Физминутка «Собака» (см. конспект М 66).

Формирование грамматического строя речи (с. 61).

а) Упражнение в употреблении предлога перед.

— Посмотрите на гнома в левом верхнем углу страницы. У гнома есть собаки. Зовут их Трезор и Шарик. Гуляя, гном всегда идет перед Трезором или перед Шариком. Как зовут этого гнома?

— Слово перед — предлог. Его говорят тогда, когда один предмет предшествует другому предмету. Посмотрите на картинки. Собаки играют. Шарик бежит перед Трезором. Кто первый? Кто второй?

— Посмотрите на пограничника с собакой. Это овчарка — отличная служебная собака. Она несет службу на грани­це. Ее обучали в специальной собачьей школе.

— Рассмотрите схему предложения. Какой предлог в предложении? Сколько слов в предложении? Составьте предложение по схеме, используя картинку, о погранични­ке и собаке.

Логопед делает вывод: «Перед — предлог, стоит отдельно от других слов».

б) Упражнение в согласовании числительных и существи­тельных.

—А какой цирк без собак, забавных и умных! Что умеют делать в цирке дрессированные собаки? Посмотрите на кар­тинку. Собачка решает задачу. Но так как говорить не уме­ет, ответ дает лаем. Вы видели в цирке таких собачек?

—Назовите нарисованные предметы. Цифрами указано количество предметов. Назовите, сколько их?

Дети упражняются в согласовании числительных и существи­тельных.

Итог занятия.

—Что умеют делать собаки?

—Почему собаку называют другом человека?

—Подберите родственные слова к слову друг.

ЗАНЯТИЕ № 102

Тема: звуки [р], [рь] — [л], [ль], буквы Р — Л.

Цель:учить дифференцировать звуки [р], [рь] — [л], [ль]на слух и в произношении и буквы Р — Лпри чтении и на письме; развивать дикцию, учить передавать интонацию.

Оборудование: тетради, ручки, альбом 2.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Один — много».

ремень — ремней воробей — ...

ружье — ... доктор —...

рот — ... перо — ...

дерево — ... сторож — ...

помидор — ... ведро — ...

фонарь — ... рог — ...

2. Сравнение звуков [р], [рь] — [л], [ль] (с. 62).

—Ракета летит: Р-р-р! Рь-рь-рь! Расскажите, какие это звуки?

—Летят самолеты. Как гудит большой самолет? Как гу­дит маленький самолет? Расскажите, какие это звуки?

— Юпик предлагает сравнить звуки [р],[рь] — [л], [ль].

Дети сравнивают произношение звуков по схеме анализа арти­куляции звуков.

3. Дифференциация звуков [р], [рь] — [л], [ль] на слух ив произношении.

а) Выделение звуков из состава слова.

— Чтобы отправиться путешествовать, проверим, какие вы внимательные. Услышите в слове звуки [р] ([рь]) — изобразите мотор (вращательные движения руками перед грудью) и произнесите [р] ([рь]), а услышите звуки [л] ([ль]) — разведите руки в стороны, изображая крылья са­молета, и произнесите [л] ([ль]).

— Мы составили маршрут путешествия. Плотно упако­вали рюкзаки. Взяли фотоаппарат, бинокль. Поехали в аэ­ропорт. Купили билеты. Поднялись по трапу в салон само­лета, заняли свои места и полетели.

Дети имитируют движения походу рассказа логопеда.

б) Дифференциация звуков [р], [рь] — [л], [ль]в слогах.

Путешествуем с друзьями

Над таежными лесами ...

— Какие деревья мы видим в таежном лесу? (Хвойные: сосна, ель, кедр, пихта.)

Пролетая над лесами,

Мы сыграем в «ЭХО».

Слоги дружно повторим,

Чисто, без помехи.

ла—ра—ра — ла

ро — ло — ро — ло

ру — ло — ру — ло

в) Дифференциация звуков [р], [рь] — [л], [ль]в словах.

Пролетаем мы с друзьями

Над большими городами ...

— В городе на площади Р — Лидет народное гулянье с играми и плясками, это — веселый карнавал. На карнавал пришли герои сказок, в именах которых есть звуки [р], [рь], [л], [ль]. Назовите их.

—После карнавала на площади Р — Л начнется празд­ничное шествие по улицам города: Р и Л.

—Прислушайтесь к именам героев. Кто из героев пойдет по улице Р? Кто пойдет по улице Л? А кто останется веселиться на площади Р — Л?

Физминутка.

Карнавальные танцы под веселую музыку.

5. Дифференциация Р — Л при чтении и на письме (с. 63).

а) Пролетаем с друзьями

Над высокими горами...

— На первой горе прочитайте слова и замените букву Л на Р. Какое слово получится?

—На второй горе в словах есть буква Р и Л. Произнеси­те каждое слово отчетливо три раза.

—На третьей горе в словах пропущены буквы Р и Л. Вставьте их в слова. Какие это слова?

б) Пролетаем мы с друзьями
Над широкою рекой ...

— Плавно, спокойно река несет свои воды. Подул ветерок и на реке появились мелкие волны — рябь. Прочитайте предложение о реке. Произнесите его отчетливо: шепотом, громко, с восторгом, с удивлением.

в) Письмо предложений: Река текла. Рябина росла.

Итог занятия.

Славно мы летали с вами

Над лесами, городами,

Над горами, над рекой...

И вернулись мы домой.

—А над входом вас ожидает ребус. Отгадайте его.

—Когда говорят браво?

—Вы хорошо потрудились, научились различать звуки [р], [рь] — [л], [ль].Молодцы! Браво!

Приложение 1.

Наши рекомендации