Объекты и типы связи различных наук

Связь психолого-педагогической науки с другиМИ науками проявляется по-разному в зависимо­сти от объектов и типов связей. Выделяют следующие объекты связи пе­дагогики и психологии с другими науками:

Термины (понятия). Психолого-педагогическая наука широко использует термины, заимствованные из других наук («бытие», «неравновесная система», «функция» и др.). При этом заимствованные термины нередко приобретают но­вый смысл. В то же время и сама психолого-педагогическая наука обогащает категориальные системы других наук.

Закономерности. Примером творческого использования психолог педагогической наукой открытых другими науками закономерностей может служить применение в ней философских положений о закономерной связи тео­рии и практики, формы и содержания, общенаучных положений о закономер­ностях развития систем и т.п.

Концепции. В своих научных построениях психолого-педагогическая нау­ка часто либо берет за основу философские или общенаучные концепции (так, философская концепция, известная под названием «необихевиоризм», послу­жила основой для разработки теории управления педагогическим процессом), либо использует такие концепции как инструмент анализа в педагогических ис­следованиях (такую роль выполняет в педагогической науке герменевтика).

Модели. Разработанные в рамках других наук модели часто служат осно­вой при моделировании явлений и процессов в образовании. Например, струк­турно-функциональная модель может послужить основой при моделировании и конструировании образовательных систем разного уровня.

Эмпирические данные. Данные социологии, часто выраженные в конкрет­ных цифрах или сформулированные в виде тенденций, нередко становятся ос­новой для разработки конкретных проблем образования, например, проблемы формирования у младших школьников произвольного внимания в процессе обучения.

Критерии. Критерий (греч. kriterion— средство для суждения)— при­знак, на основании которого производится оценка, определение или классифи­кация чего-либо, мерило оценки. Наряду с собственными критериями оценки образовательных систем, явлений, процессов психолого-педагогическая наука пользуется критериями, разработанными другими науками. Как правило, в рам­ках одного исследования часть критериев является оригинальными, часть — заимствованными из философии, социологии, теории управления и др. наук.

Методы. Психолого-педагогическая наука широко использует методы исследования, применяемые в других науках — социологии, физиологии и др. Тот факт, что практически любой метод теоретического или эмпирического ис­следования может при условии его обязательной корректировки найти приме­нение в психолого-педагогическом исследовании, объясняется тем, что в усло­виях сближения наук методы исследования очень быстро становятся общена­учными.

Можно выделить несколько типов связей педагогики и психологии с другими науками.

Заимствование. Заимствоваться психологией и педагогикой из других наук могут термины, методы, критерии и другие объекты. Однако заимствова­ние не может быть механическим. Оно всегда имеет творческий характер, по­скольку заимствованные объекты, как правило, по-своему интерпретируются психолого-педагогической наукой.

Взаимовлияние. Этот тип связей, в отличие от предыдущего «однонаправ­ленного», носит двусторонний характер. Примером могут служить отношения между педагогикой и философией. Не только педагогика широко использует достижения философии, но и философия пользуется научными достижениями в области педагогики— в тех случаях, когда использует для обобщения выяв­ленные в психолого-педагогических исследованиях закономерности.

Взаимодействие. Такой тип связей характерен для комплексных исследо­ваний, при проведении которых каждая наука рассматривает определенный ас­пект какого-либо образовательного объекта, явления, процесса, относительно которого нужно получить новое знание. Психолого-педагогическая наука в та­ких исследованиях выступает в роли объединяющего начала: задает цели и на­правление научного поиска, формулирует обобщающие выводы.

Взаимопроникновение. Подобные связи между психологий, педагогикой и другими науками возникают тогда, когда на основе ведущих идей, положений, выводов одной науки складываются новые концепции и парадигмы, возникают новые отрасли в рамках другой науки. Взаимопроникновение характерно, на­пример, для отношений с философией. Каждое психолого-педагогическое ис­следование опирается на определенную философскую систему или концепцию. В то же время педагогические и психологические идеи органично «вплетены» практически во все философские концепции.

Комплементарность. Такой тип связей часто возникает между педагоги­кой и психологией, внутри самой системы психолого-педагогических научных дисциплин. Термин «комплементарность» обычно переводят как «дополни­тельность», «взаимное соответствие». Комплементарные связи возникают в тех случаях, когда данные одной науки дополняют данные другой, когда из данных нескольких наук, как из мозаики, складывается единая картина.

Интегративные. Под интеграцией (от лат. integratio — восстановление, восполнение) понимают связывание отдельных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Результатом интегратив­ных связей между философией и педагогикой, например, является философия образования— научно-педагогическая дисциплина, в основе которой лежит философский способ познания педагогической действительности. Примером результата интегративных связей может служить и упоминавшаяся ранее пси­хопедагогика. Интегративные связи между педагогикой и другими науками прослеживаются во многих педагогических исследованиях, особенно выпол­ненных на методологическом уровне.

1.4 Роль педагогики и психологии в исследовании образования

Наши рекомендации