Заселение буквы Г в «Домик букв».

— Куда поселилась буква Г? Почему?

Итог занятия.

Ребенок ставит последнего гусенка.

По узкой тропинке гусиным шажком Гусиное войско шагает гуськом.

—Назовите слова-родственники у слова гусь.

—С какой буквой мы познакомились?

—Какие звуки она обозначает?

ЗАНЯТИЕ №74

Тема: буквы Г, г (закрепление).

Цель: закрепить звуки [г], [гь] и буквы Г, г; совершенство­вать звуко-буквенный анализ; формировать навык пись­ма букв Г, г, слогов и слов с ними; формировать навык чтения текста; познакомить с интонацией перечисления при чтении; развивать зрительное восприятие.

Оборудование:«полубуковки», тетради, ручки, монеты, книжки-раскраски, сюжетные картинки «Купание кук­лы», альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

— Послушайте слово. Найдите в слове слог со звуками [г],[гь]:

губы гудки пироги

ноги снегири погода

вагоны газеты попугай

голуби густой деньги

2. Повторение характеристики звуков [г], [гь].

— Расскажите о звуках [г], [гь].

Полубуковка».

— Узнайте буквы по их половинкам

Предложены буквы: М, А, Г, А, 3, И, Н.

— Прочитайте слово. (Магазин.)

— Какие бывают магазины?

— Посмотрите, какую книжку-раскраску продают в кни­жном магазине.

Логопед демонстрирует книжку-раскраску «Гномы».

— Чтобы купить ее, нам надо заработать деньги. Вот эти монеты.

Логопед демонстрирует образцы монет. После выполнения каж­дого вида работ дети получают монету.

Письмо.

а) Письмо букв Г, г.

б) Письмо слогов по памяти: га — го; гу — ги — га.

в) Решение кроссвордов.

— Назовите первую картинку. (Гусеница.) Какой пер­вый звук в слове? Какой буквой его обозначим?

— Пройдите по дорожке от гусеницы к кроссворду и най­дите место букве Г в нем.

Аналогично выполняется работа по картинкам: нарцисс, осы, муравей.

— Прочитайте отгаданное слово (Гном.)

— Следующий кроссворд называется «Что хотел сказать гусь?» Прочитайте слоги, стоящие в кроссворде. Гусь хотел сказать три слова, но смог произнести только га. Догадай­тесь, какое первое слово он хотел сказать? Допишите его.

Аналогично дети дописывают второе, третье слово.

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика «Гости» (русская игра):

Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.

— Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.
— Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга ука­зательные пальцы.
— Гости едут! Постукивают мизинцы.
— Ну и что? Постукивают указательные пальцы.
— Здрасьте, здрасьте! Средние и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то сле­ва.
— Чмок, чмок, чмок! Средний и безымянный пальцы посту­кивают по тем же пальцам другой руки (гости «целуются»). Слова и движения «Здрасьте, здрасьте! Чмок, чмок, чмок!» повторяются дважды.

б) Изображение игрушек.

— Привезли гости детям игрушки. Покажем эти игрушки.

—«мячик» — дети прыгают.

—«волчок» — дети подпрыгивают и вращаются вокруг себя.

—«неваляшка» — дети покачивают туловищем из стороны в сторону.

—«куклы» — дети переступают с ноги на ногу (руки и ноги напряжены).

Упражнение в передаче интонации перечисления.

— Назовите по картинкам действия, которые выполняла девочка, купая куклу.

— Перечислите эти действия, соблюдая интонацию.

7. Чтение текста (с. 29).

Дети читают текст по предложениям, объясняя смысл каждого предложения. При чтении четвертого предложе­ния упражняются в интонации перечисления. Пересказы­вают текст и озаглавливают его.

Итог занятия.

Дети подсчитывают количество монет и получают книж­ку-раскраску «Гномы».

ЗАНЯТИЕ №75

Тема: звуки [к], [ кь] — [г], [гь]; буквы К — Г.

Цель:учить дифференцировать звуки [к], [кь] — [г], [гь] по звонкости - глухости в слогах, словах и предложениях и буквы К — Г при чтении и на письме; совершенство­вать звуковой анализ; закрепить написание парных звон­ких и глухих согласных на конце слова; развивать мышление, альбом 2.

Оборудование: карандаши или фишки.

Ход занятия

Организационный момент.

— Подберите слово наоборот:

тихий — ... мелкий — ... ласковый — ...

сытый — ... прямой — ... редкий — ...

шершавый — ... веселый — ... сладкий — ...

холодный — ... чистый — ... длинный — ...

— С каких звуков начинались ваши слова?

2. Сообщение темы занятия (с. 30).

— Однажды Юпик наблюдал, как гуси перекликались, с дождем: Большие капли дождя стучали по листьям: к-к-к, маленькие капли ступали кь-кь-кь. А гуси с гусятами втори­ли им: г-г-г, гь-гь-гь. Догадались, какие звуки будем сегод­ня учиться различать?

3. Сравнение звуков [к], [кь] - [г], [гь].

—Произнесите звук [г]. А теперь произнесите его шепо­том. В какой звук превратился звук [г]? Как это получи­лось? (Аналогично со звуком [гь]).

—Чем отличаются звуки [к], [кь] от звуков [г], [гь]? Рассмотрите, какими фишками Юпик обозначил эти звуки (с. 30). Покажите фишку звука [к] ([кь]). Какой звук обо­значает синяя фишка с колокольчиком? (Зеленая фишка с колокольчиком?)

4. Дифференциация звуков [к], [кь] — [г], [гь].

— Жили-были мальчик и девочка, их звали Кай и Герда. Они часто ходили к друг другу в гости. А зимой вместе ката­лись на санках и коньках.

Но однажды случилось несчастье. Кай в лютую метель ушел на улицу и не вернулся. Герда отправилась на поиски своего лучшего... Кого? Отгадайте по первым звукам назва­ний картинок. (Друга.)

Повстречала Герда волшебницу старушку, которая расче­сала ей волосы волшебным золотым гребнем, и Герда забыла куда и зачем она спешит. И только когда Герда вышла в сад и увидела цветы, она вспомнила о Кае. На дороге около каждо­го цветка лежали плиты. Чтобы пройти по ним и уйти от вол­шебницы, надо их раскрасить (или закрыть фишками). Назо­вите цветы («маки», «гладиолус», «василек», «георгин»). Оп­ределите, какой из звуков [к], [кь], [г] или [гь] есть в слове. Раскрасьте плиты в соответствии с символами звуков.

Раскрасив плиту на дороге, Герда убежала от волшебни­цы и вновь отправилась в путь.

Видит, дерево стоит,

Очень странное на вид.

Много птиц над ним летает,

Куда сесть, они не знают.

Подлетел к Герде говорящий ворон. Если Герда поможет птицам сесть на дерево, мудрый ворон ей покажет дорогу дальше. Рассмотрите схемы слов на ветках дерева. В схемах обозначено место звуков [к], [кь], [г], [гь]. По схеме опре­делите, на какую ветку сядут птицы (ласточка, клест, зяб­лик, снегирь, голубь, сороки).

Отправилась Герда дальше в далекую Лапландию, где жила Снежная королева.

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика.

Сложим из пальцев

Ворота, замочек,

Горку, канавку,

Мостик, заборчик.

б) Выполнение движений с речевым сопровождением.

Повернись налево к другу.

Левую дай другу руку.

Шаг — назад и два — вперед!

Вправо, влево поворот!

Потоптались, покружились

И на место возвратились.

6. Дифференциация букв К-Г при чтении и на письме (с. 31).

а) Чтение слов.

— По дороге через темный лес на Герду напали разбойни­ки. Они отвели ее в пещеру к злобной атаманше.

На стенах пещеры она увидела написанные слова:
кот — год книга

куст — густ гамак

кости — гости гонка

Дети читают слова, объясняют значение и сравнивают написание.

б) «Буква потерялась».

— Дочь атаманши, маленькая Разбойница, выслушав пе­чальную историю Герды, решила ей помочь. Она подарила Герде своего Любимого северного оленя. Герда верхом на олене помчалась в Лапландию.

Видит — со словами стог.

Отгадай-ка их, дружок!

сто...

пау...

сапо...

Дети читают слово, объясняют его значение, подбирают прове­рочное слово и вписывают пропущенную букву.

в) Чтение предложений с пропущенными словами-парони­мами.

— Подбежал олень к маленькой хижине. В ней жила зна­менитая волшебница всех северных стран. Выслушав исто­рию девочки, волшебница развела огонь и стала колдовать — искать Кая. Пока она колдует, нам надо найти пропав­шие в предложении слова.

Дети читают предложения. Называют слова, сходные по звуча­нию. Объясняют их написание.

Итог занятия.

— По велению волшебницы оказалась Герда во дворце Снежной королевы. Увидев Кая, Герда обняла его и распла­калась. Горячие слезы Герды растопили ледяное сердце Кая. Теперь Снежная королева не имела над ним власти.

Кай и Герда благополучно вернулись домой.

— С каких звуков начинаются имена: Герда? Кай? Чем они отличаются?

ЗАНЯТИЕ№76

Тема: звук [ш].

Цель:уточнить произношение звука [ш]; развивать фоне­матический слух; упражнять в звуковом анализе, в со­ставлении предложений по схеме; отрабатывать дикцию; развивать логическое мышление.

Оборудование:зеркала, сигнальные фонарики, индивиду­альные схемы, предметные картинки, сюжетная картина, альбом 2.

Ход занятия

1. Организационный момент.

— Составьте цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с последнего звука данного слова. Кот,...

Артикуляционная гимнастика.

«Лопаточка».

«Обними языком верхнюю губу».

«Чашечка».

3. Знакомство со звуком [ш].

Твой хвостик я в руке держал,

Ты полетел, я побежал.

(Шар)

Шар воздушный, шаловливый

Залетел под колесо,

Лопнул, хлопнул — вот и все.

—Шар лопнул, послышалось: ш-ш-ш-ш.

4. Анализ артикуляции звука [ш].

— Произнесите звук [ш], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Губы округлены, слегка выдвинуты вперед. Зубы сближены. Ши­рокий кончик языка поднят вверх, образуя щель с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя теплая, идет по середине языка. Голос не включается.

— Расскажите, какой это звук? Звук [ш] всегда только твердый.

5. Упражнение в произношении звука [ш].

—«Мышка шуршит» — произношение прерывистого звука ш-ш-ш.

—«Лес шумит» — длительное произношение звука шшш.

—«Прогоним воробьев»: кыш, кыш.

—«Гусь шипит»: ша — ша— ша

шо — шо — шо

шу — ша — шо

ши — шу — ша

6. Закрепление звука [ш] (с. 32)

а) — Посмотрите, как лопнул шар. Что послышалось, когда он лопнул? Какую фишку держит Юпик? Почему он дер­жит одну фишку?

б) Игра «Сигнальщики».

— Поднимите фонарик, если услышите в слове звук [ш]:

шар воздушный

хвостик шипит

лопнувший выпускает

синий шаловливый

в) Выделение звука [ш] из состава слова.

—Посмотрите на картинку: собака держит шары. По первым звукам названий картинок отгадайте, как зовут со­баку? (Шарик.)

—Шарик держит шары. Что нарисовано на розовом (жел­том, голубом) шарике? Где стоит звук [ш] в этих словах?

—Обозначьте место звука [ш] в схеме слова.

—Назовите одним словом, что нарисовано на шарах.

г) Упражнение в произношении скороговорки.

— Юпик тренируется в произношении скороговорки. По­тренируемся и мы.

Даша под душем

Моет шею и уши.

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика «Шарик».

Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел — Стал он тонкий и худой. Все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение.

б) Имитация движений.

Логопед читает стихотворение. Дети имитируют движения.

Шарик, шарик мой воздушный, Непоседа непослушный! Подкидывают шарик то ле­вой, то правой рукой.
Шарик круглый, шарик гладкий, Шарик тонкий, шарик мягкий. Описывают руками круг. Трогают шарик, гладят.
Я на шарик нажимаю, Нажимают.
И из рук он вылетает Вверх. Но я его поймал, Нитку к пальцу привязал. Поднимают руки кверху, «ловят» шарик. «Наматы­вают» нитку.
Вправо — шарик, влево — шарик, Мой светящийся фонарик! Руки параллельно вправо и влево.
Дай, тебя я обниму Обнимают шарик.
И к щеке своей прижму. Ты меня не покидай, Будь со мной, не улетай! Прижимают к щеке.

Наши рекомендации