Знакомство с многозначностью слова кисти.

— Заглянул Юпик в третий класс. Учитель дал задание детям: «Нарисуйте кисти». Посмотрите, какие рисунки на­рисовали дети. Почему рисунки разные?

Логопед делает вывод: у слова может быть несколько значений. Для закрепления понятия о многозначности слова используется стихотворение Петрищева «Шишка».

Бросил палку кверху Мишка:

— Падай в шапку с ели, шишка! —

Шишка хлоп по голове —

Сразу шишек стало две.

Итог занятия.

Дети по контурным картинкам называют предмет, выде­ляют звук [и] из состава слова и получают картинку для раскрашивания.

ЗАНЯТИЕ № 17

Тема: Буквы И, и.

Цель: закрепить звук [и], познакомить детей с графиче­ским обозначением звука [и]; учить соотносить звук и букву; обучать интонационному чтению; формировать

навык звуко-буквенного анализа слов; упражнять в со­ставлении и чтении предложений по схеме с союзом и; учить объединять предложения в рассказ; развивать го­лос, зрительное восприятие, мелкую моторику. Оборудование: картинки «Чьи уши?», счетные палочки, кассы букв, тетради, ручки, альбом 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

Задание «Чьи уши?» Дети упражняются в образовании притяжательных прилагательных.

2. Знакомство с буквами. Загадка:

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

Дети открывают книгу на с. 30. Рассматривают картинку в ле­вом верхнем углу.

Логопед читает стишок:

Иголка встала на носок

И нитку попросила:

—Ты, Нитка, хвостик изогни,
И мы построим букву И.

Дети рассматривают буквы Ии в верхней части страницы.

— Сколько элементов у буквы И? Какие элементы? Чем похожи эти буквы? Чем они отличаются?

Дети строят букву И из пальцев рук, затем из счетных палочек. Логопед заостряет внимание на расположении наклонной палочки.

—Иголочки-подружки
Вставили носики в ушки.
Внимательно посмотри,
Сколько здесь букв Я?

Работа с кассой букв.

Дети находят место букв в кассах, составляют и читают ряды букв:

у а о и

а о и у

и о у а

Печатание букв И ив тетрадях.

Заселение» буквы И в «Домик букв».

Звуко-буквенный анализ.

— Посмотрите, буква И поселилась в трехэтажном доме. Она поможет нам определить, на каком этаже живут пред­меты, нарисованные рядом с домиком. Назовите их (Ива, гуси, кит.)

Дети считают, сколько звуков в слове, находят место звука [и] в слове, соотносят со звуко- буквенной схемой и определяют соответствующий этаж.

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика.

Дом стоит с трубой и крышей.

На балкон гулять я вышел.

б) Дети проговаривают стихотворения «Аист», «Утки стай­кою летели...» с имитацией движений (см. занятие «Звук [у]», «Буква А»).

Чтение по пособию.

а) чтение ряда букв с изменением силы голоса;

б) интонационное чтение.

Работа над предложением (с. 31).

а) «Маленькое слово И».

— Рассмотрите схему предложения. Сколько слов в пред­ложении? Назовите третье слово. И — маленькое, но очень нужное слово. Оно соединяет слова в предложении.

Дети рассматривают картинки, отвечают на вопрос Кто это?, составляют предложение «Это тигр и крокодил». Затем читают его по схеме.

— Слово И в этом предложении соединяет слова, назы­вающие предметы.

б) Дети составляют предложения по каждой паре картинок.
Логопед обращает внимание на маленькое слово И, которое помогает соединить в предложении слова, называю­щие действия.

Дети объединяют предложения в рассказ: «Игорь взял лейку и полил цветы. Потом срезал цветы и поставил их в вазу».

Итог занятия.

—С какой буквой мы познакомились?

—Встаньте парами и постройте букву Я.

ЗАНЯТИЕ №18

Тема: Звук [э].

Цель: уточнить артикуляцию звука [э]; учить выделять звук [э] из состава слова; обучать звуковому анализу; уп­ражнять в образовании сложных слов; развивать артику­ляционную моторику, голос.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, символ зву­ка, схемы, предметные картинки, цифры, альбом 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

Задание «Выделить гласный звук в слове».

мост лист крот гриб

парк плот слух глаз

труд брать пруд слон

Артикуляционная гимнастика.

Чередование движений губ: «Улыбка» — «Трубочка» — «Хоботок». «Окошечко» — «Заборчик» — «Трубочка». Беззвучное артикулирование ряда гласных по звуковой дорожке.

3. Знакомство со звуком [э].

а) Загадка.

Никто его не видывал,

А слышать — всякий слыхивал.

Вез тела — а живет оно,

Без языка — кричит.

Эхо

Наши рекомендации