Логопед делает вывод: Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.

— Звук [м] гласный или согласный? Почему?

4. Анализ артикуляции звука [м].
—Расскажите о звуке [м] по схеме.

Губы сомкнуты, но без напряжения. Воздушная струя идет через нос. Голос работает. Дети тыльной стороной ладони ощущают на­пряжение гортани.

— Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Звук [м] звонкий, так как в его произношении участву­ет голос.

Логопед знакомит с условным обозначением звука [м].

— Звук [м] обозначается синей фишкой с колокольчиком. Колокольчик на фишке «говорит», что звук [м] звонкий.

5. Закрепление по пособию (с. 43).

—Посмотрите на картинку коровы в левом верхнем углу страницы. Как она мычит?

—Какую фишку поднял Юпик? Какой звук она обозна­чает?

6. Выделение звука [м] из состава слова. Игра «Сигналь­щики» (с фонариками).

— Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услы­шать звук [м] среди других звуков: в, м, ш, н, м, л, м, ф, п, м.

Среди слогов: ам, оп, ну, мы, пэ, му.

Среди слов: Маша, трава, молоко, поит, манная (ка­ша), копыта, мычит.

Любит Маша манную кашу.

Любит Маша попить молока.

Чтобы сытая коровушка была.

Чтобы много молока она дала.

Пришла корова на луга.

— Посмотрите на картину «Корова на лугу». Стоит коро­ва на зеленом лугу, траву жует. Рога у коровы крутые, бока толстые, стоит, хвостом помахивает. По картине назовите слова со звуком [м], выделяя его голосом. (Дом, дым, мали­на, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей.)

Физминутка.

— Любит лакомиться молоком и кошка Мурка. Послу­шайте стихотворение «Лакомка» и покажите его пальчика­ми.

Стоит на кухне, за столом,

Горшок со свежим молоком.

Тайком пробралась в кухню кошка

Отведать молока немножко.

Наклонилась, пьет вершок,

Сунув голову в горшок.

А потом: — Ой-ой-ой!

Ай-я-й! Застряла голова!

Побежала во двор,

Натолкнулась на забор.

— Бумс-бац! Ток-ток-ток!

Раскололся горшок.

Побежала кошка в дом

Опять за свежим молоком.

8. Звуковой анализ.

Дети работают с индивидуальными схемами. Логопед де­монстрирует работу на доске.

а) Определение места звука в слове:

— Выбирает корова среди травы что повкуснее — разные цветочки: «мак» (дети обозначают место звука [м] в слове), «ромашку». Отгоняет хвостом «мух», «комаров». Принесет корова в «дом», вкусное «молоко».

б) Звуковой анализ и синтез обратных слогов.

Коровушка домой идет.

Молочко нам несет.

Надо кашку варить,

Машу кашкой кормить.

— Сварила мама кашу. Кормит Машу. Говорит ей: «Ам!» Какой первый звук она произнесла? Обозначим его фиш­кой. Какой второй звук она произнесла? Какой фишкой его обозначим? Почему?

Чтение составленной схемы.

в) Преобразование схем обратных слогов: ам — ом — ум — им — ым — эм.

Дети преобразуют схему и прочитывают,

г) Подружи звук [м] с гласными звуками (с. 43).

Итог занятия.

— Какой звук вы узнали сегодня на занятии? Какой звук [м]? Найдите слова со звуком [м] в двустишии:

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

ЗАНЯТИЕ №28

Тема:Звук [мь]; дифференциация звуков [м] — [мь].

Цель: уточнить произношение звука [мь]; дать понятие о твердых и мягких согласных звуках; учить выделять звуки [м], [мь] из состава слова; учить дифференциро­вать звуки по твердости-мягкости; познакомить с анализом и синтезом прямого слога.

Оборудование: индивидуальные зеркала, сигнальные фо­нарики, схемы, альбом 1.

Ход занятия

Организационный момент.

— Назовите слова, начинающиеся со звука [м], выделяя его голосом.

2. Повторение характеристики звука [м].

3. Знакомство со звуком [мь].

— М-м-м — корова замычала,

Она теленочка искала.

А теленок ей в ответ: — Мь-мь-мь...

Корова мычит строго: м-м-м. Звук [м] — твердый. А те­леночек ей отвечает нежно, ласково: мь-мь-мь. Звук [мъ] — мягкий. Губы растягиваются в легкую улыбку, спинка языка поднимается к небу.

Дети совместно с логопедом, наблюдая за артикуляцией в зер­кале, анализируют звук [мь] по схеме и делают вывод. Звук [мь] согласный, звонкий, мягкий.

Логопед демонстрирует условное обозначение звуков:

Звук [м] —согласный твердый, обозначается синей фишкой.

Звук [мь] — согласный мягкий, обозначается зеленой фишкой.

Колокольчики на фишках говорят, что звуки [м] и [мь] — звонкие.

4. Закрепление звука [мь] по пособию (с. 44).

— Посмотрите на картинку коровы и теленка. Как они мычат? Какие фишки поднял Юпик? Какие звуки они обоз­начают?

5. Дифференциация звуков [м] — [мь].

— Издавна корову называют кормилицей. Ведь она дает мо­локо. А из молока на молокозаводах изготавливают продукты: кефир, сливки, йогурт, творог, сыр и другие. Рассмотрите их на странице книги. Эти продукты называются молочными.

Жили-были два гномика. Они очень любили молочные продукты. Одного звали Мук, а другого Мик. Найдите их на странице книги. Догадайтесь, кто из них Мук, а кто Мик? Почему? В магазине каждый из них покупал свои любимые молочные продукты: Мук — продукты со звуком [м] в на­звании, а Мик — со звуком [мь].

Какие продукты купит Мук? А какие Мик?

Логопед называет продукт (молоко, эскимо, масло, сметана, Milky Way), выделяя в слове голосом звук [м] ([мь]), а дети пока­зывают фишку, называют звук [м] ([мь]) и имя гнома.

Работа со схемой.

— По дороге домой повстречали гномы Юпика и предло­жили ему отгадать по схемам, какие продукты со звуками [м] и [мь] они купили. Юпик задумался над схемами слов. Попробуйте вы определить название, какого продукта пока­зывает схема.

Физминутка.

«Лакомка» — См. конспект № 27.

Наши рекомендации