Общее понятие о чередовании.

Чередованием называется закономерная замена одного звука другим в основах родственных слов или в основах форм одного и того же слова, например: слух – слушать (х чередуется с ш); сбросить – сбрасывать (о чередуется с а); возит– вожу (з чередуется с ж).

Чередоваться могут не только звуки, но и звукосочетания: сжать–сжимать (а чередуется с им). Звук может чередоваться с нулём звука: сон–сна, кусок, – куск-а (о чередуется с нулём, звука).

Одни чередования объясняются законами произношения, действующими в настоящее время (о них см. § 63, 71, 74). Такие чередования называются фонетическими, и их изучает фонетика. Другие чередования вызваны законами произношения, уже прекратившими своё действие. Некоторые из этих древних чередований продолжают сохраняться в языке. Такие чередования называют историческими или морфологическими; их изучают в морфологии и словообразовании.

Морфологические чередования могут использоваться в качестве вспомогательного приёма для образования грамматических форм и слов; например, при образовании формы несовершенного вида отбрасывать от совершенного отбросить использован не только суффикс (-ыва- вместо -и-), но и чередование гласных (а вместо о); тот же приём в случаях: застроить – застраивать; обработать – обрабатывать и т. п.; при образовании слова горчичник от слова горчица используется не только суффикс -ник, но и чередование ц – ч.

Ниже для справок даются таблицы морфологических чередований гласных и согласных звуков в том виде, в каком они сохранены на письме. В произношении эти чередования могут быть изменены.

Таблицы морфологических чередований.

ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ (ВАЖНЕЙШИЕ СЛУЧАИ)

1)е –ё: сельский – сёла, весло – вёсла

2) о–нуль звука: сон – сна, кусок – куска

е – нуль звука: день -– дня, отец – отца

3) у – ов: кую – ковать, сную – сновать

ю –ев: клюю – клевать

4)а(я) – и– ин: жать – жну – пожинать; мять -– мну – приминать . а(я) – м– им: жать – жму – пожимать; взять – возьму– взимать

5)е – о – нуль звука –и: беру – сбор – собрат – собирать

6) у – о – ы: сухо – сохнуть – засыхать

7) о– нуль звука –.ы: посол – послать – посылать

8) о –а: ходит – захаживает, просит – выпрашивает

ТАБЛИЦА ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ

1) к – ч: пеку – печёшь, привлеку – привлечёшь, рыбак – рыбачий

г – ж: бегу – бежишь, жгу – жжёт, творог – творожник

х – ш: пух – пушистый, ухо – уши

2) с –ш: носить – ношу, косить – кошу

з – ж: мазать – мажу, близок – ближе

ск – ст – щ: пускать – пустить – пущу, густой – гуще

т – ч: ответ – отвечу, светить – свечу

д –ж: ходить – хожу, водить – вожу

б – 6л; п – пл: рубить – рублю, купить – куплю

в – вл;ф –фл: ловить – ловлю, графить – графлю м –мл: сломить – сломлю

3) к–ц: лик–лицо, моряк–моряцкий

г – з: друг– друзья, княгиня – князь

4)д, т – с: плету–плести, приведу – привести

5) к, г–ч (из сочетанийкти, гти): пеку–печь (из пекти), стерегу – стеречь (из стерегти)

Примечание. Кроме чередований согласных, в корнях наблюдается выпадение смычных согласных на конце корня, особенно часто перед суффиксом-ну–в глаголах: плеск-а-ть–плес-ну-ть; двиг-а-ть–дви-ну-ть; кид-а-ть–ки-ну-ть:шепт-а-ть – шеп-ну-ть; по-гиб-а-ть – с-ги-ну-ть; у-топ-а-ть – у-то-ну-ть.

Перед суффиксом -л в прошедшем времени глаголов выпадают согласные д и т: вед-у – вёл, плет-у – плё-л.

Изредка наблюдается выпадение согласных и в других случаях, например: ед-а – ем (вместо ед-м).

В начале корня иногда выпадает согласный в после приставки об-: за-вёрт-ыва-ть – об-ёрт-ыва-ть (вместо об-вёрт-ыва-ть).

Чередования звуков, вызванные наличием в русском языке старославянских основ.

1. Полногласие и неполногласие

Полногласием в русском языке называют стоящие между согласными звукосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -еле- (-ело-), которым в старославянских основах соответствуют сочетания -ра; -ла; -ре-, -ле- (называемые неполногласием): город–град, волоку–влеку. голос – глас, о-шелом-ить – шлем, берег – брег.

2. д – ж – жд; т – ч – щ

Чередование д – ж исконно русское, а д– жд старославянское; чередование т – ч исконно русское, а т – щ создалось на почве старославянского языка. В современном русском языке в связи с проникновением в него элементов старославянского языка имеем чередования: д – ж – жд и т – ч – щ: ходить – хожу – хождение; водить – вожу – вождение, светить – свечу – освещение.

§ 97.

Морфологические чередования происходят в пределах одной и той же морфемы: ног-а – нож-к-а, рук-а – руч-к-а, руч-н-ой, ручищ-а; книг-а – книж-ка – книж-н-ый.

Части слова, различающиеся лишь чередованиями, являются разновидностями одной и той же морфемы. Так, одну и ту же морфему составляют рук-/руч-, ног-/нож-, книг-/книж-, бег-/беж- (бегу – бежать), нос'-/нош- (носить – ношу).

Упражнение 98. Спишите, выделяя корни слов и подчеркивая гласные (или сочетания звуков), которые чередуются.

Ель – ёлка, испекли – испёк; седло – сёдла, сон – сна, день – дни, лён – льна; заведёт -–заводит; соберу – собрать – собираю – сбор; затёрли – затрут – затирают – затор; посол – послать –посылать; взор – зрение – озираться; коснуться – касаться; предложить – предлагать; пожнёт – пожал – пожинал; примнёт – примял – приминал.

99. Докажите, что следующие слова по происхождению однокоренные.

Куёт – оковы; снуёт – основа – основательный, дух – дыхание – вздох; призыв – воззвание – зов; постель – подстилка; заперли – запирали – запор.

100. Спишите, выделяя корни и подчёркивая чередующиеся согласные.

Пахать – пашет, скакать – скачет, брызгать – брызжет, искать – ищет, плясать – пляшет, мазать – мажет, хлопотать – хлопочет, глодать – гложет, хлестать – хлещет, послать – пошлёт, колебать – колеблет, дремать – дремлет.

101. Читайте и указывайте, какие слова имеют русское чередование, какие – старославянское.

Водить – вожак – вождь; город – горожанин – гражданин; ведать – невежда – невежа; принудить нужный – нужда; могу – во всю мочь – мощь.

§98. Основные способы словообразования в русском языке.

В русском языке существуют различные способы словообразования.

Наиболее употребительны такие способы, в которых производное слово образуется при помощи словообразовательных морфем: суффиксов и приставок. Такие способы словообразования принято называть морфологическими или аффиксальными («аффикс» – общий термин, которым называются словообразовательные морфемы: суффиксы и приставки).

С помощью аффиксальных способов производятся слова простые – соотносительные с одной производящей основой – и сложные – соотносительные с двумя (или более) производящими основами.

К аффиксальным способам относятся:

1) префиксация, например: делать – переделать;

2) суффиксация, например: летать –лётчик:

3) префиксально-суффиксальный способ, например: при станции – пристанционный, под осиной –подосиновик, на рукаве – нарукавник;

4) нулевая суффиксация. Подобно нулевым окончаниям (см. § 89), существуют нулевые суффиксы. Нулевые суффиксы выделяются в тех случаях, когда производное слово отличается от производящего отсутствием формального показателя производности (суффикса или приставки), но по смыслу явно выводимо из него. Сравните такие пары слов; приходить – приход, привозить – привоз, выходить – выход, бегать – бег и т. п. В каждой паре существительное производно от глагола, ибо оно обозначает действие, называемое глаголом, однако не содержит формального показателя производности, как в парах прыгать – прыж-ок, гулять – гуля-ние, ходить – ходь-ба.

Такое значащее отсутствие суффикса называют нулевым суффиксом. Нулевые суффиксы содержатся также в словах синь (от синий), рвань (от рваный), подпись (от подписаться) и т. п. Другой термин, применяемый для называния этого способа словообразования, – бессуффиксное словообразование;

5) сложение основ и суффиксация: ходить (по) канату + суф. -ец – канатоходец, носить орден + суф. -ец – орденоносец;

6) сложение основ в сочетании с нулевой суффиксацией: косить сено – сенокос, колоть лёд –ледокол.

Аффиксальные способы словообразования противопоставлены безаффиксным. Наиболее распространены такие б е з а ф ф и к с н ы е способы словообразования, которые используются для производства сложных слов:

1)сложение основ: лес и степь – лесостепь; горький и солёный – горько-солёный; синий и белый – сине-белый.

2) сложение сокращённых основ. Этим способом создаются только имена существительные. Производное слово образуется на базе словосочетания, причём в него входят различные начальные части слов, составляющих словосочетание: зампред (заместитель председателя), химфак (химический факультет), детсад (детский сад), МИД (Министерство иностранных дел), МГУ (Московский государственный университет).

Этот способ словообразования называется термином аббревиация (что означает «сокращение», от лат. brevis – короткий), слова, произведённые с его помощью, называются аббревиатурами. О разновидностях аббревиатур см. в разделе «Имя существительное».

§ 99. Словообразовательный анализ.

В § 91 говорилось о морфемном анализе. Производя морфемный анализ, устанавливают, из каких морфем состоит слово (состав слова). Для того чтобы узнать, как (каким способом и с помощью каких словообразовательных средств) образовано слово, надо произвести словообразовательный анализ. Для этого необходимо найти слово, которое послужило производящим для данного.

Возьмём слова пригород и приход. По морфемному составу эти слова аналогичны – они содержат приставку и корень: при-город, при-ход. Словообразовательный анализ показывает, что эти слова образованы разными способами: существительное пригород произведено от слова город с помощью приставкипри-; существительное приход произведено от глагола приходить с помощью нулевого суффикса. Хотя оно и содержит приставку, в его образовании приставка не участвовала – она досталась существительному «в наследство» от производящего глагола. .

Таким образом, наличие приставки в слове не всегда свидетельствует, что слово образовано приставочным способом. Точно так же не все слова, в которых с помощью морфемного анализа можно обнаружить несколько корней, образованы сложением основ. Так, слово колхозник содержит два сокращённых корня: кол(лективное) и хоз(яйство) + суффикс -ник. Однако оно образовано не сложением основ, а суффиксальным способом – с помощью суффикса -ник от сложносокращённого слова колхоз: колхоз – колхоз-ник. Морфемный анализ должен производиться после словообразовательного, так как, только узнав, как образовано слово, можно правильно расчленить его на морфемы. В русском языке слова образуются, как правило, от основ, а не от форм слова. Поэтому слово рыбак следует членить на основу рыб- и суффикс -ак (а не так: слово рыба + суффикс -к), в словах типа учитель, писатель следует выделять основы учи-, писа- и суффикс -тель (а не формы инфинитива учить, писать + суффикс -ель). Отглагольные производные слова обычно образуются от основы инфинитива. Исключение: женитьба.

Наши рекомендации