Отгадывание ребусов «ёжик», «ёлка».

—Четвертое задание: отгадайте слова.

—Кто спит под ёлкой?

—Какое слово прочитает ёрш?

Письмо.

— Следующее задание с нового яблока,
а) Письмо букв Ё, ё.

б) Письмо предложения Ёжик бежит под ёлку (Приложе­ние №2).

Итог занятия.

— Почему буква Ё поселилась в домик с красной крышей?

Ёжик яблочки раздал,

Вам, ребята, пожелал

Букву Ёне забывать,

Правильно её читать.

ЗАНЯТИЕ № 98

Тема: буква Ё после согласных.

Цель:учить дифференцировать звуки по твердости-мягко­сти; познакомить с обозначением мягкости согласных бу­квой Ё;научить читать слоги и слова с буквой Ёпосле со­гласных.

Оборудование:разрезные буквы, сигнальные карточки о, ё, кассы букв, картинки с изображением мальчика и девочки, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Продолжи ряд».

На доске буквы: А ...; И...; М...; П ... У детей буквы: У, Е, В, Г, Т, X, О, Я, З, К, Ы, Э. Детям предлагается продолжить каждый ряд букв, поставив свою букву.

—А у меня какая буква? Логопед показывает букву Ё.

—В какой ряд ее поставить, скажете в конце занятия.

2. Дифференциация согласных по твердости-мягкости. Игра «Камень — Вата».

Первый ряд — команда «Вата».

Второй ряд — команда «Камень».

Логопед называет слова с твердым и мягким начальным согласным (лом, лёд, рёв, ров, пост, пёс, Фома, Фёкла, нос, нёс). На слово с мягким согласным в начале слова встает команда «Вата», С твердым — команда «Камень».

Звуко-буквенный анализ (с. 58).

а) — На картинке нарисован нос.

— Какой первый звук в слове нос? Какой буквой обозна­чен? Какая гласная буква пишется после буквы Н? Прочи­тайте все слово. А рядом на картинке человек коробку нёс. Какой первый звук в слове нёс? Какая гласная обозначит мягкость согласного [нь]?

Логопед делает вывод: «После твердых согласных пишется бук­ва О, а после мягких согласных — буква Ё».

б) Логопед демонстрирует картинки с изображением маль­чика и девочки. Под картинками написаны имена детей:

— Девочку зовут Тома, а мальчика — Тема. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Игра «Покажи букву».

У детей буквы О и Ё Логопед называет слово (лоб, лёд, ложка, лёжка, Сёма, Соня, мох, мёл, рёва, ровно), дети поднимают букву О или Ё.

— Тома и Тема любили играть с буквами О и Ё, Поиграем с ними и мы.

5. Чтение слогов (с. 58).

— Тома и Тема нарисовали картинки, в названии кото­рых пишутся буквы О или Ё. Посмотрите их и назовите.

— Прочитайте слоги. Если в слоге гласная О, то соглас­ную читайте твердо, если Ё, то согласную читайте мягко.

Дети читают слоги парами и дополняют их до целого слова, ис­пользуя предыдущие картинки.

Физминутка.

«Девочки и мальчики ...» (см. конспект № 55). «Умеют все ребята...» (см. конспект № 70).

7. Чтение слов.

— Рассмотрите картинку в центре страницы. Тома и Тема были трудолюбивыми детьми. Они всегда помогали своим родителям. Папа с мамой накосили целый воз сена, запрягли вола, и ребята повезли сено домой.

Прочитайте слова парами. Составьте предложения с этими словами по картинке. Соедините предложения в рассказ.

Чтение слов с пропущенными буквами.

Дети читают слова. Вписывают буквы О или Ё. Объясня­ют свой выбор.

Работа с кассой букв.

Дети составляют предложение Тема везёт Тому.

Итог занятия.

— В какой ряд букв надо поставить букву Ё? Почему?

ЗАНЯТИЕ №99

Тема: звуки [р], [рь].

Цель:уточнить произношение звуков [р], [рь];учить диффе­ренцировать звуки [р], [рь]по твердости-мягкости; совер­шенствовать звуковой анализ; упражнять в изменении су­ществительных и прилагательных по падежам; в подборе родственных слов; расширять словарь по теме «Космос»; отрабатывать дикцию.

Оборудование:зеркала, индивидуальные схемы, рисунки планет, индивидуальные картинки с видами Земли, кар­тинки с изображением двух инопланетян.

Ход занятия

Организационный момент.

— Я называю один предмет, а вы — много. Прислушай­тесь, на какую гласную падает ударение в ваших словах: метла — метлы.

стекло — ... сестра — ... звезда — ...

слеза — ... бревно — ... щека — ...

гнездо — ... зерно — ... колесо — ...

— Заметили, что буква ё всегда ударная?

2. Артикуляционная гимнастика.

«Маляр».

«Лошадка».

«Барабанщик».

3. Характеристика звуков [р], [рь].

Стальная птица — алый хвост —

Полетела в стаю звезд,

—Ракета летит, двигатель работает: р-р-р!

—Произнесите звуки [р], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Рот приоткрыт, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднят за верхние зубы, напряжен. Под воздействием сильной струи возду­ха кончик языка вибрирует. Голос работает.

— Двигатель работает мягко: рь-рь-рь!

Губы растягиваются в более широкую улыбку, кончик языка про­двигается вперед и опускается к краям верхних зубов.

— Расскажите, какой звук [р] ([рь]) ?

4. Упражнение в произношении звуков [р], [рь].

а) Произношение звуков с постепенным изменением силы голоса.

—Двигатель заводится:

—Двигатель выключается:

5. Закрепление звуков [р], [рь] (с. 59).

а) — Посмотрите на картинку в рамочке в левом верхнем уг­лу страницы. Где летит ракета? (В космосе).

— Космос — это бесконечное пространство со звездами и планетами. Небо в космосе черное, на нем блещет огром­ное количество звезд и планет. Летают в космос на косми­ческом корабле. Космические корабли отправляются в ко­смос с космодрома. Управляет космическим кораблем кос­монавт.

—Назовите родственные слова слову космос.

—Кто был первым космонавтом?

—Юпик прилетел к нам с самой большой планеты — Юпитера. Она настолько велика, что внутри ее смогли бы поместиться все другие планеты. Юпик приглашает нас в космический полет на свою планету. Мы с вами члены эки­пажа.

Физминутка.

Выполнение движений с произнесением чистоговорки.

Ра — ра — ра! Вот ракета нам. Ура! Руки над головой, ла­дони соприкасаются кончиками пальцев.
Ро — ро — ро! Выходи скорей, Петро. Ходьба на месте.
Ру — ру — ру! Собирай всю детвору. Хлопки в ладоши.
Ре — ре — ре! Соберемся во дворе. Бег на месте.
Ры — ры— ры! Для космической игры. Вращательные движе­ния рук перед грудью.

7. Дифференциация звуков [р], [рь].

а) «Будь внимательным».

— Экипаж готов. Повторим работу двигателей: р-р-р! рь-рь-рь!

Дети произносят звуки хором и индивидуально.

— Юпик предлагает определить, какой из двигателей ра­ботает — [р] или [рь]. Поднимите фишку:

ракета приземлиться

мотор притяжение

космодром корабль

б) Выделение звуков из состава слова.

— Посмотрите на картинку «Космодром». Назовите покартинке слова со звуком [р] ([рь]). (Космодром, ракета, иллюминатор, скафандр, перчатки, ранец, карманы, фото­аппарат, зеркало, ремни, фонарь, метеорит, приборы).

Логопед объясняет значение незнакомых слов.

— Назовите слова со звуком[р] ([рь]) в начале слова (в середине, в конце).

Звуковой анализ.

а)—Занимаем места в ракете. Чтобы ракета взлетела, надо отгадать код взлета. Вот его схема:

Схема дана каждому ребенку.

—Сколько звуков в слове? Первый звук согласный, он дважды звучит в слове космос.

Дети называют звук и обозначают его фишкой на схеме.

— Второй и пятый звуки одинаковые. Это последний со­гласный в слове полет.

— Третий звук — ударный гласный в слове звезда.

— Четвертый звук — это твердый звук работы двигателя.

Дети отгадывают слово старт.

— К взлету готовы: пять — четыре — три — два — один... Старт!

б) — Летим, смотрим в иллюминаторы. Слева от корабля красная планета — Марс. Марс — это самая близкая к Зе­мле планета. Ученые предполагают, что когда-то на ней была жизнь. Назовите звуки в этом слове по порядку;

в) — Впереди неизвестная планета. Ее окружают 15 спутни­ков. Сможем ли мы ее обойти? На борт поступила радио­грамма от Юпика: «Соберите слово из звуков: у, р, а, н».

т) — А это что за необычная планета справа по курсу? Окружена планета двумя широкими кольцами из газа, льда и горных пород. Это Сатурн.

Дети составляют схему слова Сатурн (Приложение 1).

Наши рекомендации