Рабочая программа учителя-логопеда

Утверждаю

Заведующий

название учреждения

личная подпись

место для печати

Приказ № от

Рабочая программа учителя-логопеда

Старшей группы компенсирующей направленности

№ … для детей с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи)

Учитель-логопед_____________________________________________________________

Педагог-психолог___________________________________________________________

Воспитатели________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Музыкальный руководитель________________________________________________

Инструктор по физическому воспитанию____________________________

Принято

Протокол педагогического совета

№ от

20….- 20 … учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе Образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Нищевой Н. В., программы «Цвет творчества» (автор Дубровская Н. В.), Программы физического воспитания детей в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) Кирилловой Ю. В.) Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября по 1 июля.

I. Целевой раздел

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой педагоги под руководство учителя-логопеда решают следующие задачи:

· охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;

· осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;

· создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;

· обеспечение познавательного, речевого, социально- коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

· воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;

· воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

· развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

· пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;

В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:

· учет государственной политики;

· особенности контингента детей и кадрового состава группы;

· учет запроса родителей;

· особенности региона.

Группу посещают дети ………….. года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с ….. и …… уровнями речевого развития).

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

Рабочая программа создана с учетом ограниченных возможностей здоровья детей, особенностей их развития, особенностей семей воспитанников, особенностей региона. Что подтверждается проведенными исследованиями.

ТАБЛИЦА 1

ТАБЛИЦА 2

ТАБЛИЦА 3

II. Содержательный раздел

Проектирование образовательного процесса

Учебный план

В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) с октября по май (включительно) проводится в неделю …. подгрупповых или фронтальных занятий продолжительностью 20 минут каждое, что не превышает рекомендованную САНПиНом недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. Индивидуальные занятия со специалистами не включаются в сетку занятий. Лечебная физкультура для нуждающихся выносится за сетку занятий, как лечебная процедура.

Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.

Образовательная область. Направление деятельности Количество занятий в неделю
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы  
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность  
Познавательное развитие. Развитие математических представлений  
Художественно эстетическое развитие. Рисование  
  Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация    
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие
Физическое развитие. Физическая культура   3 (1 на свежем воздухе)
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом
Индивидуальные занятия с логопедом
Индивидуальное занятие с воспитателем
Лечебная физкультура

ТАБЛИЦА 4

ТАБЛИЦА 5

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

Возраст Продолжительность коррекционно-развивающего занятия Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня, во второй половине дня
С … до … … минут фронтальное, подгрупповое, занятие, … минут индивидуальное занятие, … минут интегрированное занятие. В первой половине дня - … минут (включая индивидуальное занятие с логопедом) Во второй половине дня - … минут (включая индивидуальную работу по заданию логопеда).

В середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физкультминутка. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут. В середине фронтального или интегрированного занятия проводится релаксационная пауза.

В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только художественно-эстетического и оздоровительного циклов и индивидуальные занятия со специалистами.

В июне образовательная деятельность не организуется. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.

таблица 7[1]

Комплексно-тематическое планирование работы

Учителя-логопеда

ТАБЛИЦА 8[2]

Модель ежедневного планирования подгрупповых занятий

Учителя-логопеда

Октябрь, 1 неделя

Разделы работы Дни недели
понедельник вторник четверг пятница
Общие речевые навыки Тренировка плавного выдоха. «Осенние листочки» Развитие силы и длительности выдоха. Упражнение с тренажером Дыхательные упражнения «Осенние листочки» (повторение)
Общая моторика. Речь с движением «Листья» «Дождик» «Листья» (повторение) «Дождик» (повторение)
Мелкая моторика Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик» Пальчиковая гимнастика «Осенние листья» «Листья» (повторение). Тетрадь № 1 «Вышел дождик» (повторение)
Зрительное и слуховое внимание Зрительное внимание. Игра «Четвертый лишний» (по теме «Времена года») Зрительное внимание. «Что перепутал художник?» (лето и осень) Слуховое внимание. «Лягушка» Зрительное внимание. Игра «Разноцветные круги» (игротека)
Лексика. Связная речь. Грамматика Актуализация словаря по теме. Составление предложений об осени по картинке. Распространение предложений прилагательными Составление рассказа из четырех предложений об осени по картинке Образование относительных прилагательных (тема «Деревья»). «Разноцветные листья» Полные ответы на вопросы по теме «Осень»
Грамота. Развитие навыков языкового анализа Чтение слогов с пройденными буквами. Развитие навыков звукового анализа слов (выделение начальных согласных звуков). Игра «Катины подарки»
Звукопроизношение Общая артикуляционная гимнастика
Работа над слоговой структурой слова Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: дуб, кусты, рябина

III. Организационный раздел

Режим работы группы — пятидневный с … до … с … -часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни – суббота, воскресение.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и полностью соответствует требованиям «Образовательной программы дошкольного образования для детей тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н. В. Группа имеет огражденный прогулочный участок с игровым и спортивным оборудованием.

Группа воспитанников … года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинет учителя-логопеда, медицинский кабинет, процедурный кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал,

В групповом помещении представлены следующие развивающие центры, имеющие необходимое оснащение:

· речевой центр;

· центр «Наша библиотека»;

· центр науки и природы;

· центр математического развития;

· центр конструктивно-модельной деятельности;

· центр художественного творчества;

· музыкальный центр;

· центр «Играем в театр»;

· центр сюжетно-ролевых игр;

· центр «Умелые руки»;

· физкультурный центр.

В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры:

· центр речевого и креативного развития;

· центр сенсорного развития;

· центр моторного и конструктивного развития.

Работа всех специалистов скоординирована, осуществляется связь с детской поликлиникой № … ….

Утверждаю

Заведующий

название учреждения

личная подпись

место для печати

Приказ № от

Рабочая программа учителя-логопеда

Наши рекомендации