Функции и роли социального педагога

В соответствии со сложившимся в нашей стране опытом деятельности социальных педагогов, а также на основе его осмысления в научной литературе и специальных рекомендаций Министерства образования (см., например, Методическое письмо Мин. образования РФ «О социально-педагогической работе с детьми» от 27.02.1995 г.), к важнейшим составляющим профессии социального педагога относят образовательно-воспитательную функцию.

Социальный педагог обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует интеграции педагогических потенциалов всех социальных институтов микрорайона — семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Он стремится использовать в воспитательном процессе все средства общества, воспитательные возможности микросреды, самой личности как субъекта воспитательного процесса.

Не менее значима в профессиональной деятельности социального педагога диагностическая функция. Она предполагает постановку социального диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи и социального окружения; выявляются позитивные и негативные влияния на ребенка, а также различного рода проблемы. Социальный педагог совместно с психологом содействуют выявлению одаренных детей, детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии, девиациями.

Некоторые специалисты, исходя из многоплановой деятельности социального педагога, к его диагностической функции от носят также м е д. и ц и н с к у ю д. и а г н о с т и к у , используя ее ре- зультаты он может определять социально-педагогические последствия заболеваний и признаки их влияния на формирование личности; п с и х о л о г и ч е с к у ю д и а г н о с т и к у , цель которой— использование результатов поставленного диагноза о состоянии психологических особенностей личности в работе социального педагога; с о ц и а л ь н у ю д и а г н о с т и к у с целью научно обо снованного заключения о состоянии социального здоровья ребенка; п е д а г о г и ч е с к у ю д и а г н о с т и к у , включающую изучение личности ребенка и детского коллектива для обеспечения в дальнейшем индивидуального подхода в процессе воспитания; соц и а л ь но-пед а г о г и ч е с к у ю д и а г н о с т и к у , в процессе которой происходит сбор информации о влиянии на личность и со циум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов.

Организаторская функция социального педагога связана с организацией общественно ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогиче-ской помощи разным категориям населения и реализации планов, проектов, программ социальной защиты и поддержки молодежи, людей зрелого возраста, пожилых.

Прогностическая функция предполагает участие социального педагога в разработке перспектив социально-педагогического развития микрорайона и образовательного учреждения, социально-педагогическом проектировании становления личности конкретного ребенка и групп детей.

Организационно-коммуникативная функция направлена на включение школьников в процесс социального воспитания, на организацию совместного труда и отдыха населения микрорайона; на установление деловых и личностных контактов между людьми; способствует налаживанию взаимодействия различных социальных институтов в их работе с детьми и семьями.

Охранно-защитная функция предполагает использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуж- дения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

К функциям социального педагога относят также социально-компенсаторную, посредническую, социально-терапевтическую, коррекционную и ряд других.

Практическая деятельность социального педагога связана с выполнением различных социальных ролей: посредника между детьми и взрослыми, между семьей и социальными службами;

Советчика, друга, эксперта, психотерапевта, помощника и т.д. Умение выступать в различных ролях определяет уровень профессиональной компетентности социального педагога.

5. Система подготовки социального педагога

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992) система образования представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

В России построена модель непрерывного образования, включающая доп. профессиональную подготовку в процессе получения общего образования; профессиональную подготовку в учрежде-ниях начального профессионального, среднего специального и высшего профессионального образования; послевузовское обучение, систему переподготовки и повышения квалификации.

Идея непрерывности образования развита в законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Здесь закреплена политика государства в этой сфере, основанная на принципах гуманизации, фундаментализации, универсальности и альтернативности, преемственности и прогностичности.

Система подготовки социальных педагогов развивается в соответствии с данной концепцией непрерывного образования.

На первой ступени (доп. профессиональной) подготовка социальных педагогов ведется в форме профориентации старших школьников на базе педагогических классов, учебно-производственных комбинатов, учреждений дополнительного образования. В учреждениях начального профессионального образования подготовка социальных педагогов пока не осуществляется.

Следующая ступень профессиональной подготовки — средние специальные учебные заведения. Будущие социальные педагоги обучаются в основном в педагогических и медицинских училищах, и колледжах в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Основными видами деятельности выпускников являются: оказании помощи детям в преодолении проблемных ситуаций при реализации соответствующей образовательной программы; организация деятельности детей с целью их развития в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями; создание благоприятных педагогических условий для воспитания детей; осуществление сотрудничества с родителями по вопросам воспита-ния; организация культурно-просветительской работы в микро социуме; самообразование, повышение уровня квалификации и совершенствования педагогического мастерства.

Важной ступенью профессионального образования будущих социальных педагогов являются высшие учебные заведения. Обучение студентов осуществляется в соответствии с Государствен-ными образовательными стандартами (первое поколение — 1995 г., второе — 2000 г.), которые включают характеристику сферы и объектов профессиональной деятельности социального педагога; его основную квалификацию в соответствии с полученной специальностью; требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по основной образовательной программе; обяза-тельный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности «социальная педагогика» и т.д.

Высокие требования предъявляются к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по программе «Социальная педагогика». Они включают в себя общие требования к образованности специалиста; требования к его знаниям и умениям по дисциплинам обще культурологической, медико-биологической, психолого-педагогической подготовки; требования к знаниям и умениям по дисциплинам предметной подготовки (история социальной педагогики, методика и технология работы социального педагога).

Требования к содержанию профессиональной образовательной программы по специальности «Социальная педагогика» обеспечиваются несколькими блоками общекультурных, медико-биологических, психолого-педагогических, предметных дисциплин, блоком дисциплин специализации и курсов по выбору. По профилю деятельности социального педагога имеются следующие специализации: социальный педагог по работе с семьей; социальный педагог — руководитель детских объединений и организаций; социальный педагог — валеолог; социальный педагог — дефектолог; социальный педагог — эколог; социальный педагог — этнолог; социальный педагог — организатор культурно-досуговой деятельности; социальный педагог — организатор технического творчества и др.

Существует классификация специализаций, ориентированных на определенную категорию людей: социальный педагог по работе с подростками девиантного поведения; по работе с инвалида ми; по работе с детьми-сиротами лишенными попечения родителей; по работе с беженцами и др. Специализация может быть связана и с местом работы: в этом случае речь идет о школьном социальном педагоге; социальном педагоге учреждения дополни тельного образования и т.д.

Послевузовское профессиональное образование, нацеленное на научно-исследовательскую деятельность, осуществляется в высших учебных заведениях или научных учреждениях через аспиранту и докторантуру и предполагает подготовку кандидатской или докторской диссертации по специальности 13.00.02. — теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в об- образовательной и высшей школе).

6. Общие требования к социальному педагогу

Результативность профессиональной деятельности социального педагога зависит не только от уровня теоретической подготовки, но и от личностных качеств специалиста. Исследователи (М.А. Галагузова и др.) выделяют наиболее значимые для социального педагога гуманистические качества, такие как доброта, альтруизм, толерантность и др.; такие психологические характе- ристики, как высокий уровень эмоциональных и волевых проявлений; психоаналитические качества — самоконтроль, самокритичность, самооценка; психолого-педагогические качества — ком- муникабельность, эмпатия, красноречие и др.

Некоторые специалисты считают, что уровень профессионализма социального педагога определяют также способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими; доброжелательность; открытость, деликатность, конкретность.

Эффективно решать социально-педагогические задачи позволяют психолого-педагогическая компетентность; гуманность, справедливость, самоопределение, конфиденциальность, бескорыстие и честность; сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения; ответственность и самодисциплина; глубокая и искренняя заинтересованность в решении проблем подопечных и др. (Никитина Л. Е., 2001).

Важнейшим качеством социального педагога И. П. Клементонич (1998) считает культуру мышления, которая проявляется в точности выражений и умозаключений, технологическом подхо- де к организации профессиональной деятельности на основе детального продумывания, последовательности действий, четкого представления о тех средствах, которые будут использованы на том или ином этапе реализации педагогических намерений.

Профессиональное мышление предполагает умение свободно переходить от операционно-предметных компонентов деятельности к осознанию собственной мотивации, понимание противоре чий и способность к стимуляции эмоционального тонуса и самоконтроля.

Независимо от специализации В.Г. Бочарова выделяет такие наиболее общие (базовые) характеристики социальных педагогов, как способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами — с другой; выполнять своеобразную роль посредника, связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом; умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности; умение стать лидером, помощником, советчиком в условиях неформального общения, способствовать проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; участвовать в решении его проблем; умение строить взаимоотношения на основе диалога.

Многие зарубежные исследователи, определяя общие требования к социальному педагогу, выделяют высокий уровень интеллектуального развития; самодисциплину; настойчивость; способ- ность помогать людям в трудных ситуациях; переносить большие моральные нагрузки; ответственность, тактичность, жизнерадостность и др.

Профессионализм социального педагога характеризует его компетентность — единство теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности.

Содержание подготовки социального педагога отражено в квалификационной характеристике, которая представляет собой обобщенные требования к подготовленности специалиста и включает должностные обязанности, характеристику труда, указание на основные знания и умения, которыми должен овладеть социальный педагог за годы обучения.

Существуют разные виды квалификационных характеристик социального педагога — от общей, которая была утверждена в 1991 г., до частных, учитывающих конкретную специализацию: организация технического творчества учащихся, физкультурно-оздоровительная работа, экология, работа с семьей и т.д.

Квалификационная характеристика социального педагога (1991) состоит из трех разделов: «Должностные обязанности»; «Должен знать» и «Квалификационные требования».

В п е р в о м р а з д е л е определены основные виды помощи социального педагога ребенку:

Социально-информационная, социально-правовая, социально-реабилитационная, социально-бытовая, социально-экономическая, медико-социальная, социально-психологическая, социально-педагогическая.

В т о р о й р а з д е л определяет объем профессиональных знаний и умений. Социальный педагог должен обладать знаниями нормативно-правовой базы деятельности; теории и истории со-циальной педагогики; методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах; возрастной психологии; социологии; методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.

Успешное выполнение социальным педагогом своих профессиональных обязанностей предполагает наличие у него следующих знаний:

-основные закономерности возрастного и психологического развития личности;

-специфика различных возрастных групп, их установки, интересы, запросы и потребности, степень их удовлетворенности;

-специфика работы в различных социальных средах (семьях, объединениях, группах, компаниях);

-современное состояние и тенденции развития детских, юношеских и молодежных сообществ, движений и формирований, их влияние на личность и на процесс ее самореализации;

-функции и права системы государственных и общественных институтов относительно прав, свобод и ограничений конкретных видов деятельности и форм знаний;

-социальные, демографические, этнические, культурологические и экологические особенности среды, в которой организуется работа; - принципы и содержание досуговой деятельности и организации свободного времени людей различных возрастных групп;

-Конституция Российской Федерации, законы РФ, решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием;

-Конвенция ООН о правах ребенка, основы трудового и семейного законодательства;

-правила охраны труда, техники безопасности, дорожного движения;

-методика диагностики личности, семьи, среды;

-специфика организации и проведения социально ценных видов досуговой и трудовой деятельности;

-методы планирования собственной деятельности в социуме;

-методы работы с семьей и оказания ей необходимой помощи и поддержки;

-методика работы с различными «группами риска», с категориями, нуждающимися в особых условиях и особой защите (инвалиды, пенсионеры, престарелые).

Профессиональные знания, определяющие педагогическое мастерство, быстро устаревают. Поэтому важно, чтобы социальный педагог умел приобретать их самостоятельно, только на этой ос нове у специалиста формируется профессиональное мышление.

Важной профессиональной характеристикой социального педагога является его способность к рефлексии, умение соотнести полученный результат с целью своей деятельности и понять при-чины профессиональных затруднений.

Профессия социального педагога предполагает также наличие коммуникативной (социально-психологической) компетентности, т. е. способности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми. Коммуникативная компетентность предполагает:

-умение ориентироваться в социальных ситуациях;

-умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;

-умение выбирать и реализовать адекватные способы взаимодействия с ними.

К важнейшим профессиональным умениям в квалификационной характеристике отнесены также аналитические, прогностические и проективные умения социального педагога.

Т р е т и й р а з д е л квалификационной характеристике включает в себя знания и умения, необходимые для получения определенной категории (см. Документы и материалы к главе 2).

Обобщая сказанное, отметим, что важнейшими требованиями к социальному педагогу являются любовь к детям, к своей профессиональной деятельности, педагогическая эрудиция и интеллект, высокая общая культура и нравственность, мастерское владение технологией воспитания детей, а также коммуникабельность, артистичность, веселый нрав и хороший вкус.

Примерная модель профессиональной деятельности

Модель (от лат. modulus — мера, образец) в широком смысле — любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления1.

Существуют разные подходы к модели профессиональной деятельности социального педагога. Р.В. Овчарова, например, включает в ее состав комплекс взаимосвязанных между собой видов деятельности: воспитательную, обучающую, развивающую, социо - культурную, коммуникативную, организаторскую и др., которые направлены на разные объекты и для осуществления, которых необходимы определенные профессиональные знания, умения и навыки, а также профессионально важные качества (их она называет компонентами модели профессиональной деятельности социального педагога). В этом подходе деятельность направлена на себя, на детей, на взрослых, на процесс.

Иную модель профессиональной деятельности предлагает М. А. Галагузова. Она называет следующие ее компоненты: субъект (того, кто ее осуществляет), объект (того, для кого она специаль но организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функции (какие при этом функции выполняются), средства (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).

При этом объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации и требующие особой заботы со стороны государства и общества. Цель деятельности — создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психо- логических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

В качестве функций деятельности социального педагога выделяются: диагностические; прогностические; посреднические; коррекционно-реабилитационные; охранно-защитные; предупредительно профилактические; эвристические. К средствам отнесены все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности.

Характеристика социального педагога как субъекта структуры профессиональной деятельности включает в себя важнейшие личностные качества, такие как альтруизм, чувство собственного до-стоинства, самоконтроль, самооценка, коммуникативность и др.

Определяя структуру социально-педагогического процесса, Л.В. Мардахаев включает в нее кроме субъекта и объекта этапы и под этапы педагогической деятельности. Причем каждый этап имеет свои компоненты. Наряду с этим он предлагает учитывать определенные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптимальное протекание (практическую реализацию) социально-педагогического процесса, достижение оптимального результата.

В целом следует отметить, что несмотря на внешние различия представленных подходов, их объединяют общие структурные элементы профессиональной деятельности социального педагога:

субъект, объект, функции и содержание.

Наши рекомендации