Правильное употребление глагольных форм.

Использование в речи различных форм глагола должно быть стилистически уместным (см. предыдущий параграф) и правильным по смыслу. Некоторые глагольные формы обладают определёнными особенностями употребления; если эти особенности не учитывать, могут возникать речевые ошибки.

Так, употребляя формы глагольного вида, следует помнить, что нельзя в одном высказывании сочетать противоречащие друг другу значения, например значение начала или продолжения действия и его завершенности или однократности. Поэтому такие глаголы несовершенного вида со значением начинательности или длительности, как буду, начинаю, стану, продолжать и под., не могут соединяться с глаголами совершенного вида; нельзя сказать: «буду сделать», «начинаем рассказать», «продолжайте написать» и т. д. (надо: буду делать, начинаем рассказывать, продолжайте писать).

Глаголы движения с приставкойпри- в несовершенном виде не могут употребляться в форме настоящего времени, обозначающей действие, которое совпадает с моментом речи,– такие формы имеют значение повторяющегося, регулярного действия, например: Поезд приходит в восемь часов вечера; По утрам к моему окнуприлетаютголуби (нельзя сказать: «– Смотри, вот приходит поезд» или «– Видишь, прилетают голуби»).

Глаголы совершенного и несовершенного вида сочетаются с разными наречиями. Так, наречия, обозначающие отрезок времени, длительность или повторяемость события, встречаются главным образом при глаголах несовершенного вида: всегда опаздывает, подолгу спит, обычно вставали в семь, часто болеют и т. п. (невозможно по-русски сказать: «всегда опоздал», «подолгу поспит», «обычно встали в семь», «часто заболел»).

С другой стороны, наречия со значением внезапности, мгновенности действия легче сочетаются с формами совершенного вида, например: Однажды вышел я из дому; Мгновенно вспыхнул и тут же погас свет: Вдруг раздался выстрел. Из форм же несовершенного вида в сочетании с подобными наречиями употребляются чаще всего формы настоящего исторического; сравните: Однажды выхожу я из дому; Мгновенно вспыхивает и тут же гаснет свет; Вдруг раздаётся выстрел.

§ 244.

Определёнными стилистическими свойствами обладают и словообразовательные типы глагола. Так, многие приставочные и приставочно-суффиксальные типы свойственны преимущественно обиходно-бытовому стилю, например: подхихикивать, притоптывать, пританцовывать, поддакивать, наигрывать, названивать, избегаться, исползать, допрыгаться, довертеться, перекрикиваться и т. п.

Вместе с тем существуют такие приставочные глаголы. Которые свойственны официально-деловой речи. К ним относятся глаголы с приставкой за-, которые обозначают совершение какого-либо профессионального, специального действия. Сравните подобные глаголы и однокоренные глагольные формы с другими приставками: зачитал (протокол) – прочитал (книгу), заслушать (решение суда) – выслушать, прослушать (рассказ), захоронить – похоронить, замерить – измерить, смерить, загрузить – нагрузить и т. п. Употребление таких глаголов с приставкой за- в обычной речи придаёт ей канцелярскую окраску и поэтому является нарушением стилистических норм литературного языка. В некоторых из подобных глаголов приставка за- избыточна, например в глаголе заснять – вместо снять. Поэтому неправильно: «Режиссёр заснял новую картину» (надо: снял).

Некоторые глаголы с другими приставками свойственны профессиональной речи, например пошить вместо сшить; не следует употреблять глагол с приставкойпо- в обиходной речи («Я пошила себе юбку», «Пошейте мне костюм»). В литературном языке пошить обозначает действие, длящееся непродолжительное время: Она пошила немного и, устала, решила отдохнуть (сравните: почитала, порисовала, поиграла и т. п.).

В ряде случаев между однокоренными глаголами с разными приставками или между приставочными и бесприставочными глаголами наблюдаются стилистические различия иного рода. Некоторым глаголам приставки придают оттенок сниженности, разговорности, например: позабыть (сравните: забыть), помереть (сравните: умереть).

Некоторые глаголы употребляются в просторечии не в том значении, какое они имеют в литературном языке. Так, глаголы движения с приставкой под- (подойти, подъехать и под.) используются в значении «приехать (прийти) ненадолго или мимоходом» – в литературной речи это значение выражается глаголами с приставкой за-:

Я к вам заеду вечером (неправильно: «Я к вам подъеду вечером») или с приставкойпри-: – Ну, так я сейчас приду? (неправильно: «– Ну, так я сейчас подойду?». В литературном языке глаголы с приставкой под- употребляются в значении приближения к чему-либо (подъехал к дому. подошли к лесу).

Упражнение 293. Спишите следующие предложения,выбирая из скобок наиболее подходящие глагольные формы.

1) Чтобы (увидать, увидеть) различие, все изучаемые объекты надо (помещать, поместить) в одинаковые условия. 2) Он никогда не (говорил, сказал) неправды. 3) По вечерам мои друзья (придут, приходят) ко мне в гости. 4) (Возьмёте, возьмёшь), бывало, рюкзак, удочки, (наденете, наденешь) болотные сапоги, собаку (кликните, кликнешь) –и (спешите, спешишь) на озеро. 5) – (Видел, видал), как он стреляет? То-то же! 6) – Коля, (лёг бы ты, ложись) спать,– ласково обратилась бабушка к внуку. 7) В дальнейшем мы (вводим, введём) некоторые дополнительные понятия. 8) – Значит, завтра я (приду, прихожу) к одиннадцати? 9) Никто из участников не должен (опоздать, опаздывать) к началу соревнований. 10) При увеличении давления температура кипения многих жидкостей (понизилась, понижается).

294. Какие из приведённых ниже фраз кажутся вам неправильными? Замените выделенные глаголы иными глагольными формами или глаголами с другими приставками. Объясните (устно) причину замены.

1) Я собираюсь пошить себе новое пальто. 2) Не мог бы ты подъехать ко мне завтра? 3) Вчера у нас сбор был. И Петя Иванов зачитал очень интересное стихотворение. 4) – Ты знаешь, меня засняли в кино,– радостно рассказывала девочка старшему брату. 5) Возьмём да и обратим внимание на следующую закономерность (из лекции). 6) – Видишь, приплывает лодка? 7) Несколько минут воцарилось молчание. 8) Даже от небольшой дозы этого яда человек может помереть.

295. По программе и учебникам русского языка установите, с какими сведениями о глаголах знакомятся учащиеся начальной школы.

296. Выберите из учебника русского языка для III класса правила правописания глаголов и к каждому правилу подберите собственные примеры.

КОНТРОЛЬНО-ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ

297. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Какое странное и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога! Ясный день, осенние листья, холодный воздух... покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмёш...ся к углу! В последний раз пробежавшая дрож... прохв...тила члены, и уже см...нила её приятная теплота. Кони мча...-ся. Как соблазнительно крадё...ся дремота и смежаю…ся очи! И уж сквозь сон слыш...тся: и «Не белы снеги», и сап лошадей, и шум к...лёс; и уже храпиш..., прижавши к углу своего соседа. Проснулся – пять станций убежало назад, луна, неведомый город, церкви с старинными деревя...ыми куполами и чернеющимися остроконечьями, тёмные бревенч…тые и белые каменные дома. Сияние месяца там и там:будто белые полотняные платки развешались по стенам, по мостовой, по улицам; косяками перес...кают их чёрные, как уголь, тени; подобно сверкающему металлу, блистают вкось оз...рённые деревя...ые крыши, и нигде ни души – всё спит. Один-одинёшенек, разве где-нибудь в окошке брезж...т огонёк: мещанин ли городской тача...т свою пару сапогов, пекарь ли вози...ся в печурк... – Что до них? А ночь! Небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далёкое, высокое, там, в недоступной глубине своей так необ...ятно, звучно и ясно раскинувшееся! Но дыш...т свежо в самые очи холодное ночное дыхание и убаюк...вает тебя, и вот уже дремл...ш..., и забываеш...ся, и храпиш..., и ворочае...ся сердито, почувствовав на себе тяжесть, бедный, притиснутый в углу сосед. Проснулся – и уже опять перед тобою поля и степи, нигде ничего – везде пустырь, всё открыто. Верста с цифрой л...тит тебе в очи; зан...мается утро: на побелевшем холодном небосклоне золотая бледная полоса; свежее и жёстче ст...новится ветер: покрепче в тёплую шинель!

(Н. В. Гоголь.)

ПРИЧАСТИЕ

Определение причастия.

Причастие – это такая форма глагола, которая наряду с признаками глагола имеет и признаки имени прилагательного.

Подобно имени прилагательному, причастие изменяется по родам, числам и падежам, согласуясь в этих формах с именем существительным.

Примеры. На скамье сидел молодой человек,читавший книгу. Я издали наблюдал за девушкой,читавшей книгу. Автор беседовал со школьниками,читавшими его книгу.

Как формы глагола, причастия имеют следующие грамматические признаки глагола:

1)Переходность и непереходность: Девушка читала книгу – девушка, читавшая книгу (и глагол, и причастие от него одинаково переходные); Мальчик спит – спящий мальчик (и глагол, и причастие от него одинаково непереходные);

2) залоги: действительный (Собрание обсуждает отчёт – собрание, обсуждающее отчёт), страдательный (Отчёт обсуждается собранием – отчёт, обсуждающийся собранием), средний с различными значениями (Мальчик купается – купающийся мальчик; Люди встречаются со мной – встречающиеся со мной люди; Поезд мчится – мчащийся поезд).

От переходных глаголов образуются особые формы страдательных причастий: читаемая мною книга – читанная мною книга (в отличие от страдательных форм причастий все остальные формы причастия называются действительными, в том числе и причастия от глаголов на-ся, хотя некоторые из них имеют значение страдательного залога: отчёт, обсуждавшийся собранием);

3) в и д ы: несовершенный (Ученик решал задачу – ученик, решавший задачу) и совершенный (ученик решил задачу – ученик, решивший задачу);

4) времена: настоящее (расцветающий сад) и прошедшее (расцветавший сад). От глаголов совершенного вида образуются только причастия прошедшего времени (ученик, решивший задачу), а от глаголов несовершенного вида – причастия как настоящего, так и прошедшего времени (ученик, решающий задачу; ученик, решавший задачу).

Причастий будущего времени в русском языке нет.

Образование причастий настоящего времени.

1. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени прибавлением суффиксов-ущ- (-ющ-) или-ащ- (-ящ-) и окончаний прилагательных. Если глагол I спряжения, то прибавляется суффикс-ущ- (-ющ-), если глагол II спряжения, суффикс-ащ- (-ящ-). (Глагол удобнее брать в форме 3-го лица множественного числа.) Примеры. I спряжение: зов-ут – зов-ущ-ий, бре-ют–бре-ющ-ий; II спряжение: стуч-ат–стуч-ащ-ий, говор-ят -– говор-ящ-ий.

Причастия от возвратных глаголов имеют те же суффиксы, что и от невозвратных, только после окончаний у них во всех случаях прибавляется частица-ся: встреча-ют-ся – встреча-ющ-ий-ся, встреча-ющ-ая-ся, встреча-ющ-ее-ся, встреча-ющ-ие-ся; стуч-ат-ся – стуч-ащ-ий-ся, стуч-ащ-ие-ся и т. п.

2. Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида прибавлением суффикса -ем- или -им- и окончаний прилагательных. Если глагол I спряжения, то прибавляется суффикс -ем-, если глагол II спряжения, суффикс-им-. (Глагол удобнее брать в форме 1-го лица множественного числа.) Примеры. I спряжение: мы организу-ем–организу-ем-ый; II спряжение: мы. люб-им – люб-им-ый.

От глаголов издавать, сознавать, доставать и других, не имеющих суффикса-ва- в настоящем времени, страдательные причастия настоящего времени образуются с этим суффиксом: издавать -– издаю – издаваемый, сознавать – сознаю – сознаваемый.

Примечания. 1. В современном языке изредка встречаются страдательные причастия настоящего времени, образованные от глаголов I спряжения посредством суффикса -ом-, например, несомый, ведомый и т. п.: Тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на небе вечерняя звезда. (Т.)

2. К глаголу двигать (I спр.) в значении «побуждать кого-нибудь» (о чувствах) страдательное причастие настоящего времени – движимый, с суффиксом -им-(II спр.):движимый чувством сострадания.

3. С причастиями страдательными на -ем-ый, -им-ый не надо смешивать отглагольные прилагательные, имеющие те же самые суффиксы. Причастия на -ем-ый,-им-ый образуются только от переходных глаголов несовершенного вида (обсуждаемый вопрос; вносимые в сберкассу деньги и т. д.). Прилагательные на -ем-ый, -им-ый часто образуются с частицейне: 1) от непереходных глаголов и 2) от переходных глаголов совершенного вида: увядать – неувядаемый, сгорать – несгораемый;

сравнить – несравнимый, утомить – неутомимый – и не указывают ни на залог, ни на время, но обозначают «такой, который не может быть подвергнут действию, названному производящим глаголом»: неувядаемый – такой, который не увядает, неутомимый – такой, который не утомляется.

Упражнение 298. Образуйте и напишите действительные причастия настоящего времени и выделите их суффиксы (повторите правила правописания глаголов I и II спряжения, § 223, 224)

Сеять, клеить, строить, мыть, хлопотать, лечить, писать, дышать, держать, вязать, стлать, дремать, делить, бороться, славиться, надеяться, значиться, прятаться, колебаться, слышаться.

299. Образуйте и напишите страдательные причастия настоящего времени и выделите их суффиксы.

Уважать, колебать, ненавидеть, сопровождать, прерывать, слышать, поддерживать.

З00 Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы причастий.

1) Лодка, вёслами махая, плыла по дремл...щей реке. (П.) 2) Я наслаждаюсь дуновением в лицо мне ве...щей весны. (П.) 3) На мысли, дыш...щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Кое-где в ложбинках ещё видны остатки та...щего снега. (Л. Т.) 5) Лодка неслась с безумной быстротой, и пен...щаяся вода проносилась назад, как железнодорожное полотно мимо мчащегося поезда. (Сераф.) 6) Он [писатель] должен быть строгим реалистом, стро...щим свои обобщения на фактах действительности. (М. Г.) 7) Книга – это приказ, передава...мый часовым, отправляющимся на отдых. (Герц.) 8) Старик сидел на корме, едва вид...мый в облаке водяной пыли и проносимой ветром пены. (Сераф.) 9) Мальчик прислушивался к треску лома...мых медведем веток. (Сераф.)

Образование причастий прошедшего времени.

1. Действительные причастия прошедшего времени образуются, как правило, от основы неопределённой формы прибавлением суффиксов-вш- или -ш- и окончаний прилагательных. Суффикс-вш-прибавляется после гласного, а суффикс -ш- – после согласного.

Примеры: чита-ть – чита-вш-ий, учи-ть – учи-вш-ий, смотреть – смотре-вш-ий, принес-ти – принес-ш-ий.

Причастия от возвратных глаголов имеют те же суффиксы, что и от невозвратных, только после окончаний у них во всех случаях прибавляется суффикс-ся: учи-ть-ся–учи-вш-ий-ся, учи-вш-ая-ся;

снес-ти-сь – снес-ш-ий-ся, снес-ш-ие-ся и т. п.

Примечания. 1 Следующие глаголы, отступая от общего правила, в действительном причастии прошедшего времени имеют основу, одинаковую не с основой неопределённой формы, а с основой прошедшего времени:

а) глаголы на -чь: испечь – испек-ла – испек-ший; лечь – лег-ла – лёгший и т п.;

б) глаголы с основами мере-ть, тере-ть, запере-ть, простере-ть; умере-ть – умер – умер-ший; запере-ть – запер – запер-ший и т. п.;

в) глаголы «состояния» с суффиксом -ну-, теряющие этот суффикс в основе прошедшего времени: замёрз-ну-ть – замёрз – замёрз-ищи, оглох-ну-ть – оглох – оглох-ший; в литературной речи встречаются и варианты с суффиксом -ну-: замёрзнувший. оглохнувший, но они менее употребительны, чем формы без -ну:

2. У одних глаголов с основами на -д и -т действительные причастия имеют основу, одинаковую с основой настоящего (или будущего простого) времени: вес-ти – вед-у – вед-ший: расцвес-ти – расцвет-у – расцвет-ший; у других – одинаковую с основой прошедшего времени: се-сть – се-л – се-вший, упа-сть – упа-л – упа-вший.

От глаголов с корнем чес-ть (учесть, вычесть и т. п.) указанные причастия совсем не образуются.

3. Заметьте причастия от глаголов грести–гребу–грёб-ший, скрести-скребу – скрёб-ший.

4. Причастие от глагола расти – росший, от глагола идти – шедший.

2. Страдательные причастия прошедшего времени образуются, как правило, .от основы неопределённой формы посредством суффиксов -нн; -енн- и -т- и окончаний прилагательных.

Примеры: сказа-ть – сказа-нн-ый; засея-ть – засея-нн-ый; рассмотр-еть – рассмотр-енн-ый; принес-ти – принес-ённ-ый;оде-ть – оде-т-ый.

Примечания. 1. Посредством суффикса -т- причастия образуются:

а) от глаголов с основами на суффикс -ну-: покину-л – покину-т-ый, тро-ну-л – трону-т-ый;

б) от глаголов с основами на корневые гласные -и, -е, -ы, -у, -о, а также на -а(-я), если это -а(-я) чередуется с н или м, им: би-л – би-т-ый, оде-л – оде-т-ый, обу-л–обу-т-ый, мы-л – мы-т-ый, коло-л–коло-т-ый, нача-л (начн-у)– нача-т-ый, смя-л (сомн-у) – смя-т-ый, сня-л (сним-у) – сня-т-ый:

в)от глаголов с основой на-р: запер – запер-т-ый, тёр – тёр-т-ый.

2. Посредством суффикса -нн- причастия образуются от глаголов с основами на -а(-я): да-л – данн-ый, созда-л – созда-нн-ый, прочита-л – прочита-нн-ый, засея-л – засея-нн-ый, разменя-л – размёня-нн-ый (кроме глаголов типа начать, см. п. I, б).

3. Посредством суффикса -енн- причастия образуются:

а) от глаголов с основами на суффикс –и- или -е- (указанные суффиксы при образовании причастия отбрасываются: скоси-ть – скош-енн-ый, выдели-ть – выдел-енн-ый, обиде-ть – обиж-енн-ый: перед суффиксом -енн- в этом случае наблюдаются следующие чередования согласныхс' – ш, з' – ж, т' – ч, т' – щ, д – ж, д – жд. б' – бл',в – вл',п' – пл',м' – мл',ф' – фл :скос-и-ть – скош-енн-ый,унавоз-и-ть – унавож-енч-ый, проверт-е-ть – проверч-епн-ый, освет-и-ть – освещ-енн-ый. выход-и-ть – выхож-енн-ый, обсуд-и-ть – обсужд-енн-ый, погуб-и-ть – погубл-енн-ый, налов-и-ть – наловл-енн-ый, куп-и-ть – купл-енн-ый, слом-и-ть – сломл-енн-ый, разграф-и-ть – разграфл-енн-ьш (исключение: вид-еть – вид-е-нн-ый);

б) от глаголов с основами на согласные (кроме р, см. п. 1, в): привез– привез-ённ-ый, отнес – отнес-ённ-ый, сберёг – сбереж-ённ-ый, испёк – испеч-ённ-ый, разгрёб – разгреб-ённ-ый.

В этом случае перед суффиксом -енн- наблюдаются чередованияг –ж, к – ч: сжёг – сожж-ённ-ый, остриг – остриж-енн-ый, увлёк – увлеч-ённ-ый.

От глаголов с основами на -д и -т причастия образуются от основ настоящего (или будущего простого) времени: отведу – отведённый, сплету – сплетённый.

Страдательные причастия прошедшего времени, как правило, образуются от переходных глаголов совершенного вида, тогда как большинство переходных глаголов несовершенного вида их не образует вовсе, например: покупать, бросать и т. д., а от других они малоупотребительны, например: читанный, виденный и пр.

Краткие причастия.

Страдательные причастия имеют не только полную, но и краткую форму.

Причастия настоящего времени: а) полные: обожаемый, обожаемая, обожаемое, обожаемые; б) краткие: обожаем, обожаема, обожаемо, обожаемы.

Причастия прошедшего времени: а) полные: озарённый, озарённая, озарённое, озарённые; б) краткие: озарён, озарена, озарено, озарены.

Суффиксы -енн- и -нн- в краткой форме имеют однон: конченная работа – работа кончена, сделанное дело – дело сделано.

Краткие страдательные причастия в отличие от полных не склоняются.

Примечания. 1. Краткие страдательные причастия настоящего времени на -ем-, -им- в современном языке почти не употребляются. Случаи типа: Был всеми ощутим физически спокойный голос чей-то рядом (паст.) – очень редки. Они заменяются действительной конструкцией: вместо всеми ощутим скажут: все ощущали.

2. Кратких действительных причастий в современном русском языке нет: они превратились в деепричастия.

Наши рекомендации