Государственная гарантированность МСУ

Государственная гарантированность =система способов обеспечения функционирования местного самоуправления.

В самом общем виде гарантии представлены в ст. 12 Конституции РФ: в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

В гл. 8 Конституции РФ обозначены наиболее важные направления и способы обеспечения местного самоуправления, включая:

Ø самостоятельное решение населением вопросов местного значения,

Ø организационную самостоятельность,

Ø самостоятельность в пользовании, владении и распоряжении муниципальной собственностью.

Ø Кроме того, на конституционном уровне местному самоуправлению гарантируется возмещение расходов, возникших по вине органов государственной власти,

Ø а также запрещено произвольное ограничение прав местного самоуправления. Все это базируется на гарантии, сформулированной как право на судебную защиту местного самоуправления от каких бы то ни было неправомерных посягательств.

Конституционные положения конкретизируются в текущем законодательстве, и в первую очередь в Федеральном законе 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Уже в ч. 1 ст. 1 этот Закон провозглашает местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, которое признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

§ В ч. 3 ст. 3 Закона приводится закрытый перечень оснований для ограничения, причем только федеральным законом, права на местное самоуправление. Это допускается в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, а также для обеспечения обороны и безопасности государства. Изменением общих принципов организации местного самоуправления исключительно федеральным законом федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Наиболее широкое закрепление принцип государственных гарантий местного самоуправления получил в институтах непосредственной демократии. В первую очередь это относится к местному референдуму и муниципальным выборам. В Федеральном законе 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регламентация фактически каждой стадии избирательного процесса содержит нормы, направленные на обеспечении права жителей муниципального образования избирать и быть избранными.

Федеральный закон 2007 г. о муниципальной службе в Российской Федерации, законы субъектов РФ о муниципальной службе, о статусе депутата и выборных должностных лиц местного самоуправления закрепляют гарантии для муниципальных служащих, депутатов и других выборных лиц. В законодательстве достаточно подробно регламентированы способы обеспечения их трудовых прав и социальных гарантий


13. Европейская хартия местного самоуправления. Общая характеристика.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Одним из таким актов международного права, важнейшим элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является подписанная от имени Российской Федерации 28 февраля 1996 года, ратифицированная Федеральным собранием Российской Федерации (Федеральный закон от 11.04.98 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления») и вступившая в силу для Российской Федерации с 01 сентября 1998 года Европейская хартия местного самоуправления, разработанная и принятая Советом Европы 15 октября 1985 года.

Европейская хартия местного самоуправления дает понятие местного самоуправления (ст. 3), устанавливает общие принципы закрепления компетенции самоуправления (ст. 4), закрепляет гарантии защиты территории местным самоуправлением (ст. 5), право местного самоуправления определять свои внутренние административные структуры (ст. 6). Кроме того, она включает положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне (ст. 7), об источниках финансирования органов местного самоуправления (ст.9), об административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления (ст.8), а также закрепляет право органов местного самоуправления на объединение (ст. 10) и право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий (ст.11).

При этом Европейская хартия местного самоуправления устанавливает обязательства государств, подписавших ее, в том числе Российской Федерации. Так, согласно ст. 2 «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства». Российская Федерация как участник этого договора обязуется соблюдать установленный ст. 12 минимальный уровень гарантий организации и деятельности местного самоуправления на своей территории. Европейская хартия местного самоуправления устанавливает обязанность государств - членов Совета Европы, в том числе Российской Федерации, направлять Генеральному секретарю Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и иных мерах, предпринятых для того, чтобы соответствовать Европейской хартии местного самоуправления.

Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления, являясь базовым элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливает не только основные принципы и положения правового регулирования местного самоуправления, но и минимально необходимые рамки по составу и содержанию остальных элементов правовой основы: Конституции Российской Федерации, федеральных законов по вопросам местного самоуправления и др.

14. Особенности англосаксонской системы местного самоуправления (на примере Великобритании).

Англосаксонская модель

Родина-Великобритания.

Действует в США, Канаде,Австралии, Новой Зеландии.

Зародилась после принятия в 1834 г. Закона о попечительстве бедных, который считается актом, по­ложившим начало современной системе местного управления. Этот акт предусматривал создание управленческой системы, постоянно рабо­тающей, с оплачиваемым аппаратом, которая стала основой деятельно­сти всех местных властей.

Основные характерные черты:

1. Отсутствие на местах полномочных представителей правительства; опекающих местные выбор­ные органы.

2. Утвердившийся в XIX в. в Великобритании принцип, согласно которому муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешено законом.

Англосаксонская система

Правовая база муниципального управления была создана частными и местными статутами, которые принимал парламент, опре­деляя полномочия муниципальных органов, основы их взаимоотноше­ний с центральными органами власти.

С 1689 по 1832 г. парламентом бы­ло принято более 200 таких актов, создавших основу для принятия в 1834 г.(1) Закона о попечительстве бедных (Муниципалитеты получили право назначать чиновников, проводить различные мероприятия, связанные с ликвида­цией нищеты.)

В 1835 г. (2)Актом о муниципальных корпорациях был в основном уста­новлен правовой статус 178 городов Англии и Уэльса.

Данный Акт пре­дусматривал избрание муниципальных советников, гласность заседа­ний и т. д. Этими и последующими актами парламентом в течение столе­тия была создана современная система британских муниципальных органов

Для англосаксонского типа организации местного самоуправления характерны также:

ü высокая степень его автономности;

ü отсутствие прямого подчинения между муниципальными органами разных уровней;

ü отсутствие на местах уполномоченных представителей центрального правительства, опекающих местные органы;

ü избрание населением не только представительных органов, но и отдельных муниципальных должностных лиц;

ü сочетание административного и судебного контроля за законностью действий муниципальных органов.

В англосаксонской модели источником компетенции являются также судебные прецеденты и "частные законы".

Наши рекомендации