Профессиональная компетентность педагога

Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его профессиональную компетентность. Понятие «компетентность», характеризующее сплав теоретической и практической готовности человека к выполнению какой-либо деятельности, широко используется сегодня в теории и практике общего и профессионального образования. А.К.Маркова выделяет несколько видов профессиональной компетентности, наличие которых означает зрелость че­ловека в профессиональной деятельности:

специальная компетентность - владение собственно профессиональ­ной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проекти­ровать свое дальнейшее профессиональное развитие;

социальная компетентность - владение совместной профессиональ­ной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профес­сии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;

личностная компетентность - владение способами личностного са­мовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

индивидуальная компетентность - владение способами самореализа­ции и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к про­фессионально-личностному росту, самоорганизации и самореабилитации (18, с.34-35).

Своеобразие педагогической деятельности делает недопустимым нали­чие лишь узкоспециальной компетентности, профессионализм учителя определяется сочетанием всех видов профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность педагога мож­но рассматривать как единство общей компетентности, необходимой для человека независимо от его профессии; компетентности в сфере той науки, основы которой он преподает, и психолого-педа­гогической компетентности.

22. Нравственные характеристики личности педагога.

У С.И. Ожегова мы видим: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»].

Итак, основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.

Педагог выступает носителем духовно-нравственных ценностей, воплощая в себе лучшие человеческие качества и пробуждающий у учащихся стремление к активной деятельности, к знаниям, к культуре. Отсюда вытекает проблема определения содержания и формирования нравственности личности самого педагога как базового фактора духовно-нравственного становления обучающихся.

Педагоги являются представителями гуманитарной интеллигенции. В значительной степени от них зависят судьбы образования, культуры, становление будущих поколений. Именно поэтому представляется важным и необходимым уяснение ценностных характеристик педагогической деятельности.

Как показывает А.С. Роботова, нравственные характеристики педагогической деятельности в общественном сознании связываются:

с убеждением, что педагог должен быть воплощением и носителем духовной, нравственной культуры;

с нравственной мотивацией педагогической деятельности; с нравственным характером общения и взаимодействия преподавателя с учащимися;

с целостным влиянием педагога на личность обучаемого, что требует от преподавателя эмпатии, искусства понимания другого человека; со способностью педагога предвидеть и оценивать нравственные последствия своих действий, решений, поступков, экспериментирования.

Это подтверждается данными опросов учащихся, которые образ учителя связывают с огромным «набором» нравственных качеств, необходимых, чтобы профессионально осуществлять педагогическую деятельность (альтруизм, терпимость, чуткость, сострадание, милосердие, уважение другой личности, справедливость, терпение, честность и т. д.). Этот перечень свидетельствует о том, что в требованиях к учителю отражается понимание гуманитарной ценности педагогической деятельности.

Ценностные характеристики педагогической деятельности во многом связываются с ее гуманитарной сущностью, с утвердившимся в общественном сознании образом Учителя как носителя духовных, нравственных ценностей, с отношением к его личности как своего рода эталону.

Все это убеждает в том, что профессиональное становление педагога неразрывно связано с его нравственным становлением, что профессиональное педагогическое образование, достижение профессиональной компетентности неотделимо от становления нравственной направленности личности педагога. Соединение высокой образованности, профессиональной компетентности и нравственной направленности личности педагога является интегральным основанием для определения сущностных ценностных характеристик этой части гуманитарной интеллигенции.

Проблема формирования нравственных качеств преподавателя связана с его приобщением к ценностям, находящимся в основаниях нравственно-ценностной позиции, с его включением в нравственные, ценностные отношения, образующие содержание такой позиции.

Основными критериями нравственности преподавателя выступают его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким, знакомым и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого педагога, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

23. Сущность педагогического общения

Общение — процесс многосторонний, многоплановый. Поэтому существует множество различных определений его. Общение — это обмен или передача информации от одного человека другому.

Общение — процесс взаимодействия людей. Общение — это обмен духовными ценностями и т. д.

Наиболее компактным и точным является, на наш взгляд, определение, данное психологом В. Н. Мясищевым, который рассматривает общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Многозначность понятия «общение» связана с его многофункциональностью.

Для чего необходимо человеку общение?

Во-первых, оно выполняет важнейшую функцию регуляции совместной деятельности людей. Общение и возникло тогда, когда у одного человека появилась потребность объединиться и договориться с другими людьми о совместной трудовой деятельности с целью физического выживания.

Во-вторых, общение служит установлению общности между людьми и самоопределению личности. Вне контактов с другими людьми человек не может существовать не только физически, но прежде всего психологически: ему необходима эмоциональная поддержка, ощущение, что он значим для других, что он свой среди своих. Вместе с тем он стремится не только быть со всеми и как все, но и определиться среди других, привлечь к себе внимание других, выразить себя, проявить свою индивидуальность.

В общении так или иначе выражается отношение человека к другому человеку. И в зависимости от характера этого отношения общение влияет на эмоциональное состояние человека, обеспечивает эмоциональный комфорт или дискомфорт, является средством воздействия одного человека на другого, побуждения его к действию.

Наконец, общение — важнейший инструмент познания, так как только через содержательное общение с другим человеком или продуктами его творческой деятельности мы получаем необходимые знания.

Педагогическое общение, т. е. общение учителя с учениками, помимо уже названных целей выполняет специфические педагогические функции:

1. Обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, в котором происходит обучение.

2. Создает условия для развития интереса детей к учению и обеспечивает творческий характер учебной деятельности.

3. Способствует решению воспитательных задач, которые ставит учитель, так как именно в процессе педагогического общения наиболее интенсивно происходит обмен духовными ценностями, формируется отношение ученика к миру, к людям, к самому себе.

Психологи выделяют различные виды общения, исходя из его целевой направленности. В деятельности же учителя наиболее значимы два из них:

а) межличностное общение (свободное) — общение вне деятельности, нацеленное на создание эмоциональной удовлетворенности взаимоотношениями с окружающими;

б) деловое общение в процессе совместной деятельности: например, двух педагогов, обсуждающих волнующую их профессиональную проблему, или учителя с учениками на уроке во время решения трудной задачи, объяснения нового материала или опроса (при условии общей заинтересованности в результатах совместной деятельности).

Практика показывает, что добиться успеха в деловом взаимодействии можно, только строя его на личностной основе, начиная общение с установления эмоционально благо­приятных взаимоотношений с другими людьми. Наиболее убедительно это доказывает книга Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», автор которой дает множество конкретных советов, помогающих людям различных профессий решать свои деловые проблемы, развивая у себя умение располагать к себе других людей.

Наши рекомендации