Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко
Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко,
И. А. Соловцова
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ТСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: гуманитарно-целостный подход
Часть 1
Учебник для студентов и магистрантов педагогических вузов
УДК 37.01(075.8) ББК 74.00я73 Б 839
Публикуется по решению Южного отделения РАО в соответствии с программой научных исследований «11роектирование целостных личностно-развивающих педагогических систем (в средней и высшей школе)» РК 01.20.0002252.
Авторы: : К«1аряано-Бадкар«ав
БОРЫТКО Николай МиаЙлоШчи'ЛРрВД. нау^, проф.; МОЛОЖАВЕНКО АлексаСДОВШЗДОФШЕА— канД- пед. наук, доц.;
Ук, доц.
Рецензенты:
Сергеев Н. К. — чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф., Кузибецкий А. Н. — канд. пед. наук, проф.
Борытко Н. М., Моложавенко А. В., Соловцова И. А.
Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов: В 2 ч. / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005.— Ч. 1 — 120 с. ISBN 5-7087-0034-3
С позиций гуманитарно-целостною подхода к исследованию образовательного процесса раскрываются методологические основы и логика психолого-педагогического исследования. Учебник соответствует Государственному образовательному стандарту РФ высшего профессионального образования 2005 года.
Предназначен для магистрантов всех специальностей педагогических вузов, в стандарт образования которых входит учебный курс «Методология психолого-педагогических исследований», а также для студентов, обучающихся по специальностям 031000 «Педагогика и психология» и 033400 «Педагогика». Может быть полезным для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук, для системы повышения квалификации работников образования и для студентов при изучении курса «Общие основы педагогики». Представляет интерес для методических служб учреждений и органов управления образованием.
ББК 74. 00я73
ISBN5-7087-0034-3 © Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко,И. А. Соловцова, 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1.Функции психолого-педагогических исследований в системе образования.
Гуманитарно-целостная стратегия в образовании
Объект, предмет и задачи психолого-педагогических научных дисциплин
Педагогика и психология в системе наук о человеке
Роль педагогики и психологии в исследовании образования
Соотношение теории и практики образования
Глава 2. Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней исследования
Понятие «методология образования»
Философский уровень методологии образования
Общенаучный уровень методологии образования
Конкретнонаучный и технологический уровни методологии образования
Глава 3. Методологические характеристики психолога педагогического исследования
Научное исследование в образовании
Виды научных исследований в образовании
Методологическая культура исследователя
Рефлексия в исследовании и практической деятельности педагога -
Глава 4. Категориально-понятийный аппарат научногоисследования
Категории и понятия в структуре психолого-педагогического знания
Система научных понятий и образовательная концепция
Глава 5. Общая логика и структура психолог педагогического исследования
Логика организации психолого-педагогического исследования 89
Моделирование в психолого-педагогическом исследовании
Педагогическое проектирование как метод исследования в образовании Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования
Приложение
Ответы, подсказки, размышления
ВВЕДЕНИЕ
Гуманитаризация общества обусловила широкое применение методов психологии и педагогики практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Соответствующие кафедры создаются в технических, строительных, экономических, юридических и других вузах, готовящих специалистов, профессии которых традиционно не связывались с педагогической деятельностью. Работа с человеком признана мощнейшим фактором социально-экономического прогресса, достижения рентабельности производства, прибыльности бизнеса. Вместе с тем инновационные процессы требуют для достижения профессионального и жизненного успеха постоянного изучения происходящих в окружающем мире изменений, выявления закономерностей в их динамике, прогнозирования и основанного на этих прогнозах создания конкретных проектов — иначе говоря, всего того, что присуще исследовательской деятельности. Этими тенденциями и обусловлено введение в государственный стандарт магистерской подготовки специалистов курса «Методология психолого- педагогических исследований». В стандарте подготовки специалистов по специальностям 031000 «Педагогика психология» и 033400 «Педагогика» введен курс «Методология и методы психолого-педагогических исследований». Настоящий учебник предназначен для изучающих эти курсы.
Учебник соответствует Государственному образовательному стандарту РФ высшего профессионального образования 2005 года. Вместе с тем освещенные в нем вопросы рассматриваются с позиций гуманитарно-целостной стратегии изучения образовательных явлений, процессов и деятельности. Подробно об этой стратегии говорится на страницах учебника. В кратком изложении она означает признание следующих фактов:
- целостного характера педагогических процессов и явлений;
- их обусловленности внутренними закономерными причинами самодвижения;
- нелинейного, кризисного характера саморазвития;
- необходимости оказания помощи (содействия) в поступательном развитии.
Целостный подход в науке (как и вообще в познании) базируется на принципе дополнительности, который не только не отвергает различия точек зрения на одно и то же явление или факт, но предполагает их как способы раскрытия различных аспектов исследуемого объекта. Содержание педагогики и психологии составляет гуманитарное знание, сущностной особенностью которого является многозначность, многоаспектность. Поэтому целостный подход позволяет понять педагогическое явление объемно, в сопоставлении его разных граней. Эти и другие соображения привели к идее написать учебник, в котором был бы реализован гуманитарно-целостный подход к пониманию методологии психолог педагогического исследования.
Следует уточнить соотношение терминов «педагогическое исследование» и «психолого-педагогическое исследование», которые используются в данном учебнике. Не вдаваясь в детальный анализ, можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что предмет психологии — распознавание, выявление, изучение процессов становления человека личностью, индивидуальностью и субъектом деятельности, поведения и отношений (т.е., субъектом собственной жизни!), а педагогика изучает способы целенаправленного воздействия на эти процессы, управления ими, их оптимизации. Комплементарное (взаимодополняющее) объединение этих наук дает педагогическому знанию технологичность (т.е., законосообразность), а психологическому— инструментальность (т.е., прикладную направленность). В целом же психолог о-педагогическое знание становится основой для оптимизации педагогической деятельности.
В рамках данного учебника понятие «педагогическое исследование» в системе образования носит обобщающий характер, поскольку оно не может быть плодотворным без использования психологического знания. Психологическое исследование в отдельных случаях может быть частью педагогического. Действительно, без психологического знания трудно себе представить гуманитарный характер педагогической деятельности. Результаты психологического исследования в сопоставлении с педагогическим носят более частный характер выявления механизмов становления личности, закономерностей состояния и развития психических процессов и т.д. Кроме того, педагогика, будучи единственной специальной наукой об образовании, включает в свой состав значительный массив психологического знания, «работающего» на совершенствование педагогической науки и образовательной практики. Говоря о педагогическом исследовании, мы будем иметь в виду прежде всего прикладной характер его результатов, а говоря о психолого-педагогическом исследовании — объективный (насколько это возможно) характер получаемого знания о человеке в системе образования и процессах его (человека) становления.
Пособие включает в себя пять глав, соответствующих государственному образовательному стандарту. Главы разделены на пункты и подпункты. В конце главы предлагаются вопросы для повторения и размышления, упражнения и рекомендуемые списки литературы. В разделе «Ответы, подсказки, размышления» предлагаются варианты выполнения упражнений, в приложениях даны материалы, необходимые для изучения курса.
Предполагается, что читатель предварительно знакомится с текстом учебника и пытается самостоятельно ответить на предлагаемые вопросы. Затем они обсуждаются в коллективной дискуссии в аудитории, после чего выполняются упражнения. Часть упражнений может быть использована в целях контроля усвоения учебного материала.
Глава 1. ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Гуманитарно-целостная стратегия в образовании
Объект науки
Разделы одной науки объединены общим объектом. Объектом называют область действительности, которую изучает данная наука. При этом следует различать категории «реальность» (эмоционально-чувственный образ окружающего мира; действительно существующий, не воображаемый мир, данный человеку в его восприятии, в т.ч. — субъективная реальность, т.е. явления сознания) и «действительность» (объективный мир во всём многообразии и конкретности его связей, бытие, окружающая обстановка, положение; «подлинная реальность», в отличие от видимости). Такое различение предполагает, по крайней мере, следующие критерии выделения объекта исследования и науки в целом:
- объектом науки может быть лишь существующая в действительности (не воображаемая) совокупность феноменов, явлений, процессов:
- эта совокупность выделяется из окружающей среды по объективному объединяющему признаку;
- исследование существующих в ней причинно-следственных связей вызвано потребностями человеческой жизнедеятельности, социального развития.
Исходя их этих соображений можно определить объекты педагогической и психологической наук, а также линии их взаимосвязи.
Объектом педагогики является образование как способ приобщения человека к жизни в обществе.
Объект психологии — мир психических явлений как субъективная реальность, проявляющаяся в образах, мыслях и отношениях людей.
Нетрудно увидеть то, что связывает объекты педагогики и психологии: образование является процессом, опирающимся на особенности отражения субъектом (в виде образов) объективной реальности. Отражение, в свою очередь, происходит благодаря механизмам и возможностям организации внутреннего мира психических явлений индивида.
В современной науке идут поиски интеграции психологического и педагогического знания в единую теорию образования. Появился даже термин «психопедагогика». Эдгар Стоуне в 1979 г. выпустил в Лондоне книгу «Психопедагогика», переведенную в 1984 г. на русский язык (во втором издании она называется «PsychologyofEducation. Apedagogicalapproach» — «Психология образования. Педагогический подход»), В 1996 г. в издательстве «Новая школа» вышла книгаС. Д. Полякова «Психопедагогика воспитания», а в 2004 г. — «Психопедагогика воспитания и обучения: Опыт популярной психологии». О выделении новой, промежуточной между педагогической психологией и педагогикой области научных исследований говорит известный отечественный психолог Л. М. Фридман в книге «Психопедагогика общего образования» (М., 1997). С. Д. Поляков предлагает в качестве предмета психопедагогики изучение педагогических форм психологических фактов и закономерностей воспитания, и обучения.
Предмет науки
Предмет исследования в педагогике ипсихологии, как это следует из предшествующих рассуждений, множественен. Однако можно сформулировать общее определение для каждой из наук и выявить их взаимосвязь, основываясь на том, что предметом всякой науки является выявление законов и закономерностей соответствующей сферы природы или общества.
Законами в науке называют необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Закономерность — наиболее общая форма воплощения теоретического знания. Закономерный — значит осуществляющийся на основе закона.
Понятие закон родственно понятию сущности. Существуют гри основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные, законы (напр., философский закон перехода количественных изменений в качественные). Познание законов и закономерностей составляет предмет всякой науки. Показателями закономерности какой-либо связи является ее всеобщность, устойчивость и причинно- следственный характер.
Предметом педагогики являются закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе.
Отношением называют связь между людьми, возникающую при общении, контактах. Отношение включает в себя восприятие, переживание, реакцию. Специфически человеческой формой отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение, является деятельность, Поэтому предмет педагогической науки еще определяется как закономерности педагогической деятельности.
Этот общий предмет педагогики уточняется и конкретизируется в ее различных разделах, теориях и отдельных исследованиях.
Предмет психологии — общие закономерности (механизмы) организации внутреннего психического мира людей посредством «вторичного объекта» или «объекта-посредника». Такими посредниками могут выступать поведение, деятельность, взаимодействие и др.
Появление в психологии так называемого «вторичного объекта» связано с тем, что она (психология) не может сделать психику объектом непосредственного исследования; приходится искать для этого другие объекты-посредники, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой. Поэтому закономерности отношений в образовательном процессе, с одной стороны, являются одним из тех самых посредников в исследовании общих закономерностей психики, а с другой — результаты анализа этих отношений в психологии возвращаются в педагогику как основание для построения конструктивных взаимодействий в системе образования. Таким образом, налицо потребность теснейшего взаимовыгодного сотрудничества между педагогикой и психологией.
Психология, по выражению В. В. Краевского, — непременный и постоянный спутник педагогики. Психологическое знание служит важным источником развития педагогической науки, его использование является необходимой предпосылкой создания любой педагогической концепции. Психология позволяет педагогу понять сущность психических процессов, мотивы, цели и процессуальные характеристики человеческой деятельности, учитывать механизмы развития личности.
Психологическое знание о механизмах восприятия, их особенностях на разных возрастных этапах позволили педагогам решить широкий спектр проблем, связанных с применением словесных и наглядных методов обучения (в частности, разработать правила и приемы проведения лекции, дидактической беседы, применения различных видов наглядности и т.д.). Результаты исследований психологов в области мотивации послужили одним из источников педагогического поиска, посвященного проблеме формирования познавательного интереса. Знание особенностей мышления, понимания, запоминания позволяет педагогам обосновать выводы и рекомендации, касающиеся учебной деятельности учащихся. Ни одно педагогическое исследование невозможно без учета психологических характеристик учащихся (воспитанников) определенной возрастной категории.
Однако при этом четко сохраняется специфика предметов обеих наук. Педагогика не изучает психические процессы, но может дать рекомендации по их формированию или развитию. Тем не менее две эти самостоятельные науки, исследуя один и тот же объект (образование), все более сближаются терминологически и по применяемым методам исследования. В настоящее время сформировалось общее психолого-педагогическое «терминологическое поле»: такие понятия, как «педагогический процесс», «педагогическое взаимодействие», «развивающее обучение» и др. активно используются в психологии, а изначально психологические понятия «личность», «развитие», «эмоции» и др. - в педагогике.
Специфически педагогических терминов, которыми не владели бы психологи, практически не сохранилось, как практически нет и психологических терминов, которые не использовались бы в категориальном аппарате педагогики. Что касается методов, то и здесь наблюдается взаимопроникновение: методы опроса первоначально разрабатывались в психологии, а затем были адаптированы для решения задач педагогического исследования; метод тренинга, широко применяемый в прикладной и практической психологии, разработан с учетом педагогических закономерностей.
Категориальный аппарат
Категориальный аппарат науки (система понятии науки) включает в себя общеупотребительные слова естественного языка. Но попадая в систему научных терминов, они приобретают такое качество, как однозначность, которая позволяет достичь единого понимания их всеми специалистами данной сферы. Требование однозначности включено в число показателей научности психолого-педагогического исследования и изложения его результатов. Стремление заменить в научной работе строгое научное изложение популярным, образным приводит к «размытости» знания и, как следствие, к непрофессионализму в исследовательской деятельности.
Наличие системы специальных терминов — признак не только науки, но и всякой профессиональной деятельности. Неграмотное употребление терминов профессионального языка демонстрирует низкую квалификацию педагога.
В педагогике к числу важнейших можно отнести следующие термины: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, образовательный (педагогический) процесс.
Даже наиболее распространенные категории «воспитание», «образование», «обучение» не имеют в педагогике однозначного толкования: многие ученые настаивают на использовании для обозначения общепедагогической науки слова «воспитание», в законе РФ «Об образовании» ведущим оказывается термин «образование», обозначающий единство соподчиненных ему понятий «воспитание» и «обучение». Словесная путаница нередко приводит к недоразумениям и пустой трате времени. От того, что мы вкладываем п то или иное понятие, как мы его трактуем и что оно значит для других, зависит очень многое, в конечном счете — эффективность всей научной работы.
В психологии категориальный аппарат обозначается так называемым объяснительным принципом, который предлагается той или иной научной школой. В соответствии с этим можно выделить следующие термины: сознание, бессознательное, образ, человек, личность, индивид, психика, эмоции, чувства, поведение, способности, ценности, идентификация, гештальт, само актуализация, самореализация, творчество, темперамент, характер, развитие, деятельность, мотивы, потребности, отношения, общение и др. Основными научными категориями многие авторы определяют: образ, действие, мотивация, общение, индивид, личность.
Упрощенность восприятия систем и моделей, пренебрежение согласованными нормами и значениями терминов, абсолютизация индивидуального чувственного опыта и оценочных суждений — все это признаки утраты научности в изучении, проектировании, анализе и реализации образовательных явлений, процессов и деятельности.
Упрощение научной терминологии часто оказывается невозможным, потому что термин — как бы формула, за которой стоит многолетний путь научной работы, абстрагирования, открытий. Попытки «своими, простыми, всем понятнымисловами» заменить научный термин, как правило, несостоятельны, поскольку дляэтого пришлось бы вместо краткой фразы писать целую книгу, а точнее, переписывать, так как книги, на основании которых принят этот термин, уже написаны.
В. В . Краевский
Методы исследования
Методы исследования в науке — это система приёмов и процедур деятельности, направленной на выполнение определенной исследовательской задачи. Всякая наука использует, наряду с общенаучными, специфические методы исследования.Для достижения цели в конкретном исследовании применяется система методов, правильный выбор которых оптимизирует исследование и повышает его результативность.Эмпирические методы направлены на диагностику состояния исследуемого объекта. Методы количественного и качественного анализа позволяют систематизировать полученную при использовании эмпирических методов информацию и сделать предварительные выводы о наличии причинно-следственных связей между явлениями. Теоретические методы психолого-педагогического исследования опосредованно и непосредственно выходят на анализ реальных образовательных процессов (их причин, источников развития, системы условий, обеспечивающих их эффективное функционирование).
В сфере гуманитарного познания, к которой относится педагогика, в последнее время все большее распространение получают качественные методы исследования, предшествующие выбору и применению математических и статистических методов. Они помогают избежать односторонности в получении научного знания, нивелирования индивидуальности воспитанников, обеспечить целостное восприятие их различий как объективный факт и норму. Соблюдение баланса между количественным и качественным в конкретном исследовании обеспечивает его подлинную научность.
При качественном анализе человек представляет для исследователя интерес не только как объект изучения и источник информации, но и как особый мир образов и переживаний.
В. В. Краевский выделяет некоторые наиболее характерные особенности качественных методовисследования:
- инструменты измерения разрабатываются и проверяются в ходе самой научной работы, часто являются специфическими, отражают индивидуальный исследовательский подход;
- исследовательские процедуры на качественном уровне дублируются редко;
- анализ осуществляется путем обобщения идей из собранных эмпирических данных; организация данных направлена на получение целостной картины.
Психолого-педагогическая наука предназначена для выявления закономерностей образовательного процесса как объективных оснований педагогической деятельности.
Таблица 1
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
Параметры сравнения | Научная деятельность | Практическая деятельность |
Цель | Получить новое знание об образовании как особом феномене и о педагогическом процессе — его характеристиках, закономерностях, способах организации | Создать условия для освоения подрастающими поколениями социокультурного опыта, для становления человека субъектом собственной жизни и деятельности, для стимулирования саморазвития ученика (воспитанника) |
Объект | Образовательный (педагогический) процесс | Ученик (воспитанник); специфика объекта практической педагогической деятельности - в его активности, т.е. он выступает одновременно в качестве субъекта |
Предмет | Закономерности образовательного процесса | Свойства (качества) обучаемых или воспитанников |
Параметры сравнения | Научная деятельность | Практическая деятельность |
Цель | Получить новое знание об образовании как особом феномене и о педагогическом процессе — его характеристиках, закономерностях, способах организации | Создать условия для освоения подрастающими поколениями социокультурного опыта, для становления человека субъектом собственной жизни и деятельности, для стимулирования саморазвития ученика (воспитанника) |
Средства | Методы научно-педагогического познания (теоретические и эмпирические) | Методы, организационные формы, приемы, технологии обучения и воспитания |
Результат | Новые знания об усовершенствовании педагогического процесса. | Становление человека субъектом собственной жизни и деятельности. |
Вопросы
Какие признаки определяют учение как самостоятельную науку? Как они выражены в педагогике и психологии?
Чем различаются объект и предмет педагогики и психологии? Что объединяет эти науки?
Зачем в науке нужен категориальный аппарат? В чем специфика категориального аппарата психолого-педагогических дисциплин? Не приводит ли требование однозначности используемых терминов к ограничению возможностей исследователя?
Метод нередко определяется как способ достижения цели. Какими целями характеризуется каждый из перечисленных в теме 1.2 методов?
Каковы основные психолого-педагогические закономерности, характеризующие сферу образования?
С какими науками связаны педагогика и психология? Что дает педагогике и психологии связь с каждой наукой?
Каковы основные типы связей психолого-педагогических дисциплин с другими науками? Что может выступать в качестве объекта связи?
Какие концепции педагогики как науки вам известны? В чем преимущества и недостатки каждой из них?
Как вы понимаете слова В. В. Краевского: «Проект — это конечный результат научной работы и одновременно— начальный пункт деятельности практической»? Какие звенья, кроме проекта, связывают психолог педагогическую науку и педагогическую практику?
В чем разница между научной и практической педагогической деятельности?
И. Каковы основные формы взаимодействия психолого-педагогической науки и педагогической практики? Чем обеспечивается возможность взаимодействия?
Упражнения
Потребность в соответствующем знании выражается в проблеме исследования. Выделите и письменно обоснуйте какую-либо, на ваш взгляд, актуальную проблему в современной науке об образовании:
Какого знания не хватает педагогам?
Какие противоречия в педагогической деятельности обостряются в связи с его отсутствием?
Почему наличие этого знания оптимизирует образовательную практику?
Какие социальные проблемы будут решаться проще, если педагоги получат и будут применять это знание?
В предшествующем обосновании проблемы выделите объект (часть педагогической действительности) и предмет исследования (аспект рассмотрения объекта).
Составьте список терминов, которыми описывается выделенная вами проблема. С помощью словарно-справочной литературы дайте определение каждого термина. Проверьте, чтобы список терминов был непротиворечивым
Составьте примерный список методов, которые потребуются для исследования выделенной проблемы, и обоснуйте порядок применения этих методов.
Приведите примеры проявления выделенных в теме 1.2 психологических и педагогических закономерностей в повседневной жизни и образовательной практике.
Изобразите в виде схемы связи психолого-педагогических научных дисциплин с другими науками. Отразите в схеме области научного знания, с которыми связаны психология и педагогика, объекты и типы связей. Прокомментируйте схему, проиллюстрировав ее примерами.
Представьте, что связи педагогики или психологии с какой-либо наукой, включенной в вашу схему, прекратились. К каким последствиям это может привести?
Сформулируйте требования к исследователю, работающему «на стыке» педагогики с другими научными дисциплинами. Какими личностными и профессиональными качествами он должен обладать?
Известно, что между получением нового психолого-педагогического знания и широким внедрением его в практику проходит от пяти до десяти лет. Что, но-вашему, препятствует более быстрому внедрению достижений науки в образовательную практику? Ответ обоснуйте.
«Нет ничего более практичного, чем хорошая теория». Как вы понимаете это высказывание? Чем хороша для образовательной практики хорошая теория?
Литература
Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993.143 с.
Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. Волгоград: Перемена, 2001.181 с.
Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / В. И. Вачков, И. Б. Гриншпун,
Н.С. Пряжников; Под ред. И. Б. Гриншпуна. М., 2004.464 с.
Воронов В. В. Педагогика в двух словах: Конспект-пособие для ст-тов и учителей. М., 1997. 146 с.
Вульфов Б. 3., Иванов В. Д. Основы педагогики: Учеб. пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Изд-во УРАО, 1999. 616 с.
Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики: Учеб. дляст-товвыс. учеб. заведений. М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2004.160 с.
Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984.
Колесникова И. А. Природа гуманитарного знания и его миссия в современном обществе // Социальные и гуманитарные знания. № 3.2001.
Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 256 с.
Лузина Л. М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2000. 190 с.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. 4-е изд. М.: Школьная Пресса, 2002. С. 72-92.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. 528 с.
Сергеев Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории): Монография. СПб.; Волгоград, 1997.166 с.
Диалектический материализм
Основной тезис диалектического материализма:
«Бытие определяет сознание». Основное понятие:
«формирование». В рамках этого философского направления в качестве объект» педагогического воздействия рассматривается не целостный человек, а лишь свойства как социального существа (личность). Считается, что проявления духовной жизни человека ограничиваются его нравственностью, а потому «собственно человеческое в человеке», то, что составляет основу его бытия, не изучается. Поэтому образование понимается как феномен, зависящий исключительно от конкретных исторических и социокультурных условий, а становление человека — как определяемое условиями его жизни. Цели образования задаются извне - обществом и государством, а воспитание рассматривается как целенаправленное формирование заданных качеств.
Всё, что происходит в природе и обществе, рассматривается как причинной обусловленное, и потому момент случайности исключается из образовательного процесса, который представляется как полностью управляемый. В то же время все, что существует в мире, находится не только в причинно- следственной зависимости, но и в непрерывном развитии. Это положение чрезвычайно важно для понимания сущности педагогического процесса.
Применяются в основном методы исследования, характерные для естественных и общественных наук. Диалектический материализм в течение долгого времени служил основой советской педагогики. Его идеи лежат в основе многих технократических концепций образования. Основанные на диалектическом материализме педагогические концепции, как правило, технологичны и связаны с организацией разнообразной деятельности детей, поскольку считается, что личность развивается в деятельности.
Религиозная философия и образование
Основной тезис религиозной философии в образовании: «Воспитание — подготовка к вечнойжизни». Основное понятие: духовность. В человеке наряду с психофизическими и социальными качествами признается существование духовного начала, в котором проявляется связь человека с Богом.
Духовная жизнь человека тесно связана с поиском смысла жизни, своего места в мире и с творчеством как способом взаимодействия с миром. Человек наделен свободной волей, которая позволяет ему выбирать между добром и злом. Задача педагога — научить ребенка различать добро и зло и помочь ему сделать правильный выбор.
Главной задачей образования считается развитие «внутреннего человека», становление его как духовного существа, а потому воспитанию отдается приоритет перед обучением. Особое значение придается нравственному воспитанию. В религиозной философии считается, что становление человека определяется не материальными условиями его жизни, а внутренними закономерностями его духовного развития и действием невидимых сил добра и зла. Положения о врожденности важнейших человеческих качеств, о развитии человека в процессе решения им важнейших проблем бытия, связанных с выявлением смыслов и значений окружающих человека вещей, о приоритете самовоспитания над «воспитанием извне» роднят религиозную философию с экзистенциализмом.
Наука, философия и религия в исследованииобразования
Науку, философию и религию рассматривают какразные способы постижения реальности, в томчисле педагогической. Научный способ постижения педагогической реальности предполагает получение знаний главным образом эмпирическим путем, с помощью применения методов, разработанных в рамках естественных и общественных наук. Он позволяет выявить причинно-следственные связи, установить закономерности, классифицировать многообразные педагогические явления.
Однако чтобы понять сущность и предназначение человека, его место среди людей и окружающего мира, нужно принципиально иное знание — философское либо богословское. Философия и религия предполагают иные методы постижения реальности, основанные на интуиции, непосредственном постижении и т.п.; к числу таких методов относится, например, понимание. В философии существует множество течений; среди них есть как идеалистические, так и материалистические. Религия же полностью построена на основе идеализма, т.е. признает примат духовного начала над материальным. Кроме того, религия исходит из того, что многие явления непознаваемы и могут быть приняты человеком только как результат его веры.
Философия, наука и религия как способы постижения педагогической реальности не исключают друг друга — их методы используются для исследования педагогических феноменов разного порядка.
2.3 Общенаучный уровень методологии образования
Общенаучный уровень методологии образования представляет собой систему подходов к пониманию действительности, применяемых во всех или в большинстве научных дисциплин. На этом уровне определяются также типы научно-п<