Юпик допускает ошибки, дети его исправляют.

3. Физминутка «Спроси правильно».

Логопед бросает мяч и произносит слово. Дети ловят мяч, ставят вопрос «Кто это?» или «Что это?» и возвращают мяч логопеду.

4. Закрепление по пособию темы занятия (с. 8).

а) Логопед предлагает рассмотреть картинку в левом верх­нем углу страницы 8 и назвать предметы, стоящие на полке (игрушки: мяч, пирамидка, кубики, машинка).

—Это живые предметы?

—Как о них спрашивают?

—Что еще можно поставить на эту полку?

Такое же задание дается по картинке справа «В зоопарке» (в клетках сидят звери: волк, медведь, лиса, заяц).

б) Дети рассматривают картинку «В живом уголке».

—Куда пришли воспитатель и дети?

—Какие предметы окружают детей?

—Про какие предметы на картинке вы спросите: «Кто это?»; «Что это?»

в) — Юпик получил задание помочь Ивану провести грани­цу между царствами живых и неживых предметов. Пока­жите, как он ее проведет.

Задание выполняется карандашом, шнурком или цепочкой, начи­ная с пунктирной линии.

5. Логическое упражнение «Четвертый лишний».

Логопед ставит четыре картинки: три с изображением живых предметов и одну — неживого предмета, и наоборот. Дети выделяют лишний предмет и объясняют свой выбор.

6. Итог занятия.

— Сегодня мы познакомились со словами, называющими предметы.

—О каких предметах спрашивают: «Кто это?»

—О каких предметах спрашивают: «Что это?»

ЗАНЯТИЕ № 4

Тема: Слова, называющие действия.

Цель: дать понятие о словах, называющих действие; уточ­нить и расширить глагольный словарь; развивать логи­ческое мышление; закрепить умение составлять схему предложения.

Оборудование: схема «эстафеты», предметные картинки о спорте, раздаточные картинки с изображающие живот­ных, альбом 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед демонстрирует предметные картинки: боксер, футболист, хоккеист, парашютист, пловец, мяч, перчатки, ракетка, гиря, скакалка, велосипед.

Один ребенок ставит к картинкам вопросы «Кто это?» или «Что это?» Другой ребенок отвечает.

Знакомство со словами, называющими действия предмета.

— Боксер, футболист, хоккеист — это спортсмены. И мы сегодня, как спортсмены, будем участвовать в эстафете, пе­редавая флажок с одного этапа на другой.

На доске изображена схема эстафеты и передвижной флажок.

Первый этап эстафеты.

— На старт! Внимание!

— Плывите! — Прыгайте! — Приседайте! — Бегите! Дети имитируют движения.

— Что вы делали?

Логопед делает вывод: Плавали, прыгали, приседали, бегали — это слова, называющие ваши действия. К ним ставится вопрос «Что делали?».

— Скажите еще слова, называющие действия спортсменов.
Флажок переставляется на второй этап.

Второй этап эстафеты.

Работа по пособию (с. 9). Дети рассматривают картинку «В спортивном зале».

— Что делают дети? Скажите только, слова, называющие действия детей.

Третий этап эстафеты. Физминутка.

а) Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке!

Потянулись, потянулись.

Вправо, влево поклонились

И на месте в бег пустились.

—Что вы делали?

—Что называют эти слова?

б) Пальчиковая гимнастика.

— Гонки многоножек (попеременное передвижение пальцами-ножками по столу. Каждая ножка делает по одному шагу).

— Гонки двуножек (движения выполняются средним и указательным пальцами).

Четвертый этап эстафеты.

—Животные тоже соревнуются, кто быстрее передвига­ется.

—Как передвигается медведь (сорока, змея, заяц, ля­гушка, щука)?

—Ходит, летает, ползает, бегает, прыгает, плавает — что называют эти слова?

У детей картинки с изображениями животных: слон, гусеница, бабочка, кит, кузнечик, волк и т. д.

—Подумайте, как передвигается ваше животное?

—Составьте предложение по схеме:

—Кто из них передвигается быстрее?

—Поставьте картинки в ряд по мере увеличения скоро­сти передвижения животных.

Пятый этап эстафеты. «Лишнее слово» (с. 10).
едет коньки

плывет клюшка

мяч бежит

забивает шайба

— Что изображено на картинке: предмет или действие предмета? Назовите лишнее слово.

Итог занятия.

— Сегодня мы познакомились со словами, называющими действие предмета. Назовите каждый по одному слову, называющему действие предмета.

Финиш.

ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Слова, называющие признаки предмета.

Цель: дать понятие о словах, называющих признаки пред­мета; расширить и уточнить словарь признаков предме­та; упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными; тренировать детей в состав­лении простого распространенного предложения; разви­вать логическое мышление.

Оборудование: простые карандаши, звездочки, мяч, пред­метные картинки, альбом 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед произносит слово, называющее предмет, а дети к нему подбирают слово, называющее действие предмета.
солнце ... (светит)
дождь...

ветер ... и. т. д.

Наши рекомендации