Логопед предлагает детям выделять голосом предлог в.

в) Составление схемы предложения «Заяц побывал в цирке».

Логопед показывает, что маленькое слово в — предлог, стоит отдельно от других слов.

г) Составление предложения по схеме. Объединение предложений в рассказ.

— Досмотрите на схемы предложения. В схемах есть картинки. Они показывают, о чем говорится в предложе­нии. Назовите, что изображено на картинках (Лес, ежик,
дом, шкаф.)

Какой предлог используется в каждом предложении? Рассмотрите схему первого предложения. Посчитайте, сколько слов в предложении. Составьте предложение.

Аналогично работа проводится по другим схемам.

— Прочитайте весь рассказ. Придумайте название рас­сказу.

д) Упражнение в составлении схем.

— Где учатся дети? (Дети учатся в школе.) Куда кладут учебные вещи? (Учебные вещи кладут в ранец.)

Дети отвечают на вопросы и составляют в тетрадях схему предложения.

Итог занятия.

Дети по индивидуальным сюжетным картинкам состав­ляют предложения с предлогом в.

ЗАНЯТИЕ №35

Тема: Звуки [н], [нь].

Цель: уточнить произношение звуков [н], [нь]; учить вы­делять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; обучать анализу и син­тезу прямого и обратного слога; развивать артикуляци­онную моторику, дыхание, голос.

Оборудование: сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, альбом 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

Задание «Подобрать слова к слоговым схемам»:

2. Артикуляционная гимнастика.
«Покусать кончик языка».
«Качели».

«Надавить кончиком языка за верхними зубами».

3. Знакомство со звуками [н], [нь] (с. 52).

а) — Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна...? (Несмеяна.) Си­дит Несмеяна на троне и ноет: то [н]-[н]-[н], то [нь]-[нь]-[нь]. Покажите, как ныла Несмеяна. Произноше­ние звуков:

[н].Губы разомкнуты. Зубы видны, сближены, но не сомк­нуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя слабая, идет через нос. Голос ра­ботает.

[нь].Кончик языка опущен, упирается в нижние зубы. Язык более напряжен.

б) Артикуляционная и звуковая характеристика звуков.

Дети наблюдают за артикуляцией звука в зеркале и характери­зуют его: звук [н] — согласный, твердый, звонкий; [нь] — соглас­ный, мягкий, звонкий.

— Юпик показывает Несмеяне фишки. Какую фишку показал Юпик на звук [н]? А какую — на звук [нь]? Но Не­смеяна на него даже не смотрит, а пуще прежнего ревет.

в) Дифференциация звуков [н]-[нь ].

— Послушайте слово. Определите, какой звук в слове: [н] или [нь]. «Зажги» фонарики на эти звуки.

Царевна деньги

крикунья конец

улыбнуться Несмеяна

принц нянька

невеста ноет

г) «Укачивание».

— Пришли к Несмеяне няньки и давай ее укачивать:

Поукачиваем ее и мы.

Дети произносят слоги с постепенным повышением и понижени­ем голоса.

Но Несмеяна все ревет, ругается, нянек за косы таскает. Убежали няньки.

4. Выделение звуков [н], [нь] из состава слова.

— Осталась Несмеяна одна-одинешенька. Ночь на дворе. Рассмотрите картинку. Назовите слова со звуком [н], [нь] в начале слова; в середине; в конце слова.

Пока Несмеяна ноет, послушайте, что произошло в саду. Об этом нам расскажет Юпик.

Нам не нужны такие шутки.

Кто ночью срезал незабудки?

На грядке отпечатки ног!

Наверно, это — носорог?

Дети находят слова со звуками [н], [нь]. Упражняются в от­четливом произношении стихотворения с соблюдением интонации.

Физминутка.

На вопрос логопеда дети отвечают хором: «Вот так» и по­казывают жестом нужное движение.

— Как живешь? — Вот так! Большой палец вверх.
— Как идешь? — Вот так! Два пальца шагают по другой ладони.
— А бежишь? — Вот так! Согнуть руки в локтях и пока­зать, как работают руки при беге.
— Ночью спишь? — Вот так! Руки «лодочкой» на щеку и по­ложить на них голову.
— Как берешь? — Вот так! Хватательные движения.
— А даешь? — Вот так! Руки перед собой, ладони вверх.
— Как грозишь? — Вот так! Грозить указательным пальчи­ком.
— А шалишь? — Вот так! Надуть щеки и разом стукнуть по ним.

Звуковой анализ (с. 53).

а) — Сидит Несмеяна вся опухшая, в слезах, капризничает, предложения не договаривает: «Я несу ...». По картинкам (небо, пень, носки, дыня, сарафан, корзина) догадайтесь, что она хочет дальше сказать? Что может Несмеяна нести?

Аналогично проводится работа с предложениями «Я надену ...», «Янарисую ...».

— Понаехали принцы заморские. Ходят перед нею, шу­тят, а она им задания дает: «Подберите схемы к названиям картинок». Они отгадать не могут. А вы сможете выполнить ее задание?

Наши рекомендации