирательных участков; составление списков избирателей;

Списки избирателей формируются из зарегистрированных избирателей.

В списки избирателей также включаются:

- дееспособные 18-летние иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего МО;

- граждане ТОЛЬКО НА ОДНОМ избирательном участке;

Список избирателей составляется в двух экземплярах.

Участковая комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения. Каждый гражданин вправе сообщить в участковую комиссию об изменении соответствующих сведений об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем участке.

Þ Что касается ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ:

Для проведения мун. выборов образуются:

- одномандатные и/или многомандатные избирательные округа; тут есть требования ФЗ:

ü примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных или отдаленных местностях — не более чем на 30%;

ü при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта РФ территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта РФ может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40%;

ü избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий;

!!! ВАЖНО: в случае образования многомандатногоизбирательного органа число мандатов, подлежащих в этом органе распределению, не должно превышать 5.

- единый избирательный округ:

→включает всю тер-рию мун. образования;

→создается для выборов глав муниципального образования или представительного органа.

Þ Что касается ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ:

-образуются для проведения голосования и подсчета голосов из расчета не более 3 тысяч избирателей на участок;

- границы избирательных участков НЕ ДОЛЖГНЫ пересекать границы избирательных округов;

!!! Списки избирательных участков должны публиковаться.

3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов), их регистрация и статус;

ФЗ предусматривает возможность реализации гражданином его ПАССИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА путем а) непосредственного выдвижениялибо б) в составе списка кандидатов.

1. Непосредственное выдвижение:

- может быть осуществлено путем:

o самовыдвижения (производится путем уведомления избирательной комиссии, проводящей регистрацию кандидатов);

o выдвижения избирательным объединением;

2. Выдвижение списков кандидатов избирательными объединениями:

-как мы уже поняли, могут выдвигать и кандидатов, и списки кандидатов;

- при этом:

→в одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата;

→ в многомандатном избирательном округе вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе.

- список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы;

4) информационное обеспечение муниципальных выборов и проведение предвыборной агитации;

Информационное обеспечение призвано обеспечить гласностьвыборов; включает в себя:

· информирование избирателей;

- содержание информ. материалов должно быть достоверным, объективным, не нарушающим равенства кандидатов;

- информирование – это НЕ агитация, тут не должно быть предпочтения тем или иным кандидатам;

· предвыборную агитацию.

-этодеятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющую цель побудить избирателей к голосованию за или против(например, призывы, выражения предпочтения, описание всевозможных последствий, распространение субъективной информации и др.);

-можно агитировать самому, можно привлекать третьих лиц (но: совершеннолетних);

- агитация начинается за 28 дней и заканчивается за 1 сутки;

5) голосование и определение итогов голосования, установление результатов муниципальных выборов, их официальное опубликование (публикация):

- голосование длится не менее 10 часов (обычно с 8 до 20); это определяется законом субъекта РФ;

- голосование проходит в специально оборудованных помещениях(где не допускается присутствие других лиц), с помощью специальных бюллетеней, имеющих строго определенную форму; если не может прийти и проголосовать – голосует на дому (строго по закону, с заявлением);

- каждый избиратель голосует ЛИЧНО;но если он не может – делает это с помощью другого избирателя – не кандидата;

- подсчет голосов осуществляется открыто и гласно (!);

- оформляются все действия по подсчету протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке;

Þ !!! Выборы признаются несостоявшимися, если:

→явка меньше 20% (раньше – ТЕПЕРЬ ПОЛОЖЕНИЕ ИСКЛЮЧЕНО ВООБЩЕ, нет порога явки);

→меньше двух списков кандидатов принимают участие в распределении мандатов и др.

Þ Итоги голосования признаются недействительными:

→ если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

→ если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем 1/4 от общего числа избирателей;

→ по решению суда.

· Проведение повторных и дополнительных выборов. Регистрация избранных кандидатов

Повторное голосование:

- по двум и более кандидатам, получившим наибольшее число голосов;

- по итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей по отношению к числу голосов избирателей, полученных другим кандидатом,

- если второй кандидат выбыл, его место передается следующему по количеству набранных голосов.

Повторные выборы:

Назначаются в случаях:

Ø если выборы признаны несостоявшимися, недействительными;

Ø либо кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, — полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица;

Ø если по итогам выборам не все мандаты замещены.

Дополнительные выборы:

- проводятся в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу;

! Повторные и дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более 1 года.

· Особенности финансирования муниципальных выборов:

§ Расходы на подготовку и проведение выборов – из МЕСТНОГО БЮДЖЕТА, иногда выделяет РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ.

Наши рекомендации