ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Развитие процесса освобождения.

РЕЗОНАТОРНАЯ ЛЕСТНИЦА

Теоретически Вы подошли к свободному дыхательному процессу. Практически же нельзя ожидать на этой стадии полной глоточной свободы. Необходимо продолжать свое усовершенствование, способствуя процессу освобождения.

Вы будете совершенствоваться в двух главных областях: диапазоне и силе звука. Мы начнем работу над диапазоном голоса. Усиление звука явится побочным результатом этой работы.

Вся работа будет основываться на предположении, что резонаторные полости можно изолировать. Вы будете развивать голос с помощью резонаторов, полости которых различны по форме. Для прояснения картины я буду использовать разные средства: диаграммы, воображение, эмоции, абсурдные и реальные аналогии.

С риском вызвать неудовольствие научной критики, предлагаю Вам описание резонаторной лестницы. Каждая нота голоса имеет свою собственную резонаторную ступень. А лестница — Ваше туловище от груди до макушки головы.

В последующих упражнениях Вы будете направлять свой голос вверх и вниз по резонаторной лестнице. Каждую ее часть необходимо освоить.

РЕЗОНАТОРНЫЕ КАНАЛЫ

Начнем с двух больших резонаторных полостей: грудного резонатора и резонаторной полости рта. Но прежде, чем приступить к работе со звуком, необходимо проделать ряд простейших подготовительных упражнений.

Шаг первый.

Запрокиньте голову назад, как в упражнениях на освобождение горла, и вообразите себе проход, расширяющийся в грудной клетке.

Целиком сфокусируйте свое внимание на мышцах задней части шеи и вытянитесь вверх так, чтобы голова "всплыла" на вершине позвоночника. Заметьте: канал изменил свою форму, но не закрылся.

Опустите голову вперед, не закрывая рта. Заметьте, что канал опять изменил свою форму, но не закрылся, несмотря на то, что стал очень узким.

Вновь с помощью мышц задней части шеи выровняйте позвоночник. Голова "всплывает" кверху. Постарайтесь максимально расслабить мышцы челюсти для того, чтобы дать ей возможность слегка опускаться в то время, как голова поднимается вверх. Пространство между зубами станет несколько шире, чем было, когда голова была опущена вперед.

Запрокиньте голову назад, оставляя челюсть опущенной вниз. Таким образом опять возникает широкий горловой проход.

Обратите внимание на то, что перемещение головы происходит за счет мышц задней части шеи. Побочным результатом этих перемещений является автоматическое изменение формы прохода из горла в грудную клетку. Спонтанная реакция мышц, изменяющих этот проход, зависит от абсолютной свободы челюстного сустава. Если Вы чувствуете напряжение в области челюсти во время передвижения головы, Вы должны сознательно опустить свою челюсть.

Упражняйтесь в шаге первом до тех пор, пока не установите контакт с задней частью шеи и не сможете передвигать голову без малейшего напряжения со стороны брюшных мышц. Положите руку на живот и, наладив легкий, естественный ритм дыхания, опустите голову сначала вперед, а потом назад.

Шаг второй.

Запрокиньте голову назад. Как и в шаге втором (упражнений для горла) найдите с помощью воображения глубоко внутри "пруд" вибраций и выдохните: "Хаааааааааа". Положится руку на грудь и отметьте звуковые вибрации, выходящие через грудную клетку.

Повторите звуки:

хаааа хаааа хаааа Ø

хаааа хаааа хаааа хаааа хаааа Ø

хаа хаа хаа хаа хаа Ø.

Поднимите голову с помощью мышц задней части шеи. Голова "всплывает" на вершине позвоночника. Форма канала изменилась, но не закрылась. Позвольте звуку вылиться через полость рта: "Ха—а—а". Высота звука слегка поднимется. В верхней части рта и на зубах Вы обнаружите определенные ощущения. Продолжайте звучать до тех пор, пока не обнаружите обратную резонаторную связь с "костистой" полостью рта:

ха—а—а ха—а—а ха—а—а Ø

ха—ха—ха—ха—ха Ø

ха—ха—ха Ø

Запрокиньте голову назад, убрав на этот раз из своего воображения резонатор ротовой полости и оставив только резонатор нижнего горла и груди. Найдите глубокий и низкий звук "хааааааа", распространяющийся по всей грудной полости. Предайтесь этому звуку и "побарахтайтесь" в нем. Не подталкивая звук, опуститесь по диапазону настолько низко, насколько это возможно. Постучите по груди с тем, чтобы расшевелить и разбудить как можно больше вибраций.

Поднимите снова голову вверх, восстановив в своем воображении резонатор в полости рта. Найдите звук соответствующей высоты, вызывающей обратную резонаторную связь от "костистых" стенок ротовой полости.

Перейдите от ротового резонатора (голова на вершине позвоночника) к грудному (голова запрокинута назад) и опять к ротовому:

ха - ха—ха—ха—ха Ø

голова запрокинута назад

хаа—хаа—хаа—хаа Ø

голова на вершине позвоночника

ха—ха—ха—ха—ха Ø

голова запрокинута назад

хаа—хаа—хаа—хаа Ø.

Проследите за изменением высоты и совершенно разным качеством резонирования в каждой резонаторной полости.

Перейдите от грудного резонатора к резонатору рта, а затем

Опустите голову вперед. Сейчас звуковой канал значительно сузился и звук изменился, прибывая к передним зубам на "хиииии".

Почувствуйте вибрации на передних зубах и найдите для звука соответствующую высоту. Она будет несколько выше, чем в полости рта. Звук на этой высоте диапазона пробудит отчетливую обратную резонаторную связь от передних зубов.

А теперь с помощью мышц задней части шеи "уроните" голову вперед, поднимите ее на вершину позвоночника и запрокиньте назад. Пусть звуковой канал непроизвольно изменяется в ответ на трансформацию пространства между челюстью и черепом, а вибрации, свободно вытекающие из центра, резонируют то на передних зубах, то во рту, то в груди:

хии—хии—хии — вибрации на передних зубах, голова опущена вперед;

ха—ха—ха — вибрации в полости рта, шея вытянута по прямой линии;

хаа—хаа—хаа — грудные вибрации, голова запрокинута;

хаа— хаа— хаа — низкое звучание, грудной резонанс;

ха— ха— ха — высота звука средняя, резонирование в полости рта;

хии— хии— хии — высота звука несколько выше, резонанс на передних зубах.

Собираясь произнести "хаа", "ха" или "хии", Вы должны будете думать об изменении высоты. Во время упражнения попытайтесь рассуждать так: "Пусть звук произойдет сам по себе", — что еще не будет соответствовать тому, что Вы делаете. Остаточное напряжение в мышцах не даст сразу нужного эффекта. Однако подобная попытка должна происходить в Вашем сознании.

Когда голова запрокинута назад и горло широко открыто, единственным звуком, который может образоваться, не изменив формы канала и не вызвав лишнего движения мышц, будет звук "хаа". Таким образом, форма диктует гласный звук, а гласный звук, в свою очередь, является побочным продуктом формы. Если шея вытягивается в одну линию с позвоночником, единственным звуком, не изменяющим формы канала и не вызывающим лишнего движения мышц (при условии, что мышцы языка будут свободными), теперь станет звук "ха". (Проверить это опытным путем непросто, так как зачастую скрытое напряжение корня языка незаметно меняет форму звука.) И, наконец, Вы опускаете голову вперед — и звуковой канал совсем сужается.

Язык, если он свободен, подается вперед, при этом не блокируя звуковой канал.

В результате непроизвольно возникает звук "хии".

Продолжая процесс самоосознавания, ощутите разные формы звукового канала в трех позициях. Беззвучно, на одном длинном выдохе из центра, пройдите их еще раз. Не останавливайтесь на этом моменте, если даже Вы не полностью довольны результатом. Все, что было здесь описано, находится в прямой зависимости от полностью освобожденного дыхания, полностью свободного языка и горла.

Еще одно наблюдение в соответствии с концепцией непроизвольного образования звука: так же, как непроизвольно меняется форма звукового канала, меняется и высота звука. Большие пространства создают вибрации более низкой частоты, чем меньшие пространства.

Предложенная концепция помогает "разбудить" голос в трех основных резонаторных областях, вызывая качественно разные вибрации.

Шаг третий.

Для стимуляции дыхательного центра попытайтесь последовательно проделать упражнение еще раз.

Запрокиньте голову назад. Горло широко открыто.

Вообразите себя расслабившимся, сидящим в комфортабельном кресле близ камина. Представьте, что Ваше горло наподобие трубы расширяется книзу по направлению к грудной клетке.

Позвольте чувству удовлетворения, которое Вы испытываете благодаря теплу от огня, освободиться по трубе вверх и наружу в глубоком и теплом "хааааа".

Поддерживайте в себе чувство тепла от огня. Поднимите голову и шею вверх. Труба меняет свою форму, но не закрывается. Позвольте теплу освободиться, чтобы согреть верхнюю часть полости рта: "Ха—а—а".

Опустите голову и шею вперед. Продолжайте ощущать огонь. Позвольте теплу и потоку вибраций освободиться на передних зубах: "Хииииииии". В этой позиции тепло фокусируется более отчетливо.

Голова на вершине позвоночника: "Ха—ха—ха", (тепло фокусируется в верхней части ротовой полости).

Голова запрокинута назад. Позвольте теплу распространиться по всему туловищу: "Хаааа хаааа".

Шаг четвертый.

Повторите упражнения, используя различные видения. На этот раз вообразите, что в области Вашего дыхатель-Чого центра содержится целый спектр красок.

Голова запрокинута назад (грудной резонанс) — вибрации окрашивают большую полосу на потолке фиолетовой краской: Хаааааааа".

Голова поднята вверх (ротовой резонанс) — вибрации окрашивают большой шар на противоположной стене голубой краской: "Ха". Затем три шара: "Ха—ха—ха".

Уроните голову вперед (резонанс на зубах) — из центра Вашего тела вибрации окрашивают узкую полоску на полу ярко-зеленой краской: "Хиииииии".

Повторите этот процесс в обратном направлении, переходя от зеленого к голубому, а затем к фиолетовому.

Не переставайте "поставлять" краску из центра. Следите за тем, чтобы цвета прибывали к месту своего назначения. Отметьте, что резонаторы в Вашей игре играют побочную роль.

Необходимо уделять много времени на основные упражнения, вызывающие чувство резонанса в звуковом канале. Опытным путем Вы можете обнаружить, что каждой резонаторной области присущи различные энергии, зависящие от меняющейся высоты звука.

Шаг пятый.

Ознакомившись с резонаторными переходами от груди ко рту и к зубам, Вы начнете заполнять каждую ступеньку резонаторной лестницы тоном соответствующей высоты.

Ознакомьтесь с образом резонаторной лестницы и мысленно пройдитесь, ступенька за ступенькой, через грудь и горло, через мягкое нёбо в верхнюю часть полости рта, а затем через альвеолы к передним зубам. Дайте возможность своему голосу продвигаться вверх по диапазону, равномерно повышая тон и находя каждому тону соответствующую ступень резонаторной лестницы. Резонаторная лестница должна изучаться через речевую модуляцию, а не через пение.

Внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации. Внутри резонаторной полости рта звук содержит больше настоятельности и жизни. Внутри пространства, резонирующего от передних зубов, звук возбуждает особую энергию, которая имеет свою эмоциональную окраску.

Изолирование резонаторных полостей практикуется для того, чтобы развить все части голосового диапазона. В жизни подобная изоляция резонаторной реакции редка и может случиться при эмоциональном шоке, либо при чрезвычайном напряжении. Обычно же, в соответствии с изменяющейся энергией интеллектуально-эмоционального содержания, вибрации из разных резонаторных полостей смешиваются в постоянно меняющиеся пропорции высоких и низких обертонов.

Шаг шестой.

Задача этого шага состоит в том, чтобы освободить свои эмоции с помощью голоса в крик. Когда Вы кричит происходит смешивание вибраций, отзвучивающихся от груди, рта и передних зубов.

Дайте возможность импульсу крика возникнуть в дыхательном центре.

Дайте возможность стремлению освободить себя реализоваться в крике. Звук долгий, легкий, нефорсированный: "Хэй".

Дайте возможность челюсти, языку и горлу совершенно расслабиться. Пусть крик берет начало из энергетического центра солнечного сплетения диафрагмы в то время, когда Вы освобождаете себя на долгом: "Хэ—э—э—э—э—эй" в крике, который "собирает" вибрации со всех имеющихся резонаторных поверхностей (в груди, в горле, мягком нёбе, верхней части полости рта, на зубах).

ОСВОБОЖДЕНИЕ ГОЛОСА ИЗ ТЕЛА

В предыдущих упражнениях наибольшее значение придавалось процессу физического самоосознавания. В дальнейшем этот процесс поможет стимулировать новые области тела, пробуждая их к реакции в ответ на различные импульсы коры головного мозга. В этой главе предлагается несколько основных путей, которые помогают расширить амплитуду процесса физического самоосознавания, распространяя его на все тело. Чем больше тело расслабится, тем большее количество вибраций освободится. Необходимо сохранить образ звука, исходящего из центра тела. Вам предлагается концепция голосового центра как физического источника звука в центре диафрагмы и импульсного центра в области солнечного сплетения. Однако эта концепция не исключает восприятия голоса или энергии, берущих начало глубже и ниже.

Шаг первый.

Создайте в Вашем воображении простой сценарий. Вы стоите на тротуаре запруженной транспортом улицы и видите на другой стороне знакомого, чье внимание хотите привлечь. Или: Вы смотрите из окна в сад. И вдруг замечаете знакомого человека, которого не ожидали увидеть.

В обеих сценах Вы можете крикнуть своему другу "хэй".

Вообразите себе одну из этих сцен, отчетливо определяя последовательность того, что происходит.

И так, Вы выглядываете из окна, чтобы узнать, какая погода. Вы видите своего друга. (Конкретного человека, который Вам не безразличен.) То, что Вы видите, наполняет Вас желанием позвать его или ее. Вы освобождаете себя в крике.

Расслабляетесь, дышите и ждете ответной реакции.

В течение всей сцены Ваше тело находится под влиянием: сначала внешних стимулов, а потом желания общения. Следовательно, для того, чтобы окликнуть Вашего друга, нет никакой необходимости "толкать" или напрягать мышцы.

Потренируйтесь следующим образом: пусть Ваше желание окликнуть его или ее исходит из центра и освобождается через свободный звуковой канал.

Шаг второй.

А теперь представьте себе другого человека и, желая окликнуть его, легко выдохните из центра: "Хэ—э—эй".

Освобождая свой голос на "хэ—э—эй", "вытряхивайте" звук, легко потряхивая плечами вверх и вниз.

Затем, легко подпрыгивая всем телом, дайте волю голосу, крикнув: "Хэ—э—эй". Дайте возможность коленям свободно сгибаться и разгибаться. Дайте волю рукам и плечам. Освободите мышцы желудка, головы и челюсти. Во время этого "расхлябанного" подпрыгивания пусть длинный звук "хэ—э—эй" выходит из Вашего тела.

Представьте, что под пальцами Вашей стопы находятся пружины и потому тело ведет себя наподобие болтающейся марионетки. Начните "хэ—э—эй" из центра, подпрыгивая при этом, как на пружинах, по всей комнате. Ваше тело "болтается" по всему пространству комнаты, и звук, вылетающий наружу, абсолютно бесконтролен.

Не сдерживайте звук никоим образом, позвольте ему полностью попасть под влияние движений, "вытряхивающих" его из Вашего тела.

Встаньте спокойно. Выкрикивая "хэй" и медленно опускаясь вдоль позвоночника, повисните вниз головой. Пусть "хэй" в ответ на силы гравитации "выпадает" из макушки свободно "болтающейся" головы. Позвольте дыханию легко переместиться, а затем медленно разверните позвоночник, выкрикивая: "Хэй". В зависимости от необходимости, дайте себе возможность взять новое дыхание в любом месте упражнения. Когда Вы достигнете вершины, освободите себя в долгом крике, доставляющем удовольствие: "Хэ—э—эй"-

Лягте на пол на спину. Мысленно обратитесь к своему телу, чтобы расслабить все напряженные мышцы, а затем свободно, и центра в потолок выкрикните: "Хэ—э—эй".

Перевернитесь на живот, лягте лицом к полу, прикасаясь лбом к рукам. Вызовите несколько глубоких вздохов облегчения. В этой позе легко заметить, как при глубоком вдохе позвоночник вытягивается, а при выдохе укорачивается. Поясница поднимается на входящее дыхание и опускается на выходящее. Осознавая все это, лежа ничком, крикните: "Хэ—э—эй".

Продолжая лежать на полу лицом вниз, Вы можете попробовать повторить многие из предыдущих упражнений. Эта поза моментально фиксирует ненужные движения головы, вызывающие напряжение мышц задней части шеи или челюсти. Теперь более ясно можно представить себе звук, который как бы выпадает изо рта в ответ на силы гравитации. Вы ощутите, что дыхание начинает воздействовать на нижнюю часть спины.

Перекатитесь свободно с живота на спину, опять на живот и снова на спину, легко освобождая в это время звук из тела. Пусть тело будет свободным от напряжения. Убедитесь, что мышцы челюсти, шеи и горла не напряжены. Не охраняйте и не сдерживайте звук. Каждый раз, когда тело тяжело "падает" на живот или на спину, удар должен вытолкнуть звук. Попробуйте проделать это в Вашем воображении за порогом дома: скатитесь по зеленому склону холма.

Вы можете делать эти упражнения, сопровождая их прозаическим или стихотворным текстом. Возьмите то, что Вам хорошо известно. Позвольте Вашему вниманию полностью сфокусироваться на смысловом и эмоциональном содержании текста, при этом вышеописанными способами освобождаясь от малейшего физического напряжения. Пусть содержание найдет новые пути для своего выражения.


Наши рекомендации