Сферы деятельности и место работы социального педагога.

Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», но вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет ряд существенных отличий. Миссия социального педагога состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество.

Социальный педагог координирует усилия пед коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности ОУ, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих проблемы в жизни.

Деятельность социального педагога является важным компонентом воспитательной системы ОУ.

Социальный педагог – новая профессия, рождение которой, в большей степени, вызвано «новым качеством социализации личности», в связи с изменениями современного мира.

В зависимости от профиля местом работы социального педагога могут быть:

- социально-педагогические службы образовательных учреждений (дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, специальных коррекционных образовательных учреждений, лицеев, гимназий, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учебных заведений, вузов);

- социальные службы специализированных учреждений (центров реабилитации, социальных приютов);

- службы муниципальных органов (органы опеки и попечения, центров социальной психолого-педагогической помощи, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям).

Предметом деятельности социального педагога является проблемная ситуация развития ребенка. Включаясь в проблему, социальный педагог берет часть проблем ребенка на себя, актуализирует личностный потенциал ребенка, активно создает целесообразные социальные отношения, формируя тем самым ситуацию преодоления проблемы.

По мнению В.А. Сластенина, назначением профессиональной деятельности социального педагога

является повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей и подростков. Профессия «социальный педагог» официально зарегистрирована в российских государственных документах в марте – апреле 1991 года и создана для решения социальных проблем человека и общества, в их числе:

  • Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;
  • Эмоциональные и психологические проблемы;
  • Нужда и бедность;
  • Алкоголизм и наркомания;
  • Насилие и дискриминация;
  • Национальные проблемы и миграция;
  • Преступление и правонарушение;
  • Безработица и профессиональная адаптация;
  • Жилищная проблема;
  • Опекунство, попечительство, усыновление;
  • Родительская жестокость и другие.

Главной сферой деятельности социального педагога является социум. При этом приоритетной является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства.

Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме. Деятельность социального педагога можно рассматривать как особый вид взаимодействия ребенка и взрослого. Содержание практической деятельности социального педагога можно представить как реализацию различных социальных ролей: посредника, защитника, наставника, помощника, эксперта, советчика, общественного деятеля, друга, психотерапевта, исследователя.

В задачи практической деятельности социального педагога входит:

  • организует воспитательную работу в классе, группе и т.д., направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, уважение к окружающей природе;
  • изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся;
  • выступает посредником между личностью и ОУ, семьёй, средой, органами власти;
  • способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья;
  • взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб и ведомств в оказании помощи детям,
  • участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.


39. Основные методы работы социального педагога.

Основные направления деятельности социального педагога школы с подростками определяют основные методы его работы (метод - путь познания, способ построения и обоснования научного знания).

Составным элементом методики работы социального педа­гога является метод. Методы работы социального педагога — способы взаимо­действия специалиста и подопечного с целью решения конк­ретной социально-педагогической проблемы.

Каждый метод выступает как инструмент, с помощью кото­рого педагог воздействует на сознание, чувства, поведение подо­печного, его отношения с окружающей средой, организует разно­образную социальную деятельность. Понятия «метод социально-педагогической работы» и «форма организации соци­ально-педагогической работы» близки по своему содержанию.

В теории и практике социально-педагогической деятельнос­ти употребляется и такое понятие, как «прием работы социаль­ного педагога»— составная часть, деталь метода социально-педа­гогической работы. Поэтому иног­да методы рассматриваются как определенное сочетание, сово­купность различных приемов.

Прием- устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального педагога способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Например, метод убеждения реализует­ся при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, ана­лиз ситуации, беседа.

Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, от возрастных и индивидуальных особенностей по­допечного, его микросоциального окружения, уровня образова­ния, адаптационных способностей, а также от профессиональ­ной компетенции и мастерства социального педагога.

Классификация методов работы социального педагога— выстроенная по определенному признаку система, с помо­щью которой у них выявляют общее и особенное, теоретичес­кую и практическую составляющие, что способствует осоз­нанному выбору и наиболее эффективному их применению.

Классификация общих методов социально-педагогической деятельности может иметь следующую структуру:

  • методы формирования сознания подопечного (объяснение, разъяснение, беседа, диспут и т.д.);
  • методы организации деятельности и формирования пози­тивного социального опыта подопечного (приучение, упражнение, требование, создание воспитывающих ситуаций, инструктаж и т.д.);
  • методы стимулирования и мотивации деятельности и по­ведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, на­казание, игровые методы и т.д.);
  • методы контроля эффективности социально-педагоги­ческого процесса (диагностика, анализ результатов деятельности подопечных, социально-педагогический мониторинг, самоана­лиз и т.д.).

При классификации на основе функций социально-педагоги­ческой деятельности можно выделить следующие группы методов:

  • социально-педагогической помощи и поддержки;
  • психолого-педагогической коррекции;
  • социальной адаптации;
  • профилактики;
  • реабилитации;
  • исследовательские методы.

С учетом основных направлений профессиональной деятель­ности социального педагога можно выделить следующие методы:

  • диагностика социальных ценностей личности (наблюде­ние, беседа, анкетирование, интервью, экспертная оценка, мо­ниторинг, биографический метод и др.);
  • профессиональное взаимодействие с подопечным (убежде­ние, внушение, информирование, консультирование, гуманиза­ция условий учебы, труда и быта и др.);
  • организация социально-педагогического процесса (органи­зация профессионального взаимодействия со специалистами раз­личных служб, индивидуальная, групповая, коллективная работа с подопечными и др.);
  • социально-экономические (денежная помощь, компенсаций; патронаж, бытовое обслуживание и др.);
  • организационно-управленческие (инструктирование, подбор и расстановка кадров, ме­тод требования, критики и самокритики, контроля и проверки выполнения).

Классификация по характеру социальных ролей, которые выполняет социальный педагог (например, методы посреднической деятельности, пра­возащитной деятельности, волонтерской работы, консультатив­ной деятельности и т.д.).

В реальных условиях социально-педагогической деятельно­сти методы работы социального педагога выступают в сложном единстве. На каком-то определенном этапе социально-педагоги­ческого процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде, но без соответствующего под­крепления другими методами, без взаимодействия с ними невоз­можно достичь намеченной цели.

основные методы работы социального педагога школы:

1) Диагностические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, опрос, тестирование, метод экспертной оценки, анализ документов, биографический метод.

2) Методы воспитания: методы формирования сознания, методы организации деятельности и формирования поведения, методы стимулирования деятельности, методы коррекции поведения.

3) Социально-психологические методы: психокоррекционные методы, психотерапевтические методы, методы психологического консультирования, метод тренинга.

4) Охранно-защитные методы, вызванные конкретными случаями нарушения прав несовершеннолетних: подача от лица несовершеннолетнего необходимых заявлений и исков, сбор документов, представление прав несовершеннолетнего в суде и участие в судебных процедурах и др.

Наши рекомендации