Многообразие организационных форм местного самоуправления

Данный принциппредполагает определенный простор для населения в выборе институтов выражения своих интересов на муниципальном уровне, а для законодателя - возможность отражения этих институтов в нормативно-правовых предписаниях.

① Федеральный закон 2003 г. устранил неопределенность и пестроту в территориальной организации местного самоуправления и вместе с тем сохранил многообразие территориальных форм. Основными критериями при определении территориального состава муниципального образования по этому Закону выступают:

§ масштабы территории,

§ численность населения,

§ наличие сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры,

§ а для сельских поселений - еще и плотность населения.

По Закону 2003 г. предусмотрено пять видов муниципальных образований :

1. сельские поселения,

2. городские поселения,

3. муниципальный район,

4. городской округ и

5. внутригородская территория города федерального значения.

Районы в городах не являются муниципальными единицами!!! (являются только в городах федерального значения)

② Значительные изменения в сторону увеличения многообразия по Федеральному закону 2003 г. получили формы непосредственной демократии на муниципальном уровне. Если по Закону 1995 г. их было пять, то в Законе 2003 г. налицо двухкратное увеличение. Кроме того, в новом Законе институт непосредственной демократии разделен на две части

1) формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (позволяют непосредственно жителям принимать окончательные и обязательные к исполнению решения.)

§ муниципальные выборы,

§ местный референдум,

§ голосование по отзыву депутата или выборного лица местного самоуправления,

§ голосование по вопросу об изменении границ муниципального образования, если речь идет о разделении поселения или объединении двух или более поселений,

§ голосование об изменении статуса городского поселения или городского округа.

2) формы участия населения в осуществлении местного самоуправления. (позволяют жителям обсуждать вопросы местного значения, получать информацию о том, что происходит в муниципальном образовании, выражать свое мнение по тому или иному поводу и т.п.)

§ голосование по вопросам изменения границ в случае разделения муниципального района или об объединении двух или более муниципальных районов,

§ правотворческая инициатива граждан,

§ публичные слушания, собрания и конференции,

§ опросы жителей,

§ обращения граждан в органы местного самоуправления.

Принцип многообразия организационных форм местного самоуправления в значительной мере проявляется и собственно в системе органов и должностных лиц муниципального образования, соответственно, в порядке их формирования и замещения должностей.

Ø В Законе 2003 г. явно просматривается ограничение полномочий муниципального образования в определении системы органов и должностных лиц местного самоуправления. Но все-таки места для реализации принципа многообразия организационных форм осталось вполне достаточно.

Ø Обязательными к созданию в каждом муниципальном образовании по Закону 2003 г. являются

§ представительный орган,

§ глава муниципального образования и

§ местная администрация.

По усмотрению муниципального образования создается контрольный орган и другие органы местного самоуправления. При этом допускаются варианты порядка формирования и замещения ключевых подразделений.

Ø Применительно к представительному органу следует сказать, что в муниципальном образовании с числом избирателей менее 100 человек таковой не создается, а его полномочия реализуются сходом жителей. Возможны разные способы избрания депутатов представительного органа. Они могут избираться по одномандатным, многомандатным округам и по спискам, а также в сочетании этих способов. Представительный орган муниципального района может формироваться даже в порядке делегирования в его состав глав муниципальных образований и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав района.

Ø В порядке замещения должности главы муниципального образования тоже допускаются варианты. Он может избираться как населением непосредственно, так и представительным органом муниципального образования из своего состава. В случае избрания главы муниципального образования населением он может либо входить в представительный орган, либо возглавлять местную администрацию. Но при формировании представительного органа муниципального района в порядке делегирования глава автоматически становится председателем представительного органа. В муниципальном образовании с числом жителей менее тысячи человек глава муниципального образования может сочетать все ключевые должности.

Ø Глава местной администрации может быть как главой муниципального образования, так и лицом, принимаемым по контракту на конкурсной основе. Структура самой администрации муниципального образования самостоятельно определяется представительным органом по представлению главы местной администрации и являет собой действительное многообразие с точки зрения наименования подразделений, их количества, числа работников и т.д.

④ Принцип многообразия организационных форм местного самоуправления также проявляется в создании и деятельности самых разных по порядку формирования, составу, сферам приложения усилий совещательных, координационных, консультативных органов при органах муниципального образования, их подразделениях и должностных лицах

Наши рекомендации