Глаголы переходные и непереходные.

Различаются глаголы переходные и непереходные.

Переходные глаголы могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого? или ч т о?, которое обозначает либо предмет, подвергающийся действию: рубить берёзу, пить молоко и т. п., либо предмет, возникающий или исчезающий в результате действия: строить дом, писать картину, вывести пятно, разрушить мост, сжечь мусор.

Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже: 1) при указании, что действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил молока, отведал хлеба; 2) при отрицании: не написал письма, не нарубил дров.

Непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения: ходить, стоять, целиться и т. п.

Примечания. 1. Следует заметить, что переходность и непереходность тесно связаны с лексическим значением глагола.

С изменением лексического значения переходные глаголы могут употребляться как непереходные, например: Я говорю правду (говорю – «высказываю» – переходный глагол). Она со мной не говорит (не говорит – «не разговаривает» – непереходный глагол).

2, Глагол иметь при употреблении его с отрицанием всегда сочетается с родительным падежом существительного: не имел возражений (нельзя: «не имел возражения»).

§ 209. Глаголы с суффиксом -ся, -сь образуются как от переходных глаголов: одевать – одеваться, обнимать – обниматься, радовать – радоваться, различать – различаться, так и от непереходных (что бывает гораздо реже): белеть–белеться, стучать стучаться. От обычных словообразовательных суффиксов -ся отличается тем, что он присоединяется к глаголу после его личных окончаний (моется, одеваюсь) и после окончания неопределённой формы (мыться, одеваться). Суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь – после гласных: одеваться, одевался – одеваюсь; но в формах причастий и после гласных прибавляется -ся, а не -сь: одевавшиеся, одевавшегося и т. п.

По своему происхождению суффикс-ся – бывшее возвратное местоимение, такое же по значению, как современное себя. Присоединяясь к переходным глаголам, суффикс-ся превращает их в непереходные (например, одевает кого-нибудь – сам одевается; обнимает кого-нибудь – обнимается с кем-нибудь; радует кого-нибудь – радуется; штрафует кого-нибудь – штрафуется кем-нибудь); он служит в этом случае для выражения различных залоговых значений глаголов (см. § 210).

Присоединяясь к непереходным глаголам,-ся усиливает значение непереходности: белеет – белеется, краснеет – краснеется.

Суффикс-ся служит также для образования безличных форм от личных глаголов: Я хочу. – Мне хочется. Старик не спал.– Старику не спалось.

Среди глаголов с суффиксом-ся есть и такие, которые не имеют параллельных форм без этого суффикса: смеяться, надеяться, кланяться, бороться, плестись («медленно идти»), нестись («мчаться») и др.

КАТЕГОРИЯ ЗАЛОГА

Классификация залогов.

Залоги – это такая грамматическая категория глагола, которая выражает отношения действия к субъекту (деятелю) и объекту (предмету, над которым действие производится).

Основным залогом является действительный, в сопоставлении с которым различаются и другие залоги: страдательный и средний.

Действительный залог показывает, что подлежащее обозначает предмет, который производит действие, переходящее на другой предмет. Действительный залог выражается переходными глаголами, требующими прямого дополнения, например: Сестра готовит ужин. Я купил хлеба (хлеб). Ребёнок выпил молоко (молока). Облака покрыли всё небо.

Остальные залоги выражаются глаголами на-ся, образованными от переходных глаголов, а страдательный залог, кроме того, передаётся и особыми формами причастий.

Страдательный залог показывает, что подлежащее обозначает предмет, который подвергается действию со стороны другого предмета, указанного дополнением (отвечает на вопрос кем? реже чем?).

Этот залог выражается двумя способами:

1) глаголами на-ся несовершенного вида, чаще всего в 3-м лице: Дом строится плотниками. Протокол подготавливается секретарём. Деньги выдаются кассиром. Комната освещалась лампой;

2) краткими страдательными причастиями, главным образом прошедшего времени, образуемыми чаще всего от глаголов совершенного вида: Дом выстроен плотниками. Деньги выданы кассиром. Комната была освещена лампой.

Средний залог показывает, что действие ни на кого и ни на что не переходит, а замыкается в самом субъекте. Например, действительный залог: Товарищ торопил меня. Мальчик учил урок. Успехи сына радовали отца; средний залог: Товарищ торопился. Мальчик учился. Отец радовался успехам сына. Средний залог имеет несколько значений. С помощью глаголов среднего залога обозначаются внешние изменения в состоянии субъекта, например: мчится, останавливается, поднимается, опускается; внутренние изменения в состоянии субъекта, например: радуется, огорчается, беспокоится. волнуется, утешается; постоянные свойства предмета, например: Крапива жжётся. Розы колются. Бывают и другие значения среднего залога, среди которых выделяются возвратное и взаимное.

Глаголы среднего залога с возвратным значением показывают, что действие переходит на того, кто его совершает. Суффикс -ся в этом залоге сохраняет своё первоначальное значение «себя», например: Брат умывается. Сестра причёсывается. Отец бреется,

Глаголы среднего залога с взаимным значением показывают, что действие совершается двумя или несколькими лицами и переходит взаимно с одного на другое, например: Друзья обнялись и поцеловались, т. е. обняли и поцеловали друг друга. Название соучастника действия нередко ставится в творительном падеже с предлогом с (с кем?), например: Встретился с товарищем.

§211.

Один и тот же глагол с суффиксом-ся может употребляться в разных залогах: Пол моется уборщицами ежедневно (страдательный залог). Мальчик моется (средний залог с возвратным значением). Работа переписывается мною набело (страдательный залог). Сестра переписывается с подругой (средний залог с взаимным значением).

§212.

Не все глаголы имеют формы залога. Не имеют этих форм следующие глаголы:

1) все непереходные глаголы без суффикса-ся; идти, сидеть, ехать, спать;

2) глаголы с суффиксом-ся, образованные от непереходных: Среди зелени белеет дом.– Среди зелени белеется дом. Краснеют ягоды.– Краснеются ягоды;

3) безличные формы Личных глаголов, образованные прибавлением суффикса-ся: Брат дремлет.– Ему дремлется. Старик, не спал.– Старику не спалось;

4) глаголы с суффиксом-ся, не имеющие при себе парных глаголов без этого суффикса: стараться, надеяться и пр.

Упражнение 248. I. Данные ниже предложения переделайте так, чтобы сказуемое, выраженное в них глаголом действительного залога, имела форму глагола страдательного залога. Напишите.

Образец: Рабочие строят дом.– Дом строится рабочими.

I) Комиссия рассматривает заявления трудящихся. 2) Водитель открывает дверь. 3) Пассажиры оплачивают проезд. 4) Почтальон доставляет газеты и журналы. 5) Это приспособление обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии. 6) Токарь обрабатывает деталь на станке. 7) Общее собрание утверждает протокол и одобряет результаты голосования. 8) Люди заполняют зал театра. 9) Механический нож разрезает листы бумаги на одинаковые полоски. 10) Рабочие обсуждают новое постановление.

II. В следующих предложениях краткие страдательные причастия замените глаголами действительного залога. Напишите.

Образец: Комната освещена лампой.– Лампа освещает комнату.

1) Станок отрегулирован мастером. 2) Атака фашистов была отбита нашими бойцами. 3) Берег изрезан ручьями. 4) Протест адвоката отклонён судьёй. 5) Солдаты были утомлены долгим походом. 6) Геологами открыто новое месторождение каменного угля. 7) На совещание дирекцией были приглашены видные специалисты. 8) Место происшествия осмотрено следователем. 9) Эта книга была опубликована издательством «Мир» в прошлом году.

249. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите залоги глаголов, а также глаголы, не имеющие формы залога.

1) С н...спокойной совестью и с безмолвным раска...нием выехал я из Симбирска, н... простясь с моим учителем и н... думая с ним уже когда-нибудь увид...ться. (П.) 2) Я н...пременно хотел помирит...-ся с Савельичем. (П.) 3) Старик обрадовался новому соседу. (Н. О.) 4) Мне казалось, буран ещё свирепствовал. (П.) 5) Розы кол...тся, а пчёлы жал...тся. (Посл.) 6) Мы условились драт...ся за скирдами. (П.) 7) Захотелось дедушке умыт...ся холодной водой. (А.) 8) Мы встрет…лись дружески. (П.) 9) Высп...тся Саша, подним...тся рано, чёрные косы завяж...т у стана и убежит, и в просторе полей сладко и вольно так дыш...тся ей. (Н.) 10) Лиза тихонько нар...дилась крестьянкой. (П.) 11) Нам хотелось вернут...ся засветло. (Т.) 12) Очнувшись, я несколько времени н... мог опомнит...ся и н... понимал, что со мною сделалось. (П.) 13) Я бросился,на крыльцо. (П.) 14) Недостаток смелости менее всего извиняе...ся молодыми люд...ми. (П.)

КАТЕГОРИЯ ВИДА

§213.

Вид– это такая грамматическая категория глагола, которая выражает характер действия, способ его протекания во времени.

Различаются два вида: совершенный и несовершенный.

Глаголы совершенного вида, обозначая действие, указывают его внутренний предел, границу, результат. Глаголы несовершенного вида обозначают действие без указания его предела, результата, но с оттенком длительности или повторяемости.

Сопоставим примеры: I) Ученик решил (решит) задачу.– Ученик решал (будет решать) задачу. Глагол совершенного вида решил (решит) обозначает действие, которое закончилось (или закончится), достигнув результата. Глагол несовершенного вида решал (будет решать) не имеет дополнительного значения законченности, он обозначает действие с оттенком длительности. 2) В саду зацвели (зацветут) яблони.– В саду зацветают (зацветали) яблони. Глагол совершенного вида зацвели (зацветут) показывает, что действие началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел. В глаголе несовершенного вида зацветают начало действия представляется развивающимся, продолжающимся, как бы не имеющим границы, предела.

Глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное (решаю, решал, буду решать). Глаголы совершенного вида имеют два времени: прошедшее и будущее простое (решил, решу).

Среди глаголов совершенного вида надо выделить в отдельную группу однократные глаголы, указывающие, что действие совершилось или совершится один раз и притом мгновенно: толкнуть (один раз и быстро), качнуть, дёрнуть и т. п.

Среди глаголов несовершенного вида выделяются в особую группу многократные глаголы, показывающие, что действие повторяется несколько раз, в регулярные промежутки времени: подталкивать покачивать, подёргивать, почитывать и т. д.

Образование глаголов несовершенного и совершенного вида.

Глаголы разных видов, за исключением отдельных частных случаев, образуются следующим образом:

1) Глаголы несовершенного вида образуются от глаголав совершенного вида посредством суффиксов:

-а- (-я-): спасти – спасать, ступить – ступать, пленить – пленять;

-ва-; дать – давать, обуть – обувать, одеть – одевать;

-ыва-, -ива-: разглядеть – разглядывать, оттаять – оттаивать.

Примечание. При образовании глаголов несовершенного вида посредством суффикса-а- (-я-) в корнях некоторых из них наблюдаются чередования звуков:

а) гласных: предложить – предлагать, запереть – запирать, засохнуть – засыхать, замкнуть – замыкать;

б) согласных: ответить – отвечать, простить – прощать, вставить – вставлять.

В отдельных глаголах видовые формы характеризуются более сложными различиями основ, например: сжать – сжимать, унять – унимать и т. п.

При образовании глаголов посредством суффиксов-ыва, -ива- как правило, в корне чередуютсяо са: вздрогнет – вздрагивает, расколет – раскалывает и т. п.

Только у некоторых глаголов этого чередования не бывает: опозорить – опозоривать, пришпорить–пришпоривать, захлопнуть–захлопывать, узаконить– узаконивать, просрочить – просрочивать и нек. др.

2) Глаголы совершенного вида, обычно с оттенком мгновенности и однократности, образуются от глаголов несовершенного вида посредством суффикса -ну-: прыгать – прыгнуть; качать – качнуть.

Примечание. Перед суффиксом -ну- у некоторых глаголов отсутствуют последние согласные корня: двигать – двинуть, плескать – плеснуть, кидать – кинуть, шептать – шепнуть, утопать – утонуть.

3) Глаголы совершенного вида могут образовываться от глаголов несовершенного вида посредством приставок: делать – сделать, писать – написать, слепнуть – ослепнуть, седеть – поседеть, строить – построить и т. п.

Чаще всего приставки образуют глаголы совершенного вида с новым лексическим значением: писать – вписать, переписать, списать, подписать, надписать и т. п.

Только в небольшом количестве случаев приставки не вносят в глаголы никакого другого значения, кроме значения совершенного вида, образуя таким образом формы одного глагола (совершенного и несовершенного вида): писать – написать; делать – сделать и т. п.

4) В отдельных случаях пары глаголов совершенного и несовершенного вида образуются от разных корней: говорить (несоверш.) – сказать (соверш.); ловить (несоверш.)–поймать (соверш.); брать (несоверш.) –взять (соверш.).

5) Есть глаголы, которые в одних и тех же формах употребляются и в значении несовершенного, и в значении совершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми. К ним относятся слова: казнить, жениться, использовать, мобилизовать, военизировать, телеграфировать и нек. др. Сравните: Свой отпуск я уже использовал (сов. вид.).– Когда я использовал это приспособление, то обратил внимание на его конструкцию (несов. вид.).

Примечание. От глаголов с суффиксом -ова- могут быть образованы парные глаголы несовершенного вида добавлением суффикса -ыва-, но только в том случае, когда ударение падает на а в суффиксе -oва-: арестовать – арестовывать, поторговать – поторговывать; поэтому от таких глаголов, как радовать, ратовать. чествовать, подобные образования невозможны.

Форма «использовывать» (от использовать) неправильна и в литературной речи не принята; глагол использовать употребляется в значении как совершенного, так и несовершенного вида.

От глаголов с суффиксом -ова-, имеющих приставку вы- (переносящую на себя ударение), парные глаголы с суффиксом -ыва- образуются в том случае, если при отбрасывании этой приставки ударение переносится на а в суффиксе -ова-: выкорчевать (корчевать) – выкорчёвывать, выторговать (торговать) – выторговывать; но выпестовать (пестовать) – форма с суффиксом -ыва- не образуется.

6) Некоторые глаголы не имеют при себе парных глаголов другого вида. Так, нет глаголов несовершенного вида при глаголах ринуться, хлынуть, молвить, понадобиться и др.; наоборот, нет глаголов совершенного вида при глаголах преобладать, присутствовать, прихрамывать, расхаживать и др.

Упражнение 250. Рядом с глаголом совершенного вида напишите глагол несовершенного вида, образовав его при помощи суффиксов:

-а-, -я-: 1) пренебречь–пренебрегать, запрячь, увлечь, осесть, расцвести, разгрести; 2) взять – взимать; пожать, начать, размять; 3) послать – посылать; вырвать, призвать, выждать, создать; 4) двинуть – двигать; тронуть, дёрнуть, плеснуть, кинуть, шепнуть, утонуть; 5) заткнуть – затыкать; отомкнуть, отдохнуть, заснуть; 6) проводить – провожать; преградить, ответить, поглотить, возвратить, пригласить, известить, приготовить; 7) сгореть –- сгорать; закипеть;

-ва-; забыть – забывать; обуть, развить, одолеть, встать, сознаться, преподать;

-ыва-, -ива-: расколоть – раскалывать; выполоть, раскаяться, заказать, размежевать, заработать, размешать, заглянуть, загородить.

251. Подберите к бесприставочному глаголу несовершенного вида парный глагол совершенного вида (т. е. с тем же лексическим значением) из числа данных в упражнении.

1) Варить суп–сварить, доварить, переварить, разварить; 2) строить дом – перестроить, достроить, построить, выстроить; 3) петь песню – запеть, допеть, пропеть, спеть; 4) мыть руки – помыть, отмыть, обмыть, вымыть; 5) рисовать портрет – дорисовать, нарисовать, перерисовать, срисовать.

252. Спишите, вставляя пропущенные буквы; выделите глаголы и укажите их вид.

Ух, жарко!.. До полдня грибы соб...рали.

Вот из лесу вышли – навстречу как раз

Синеющей лентой, извил...стой, дли...ой,

Река луговая: спрыгнули гурьбой,

И русых головок над речкой пусты...ой,

Что белых грибов на полянк... лесной!

Река огл...силась и смехом, и воем:

Тут драка – не драка, игра – не игра...

А солнце п...лит их полуде...ым зноем.

Домой, ребятишки! Обедать пора.

Вернулись. У каждого полно лукошко,

А сколько pa…казов! Попался косой,

Поймали ежа, заблудились немно...ко

И вид...ли волка... у, страшный какой!

Ежу предл...гают и мух, и козявок,

Корней молочко ему отдал своё –

Не пьёт! отступились...

(Н. А. Некрасов.)

253. Спишите, вставляя пропущенные буквы; укажите, какого вида взяты глаголы при описании и спокойном повествовании и какого вида – при изображении быстрого развития событий.

Я ехал с охоты вечером один на беговых дро...ках. До дому ещ... было вёрст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дорог..., изре...ка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, н... на шаг н... отставала от задних колёс. Гроза надв...галась. Впереди огромная лиловая туча медленно подн...малась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар вн...запно см...нился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг; перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняком, поднялся в гору и в...ехал в лес. Дорога в...лась передо много между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперёд с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, бе...престанно пересекавшим глубокие продольные рытвины – следы тележных колёс; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер вн...запно загудел в вышине, дерев...я забушевали, крупные капли дождя ре...ко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разр...зилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принуждён был ост...новиться.

(И. С. Тургенев.)

254. Спишите, указывая вид глаголов, в которых пропущены буквы.

1) Дуновение живой силы к...снулось сердца матери, будя его. 2) Нет ничего, что не к...салось бы честных людей. 3) Слова легко всплывали из глубины её сердца и сл…гались в песню. 4) Рисуя образы, дорогие ей, она вл...гала в свои слова всю силу, всё обилие любви. 5) Егор закинул голову, закрыл глаза и зам…р. 6) Всё странно зам...рало в сумрачной неподвижности. 7) Николай кончил говорить, снял очки, выт...р их, посмотрел стёкла на свет и стал выт...рать снова. 8) Человек шёл медленно, крепко оп...раясь на палку. 9) Три дня у Ниловны дрожало сердце, зам...рая каждый раз, как она вспом...нала, что в дом придут какие-то чужие люди, страшные. 10) Мать тщательно соб...рала кусочки разорванных черновиков прокламаций и сж...гала их.

(М. Горький.)

Наши рекомендации