Звуко-буквенный анализ и синтез.

— Зачеркните буквы, которые обозначают звонкие сог­ласные звуки. Из оставшихся букв прочитайте слово.

(Кот)

Логопед демонстрирует картинку с изображением кота с ве­дром.

— Однажды кот пошел на рыбалку; закинул удочку и ждет. Вдруг поплавок задергался. Вытащил удочку, а на ней окунек. Бьется, в лапы коту не дается.

Вот научимся букву К писать,

Сможет котик с крючка рыбку снять.

а) Письмо букв К, к.

б) Письмо слогов: ок, эк, ка, ку, ки.

После выполнения задания в ведро кладется рыбка.

— Опять задергался поплавок — это карась попался на крючок.

Справимся с превращением слов —

Пополнится у кота улов.

в) «Превращение слов».

—Огромное животное, плавающее в океане. Кто это? (Кит)

Письмо слова кит.

—Как слово кит превратить в слово кот!

Письмо слова кот.

— Как слово кош превратилось в слово кол?
Письмо слова ком.

— Подчеркните букву К в словах. В каком слове она обо­значает мягкий звук?

После выполнения задания карась попадает в ведро.

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика «Лакомка».

Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением.

Стоит на кухне, на столе,

Горшок со свежим молоком.

Тайком пробралась в кухню кошка

Отведать молока немножко.

Наклонилась, пьет вершок,

Сунув голову в горшок.

А потом: — Ой-ой-ой! Ай-я-яй!

Застряла голова!

Побежала во двор,

Натолкнулась на забор.

— Бумс-бац! Ток-ток-ток!

Раскололся горшок.

Побежала кошка в дом

Опять за свежим молоком.

б) «Рыбак».

Дети приседают на корточки. Ладони, сложенные вме­сте, «держат удочку». Резкий взмах руками снизу вверх — «поймали рыбу».

Чтение.

Кот хороший был рыбак:

На крючок попал судак.

— Чтобы снять его с крючка, надо ответить на вопрос «Где были дети?» (с. 5).

Дети читают текст и отвечают на вопрос. После выполнения задания судак попадает в ведро.

Отгадывание ребусов.

— А вот и щука. Как щука ни хитрила, а на крючок коту угодила. Надо ребусы отгадать, чтобы щуку с крючка снять.

а) «Кони».

б) «Окно».

— Если одна буква направляется к другим, то они чита­ются с помощью предлога к (о-к-но).

После выполнения задания щука попадает в ведро.

Итог занятия.

—Каких рыб поймал кот?

—Какой одинаковый согласный звук слышится в назва­ниях рыб?

Много рыбы у кота.

Будет вкусная уха.

Логопед дает словесную оценку работе детей. Дети получают для раскрашивания картинки с изображением рыб.

ЗАНЯТИЕ №51

Тема: звуки [с], [сь].

Цель:уточнить произношение звуков [с], [сь]; учить выде­лять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; познакомить со звуковым анализом двусложных слов; упражнять в согласовании прилага­тельных и существительных в роде и числе; отрабаты­вать дикцию, развивать мышление.

Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Третий лишний».

— Назовите лишний звук, который не подходит к осталь­ным звукам.

ОУМ ВНК

КНА КТьП

ПТВ ПьТьК и т. д.

Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик».

«Улыбка».

«Горка».

«Почистим нижние зубы».

3. Знакомство со звуками [с], [сь].

а) «Доскажи словечко»

Не сможешь накачать колёса

Ты без помощника-... (насоса).

б) Анализ артикуляции звука [с].

— Воздух из большого насоса бежит и свистит: с-с-с.

Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, струя холодного воздуха идет по середине языка. Голос не включает­ся.

— Покажите, наблюдая в зеркале, как свистит большой насос.

в) Звуковая характеристика звука [с] (по схеме).

г) Анализ артикуляции звука [сь].

— А из маленького насоса воздух свистит: сь-сь-сь.

Средняя часть спинки языка приподнята и придвинута к перед­ним зубам.

— Покажите, наблюдая в зеркале, как свистит малень­кий насос.

д) Звуковая характеристика звука [сь] (по схеме).

е) Упражнение в произношении звуков [с], [сь].

Дети имитируют работу насосов. Насосы свистят длительно: с_____, с____, сь_____, сь_____.Насосы свистят отрывисто: с-с-с; сь-сь-сь

«Эхо».

— Произнесите так же,: са — со — су — сы; си — ся — сю— сё; ос — ас — ыс — ис.

4. Закрепление звуков [с], [сь] (с. 6).

— Посмотрите на насосы. Как свистит большой насос? — А маленький?

— Какие фишки показывает Юпик? Почему?

5. Дифференциация звуков [с], [сь].

а) Загадка.

Кто она, угадай-ка!

Седая хозяйка

Тряхнет перинки —

Над миром снежинки.

—Пришла зима. Взяла зима волшебную кисть. Пошла в больших мягких валенках тихо, неслышно по лесам, по по­лям, по селам и городам. Нарисовала повсюду зимние кар­тины. Посмотрите на ее картину «Зимний вечер».

—Назовите слова со звуком [с]. Определите место звука [с] в слове.

—Назовите слова со звуком [сь]. Определите место зву­ка [сь] в слове.

б) Упражнение в произношении.

Словно в сказке, как во сне,

Падает на землю снег.

Дети повторяют двустишие, выделяя голосом звуки [с] и [сь].

в) Намела зима сугробами белый снег.

На сугробах виден чей-то след..

— Рассмотрите сугробы (с. 7). Над сугробами кружатся необычные снежинки. На снежинках — картинки. Сне­жинки кружатся, выбирают: на какой сугроб упасть? Поду­майте и скажите, на какой из сугробов опустится каждая снежинка?

Наши рекомендации