Понятия «профессия», «специальность», «квалификация»

Классификация профессий

Известно, что классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, деление их на разновидности по каким-то важным признакам. Классификация позволяет систематизировать и огромный поток существующих профессий.

В психолого-педагогической науке наибольшее распространение получила классификация профессий, разработанная психологом Е.А. Климовым. Взяв за основу критерий «объект труда», он выделил несколько тезисных объектов профессиональной деятельности человека, таких как природа, техника, человек и т.д. В соответствии с этим выделяются и профессиональные сферы деятельности. Скажем, профессиональная сфера «человек—природа» включает в себя такие профессии как агроном, лесовод, пчеловод, животновод и т. д. Профессиональная сфера «человек-техника» объединяет технические профессии по обработке метала, дерева, механической сборке и наладке машин, сооружению зданий, транспортным перевозкам и многие другие.

Особенно важное значение для социальной педагогики имеют профессии типа «человек—человек», которые связаны с образованием, развитием, формированием личности. Сюда относятся профессии учителя, воспитателя, психолога и т.д. Поэтому главное содержание труда здесь предполагает взаимодействие между людьми. Психологи выделяют такие необходимые для работы с людьми качества, как устойчивое, хорошее настроение; умение находить общий язык с различными людьми; терпение; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; быстро понимать намерения, помыслы других и принимать адекватные решения; способность мысленно ставить себя на место другого человека.

Назначение специалиста

Сфера деятельности социального педагога — человек, его интересы и права. Социальный педагог работает со всеми категориями населения: детьми, молодежью, взрослыми и пожилыми людьми в

различных социокультурных средах. Он участвует в решении конкретных жизненных проблем отдельного человека, семьи, группы людей, оказывает содействие в саморазвитии личности, стимулировании людей на развитие их собственных сил и резервов; организует помощь семье, родителям в обучении и решении проблем, связанных с учебой и воспитанием, особенно в устранении причин, негативно влияющих на успеваемость, поведение и развитие ребенка. Социальный педагог участвует в диагностировании и разрешении конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, с целью предотвращения серьезных последствий. Он выявляет запросы и потребности ребенка, разрабатывает меры помощи конкретным учащимся, привлекая для этих целей специалистов.

По сути дела, социальный педагог является своеобразным посредником в системе взаимодействия личности, семьи и общества. Он активно влияет на создание позитивных воспитывающих отношений в социуме, на гармонизацию взаимоотношений между людьми, оказывает поддержку полезных инициатив, стимулирует различные виды самопомощи.

Примерная модель профессиональной деятельности

Модель (от лат. modulus — мера, образец) в широком смысле — любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления1.

Существуют разные подходы к модели профессиональной деятельности социального педагога. Р.В. Овчарова, например, включает в ее состав комплекс взаимосвязанных между собой видов деятельности: воспитательную, обучающую, развивающую, социо - культурную, коммуникативную, организаторскую и др., которые направлены на разные объекты и для осуществления, которых необходимы определенные профессиональные знания, умения и навыки, а также профессионально важные качества (их она называет компонентами модели профессиональной деятельности социального педагога). В этом подходе деятельность направлена на себя, на детей, на взрослых, на процесс.

Иную модель профессиональной деятельности предлагает М. А. Галагузова. Она называет следующие ее компоненты: субъект (того, кто ее осуществляет), объект (того, для кого она специаль но организована, на кого направлена), цели (к чему она стремится), функции (какие при этом функции выполняются), средства (при помощи каких методов и технологий достигается ее цель).

При этом объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации и требующие особой заботы со стороны государства и общества. Цель деятельности — создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психо- логических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

В качестве функций деятельности социального педагога выделяются: диагностические; прогностические; посреднические; коррекционно-реабилитационные; охранно-защитные; предупредительно профилактические; эвристические. К средствам отнесены все действия, предметы, орудия, приспособления, методы, формы и технологии, с помощью которых достигаются цели деятельности.

Характеристика социального педагога как субъекта структуры профессиональной деятельности включает в себя важнейшие личностные качества, такие как альтруизм, чувство собственного до-стоинства, самоконтроль, самооценка, коммуникативность и др.

Определяя структуру социально-педагогического процесса, Л.В. Мардахаев включает в нее кроме субъекта и объекта этапы и под этапы педагогической деятельности. Причем каждый этап имеет свои компоненты. Наряду с этим он предлагает учитывать определенные условия среды, которые обеспечивают наиболее оптимальное протекание (практическую реализацию) социально-педагогического процесса, достижение оптимального результата.

В целом следует отметить, что несмотря на внешние различия представленных подходов, их объединяют общие структурные элементы профессиональной деятельности социального педагога:

субъект, объект, функции и содержание.

Семейный социальный педагог

Семья — это основанная на браке группа живущих вместе близких родственников. Она играет важную роль в становлении личности подрастающего человека. В семье ребенок получает представления о жизненных целях и ценностях, в семейной атмосфере у) него вырабатываются критерии и привычки достойного поведения. Переходный период в России, сопровождающийся сложными нестабильными процессами, затронул и семью. Ее социальный' статус начал стремительно снижаться. Многие семьи живут нижа уровня бедности. Особенно тяжело многодетным и неполным семьям. Кризис семьи порой приводит к социальному сиротству, В сложившихся социально-экономических условиях остро требуется помощь семье, особенно детям. Роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, который может обеспечить социально-педагогическую защиту семье и ребенку, выполняет семейный социальный педагог.

Основными принципами деятельности этого специалиста являются: гуманный, личностно-деятельностный, культурологический подход; целостность жизнедеятельности и воспитания; раз- вивающее общение; сочетание терпимости, уважения и требовательности к личности ребенка, семье; учет новых тенденций развития и функционирования социума, обеспечение допустимого и целесообразного посредничества во взаимодействии личности, семьи, общества; милосердие (Лодкина Т. В., 2003). Эффективность деятельности семейного социального педагога во многом зависит от реализации этих принципов.

Профессиональная деятельность семейного социального педагога включает в себя следующие направления: работа с семьей, в том числе психолого-педагогическая диагностика проблем и труд- ностей конкретной семьи, а также необходимая помощь по установлению в ней нравственной атмосферы, взаимопонимания и сотрудничества; психолого-педагогическое просвещение родите лей; помощь трудному ребенку, подростку в адаптации в обществе; профилактическая работа совместно с родителями, общественностью, ученическим коллективом и самим подростком.

Важнейшая функция семейного социального педагога — консультирование, помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с различными категориями детей, социально-педагогическое сопровождение воспитательной деятельности родителей, повышение их социально-педагогической культуры, социально-педагогическое консультирование детей, консультационная помощь семье в разрешении внутрисемейных конфликтов и др.

В квалификационной характеристике социального педагога по работе с семьей подчеркивается, что семейный социальный педагог влияет на формирование нравственно и физически здоровых отношений в семье, соседском окружении, среди детей и взрослых, в школьно-семейном воспитании. Предметом его особой заботы становятся семьи, в которых происходят межличностные и внутрисемейные конфликты, отмечаются нарушения норм поведения, а также лица, нуждающиеся в опеке и попечительстве.

Семейный социальный педагог должен знать тенденции развития современной семьи, проблемы и трудности семейного воспитания, этику и психологию семейной жизни; специфику работы в социальной среде, школе, по месту жительства, в объединениях, группах, компаниях и т.д.; владеть основами российского законодательства, методами работы с семьей и педагогически запущенными подростками, способами оказания им помощи и поддержки.

Защита прав ребенка и представление его интересов — важнейшее направление деятельности такого специалиста. Охранно-защитная функция социального педагога реализуется в заботе о детях, оставшихся без попечения родителей, она находит выражение в таких формах устройства детей, как опека и попечительство (передача несовершеннолетних в возрасте до 14 лет на вос-питание в семью опекуна или попечителя), а также усыновление приемными родителями. К институту приемной семьи относят и детские дома семейного типа. В задачи социального семейного педагога входит популяризация приемной семьи, а также участие в подготовке необходимых для этого документов.

В ряде случаев социальный педагог по работе с семьей принимает участие в процедуре инициирования и сбора материалов к ограничению или лишению родительских прав; в деятельности по защите имущественных прав несовершеннолетнего. Некоторые специалисты (Овчарова Р. В., 2001) выделяют модели помощи современной семье.

Педагогическая модель — восполнение социальным педагоге недостатка педагогической компетентности родителей. Социальная модель — разрешение семейных трудностей в результате неблагоприятных жизненных обстоятельств. Психологическая модель практическая помощь ребенку в преодолении психологических барьеров в области общения, разрешение трудностей, связанных личностными особенностями членов семьи. Объектом диагностической модели является семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение позволяет принять правильное решение относительно оказания помощи таким семьям. Медицинская модель помощи семь применяется в таких ситуациях, когда в основе семейных трудностей лежат болезни одного из ее членов.

Свои особенности имеет практическая работа социального педагога с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Социально-педагогическая работа осуществляется поэтапно: на диагностика-конструктивном этапе проводится тщательный анализ проблем и проектируется социально-педагогический процесс в семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, отбираются специфические средства и методы реабилитации в ней в соответствии с общими целями воспитания; на организационном этапе социальный педагог проводит с родителями специальный занятия, игры, отрабатывает режимные моменты, бытовой труд, досуг и т.д. На заключительном, коммуникативном, этапе социальный педагог способствует становлению новых форм взаимодействия с ребенком, освоению специфических средств общения.

Основными критериями результативности деятельности социального педагога семейного типа является рост психолого-педагогической культуры семьи и степень ее защищенности в социуме. Целенаправленная система деятельности специалиста в таких cемьях не только повышает уровень развития ребенка, но и нивелирует негативные переживания родителей, способствует укреплению взаимоотношений между родственниками.

Этика педагогического труда

Комплекс требований общества к уровню профессионально-этической культуры педагога, к нравственным качествам его личности, определяющим характер профессионального общения и деятельности, закреплен в педагогической этике. Этика (от греч. ethos – обычай, нрав, характер) – учение о нравственности, морали. Педагогическая этика – составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали в условиях педагогического процесса и разрабатывающая нравственные нормы, лежащие в основе нравственного сознания и отношений педагога к ученикам, к своему труду, к самому себе. Личностно принятые им и проявляющиеся в его поведении и деятельности, данные нормы характеризуют педагогическую этику самого учителя.

Среди категорий педагогической этики особое место занимает профессиональная честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель. Выполняемая им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки ведет не только к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества к учителю в целом.

Из любви к детям вырастает педагогический оптимизм учителя – вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее и опираться на это лучшее в воспитании, а также вера в свои собственные возможности и успех своего дела.

Из этого же сосуда любви изливаются и другие лучшие качества учителя: профессиональный долг и ответственность, педагогическая совесть и педагогическая справедливость, профессиональная самоотверженность.

Профессиональная совесть учителя – это субъективное осознание им своего долга и ответственности перед своими учениками, пробуждающее внутреннюю потребность поступать в соответствии с ценностями и нормами педагогической этики. Из любви, чувства долга и ответственности рождается профессиональная самоотверженностьучителя – готовность в служении детям и своему призванию пренебречь эгоистическими интересами и потребностями, не считаясь со временем, а иногда и здоровьем, отдавать свои силы тому делу, которое он считает самым важным и главным в своей жизни. Педагогическая справедливость – это качество учителя, проявляющееся в объективном отношении к каждому ученику, в признании права каждого на уважение его личности, в отказе от избирательного отношения к ученикам, деления их на «любимчиков» и «нелюбимых». Во всяком случае, его личное отношение не должно влиять на оценку их успехов и принятие педагогических решений.

Среди категорий педагогической этики особое место занимает профессиональная честь педагога, которая предписывает нормативные требования к его поведению и побуждает в различных ситуациях вести себя в соответствии с социальным статусом его профессии. То, что может позволить себе обычный человек, не всегда может позволить себе учитель. Выполняемая им социальная и профессиональная роль предписывает особые требования к уровню общей культуры, нравственному облику, и снижение им этой планки ведет не только к унижению его личного достоинства, но и влияет на отношение общества к учителю в целом.

Педагогическая этика – это гармония нравственных чувств, сознания и поведения учителя, которые целостно проявляются в культуре общения его с учениками, с другими людьми, в педагогическом такте учителя.

Педагогическое мышление

Мышление выполняет множество различных функций в жизни человека. Две из них основные: понимание и творчество. Понимание — основа приобретения знаний, опыта, правильного постижения всего, что нас окружает. Творчество — всегда результат работы мысли, создающей нечто новое, ведущей к открытиям, решению практических жизненных задач.

Саморазвитие человека, его совершенствование себя как личности должно основываться на развитии его мышления.

Традиционно мышление опре­де­ля­ют как психологическую деятельность, направленную на об­общенное и опосредованное познание действительности пу­тем раскрытия связей и отношений, существующих между по­знаваемыми предметами и явлениями. Опираясь на чув­ственный опыт, мышление преобразует его в абстрактные, отвлеченные формы, давая возможность получить знания о таких свойствах и отношениях вещей и явлений, которые нельзя выявить с помощью непосредственного восприятия.

Мышление человека протекает в различных формах: понятиях, суждениях, умозаключениях, категориях, теориях и т. д. и осуществляется с помощью различных мыслительных операций.

Настоящей революцией в физиологии и психологии считается открытие межполушарной асимметрии мозга, то есть различных функций полушарий. Было установлено, что левое полушарие ответственно только за формально-логическое (понятийное) мышление и речь, правое — за образное, художественное мышление. С правым полушарием связаны и непосредственно-чувственное восприятие, и ориентация в пространстве, и творчество. Благодаря правому полушарию складывается целостный образ мира, а левое по­степенно и кропотливо собирает модель мира из отдельных, тщательно изученных деталей.

Асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, влияния социальных факторов и прежде всего образования. Мы живем в период левополушарной цивилизации, преобладания логического мышления и подавления образного.

Образно-чувственное мышление состоит из восприятия, ощущения и образного осмысления чувств и эмоций, которые возникают под влиянием восприятия. Для образного мышления характерно соотношение слов, образных представлений и связанных с ними чувств и переживаний.

С развитием образного (эйдетического) мышления связаны все резервы человеческого духа. Эйдетизм можно рассматривать как универсальный закон развития человека, его мышления. Развитие у человека особой образной памяти, образного мышления чрезвычайно важно, так как это база для актуализации его творческих потенций.

Преобладание у человека одного или другого типа мышления вовсе не свидетельствует о предопределенности и невозможности что-то изменить.

В основе мыслительных процессов лежат определенные операции (сравнение, анализ, обобщение, действие по аналогии и др.), которые выступают в роли механизмов любого процесса мышления. Существует целый ряд методик и развивающих игр, позволяющих тренировать свое логическое мышление

Но нельзя забывать и о развитии образного мышления, от которого, прежде всего, зависит творческий потенциал человека, причудливость, неожиданность, нестандартность его мышления. Там, где логика видит абсурд, там образное мышление совершает открытие. Основой образного мышления является развитое воображение, интуиция — способность получать знание без осознания путей и условий его получения, на уровне подсознания, посредством чувственного контакта с объектом. Поэтому условием становления образного мышления личности является развитие ее эмоциональной сферы. Занятия музыкой, поэзией, живописью усиливают полет фантазии, пробуждают чувства, открывают неповторимый мир образов. Для развития образного мышления можно использовать психотехнические приемы (концентрацию, визуализацию).

Умственное развитие человека зависит, с одной стороны, от его аналитических способностей и, с другой стороны, от способности схватывать явление целостно. Следовательно, культура мышления личности, проявляющаяся в его альтернативности, гибкости, нестандартности, целостности, основана на комплексном гармоничном развитии логического и образного мышления.

Специфика педагогической деятельности требует от учителя гармоничного умственного развития, сформированности как абстрактно-логического, так и образного мышления.

Изучение индивидуального стиля работы и поведения учителя показало, что педагоги, у которых преобладают черты художественного склада, более выразительны, эмоциональны, непосредственны и склонны к общению с учащимися. Вместе с тем они и более уязвимы: у них обострено самолюбие, они чувствительны к мнениям окружающих и т. д.

Педагоги с ярко выраженным мыслительным складом более склонны к объективности и рассудительности, не отличаются привязанностью к учащимся, сравнительно равнодушно относятся к их мнениям и отношениям. Они не только требовательны и принципиальны, но и менее чувствительны к внутренним состояниям учащихся.

В своей деятельности учитель призван решать не только теоретические задачи (анализ и обобщение учебного материла, научных теорий и т. д.), но и практические: организация деятельности учащихся, построение взаимоотношений с учениками, принятие различных педагогических решений. Практическое мышление учителя по сути своей является творческим мышлением, интегрирующим в себе мысль и эмоции, готовность к принятию нестандартных, нестереотипных и эмпатийных решений сложных педагогических задач.

33. Эмоциональное развитие учителя.

Эмоции, чувства человека наполняют его жизнь особым трепетом, обогащают его духовный мир, дают возможность ему воспринимать окружающее с учетом своих переживаний, наслаждаться и радоваться, огорчаться, печалиться и страдать, т. е. жить полноценной жизнью. "Человеческие чувства отражают строение личности, выявляя ее направленность, ее установки: что оставляет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и что печалит, обычно ярче всего выявляет - а иногда и выдает - истинную сущность человека", - считает С.Л. Рубинштейн.

Эмоции представляют собой важнейший источник активности человека, организатор его поведения. "Всякая эмоция есть позыв к действию или отказ от действия", - пишет Л.С. Выготский. Она активизирует или задерживает реакции человека.

Если определенные действия вызывают чувство радости, удовольствие, мы будем стремиться делать и потом то же самое. Если человек что-либо делает с омерзением - он будет стремиться прекратить это занятие. То есть чувства и эмоции наполняют смыслом человеческую деятельность, служат не только ее побудителем, но и важнейшим результатом: главное для людей - те чувства удовлетворения и окрыленности, которые человек испытывает, добиваясь своей цели.

Эмоциями называется отношение человека к окружающей среде, к самому себе, выраженное в форме прямого переживания.

Эмоцииявляются непосредственной реакцией человека на что-либо, происходящее с ним.

Чувствавыступают как стойкие, продолжительные переживания по поводу различных явлений. Чувства могут быть разными как по содержанию (нравственные, эстетические, интеллектуальные), так и по интенсивности, продолжительности.

Эмоциональные состоянияпредставляют собой длительные эмоциональные переживания, эмоциональный фон, на основе которого проходит жизнедеятельность. К эмоциональным состояниям относят настроения, аффекты, духовные состояния.

Духовные состоянияпредставляют собой нравственные и эстетические переживания человека, которые происходят на уровне сильных положительных эмоций. Они воспринимаются как состояние счастья, откровения. Высшее духовное состояние, по мнению Н.А. Бердяева, - это творческое состояние. Оно связано с трансцендентированием человека. То есть с выходом его из царства "обыденщины", "общеобязательных" форм жизни в творчество, так как "творческий акт есть самооткровение, самоценность, не знающая над собой внешнего суда, есть благодатная энергия, делающая волю свободной от страха".

Эмоции и чувства обогащают внутренний мир человека, его восприятие окружающего мира. Это наблюдается тогда, когда у человека преобладают положительные эмоции и чувства: радость и удовольствие, наслаждение от созерцания прекрасного и сопереживания другому человеку, любовь.

Но существуют и другие эмоции и чувства, среди которых страх, ненависть, обида, гнев, раздражение. Они пагубно действуют на человека, разрушая его нервную систему.

Мера в развитии положительных и отрицательных эмоций и чувств человека, которую определяет гармонизация их, говорит об эмоциональной культуре личности. Эмоциональная культура личности проявляется, прежде всего, в способности управлять своими чувствами и переживаниями, развивать в себе положительные эмоции и чувства.

Управление эмоциями и чувствами невозможно без включения рассудочной деятельности, активизации самосознания человека.

Умение владеть собой в критических ситуациях, понимать эмоциональное состояние и побудительные мотивы поведения других людей, помогать освободиться от негативных эмоций, не реагируя на них необдуманными эмоциональными реакциями и действиями, должно быть прежде всего присуще педагогу. Он должен учиться быть терпеливым и мудрым, всегда обдумывать свои слова и по­ступки.

Мы можем говорить о высоком уровне эмоциональной культуры только тогда, когда развиты высшие чувства человека: способность к эмоциональному восприятию и глубокому переживанию прекрасного и безобразного в искусстве, природе, человеческих отношениях, способность не только эмоционально воспринимать, но и выражать свои чувства, т. е. когда происходит то, что называют утончением чувств.

Эмоциональная культура учителя невозможна без умения воспринимать и тонко чувствовать эмоциональное со­стояние другого человека, наблюдательности, способности по внешнему виду определять эмоциональное состояние ребенка, а также того, что К. С. Станиславский называл внеш­ней эмоциональной выразительностью. Воздействуя на учеников словом, жестами, мимикой, учитель должен уметь передать свое эмоциональное состояние, выразить с помощью речи и других невербальных средств свои чувст­ва и переживания, свое отношение к тому, о чем он рассказывает ученикам.

Для того чтобы воздействовать на других словом, эмоционально заражать и заряжать учеников, ему необходимо развивать у себя эмоциональную память и повторное чувствование — способность сохранять и воспроизводить пережитые раньше чувствования.

Эмоциональная культура учителя включает такое необходимое для него качество, как эмпатия, пред­став­ляющее собой сплав эмоционального отклика, сопере­жи­ва­ния эмоциональному состоянию другого человека и пони­ма­ния его. Для определения понятия «эмпатия» нередко поль­зуются термином «вчувствование в другого». Быть эм­па­тийным — это значит быть ответственным, активным, силь­­ным и в то же время тонким и чутким. Эмпатия пред­полагает не только понимание, но и помощь другому.

Эмпатия — одно из важнейших свойств личности учителя, без которого невозможно полноценное общение с учениками, помощь им в решении личностных проблем.

Я – концепция учителя.

Понятие «Я» используется во всех науках о человеке, и вместе с тем оно очень неопределенно, подвижно, многознач­но. В философском плане «Я» рассматривается как «духовный центр человеческой личности, индивидуальности, отно­ся­щейся деятельно к миру и себе самой». Психологи со­относят его, с одной стороны, с понятием «личность», с дру­гой — с по­нятием «самосознание». Но оно не ис­чер­пы­ва­ется ни тем, ни другим. «Я» — не прос­то личность, а личность, рассматриваемая изнутри.

Наше «Я» — это отображение самого себя в сознании человека. «Я» — это продукт самосознания, но воспринимает и осознает себя человек целостно, во всех своих ипостасях. Существует физическое «Я» — мое тело, моя внешность, мое физическое состояние. Эмоциональное «Я» — мои чувства и переживания, настроения. Интеллектуальное или умственное «Я» — мир моих мыслей. Наконец, человек воспринимает себя как существо социальное, включенное в систему взаимоотношений с другими людьми, в свою профессиональную деятельность, имеющее определенные ценности, интересы, установки. Это — социальное «Я».

Итак, «Я» можно считать результатом сложнейшей интеграции в единое целое различных психических функций и свойств человека.

В восточной философии и психологии говориться о существовании двух «Я» — индивидуального «Я» и абсолютного «Я».

Поскольку «Я» — это отражение самого себя, взгляд изнутри, соответственно у каждого человека формируется свой образ «Я» или то, что психологи называют «Я-концепция». Я-концепция — совокупность всех представлений индивида о себе, установок на себя. Как научное понятие она появилась не так давно и связана с именами А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Бернса. Гуманистическая психология отстаивает приоритеты самой личности в выборе действий и поступков, самоопределении, формировании себя, сосредоточивает внимание на постижении и развитии внутренних сил личности, ее эмоциях, отношениях, убеждениях, ценностях, восприятиях и устремлениях. Отношение к миру и окружающим людям, спо­соб­ность к самостоятельным решениям, свободным и ответст­венным действиям зависят от того, каковы представления человека о самом себе, какова его Я-концепция. Форми­ро­вание Я-концепции считается одной из важнейших задач вос­питания и обучения детей.

Я-концепция — достаточно сложное и многоуровневое образование. Представим некоторые ее составляющие с помощью схемы, разработанной Р. Бернсом .

«реальное Я» — это то, каким человек кажется себе в действительности, каким он видит себя в данный момент.

«Идеальное Я» — каким он поставил себе цель быть или то, к чему неосознанно стремится, о чем мечтает. «Идеальное Я» является основным побудителем, движущей силой поведения и действий человека, ориентиром его личностного роста.

«Зеркальное Я» хранит в себе наши смутные, а иногда и ясные представления о том, что думают обо мне другие люди, каким я выгляжу в их глазах. «Я зеркальное» — это то, что заставляет нас страдать или радоваться, зачастую ограничивает нас в наших действиях и развитии или, наоборот, стимулирует.

Во всех этих «Я» мы осознаем себя как существо физическое, эмоциональное, умственное, социальное.

Существует зависимость между этими структурными компонентами Я-концепции. Они взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга.

Поскольку «образ Я» — это наши собственные представления, они могут быть искажены. То есть, Я-концепция не всегда отражает истинную сущность нашего «Я».

Я-концепция представляет собой единство рационального и эмоционального, конкретному знанию о себе всегда сопутствует переживание того, что человек в себе открывает, осознает. Основным инструментом формирования образа «Я» становятся самооценка и оценка человека другими людьми.

Самооценка является не только инструментом создания образа «Я», но и одной из его составляющих. Самооценка— это личностное суждение о собственной ценности. Оно складывается на основе не только собственных суждений индивида о себе, но и суждений (оценки) других людей. Каждый человек стремится к положительной самооценке, она необходима ему для самоуважения, без которого невозможно его психическое здоровье.

Развитие Я-концепции прежде всего необходима для понимания самого себя. Понимание самого себя — исходный толчок самосовершенствования личности. Существующее расхождение между «образом Я» и «истинным Я» («Я» действующим) воспри­ни­мается человеком как дискомфорт. Возникает стремление выйти из этого дискомфорта. Пер­вая реакция (примитивного типа) — выстраивание пси­­хологических защит. Существует множество защит, самая распространенная среди них — агрессия

Человек с развитой Я-концепцией осознает причины дискомфорта как проявление собственных проблем, стремится прежде всего изменить что-то в себе.

Принятие себя

Жизненная функция самосознания — не просто дать человеку достоверные сведения о себе, а помочь ему выработать позитивную Я-концепцию. Она необходима ему для реализации своих возможностей, осуществления себя, раскрытия своей индивидуальности.

У учителя, имеющего положи­тельное самовосприятие, школьники имеют более позитив­ную Я-концепцию, чем у учителя с противоположной тен­денцией.

Условием формирования позитивной Я-концепции является принятие себя, любовь к себе. Гуманистическая пси­хология утверждает: только принятие себя та­ким, какой я есть, позитивное отношение к себе рождает по­требность и возможность решить свои проблемы, уве­ренность в том, что у меня есть все, чтобы достичь своей це­ли.

Самораскрытие

Путь к себе, к принятию себя лежит через самораскрытие. Открытие своего «Я» зависит от того, насколько мы открыты для других. Взаимосвязь между самопознанием и самораскрытием наиболее отчетливо представлена в модели, которую называют «Окном Джогари» в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма .

Каждый человек несет в себе как бы четыре «пространства» своей личности. «Арена» охватывает те аспекты содержания своего «Я», о которых знаем и мы, и другие («пространство» личности, открытое и для меня, и для других). «Видимость» — это то, что мы знаем, а другие нет, то, что мы скрываем от других в силу тех или иных причин или не имели возможности рассказать. «Слепое пятно» состоит из того, что другие знают о нас, а мы не знаем, (закрытое для меня, но открытое для других). «Неизвестное» — это то, что скрыто и от нас, и от других, включая скрытые потенциальные возможности развития (закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям).

Когда мы ведем себя открыто, другие получают возможность узнать о нас больше, что повышает вероятность как хорошего понимания нас другими, так и более глубокого самопознания — понимания самого себя. Увеличивается «Арена» — уменьшается «Неизвестное», его место занимает «Понимание». Открываясь другим, мы приобретаем то, что другие помогают нам увидеть в себе, то, что до сих пор нам было недоступно. Открываясь, мы способны раскрыть свои скрытые возможности, реализовать их.

Способность быть открытым зависит как от степени осознания и принятия себя, так и от нашего доверия к другим людям, от их отношения к нам. Стремление к открытости каждого из нас открывает нам путь к взаимопониманию и пониманию себя.

Открыть свое «Я», принять себя, сформировать целостный образ «Я» в состоянии каждый человек. Нужно только захотеть. Так отправляйтесь в путь к себе!

35. Система профессиональной подготовки педагогических кадров.

Профессиональное становление педагога, ведущее к достижению им профессионализма и педагогического мастерства, - длительный, непрерывный процесс. Существует множество подходов к определению основных этапов профессионального становления. Согласно одному из них, предложенному Е.А.Климовым, можно выделить следующие фазы жизненного пути профессионала:

1. Оптант (или фаза оптанта, оптации) - этап выбора профессии.

2. Адепт (или фаза адепта) – человек уже осознанно выбрал профессию и осваивает ее в специальном профессиональном учебном заведении (училище, вузе и т.д.).

3. Адаптант (или фаза адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе). В деятельности педагога она связана с вхождением в практическую педагогическую деятельность, с постоянным возникновением нестандартных, подчас неожиданных ситуаций. Считается, что для учителя эта фаза длится 3-5 лет (кстати, чаще всего педагоги покидают педагогическую профессию на этой стадии).

4. Интернал (или фаза интернала) – учитель становится опытным педагогом, ко

Наши рекомендации