Дети наблюдают за артикуляцией в зеркале.

—Как воет вьюга в трубе? Вращаем указательный палец правой руки в кулаке левой и произносим: в-в-в! вь-вь-вь!

б) Анализ артикуляции и звуковая характеристика звуков.

Дети по схеме делают анализ артикуляции и характери­зуют звуки [в], [вь].

4. Закрепление звуков [в], [вь] по пособию (с. 47).

— Посмотрите, как мчится вьюга по лесу. Как она воет?
Правильно ли Юпик выбрал фишки для звуков [в] и [въ]? Объясните его выбор.

5. Дифференциация звуков [в] и [вь].

Игра «Сигнальщики».

У детей сигнальные фонарики.

— Посигнальте, каким звуком выла вьюга: [в] или [вь]?

вечер зовет

воет деревья

ветер свернул

сова волк

6. Упражнение в произношении звуков [в], [въ].

а) — Мчится вьюга по лесу. Видит впереди шесть дорожек к гласным звукам. Забежала она к каждому гласному зву­ку и спела с ним свою песенку. Что у них получилось?

— Потом вдохнула поглубже и завыла на одном выдохе: ва-во-ву-вы-ви-вэ;

— Покажите, как выла вьюга.

б) — Закончите чистоговорки про сову и повторите их.

ва, ва, ва — на дереве ... (сова).

во, во, во — большое ... (дерево).

ву, ву, ву — мы видели ... (сову).

вы, вы , вы — сидели две ... (совы).

ви, ви, ви — сову ... (лови).

Физминутка.

Имитация движений с речевым сопровождением.

В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг — как полетит.

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова.

8. Выделение звуков [в], [вь] из состава слова.

а) —Улетела вьюга в холодные края, а звуки [в] и [вь] оста­вила в словах. Рассмотрите картинку «Ну, погоди». Назо­вите слова со звуком [в] ([вь]). Определите место звука [в] ([вь]) в словах. Что неправильно нарисовал художник?
Используя картинки, подберите рифмы к словам:

полк — ... (волк)

корона—...(ворона)

слон — ... (вагон)

дрова — ... (трава)

боровик — ... (снеговик)

б) — А сейчас, ребятки,
Загадаю вам загадки.

Вы картинки рассмотрите

И отгадки в них найдите,

Схему к слову подберите (с. 48).

Не сеют, не сажают —

Сами вырастают. (Волосы)

Хохотун Егорка взялся за уборку.

В пляс по комнате пошел,

Оглянулся — чистый пол. (Веник)

Кто приходит, кто уходит —

Все ее за руку водят. (Дверь)

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Звуковой анализ.

— Выделите второй слог в слове и составьте его схему:

сова заводы

ловушка сливы

клавиши.

Итог занятия.

— Отгадайте, что у меня в кармане со звуком [в] в нача­ле слова. (Воздух.)

ЗАНЯТИЕ №32

Тема: Звуки [в], [вь] (закрепление).

Цель: закрепить знания о звуках [в], [вь]; развивать фоне­матический слух; формировать навыки звукового анали­за; обучать образованию слов с помощью приставок; дать понятие о сложных словах.

Оборудование: игрушки — волк, пять васильков, предмет­ные картинки с изображением цветов и фруктов, альбом 1.

Ход занятия

Организационный момент.

Задание «Подбери рифму».

У детей индивидуальные картинки. Логопед произносит слово, а ребенок по картинке произносит рифму — слово со звуком [в], [вь].

Самолет —... (вертолет) сетка — ... (ветка)
Грач — ... (врач) щенок — ... (венок)
Часы — ... (весы) грива — ...(слива)
Слон — ... (вагон) денек — ... (василек)
Корона — ..; (ворона) муравей — ... (воробей)
Слова —... (сова) пилка — ... (вилка)

2. Закрепление звуков [в], [вь].

а) — Кто у мороза подруга? Как она выла? Расскажите о зву­ках [в],[вь].

б) Загадка.

На овчарку он похож,

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Логопед демонстрирует игрушку или картинку с изображением волка.

— Надоело волку быть вредным и злым. Пришел волк к волшебнице и просит ее: «Добрая волшебница, забери всю мою злость. Сделай гак, чтобы я стал вежливым, внима­тельным, воспитанным, веселым. Чтобы все звери меня уважали».

в) — Назовите слова со звуком [в] и [вь] в просьбе волка.

— Волшебница волку отвечает:

В поле во ржи

Растут васильки.

В это поле, волк, ступай,

Васильков насобирай,

Васильки в венок сплети,

Вот тогда и приходи.

Но чтобы василек сорвать,

Надо очень много знать.

3. Формирование фонематического восприятия.

— Отправился волк в поле. Васильки его встречают, го­ловой кивают. Хочет волк сорвать василек, но василек не дается: сначала выполни задания — покажи свои знания.

Васильки расположены в групповой комнате. Дети передвига­ются от василька к васильку, выполняя задания.

а) Задание первого василька.

«Замените первый звук в слове на звук [в], [вь]
полк — ... пить — ...

мыть — ... пеликан — ...

голос — ... Митя — ...

пой — ... лесть — ...

б) Задание второго василька.

«Составьте предложение, чтобы каждое слово в нем на­чиналось со звука [в] или [вь]».

Наши рекомендации